Дело № 2-2274/2022 ~ М-2228/2022, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ессентукский городской суд (Ставропольский край)
Дата поступления 25.10.2022
Дата решения 13.12.2022
Категория дела прочие (прочие исковые дела)
Судья Емельянов Виктор Анатольевич
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 960c3b73-0043-3e6d-af5e-1e33d6ea2f0b
Стороны по делу
Истец
******** *. *********
Ответчик
*** *************** **** "********** ************* ******** * ************* ********** **************** **********"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2-2274/2022

УИД 26RS0012-01-2022-005951-68

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 декабря 2022 года город Ессентуки

Ессентукский городской суд Ставропольского края

в составе:

председательствующего судьи Емельянова В.А.,

при секретаре судебного заседания Пиляевой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения» о возложении обязанности проведения работ по уборке территории земельных участков от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор <адрес> края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения» о возложении обязанности проведения работ по уборке территории земельных участков от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства при осуществлении прав собственника земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94.

В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости:

- земельный участок площадью 828,0 кв.м с кадастровым номером 26:30:030339:93, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата>*****. Далее земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование права ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.

- земельный участок площадью 411,0 кв.м с кадастровым номером 26:30:030339:94, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Далее, земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование права ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.

В ходе обследования земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94 установлено, что на них расположены разрушенные здания и сооружения, многочисленные очаги несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов (полиэтиленовые, картонные, стеклянные тара из под пищевых продуктов, битое стекло, пищевые, строительные и текстильные, деревянные и иные). Отходы сброшены на почву, доступ на земельные участки не ограничен.

В целях устранения выявленных нарушений закона, прокуратурой города <дата> и.о министра природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений земельного и природоохранного законодательства.

Согласно ответу на указанное представление от <дата> денежные средства на проведение работ по уборке территории земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94 в настоящее время у ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» отсутствуют.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.

Поскольку допущенные нарушения природоохранного законодательства не отвечают принципам охраны окружающей среды, гарантированным ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ, а также нарушают права неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться исковым заявлением о возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона.

На основании изложенного, просит суд:

Возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по уборке территории земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94 от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков.

Представитель истца прокуратуры <адрес> помощник прокурора <адрес> С.О.В. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения» и третьих лиц Министерства имущественных отношений <адрес> и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, причина неявки не известна.

Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.

Статьей 42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Одними из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ являются ответственность органов государственной власти Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации.

В силу положений статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

Пунктами 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Мероприятия по охране земель проводятся, в том числе, в соответствии с требованиями Закона № 7-ФЗ.

Согласно статье 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещаются сброс отходов производства

Прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства при осуществлении прав собственника земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94.

Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости:

земельный участок площадью 828,0 кв.м. с кадастровым номером 26:30:030339:93, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от 10 августа. 08.2021 № *****.

В последствии, земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование права ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.

земельный участок площадью 411,0 кв.м. с кадастровым номером 26:30:030339:94, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.

В последствии, земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование права ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.

На земельных участках с с кадастровыми номерами ***** установлено, что на них расположены разрушенные здания и сооружения, многочисленные очаги несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов (полиэтиленовые, картонные, стеклянные тара из под пищевых продуктов, битое стекло, пищевые, строительные и текстильные, деревянные и иные), отходы сброшены на почву, доступ на земельные участки не ограничен.

<дата> прокурором <адрес> вынесено представление об устранении нарушений требования природоохранного законодательства в адрес и.о министра природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений земельного и природоохранного законодательства.

Из ответа о рассмотрении представления, направленного в адрес прокуратуры <адрес> края следует, что указанные земельные участки были изъяты под предстоящее строительство объекта «Противопадковые мероприятия на <адрес> в <адрес>» и зарегистрированы в собственность <адрес> в 2019 году.

В нарушение постановления <адрес> от <дата> *****-п «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности <адрес>» без заявления министерства, распоряжением министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> ***** обозначенные и иные земельные участки предоставлены министерству из казны <адрес> в постоянное (бессрочное) пользование согласно письму от <дата> *****. В акте приема-передачи земельных участков министерством отражено ненадлежащее состояние переданных земельных участков, их захламление.

В настоящее время правообладателем указанных земельных участков является ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», являющегося заказчиком-застройщиком на объекте.

При наличии бюджетных средств на продолжение строительства объекта в период производства работ на объекте будут проведены работы по ликвидации свалок ТБО.

На текущий год финансирование объекта «Противопаводковые мероприятия на <адрес> в <адрес>» не предусмотрено.

В рассматриваемом случае, допущенные нарушения природоохранного законодательства нашли свое подтверждение.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения» о возложении обязанности проведения работ по уборке территории земельных участков от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков – удовлетворить.

Возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по уборке территории земельных участков с кадастровыми номерами ***** от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.

Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2022 года

Председательствующий, судья В.А. Емельянов

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ессентукский городской суд (Ставропольский край) на 25.10.2022:
Дело № 2-2273/2022 ~ М-2218/2022, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Казанчев Василий Тимофеевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-2246/2022 ~ М-2219/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 30.11.2022
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Федоров Константин Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2244/2022 ~ М-2217/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 29.11.2022
  • Решение: Передано по подсудности, подведомственности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Федоров Константин Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2243/2022 ~ М-2210/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 28.11.2022
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Федоров Константин Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-2206/2022, первая инстанция
  • Дата решения: 09.12.2022
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Емельянов Виктор Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