Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) |
Дата поступления | 31.05.2018 |
Дата решения | 21.06.2018 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Федорова Галина Ивановна |
Результат | другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений |
Судебное решение | Есть |
ID | 6ca4cae6-86d7-3766-ba29-2fce401f344d |
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Дело № 33-4450/2018
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Хабаровск 21 июня 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Н.В.Пестовой
судей И.К.Ющенко, Г.И.Федоровой
при секретаре А.Д.Вигуль
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу [СКРЫТО] О. В. на определение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 апреля 2018 года об отказе в принятии искового заявления.
Заслушав доклад судьи Федоровой Г.И., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] О.В. обратилась в Центральный районный суд г.Хабаровска с исковым заявлением к ФКУ «Главное бюро МСЭ по Хабаровскому краю» Минтруда России о признании недействительным решения ФКУ «ГБ МСЭ по Хабаровскому краю» Минтруда России, Бюро медико-социальной экспертизы №10 от 14.02.1974г., возложении обязанности признать ее инвалидом первой группы.
Определением судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 апреля 2018 года в принятии искового заявления отказано по основаниям, предусмотренным п. 1 ч.1 ст.134 ГПК РФ.
В частной жалобе [СКРЫТО] О.В. просит определение судьи отменить, ссылаясь на его незаконность. Указывает на то, что споры о признании незаконными (недействительными) нормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих, если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса РФ частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия находит определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
Отказывая в принятии искового заявления, судья исходил из того, что заявление не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается в порядке, установленном Кодексом административного производства РФ.
С таким выводом судьи согласиться нельзя.
В соответствии с ч. 1 и 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод; решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ст. 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке (п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Положения ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании бездействия органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.
В силу п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном этим кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании бездействия органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц.
В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. N 36 N "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" в абз. 5 п. 1 разъяснено, что, по смыслу ч. 4 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ и ч. 1 ст. 22 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст. 8 Гражданского кодекса РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ.
Как следует из искового заявления, [СКРЫТО] О.В., оспаривая решение ФКУ «ГБ МСЭ по Хабаровскому краю» Минтруда России, Бюро медико-социальной экспертизы №10 от 14.02.1974г., просила обязать учреждение медико-социальной экспертизы признать ее инвалидом первой группы.
В силу ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Часть 1 статьи 7 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" утверждены Правила признания лица инвалидом.
Согласно пункту 1 Правил признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы, главным бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро.
Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2 Правил).
Из приведенных положений Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 декабря 2015 г. N 1024н следует, что федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки состояния организма человека с учетом объективных критериев и в соответствии с условиями признания гражданина инвалидом, предусмотренными названными правилами, обеспечивается реализация права конкретного лица на установление инвалидности, которая согласно действующему законодательству является основанием для предоставления мер социальной защиты.
Таким образом, при рассмотрении судом требований граждан об оспаривании решений учреждений медико-социальной экспертизы об отказе в установлении инвалидности и об установлении инвалидности должен быть фактически разрешен спор о наличии права конкретного лица на установление инвалидности и, как следствие, на получение им различных мер социальной защиты. Ввиду этого такие требования исходя из характера возникших правоотношений подлежат рассмотрению судами в порядке гражданского судопроизводства.
Принимая во внимание, что заявленные [СКРЫТО] О.В. исковые требования о признании незаконными решения ФКУ «ГБ МСЭ по Хабаровскому краю» Минтруда России, Бюро медико-социальной экспертизы №10 от 14.02.1974г. направлены на установление права [СКРЫТО] О.В. быть признанной инвалидом, то названные требования подлежат рассмотрению в суде по правилам гражданского судопроизводства, в связи с чем вывод судьи о том, что спорные отношения вытекают из административных и подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства РФ, нельзя признать правомерным.
В связи с неправильным применением норм процессуального права определение судьи подлежит отмене, а исковое заявление - направлению в тот же суд на новое рассмотрение вопроса о принятии к производству.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Определение судьи Центрального районного суда г. Хабаровска от 10 апреля 2018 года об отказе в принятии искового заявления [СКРЫТО] О. В. отменить.
Исковое заявление [СКРЫТО] О. В. к ФКУ «Главное бюро МСЭ по Хабаровскому краю» Минтруда России о признании недействительным решения ФКУ «ГБ МСЭ по Хабаровскому краю» Минтруда России, Бюро медико-социальной экспертизы №10 от 14.02.1974г., возложении обязанности признать [СКРЫТО] О.В. инвалидом первой группы направить в тот же суд на новое рассмотрение вопроса о принятии к производству.
Настоящее апелляционное определение вступает в силу со дня принятия и может быть обжаловано в президиум Хабаровского краевого суда в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий: Н.В.Пестова
Судьи: И.К.Ющенко
Г.И.Федорова