Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Хабаровский краевой суд (Хабаровский край) |
Дата поступления | 18.03.2021 |
Дата решения | 06.05.2021 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Шапошникова Татьяна Викторовна |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | 6c038f49-3a45-389b-8cec-8af48ea70581 |
Дело № 33-2486/2021
(в суде первой инстанции дело № 2-5282/2020)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
06 мая 2021 года г. Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам [СКРЫТО] краевого суда в
составе:
председательствующего Хохловой Е.Ю.
судей Овсянниковой И.Н., Шапошниковой Т.В.,
при секретаре Никулиной Д.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Центрального района г. Хабаровска к микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» об устранении нарушений законодательства,
встречному иску микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» к прокурору Центрального района г.Хабаровска, прокуратуре [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании недействительным представления,
по апелляционной жалобе ответчика микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» на решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2020 года.
заслушав доклад судьи Шапошниковой Т.В., объяснения представителя ответчик микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» Шевченко Н.А., представителей министерства инвестиционного развития и предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] Агафонова С.Д., Заливиной С.С., представителя истца-прокурора отдела Хабаровской краевой прокуратуры Максименко Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] Центрального района г. Хабаровска обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» об устранении нарушений законодательства, с учетом уточнения требований просил возложить на микрокредитную организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]», обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства, а именно: включить в договоры займа, заключаемые микрокредитной организацией «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» в целях выполнения обязательств по соглашения о предоставлении субсидий, условие о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение проверок Министерством инвестиционного развития и предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] и органами государственного финансового контроля [СКРЫТО]; исключить из п. 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программе «СТАРТ», СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]; исключить из п.2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программе «МИКРОЗАЁМ МОНОГОРОД» требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]; возложить на Микрокредитную организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]», ИНН 2721052016, ОГРН 1022700913509 обязанность предоставить прокурору Центрального района г. Хабаровска документы, подтверждающие устранение нарушений в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска истец указал, что прокуратурой района во исполнение указания прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] с привлечением специалиста Комитета государственного финансового контроля Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] в отношении Микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» проведена проверка соблюдения законодательства о некоммерческих организациях, о развитии малого и среднего предпринимательства, бюджетного законодательства при реализации государственных программ в сфере поддержки предпринимателей и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». По результатам проверки в действиях Микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» выявлены нарушения законодательства, которые частично не устранены.
Микрокредитная организация «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» обратилась со встречным административным иском к прокурору Центрального района г.Хабаровска о признании недействительным представления,протеста.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что нарушения, указанные в представлении №2-30-2020 от 15.07.2020 г., протесте №2-29-2020 от 15.07.2020 г., протесте №2-29-2020 от 15.07.2020 г. Фондом частично исполнены, в остальной части выявленные нарушения не устранены по причине несогласия Фонда с их обоснованностью. Фонд считает, что вышеуказанные представление и протесты являются неправомерными, нарушающими права и законные интересы Фонда. Отчет «О расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия» по состоянию на 31 декабря 2019 года представлен Фондом, в соответствии с требованиями Соглашения о предоставлении Субсидии, дважды: 09 января 2020 года и 20 марта 2020 года. Таким образом, Фондом было надлежащим образом исполнено обязательство, предусмотренное пунктом 4.3.6.3 Соглашения. Договор займа по своей природе не является ни договором поставки, ни договором подряда, ни договором исполнения услуг. Средства, размещаемые Фондом в договоры микрозайма, являются финансовыми вложениями и подлежат возврату в Фонда на условиях, определенных договором микрозайма. Соответственно, заемщик не может являться поставщиком, подрядчиком и исполнителем по договору займа, так как он не оказывает услуги, не продает товары, не выполняет работы заимодавцу и не получает за это вознаграждение. Включение в договоры (соглашения), заключаемые в целях исполнения обязательств но договору о предоставлении Субсидии, согласия лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по данным договорам (соглашениям), на осуществление Министерством и органами государственного финансового контроля [СКРЫТО] проверок соблюдения указанными поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий, целей и порядка предоставления субсидии и запрета приобретения за счет полученной субсидии, предоставленной в целях финансового обеспечения затрат Фонда, иностранной валюты безосновательно. Для внесения изменений в действующие Положения Фонда в части исключения их них пункта 2.2, предусматривающего отказ в предоставлении поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО], требуется внесение соответствующих изменений в краевое законодательство, в частности в Приложение № 10 к Государственной программе, утвержденной постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 17.04.2012 № 124-пр.
