Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ессентукский городской суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 25.10.2022 |
Дата решения | 13.12.2022 |
Категория дела | прочие (прочие исковые дела) |
Судья | Емельянов Виктор Анатольевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 960c3b73-0043-3e6d-af5e-1e33d6ea2f0b |
Дело № 2-2274/2022
УИД 26RS0012-01-2022-005951-68
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 декабря 2022 года город Ессентуки
Ессентукский городской суд Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Емельянова В.А.,
при секретаре судебного заседания Пиляевой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Ессентуки в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения» о возложении обязанности проведения работ по уборке территории земельных участков от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> края в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения» о возложении обязанности проведения работ по уборке территории земельных участков от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков.
В обоснование заявленных требований истцом указано, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства при осуществлении прав собственника земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94.
В соответствии с выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости:
- земельный участок площадью 828,0 кв.м с кадастровым номером 26:30:030339:93, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> № *****. Далее земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование права ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.
- земельный участок площадью 411,0 кв.м с кадастровым номером 26:30:030339:94, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Далее, земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование права ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.
В ходе обследования земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94 установлено, что на них расположены разрушенные здания и сооружения, многочисленные очаги несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов (полиэтиленовые, картонные, стеклянные тара из под пищевых продуктов, битое стекло, пищевые, строительные и текстильные, деревянные и иные). Отходы сброшены на почву, доступ на земельные участки не ограничен.
В целях устранения выявленных нарушений закона, прокуратурой города <дата> и.о министра природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений земельного и природоохранного законодательства.
Согласно ответу на указанное представление от <дата> денежные средства на проведение работ по уборке территории земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94 в настоящее время у ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» отсутствуют.
В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ учредителем ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>.
Поскольку допущенные нарушения природоохранного законодательства не отвечают принципам охраны окружающей среды, гарантированным ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ, а также нарушают права неопределенного круга лиц, прокурор вправе обратиться исковым заявлением о возложении обязанности устранить выявленные нарушения закона.
На основании изложенного, просит суд:
Возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по уборке территории земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94 от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков.
Представитель истца прокуратуры <адрес> помощник прокурора <адрес> С.О.В. в судебном заседании просила удовлетворить исковые требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения» и третьих лиц Министерства имущественных отношений <адрес> и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом, причина неявки не известна.
Исследовав материалы гражданского дела, оценив представленные доказательства на предмет их относимости, допустимости, достоверности, а также значимости для правильного рассмотрения дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее Закон № 7-ФЗ) установлено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Одними из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со статьей 3 Закона № 7-ФЗ являются ответственность органов государственной власти Российской Федерации за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации.
В силу положений статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде.
В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.
Пунктами 1, 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, обязаны проводить мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
Мероприятия по охране земель проводятся, в том числе, в соответствии с требованиями Закона № 7-ФЗ.
Согласно статье 51 Закона № 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом, запрещаются сброс отходов производства
Прокуратурой города проведена проверка соблюдения требований земельного и природоохранного законодательства при осуществлении прав собственника земельных участков с кадастровыми номерами 26:30:030339:93 и 26:30:030339:94.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости:
земельный участок площадью 828,0 кв.м. с кадастровым номером 26:30:030339:93, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от 10 августа. 08.2021 № *****.
В последствии, земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование права ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.
земельный участок площадью 411,0 кв.м. с кадастровым номером 26:30:030339:94, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности субъекту Российской Федерации - <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****. Указанный земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес>, запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.
В последствии, земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование права ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», запись о государственной регистрации права в ЕГРН от <дата> *****.
На земельных участках с с кадастровыми номерами ***** установлено, что на них расположены разрушенные здания и сооружения, многочисленные очаги несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов (полиэтиленовые, картонные, стеклянные тара из под пищевых продуктов, битое стекло, пищевые, строительные и текстильные, деревянные и иные), отходы сброшены на почву, доступ на земельные участки не ограничен.
<дата> прокурором <адрес> вынесено представление об устранении нарушений требования природоохранного законодательства в адрес и.о министра природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> внесено представление об устранении выявленных нарушений земельного и природоохранного законодательства.
Из ответа о рассмотрении представления, направленного в адрес прокуратуры <адрес> края следует, что указанные земельные участки были изъяты под предстоящее строительство объекта «Противопадковые мероприятия на <адрес> в <адрес>» и зарегистрированы в собственность <адрес> в 2019 году.
В нарушение постановления <адрес> от <дата> *****-п «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество, находящееся в государственной собственности <адрес>» без заявления министерства, распоряжением министерства имущественных отношений <адрес> от <дата> ***** обозначенные и иные земельные участки предоставлены министерству из казны <адрес> в постоянное (бессрочное) пользование согласно письму от <дата> *****. В акте приема-передачи земельных участков министерством отражено ненадлежащее состояние переданных земельных участков, их захламление.
В настоящее время правообладателем указанных земельных участков является ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения», являющегося заказчиком-застройщиком на объекте.
При наличии бюджетных средств на продолжение строительства объекта в период производства работ на объекте будут проведены работы по ликвидации свалок ТБО.
На текущий год финансирование объекта «Противопаводковые мероприятия на <адрес> в <адрес>» не предусмотрено.
В рассматриваемом случае, допущенные нарушения природоохранного законодательства нашли свое подтверждение.
На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к ГКУ СК «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения» о возложении обязанности проведения работ по уборке территории земельных участков от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков – удовлетворить.
Возложить обязанность на ГКУ <адрес> «Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного назначения» в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по уборке территории земельных участков с кадастровыми номерами ***** от строительных и бытовых отходов и недопущению загрязнения участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Ессентукский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2022 года
Председательствующий, судья В.А. Емельянов