Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 19.01.2016 |
Дата решения | 24.02.2016 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Волковская Марина Викторовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | b582e63f-27a9-3372-b02c-7d70b759872a |
Дело №а-696/16
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 февраля 2016 года <адрес>
Октябрьский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Волковской М.В.
при секретаре судебного заседания Ковалевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению ТюР. Р. Т. к администрации <адрес> (административный соответчик – комитет градостроительства администрации <адрес>) об оспаривании решения органа местного самоуправления,
У С Т А Н О В И Л:
ТюР. Р. Т. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации <адрес>, в котором просит:
признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии решения по заявлению ТюР. Р. Т. от ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу признания <адрес> городе Ставрополе непригодной для проживания в установленный срок.
Обязать администрацию <адрес> рассмотреть заявление ТюР. Р. Т. от ДД.ММ.ГГГГ. о признании <адрес> непригодной для проживания в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу судебного решения и выдать соответствующее заключение и постановление о его утверждении.
Свои требования административный истец обосновывает тем, что она проживает вместе со своей семьей в аварийном доме в городе Ставрополе по <адрес>.
Техническое состояние квартиры, в которой проживает административный истец со своей семьей, за последние время сильно ухудшилось: трещины в стенах и потолке расширились, пол находится под уклоном, окна и двери перекосились. Это создает угрозу жизни и здоровью всех членов семьи, но данное жилое помещение является единственным местом жительства.
По результатам проведенной строительно-технической экспертизы квартиры общий физический износ объекта составил величину – 77,80%. Техническим заключением экспертизы подтверждается, что у основания несущих стен обнаружены значительные выселы и следы высохшей влаги на площади до 70% поверхности, примыкающая к зданию бетонная отмостка/замощение имеет массовые выбоины, трещины, неровности, отставания от стен, нарушение горизонтальности, линий цоколя, значительные массовые трещины и выпучивания, признаки сверхнормативной осадки основания и фундаментов. Состояние наружных стен, а также крыши и кровли неудовлетворительное. Состояние перекрытий неудовлетворительное (аварийное) – конструкция на грани разрушения, которое местами уже началось на отдельных участках.
По вопросу невозможности проживания в аварийном доме ТюР. Р.Т. ДД.ММ.ГГГГ обратилась в администрацию <адрес> по вопросу признания <адрес> городе Ставрополе непригодной для проживания. Письмами комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, а также от ДД.ММ.ГГГГ № подтверждается, что в установленный срок решение не принято.
Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 7 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее-Положение), уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции. По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пунктом 47 Положения).
Пункт 46 Положения предусматривает, что комиссия рассматривает поступившее заявление или заключение органа государственного надзора (контроля) в течение 30 дней с даты регистрации и принимает решение (в виде заключения), указанное в пункте 47 настоящего Положения, либо решение о проведении дополнительного обследования оцениваемого помещения.
По настоящее время решение по заявлению ТюР. Р.Т. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу признания <адрес> городе Ставрополе непригодной для проживания соответствующей комиссией администрации <адрес> не принято, до заявителя – не доведено. Решение межведомственной комиссии органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в порядке, установленном положениями главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Протокольным определением Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенным без удаления суда в совещательную комнату в порядке ч. ч. 2, 3 ст. 198 КАС РФ, на основании ч. 5 ст. 41 КАС РФ к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен комитет градостроительства администрации <адрес>.
В судебное заседание административный истец ТюР. Р.Т. не явилась. В суд представлено заявление, в котором она просит рассмотреть ее административное исковое заявление в ее отсутствие с участием ее представителя Фоменко А.В.
Представитель административного истца ТюР. Р.Т. по доверенности Фоменко А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил удовлетворить исковые требования ТюР. Р.Т. и пояснил, что до настоящего времени она не получила ни заключение, ни постановление администрации <адрес> по её обращению.
Представитель административного ответчика администрации <адрес>, будучи уведомленным о времени и месте судебного заседания в суд не явился.
Представитель административного ответчика комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности Шевченко Г.Н. возражала относительно заявленных требований. Полагала, что по данному делу комитет является ненадлежащим ответчиком. Пояснила, что по результатам рассмотрения заявления ТюР. Р.Т. от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия провела надлежащую работу, результаты рассмотрения заявления ТюР. Р.Т. доведены до нее в телефонных звонках и письмах. Межведомственной комиссией принято заключение, которое в телефонном режиме ТюР. Р.Т. предлагалось прийти и получить на руки, так как имеется всего 3 экземпляра заключения, если бы они направили почтой, оно могло бы потеряться. Ссылалась на то, что постановление не подписано, так как не принят порядок, предусмотренный п. 49 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006г. №.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, не нашел оснований для отложения судебного заседания, предусмотренных ст. 152 КАС РФ и пришел к выводу о возможности рассмотрения данного административного дела без участия неявившихся лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, по существу заявленных административных исковых требований, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено КАС РФ, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что административный истец ТюР. Р.Т. на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.