Просит признать недействительным представление заместителя [СКРЫТО] Центрального района г. Хабаровска от 15.07.2020 г. №2-30-2020 об устранении нарушений требований бюджетного законодательства в части: необходимости направления Микрокредитной компанией «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» в Министерство инвестиционного развития и предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] сведений о наличии остатка субсидии за 2019 год; необходимости включения в договоры займа, заключаемые Микрокредитной компанией «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» с субъектами малого и среднего предпринимательства, условия о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение проверок Министерством инвестиционного развития и предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] и органами государственного финансового контроля [СКРЫТО], признать недействительным протест заместителя [СКРЫТО] Центрального района г. Хабаровска №2-29-2020 от 15.07.2020 г. на Положение о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программе «Микрозаём МОНОГОРОД» в части приведения пункта 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программе «Микрозаём МОНОГОРОД» в соответствие с действующим законодательством, признать недействительным протест заместителя [СКРЫТО] Центрального района г. Хабаровска №2-29-2020 от 15.07.2020 г. на Положение о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программам «СТАРТ», «СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» в части приведения пункта 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программам «СТАРТ», «СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» в соответствие с действующим законодательством.
Определением от 28.10.2020 к участию в деле в качестве административного соответчика по встречному иску привлечена прокуратура [СКРЫТО] [СКРЫТО], в качестве заинтересованного лица – министерство инвестиционного развития и предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Определением от 03.11.2020 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2020 года исковые требования прокурора Центрального района г. Хабаровска удовлетворены.
Постановлено: Возложить на микрокредитную организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения законодательства: включить в договоры займа, заключаемые микрокредитной организацией «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» в целях выполнения обязательств по соглашения о предоставлении субсидий, условие о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение проверок министерством инвестиционного развития и предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] и органами государственного финансового контроля [СКРЫТО]; исключить из п. 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программе «Старт», Стандарт», «Развитие» требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО]; исключить из п. 2.2 Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программе «Микрозаем моногород» требование об условии не предоставления микрозайма субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Возложить на микрокредитную организацию «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» обязанность предоставить прокурору Центрального района г. Хабаровска документы, подтверждающие устранение нарушений, в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении встречного иска отказать.
В апелляционной жалобе ответчик микрокредитная организация «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении встречного искового заявления. В обоснование доводов жалобы ответчик ссылается на то, что судом первой инстанции неправильно применены и истолкованы нормы материального права. В целом содержание доводов апелляционной жалобы повторяют содержание встречного иска. В частности, ответчик полагает, что требование п.3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ об обязательном включении получателем субсидии в договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателя субсидии согласий лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) получателя субсидии, предусмотрено исключительно для тех организаций, которые получают субсидии на финансовое обеспечение своих затрат (расходов) – расходов на оплату труда, расходов на оплату различных услуг (работ), оказываемых сторонними организациями и необходимых для осуществления уставной деятельности получателя субсидии. Субсидии, полученные из бюджетов всех уровней, не используются Фондом для покрытия операционных расходов, возникающих в процессе деятельности организации. Таким образом, в возникающих правоотношениях по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаймов на возвратной основе должны применяться не нормы бюджетного законодательства, а законодательство о микрофинансовой деятельности. У фонда отсутствуют правовые основания для внесения изменений в п.2.2 Положений о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по утвержденным программам «СТАРТ», «РАЗВИТИЕ», «СТАНДАРТ» МИКРОЗАЕМ МОНОГОРОД». Кроме того, 11.11.2020 Центральным районным судом вынесено Постановление по делу № 5-1306/2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» ввиду отсутствия в действиях Фонда состава административного правонарушения. При этом судом установлено, что оспариваемые представление заместителя прокурора Центрального района г. Хабаровска от 15.07.2020 г. № 2-30-2020 и протесты № 2-29-2020 от 15.07.2020 не имеют юридической силы. Аналогичные выводы суда содержатся в судебном акте об отмене постановления мирового суда судебного участка № 24 Центрального района г. Хабаровска о привлечении к ответственности физического лица – генерального директора микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» Шалимовой Н.А., предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ. В судебном акте указано на отсутствие у генерального директора Шалимовой Н.А. правовых оснований для внесения изменений в действующие условия предоставления поддержки, установленные краевыми законодательными актами.
В письменном отзыве Министерство инвестиционного развития и предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] поддержало доводы апелляционной жалобы.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
На основании ч. 1 и 2 ст. 327.1 ГПК РФ решение суда подлежит проверке в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для его отмены по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой района во исполнение указания прокурора [СКРЫТО] [СКРЫТО] с привлечением специалиста Комитета государственного финансового контроля Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] в отношении микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» проведена проверка соблюдения законодательства о некоммерческих организациях, о развитии малого и среднего предпринимательства, бюджетного законодательства при реализации государственных программ в сфере поддержки предпринимателей и национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения.
15.07.2020 заместителем прокурора района в адрес генерального директора Фонда внесено представление об устранении нарушений.
Ответ на представление заместителя прокурора района от 15.07.2020 поступил в прокуратуру района 01.09.2020, Фондом не устранены следующие нарушения: не направлены в Министерство сведения о наличии остатка субсидии за 2019 год, в договоры займа, заключенные с целью выполнения обязательств по Соглашению о предоставлении субсидий, соответствующие условия о согласии лиц, являющихся исполнителями по договору займа, на проведение соответствующих проверок, не включены.
Пунктом 4.3.6.3 Соглашения предусмотрено, что Фонд обязуется предоставлять Главному распорядителю средств краевого бюджета (в Министерство) не позднее 10 января 2020 года сведения о наличии остатка субсидии. При этом Соглашение не содержит формализованного отчета об остатках субсидии на конец отчетного периода, но Приложением 4 к Соглашению предусмотрено представление Отчета «О расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия» по состоянию на 31 декабря 2019 года.
Типовая форма Соглашения, утвержденная приказом министерства финансов [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 08.09.2017 г. № 191П «Об утверждении типовой формы соглашения (договора) о предоставлении из краевого бюджета субсидии некоммерческой организации в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации», содержит приложение 4, в котором получатель субсидии представляет отчет о расходах, в том числе по остатку субсидии.
Строка 500 «Остаток Субсидии на конец отчетного периода, всего» вышеуказанного отчета содержит информацию об остатке субсидии по состоянию на 31 декабря 2019 года, по данной строке указано значение «ноль».
Отчет «О расходах, источником финансового обеспечения которых является Субсидия» по состоянию на 31 декабря 2019 года представлен Фондом 09 января 2020 года и 20 марта 2020 года. Таким образом, Фондом было образом исполнено обязательство, предусмотренное пунктом 4.3.6.3 Соглашения. Представление Отчета в соответствии с Приложением №4 к Соглашению является исполнением обязательства о предоставлении сведений о наличии остатка субсидии на конец отчетного периода.
Проведенной проверкой установлено, что Положения о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по программам «МИКРОЗАЁМ МОНОГОРОД», «СТАРТ», СТАНДАРТ», «РАЗВИТИЕ» содержат условия, согласно которым микрозаймы предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства не имеющим просроченной задолженности по налоговым платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (п.2.1); микрозаймы не предоставляются субъектам малого и среднего предпринимательства, выплачивающим заработную плату работникам ниже размера минимальной заработной платы, установленной на территории [СКРЫТО] [СКРЫТО] (п.2.2.)
По данному факту 15.07.2020 прокуратурой района принесены протесты на указанные Положения, по результатам рассмотрения положения пунктов 2.1 изменены, приведены в соответствие с требованиями закона, пункт 2.2 Положения не изменен и не отменен.