Данное обстоятельство подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ серии 26-АЗ № договором купли-продажи квартиры (л.д. 9,10).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в администрацию <адрес> поступило заявление ТюР. Р.Т., в котором она просила признать принадлежащую ей квартиру непригодной для проживания. К заявлению были приложены: нотариальная заверенная копия договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, подлинный технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, подлинное техническое заключение экспертизы №Э от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 11).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Действие данного Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (п. 2).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:
о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;
о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;
о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.
Решение принимается большинством голосов членов комиссии и оформляется в виде заключения в 3 экземплярах с указанием соответствующих оснований принятия решения (п. 47 Положения).
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В соответствии с пунктом 51 Положения комиссия в 5-дневный срок со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 49 настоящего Положения, направляет в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", включая единый портал или региональный портал государственных и муниципальных услуг (при его наличии), по 1 экземпляру распоряжения и заключения комиссии заявителю, а также в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции - в орган государственного жилищного надзора (муниципального жилищного контроля) по месту нахождения такого помещения или дома.
Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения.
Вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Решение межведомственной комиссии, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с признанием жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а также действия (бездействие) указанных органов по принятию соответствующих решений могут быть оспорены в суде в установленном законом порядке.
Постановлением главы <адрес> от 27.03.2006г. № было утверждено Положение о межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе, действовавшее на день обращения административного истца ТюР. Р.Т. в администрацию <адрес>. Возглавляет данную комиссию руководитель комитета градостроительства администрации <адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссией по признанию помещений жилыми помещениями, пригодными (непригодными) для проживания граждан многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в городе Ставрополе принято заключение № в отношении квартиры административного истца ТюР. Р.Т. по её заявлению (л.д. 35).
Согласно данного заключения комиссия выявила основания для признания помещения – <адрес> в <адрес> подлежащим капитальному ремонту с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с требованиями, установленными в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Материалы данного гражданского дела свидетельствуют о том, что на основании указанного заключения администрацией <адрес> до настоящего времени не принято решение, предусмотренное п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Вместе с тем, судом установлено, что на ДД.ММ.ГГГГ проект постановления администрации <адрес> «О признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ жилого помещения-<адрес>» уже проходил согласование в структурных подразделениях администрации <адрес>, о чем свидетельствует ответ комитета градостроительства администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 14).
Таким образом решение, предусмотренное п. 49 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), администрацией <адрес> должно было быть принято до ДД.ММ.ГГГГ, а заключение и постановление должны были быть направлены ТюР. Р.Т. до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. п. 47, 49, 51 указанного Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) ТюР. Р.Т., обратившись в администрацию <адрес> с заявлением о признании принадлежащей ей квартиры непригодной для проживания, имеет право на получение по 1 экземпляру заключения комиссии и решения органа местного самоуправления в установленный срок, а именно: в 5-дневный срок со дня принятия решения органом местного самоуправления, которое, в свою очередь, должно быть принято в течение 30 дней со дня получения заключения.
Таким образом, судом установлено незаконное бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии решения по заявлению ТюР. Р.Т. о признании её квартиры непригодной для проживания в срок, установленный п. 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ).
Данное бездействие администрации <адрес> повлекло нарушение права ТюР. Р.Т. на рассмотрение её обращения в установленный законом срок.
Доводы возражений представителя комитета градостроительства администрации <адрес> о том, что до настоящего времени в администрации <адрес> не разработан порядок принятия решения, предусмотренного пунктом 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006г. N47 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ), несостоятельны. Данное обстоятельство не освобождают администрацию <адрес> от принятия решения в установленный указанное нормой срок.
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом длительности установленного бездействия суд считает целесообразным установить административному ответчику администрации <адрес> срок для устранения допущенного нарушения права административного истца ТюР. Р.Т. в 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 226, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск ТюР. Р. Т. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выразившееся в непринятии решения по заявлению ТюР. Р. Т. от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу признания <адрес> городе Ставрополе непригодной для проживания в установленный срок.
Обязать администрацию <адрес> рассмотреть заявление ТюР. Р. Т. от ДД.ММ.ГГГГ о признании <адрес> непригодной для проживания в течение 10 календарных дней со дня вступления в силу судебного решения и направить в адрес заявителя соответствующие заключение и постановление.
Разъяснить необходимость сообщения об исполнении решения по данному административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья М.В. Волковская
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>