Разрешая заявленные истцом требования и удовлетворяя их, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 206 ГК РФ, п.2,3 ст. 78.1 БК РФ, Государственной программы [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 17.04.2012 № 124-пр, и, проверив доводы сторон, дав оценку собранным по делу доказательствам, пришел к выводу, что требования прокурора Центрального района г.Хабаровска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, оснований для удовлетворения встречного иска не имеется.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда по существу спора как постановленными на основании исследованных доказательств при правильном применении норм материального права.
В силу части первой статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов установлены в главе 1 раздела III Закона о прокуратуре.
Согласно пункту 1 статьи 21 указанного Закона предметом прокурорского надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, их должностными лицами (в том числе службой судебных приставов, входящей в систему Министерства юстиции Российской Федерации).
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" протест прокурора подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления. О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме.
Согласно п. 1 ст. 24 вышеназванного Закона представление об устранении нарушений закона подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Для рассмотрения протеста и представления прокурора установлены различные сроки, но в обоих случаях прокурору необходимо направить ответ о результатах рассмотрения изложенных в них требований.
В соответствии с п. 2,3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, в решении представительного органа муниципального образования о местном бюджете могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и местного бюджета устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации или нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами) уполномоченных ими соответственно федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов), органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления. Указанные нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и содержать положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидию, и органами государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий иными некоммерческими организациями, не являющимися государственными (муниципальными) учреждениями.
При предоставлении субсидий, указанных в пунктах 2 и 4 настоящей статьи, обязательными условиями их предоставления, включаемыми в договоры (соглашения) о предоставлении субсидий и (или) в нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие порядок их предоставления, и договоры (соглашения), заключенные в целях исполнения обязательств по данным договорам (соглашениям), являются согласие получателей субсидий и лиц, являющихся поставщиками (подрядчиками, исполнителями) по договорам (соглашениям), заключенным в целях исполнения обязательств по договорам (соглашениям) о предоставлении субсидий на финансовое обеспечение затрат получателей субсидий, на осуществление главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставившим субсидии, и органами государственного (муниципального) финансового контроля проверок соблюдения ими условий, целей и порядка предоставления субсидий и запрет приобретения за счет средств, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат получателей субсидий, иностранной валюты, за исключением операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, а также иных операций в случаях, определенных нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, регулирующими порядок предоставления субсидий.
Государственной программой [СКРЫТО] [СКРЫТО] «Развитие малого и среднего предпринимательства в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства [СКРЫТО] от 17.04.2012 № 124-пр предусмотрено предоставление субсидии в виде имущественного взноса Фонду на развитие системы микрофинансирования в Хабаровском крае в целях обеспечения доступа субъектов малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО], в том числе в монопрофильных муниципальных образованиях [СКРЫТО], к финансовым ресурсам посредством предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] в рамках реализации: мероприятия «Предоставление микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства» в соответствии с подпунктом 1.1.1 подпункта 1.1 пункта 1 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году предусмотрен объем средств в размере 0,84 млн. рублей; мероприятия «Докапитализация МКК «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» регионального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе льготному финансированию», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в соответствии с подпунктом 10.2 пункта 10 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году средства не предусмотрены; мероприятия «Развитие государственных микрофинансовых организаций в целях ускоренного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в моногородах» регионального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», обеспечивающего достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства», входящего в состав национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» в соответствии с подпунктом 11.2.2 подпункта 11.2 пункта 11 приложения № 3 к Государственной программе, на реализацию которого в 2019 году предусмотрен объем средств в размере 5,17 тыс. рублей.
Правила предоставления и распределения субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства в субъектах Российской Федерации, установлены Приложением № 10 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 316 «Об утверждении государственная программа Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» в части предъявления требований к предпринимателям при выдаче займов.
В силу п. 53 Правил направление «реализация федерального проекта «Расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам, в том числе к льготному финансированию» включает в себя мероприятия по развитию и (или) созданию государственных микрофинансовых организаций.
Министерство экономического развития Российской Федерации устанавливает требования к государственным микрофинансовым организациям.
Субъекты Российской Федерации обеспечивают реализацию мероприятия, указанного в абзаце первом настоящего пункта, в соответствии с требованиями, установленными Министерством экономического развития Российской Федерации.
Государственные микрофинансовые организации предоставляют микрозаймы субъектам малого и среднего предпринимательства: не имеющим по состоянию на любую дату в течение периода, равного 30 календарным дням, предшествующего дате заключения договора (соглашения) о предоставлении микрозайма, просроченной задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, превышающей 50 тыс. рублей; не имеющим задолженности перед работниками (персоналом) по заработной плате более 3 месяцев.
Доводы апелляционной жалобы, что требование п.3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено исключительно для тех организаций, которые получают субсидии на финансовое обеспечение своих затрат (расходов) – расходов на оплату труда, расходов на оплату различных услуг (работ), оказываемых сторонними организациями и необходимых для осуществления уставной деятельности получателя субсидии, в возникающих правоотношениях по предоставлению субъектам малого и среднего предпринимательства микрозаймов на возвратной основе, должны применяться не нормы бюджетного законодательства, а законодательство о микрофинансовой деятельности, у фонда отсутствуют правовые основания для внесения изменений в п.2.2 Положений о порядке и условиях предоставления микрозаймов субъектам малого и среднего предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО] по утвержденным программам «СТАРТ», «РАЗВИТИЕ», «СТАНДАРТ» МИКРОЗАЕМ МОНОГОРОД», судебной коллегией отклоняются поскольку основаны на неверном толковании и применении норм материального и процессуального права, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана соответствующая оценка, оснований для изменения которой не усматривается.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу, что не включение условия, предусмотренного п. 3 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в текст соглашения, и последующая выдача субсидии на его условиях, является нарушением условия предоставления субсидии, установленного в Бюджетном кодексе Российской Федерации. Кроме того, п. 2.2 Положения установлены завышенные требования к субъектам малого и среднего предпринимательства, предъявляемые для реализации принадлежащего ему права, что существенно нарушает права предпринимателей, установление таких требований противоречит нормам федерального законодательства.
Данная позиция также изложена в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 марта 2018 г. N 09-02-10/19405.
Доводы жалобы, что 11.11.2020 Центральным районным судом вынесено постановление по делу № 5-1306/2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» ввиду отсутствия в действиях Фонда состава административного правонарушения, при этом судом установлено, что оспариваемые представление заместителя прокурора Центрального района г. Хабаровска от 15.07.2020 г. № 2-30-2020 и протесты № 2-29-2020 от 15.07.2020 не имеют юридической силы, аналогичные выводы суда содержатся в судебном акте об отмене постановления мирового суда судебного участка № 24 Центрального района г. Хабаровска о привлечении к ответственности физического лица – генерального директора микрокредитной компании «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» Шалимовой Н.А., предусмотренной ст. 17.7 КоАП РФ, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку постановления, на которые ответчик ссылается отношения к рассматриваемому делу не имеют, на существо спора не влияют, факт отсутствия в действиях Фонда состава административного правонарушения судом не устанавливался, оспариваемые представления незаконными не признавались, был иной предмет рассмотрения, разрешение настоящего дела основано на установленных в настоящем деле фактических обстоятельствах и исходя из представленных при рассмотрении настоящего дела доказательств.
Судебная коллегия вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения встречного иска находит правильным, поскольку он основан на фактических обстоятельствах и материалах дела, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Совокупность фактов, имеющих юридическое значение для разрешения заявленного иска, судом установлена, представленным доказательствам дана оценка по правилам, предусмотренным процессуальным законом, постановленное решение является законным и обоснованным.
Доводы апелляционной жалобы о несогласии с выводами суда не могут служить основанием для отмены состоявшегося по делу решения, поскольку направлены на переоценку собранных по делу доказательств и оспаривание правильности выводов суда об установленных им обстоятельствах.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Хабаровска от 23 декабря 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика микрокредитной организации «Фонд поддержки малого предпринимательства [СКРЫТО] [СКРЫТО]» - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи: