Дело № 2а-430/2017 ~ М-14/2017, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край)
Дата поступления 09.01.2017
Дата решения 16.05.2017
Категория дела Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления)
Судья Эминов Алексей Иванович
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID a92d97e4-f1a7-3994-951f-3b61b8b5f7db
Стороны по делу
Истец
************** *********** *************** ******** * ****** ****
****** * ******** ********* *************** ***** ***
Ответчик
************* *. **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело № 2а-430/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 мая 2017 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре Мишечкиной А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя, заинтересованные лица: Муниципальное бюджетное учреждение «Ставропольское городское лесничество», ФКУ Упдор «Кавказ», ООО «СУ-7 «ЮгСтройИнвест», о признании бездействия незаконным, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей – дождевых канализаций,

У С Т А Н О В И Л:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Ставрополя, Комитету по управлению муниципальным имуществом г.Ставрополя, Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя, заинтересованные лица: Муниципальное бюджетное учреждение «Ставропольское городское лесничество», ФКУ Упдор «Кавказ», ООО «СУ-7 «ЮгСтройИнвест», о признании бездействия незаконным, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей – дождевых канализаций, обосновав свои требования тем, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 3 плана работы прокуратуры на 2-е полугодие 2016 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при содержании ливневых сбросов на территории г. Ставрополя и доводам обращения председателя ПОД «Протестный комитет г. Ставрополя» Черновой Л.И. При проведении проверок установлено, что на земли городских лесов города Ставрополя с территории города осуществляется сброс ливневых вод по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, находится приемник дождевых и ливневых вод, сброс вод осуществляется с территории города Ставрополя, географические координаты сброса совпадают с истоком реки Мамайка (45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.). В результате сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7, на лесном участке № 7 урочища «Мамайская лесная дача», относящегося к землям населенных пунктов, переданного администрацией г. Ставрополя на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Ставропольское
городское лесничество», происходит размыв почвы, образование оврагов (протяженностью около 50 м.), уничтожение древесной и кустарной растительности городских лесов. В районе дома № 2 по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером
26:12:000000:2316, лесном участке № 4 урочища «Русская лесная дача», находящегося в постоянном (бессрочном пользовании) МБУ «Ставропольское городское лесничество», расположен приемник дождевых и ливневых вод для сброса вод с территории г. Ставрополя (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°"54"20,19 в.д.), сток направлен в лесной фонд и в реку Бучинская. По руслу сточных вод имеется размыв почвы и корневой системы зеленых насаждений. В районе 566-го квартала на ул. Южный обход г. Ставрополя осуществляется сброс стоков (географические координаты точки сброса 44°"59"34,86 с.ш. 41°55"22,62 в.д.) в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, лесного участка № 20 урочища «Мамайская лесная дача», находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании МБУ «Ставропольское городское лесничество». В связи с выводом вод с территории г. Ставрополя в границы лесного участка произошло затопление 39 квартала урочища «Мамайская лесная дача» площадью 1,2 га, в результате чего образовалось два оврага площадью около 0,5 га., уничтожено более 67 деревьев. Право собственности на объекты недвижимого имущества – дождевые канализации на указанных участках не зарегистрировано, что подтверждается информацией администрации города Ставрополя от 21.09.2016 года № 7-52-2016/2628, от 12.12.2016 года № 58-2016/2989, информацией государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Ставрополькрайимущество» от 15.12.2016 года № 3113-09, объяснением главного специалиста отдела городских дорог комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя от 19.12.2016 года. Поскольку указанные сооружения ливневой канализации на территории земель лесного фонда не имеют собственника, контроль за их техническим состоянием, а также качеством сточных вод сбрасываемых с территории города не осуществляется. В соответствии с ч. 4 ст. 12, п. «г» ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) городские леса относятся к категории защитных лесов, освоение которых осуществляется в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Согласно ст. 6, ч. 5 ст. 102 ЛК РФ использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых леса располагаются, в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В соответствии со ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения. Положением ст. 49 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов. В ст. 51 Закона № 131-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». В соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов. Как следует из п. 2 ст. 2 вышеназванного Федерального закона, водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. В соответствии с п. п. 7 и 9 Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод. Также в ч. 5 ст. 8 Закона № 416-ФЗ указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети, которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством. Кроме этого, в соответствии с п. п. 4, 15 ст. 8, п. п. 7 ч. 1 ст. 10 решения Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 года № 847 «Об Уставе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края», зарегистрированного в ГУ Минюста России по Ставропольскому краю 17.05.2016 года N Ru263090002016001, к вопросам местного значения города Ставрополя относятся: организация в границах города Ставрополя электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения города Ставрополя, водоотведения, снабжения населения города Ставрополя топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Ставрополя, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении». Следовательно, полномочия по водоотведению, в том числе по отведению бытовых, промышленных и ливневых сточных вод, относятся к ведению органов местного самоуправления. Кроме этого, из норм законодательства следует, что органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию сетей коммуникации. Наличие бесхозяйного имущества исключает вложение бюджетных средств на его ремонт и содержание. В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. С августа 2016 года в администрации г. Ставрополя было известно о нарушении целостности системы ливневых сооружений и размыве земельных покровов на лесных участках урочищ «Мамайская лесная дача» и «Русская лесная дача», указанное подтверждается требованием межрайонной природоохранной прокуратуры от 09.08.2016 года № 20-11-2016/2427, информацией директора МБУ «Ставропольское городское лесничество» от 02.09.2016 года № 276, информацией руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя от 01.09.2016 года № 08/13-6563. Кроме этого, 21.09.2016 года Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой главе администрации города Ставрополя внесено преставление в целях устранения нарушений Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ответу на него от 25.10.2016 года № 01/1-04-2141 работы по инвентаризации сетей дождевых коммуникаций администраций города запланированы и ведутся поэтапно в связи с дефицитом бюджетных средств, при этом фактически нарушения закона не устранены, меры к постановке на учет бесхозяйной вещи – дождевых канализаций не приняты. В соответствии с Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением администрации г. Ставрополя от 15.01.2014 года № 79 (в ред. От 14.11.2016 года) к функциям комитета относится: выдача технических условий на подключение объектов к городской сети дождевой канализации в порядке, установленном правовыми актами администрации города Ставрополя; проектирование и строительство ливневой канализации и других звеньев водоотводных сооружений; восстановление берегозащитных и противоэрозийных сооружений; восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, ливневой канализации, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб (п. п. 3.1.52, 3.1.55 Положения). В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 25.02.2015 года № 612 комитет осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности города Ставрополя на бесхозяйное и выморочное имущество, выявленное на территории города Ставрополя (п. 3.3.14). Бездействие администрации города Ставрополя в части непринятия мер по соблюдению требований федерального законодательства нарушает требования ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения еще большего вреда в дальнейшем. Непринятие мер по ремонту и обслуживанию ливневой канализации приведет к дальнейшему ее разрушению, уничтожению плодородного слоя и лесных насаждений. Просил признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившихся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей – дождевых канализаций, проложенных: по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача»; в районе дома № 2 по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°"54"20,19 в.д.); в районе 566-го квартала на ул. Южный обход, г. Ставрополя, с точкой сброса стоков в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача» (географические координаты точки сброса 44°"59"34,86 с.ш. 41°55"22,62 в.д.). Возложить на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя обязанность по изготовлению технической документации на сети дождевой канализации, находящихся: по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача»; в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°"54"20,19 в.д.); в районе 566-го квартала на ул. Южный обход, г. Ставрополя, с точкой сброса стоков в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, лесного участка № 20 урочища «Мамайская лесная дача» (географические координаты точки сброса 44°"59"34,86 с.ш. 41°55"22,62 в.д.), в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанность, после изготовления технической документации, в месячный срок обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи – дождевых канализаций, проложенных - по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача»; в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°"54"20,19 в.д.); в районе 566-го квартала на ул. Южный обход, г. Ставрополя, с точкой сброса стоков в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача» (географические координаты точки сброса 44°"59"34,86 с.ш. 41°55"22,62 в.д.).

Впоследствии заявитель уточнил заявленные требования и просил признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, выразившихся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей – дождевых канализаций, проложенных: по ул. Космонавтов г. Ставрополя с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача»; в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°"54"20,19 в.д.), возложить на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя обязанность по изготовлению технической документации на сети дождевой канализации, находящихся: по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача», в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°"54"20,19 в.д.), возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанность, после изготовления технической документации, в месячный срок обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи – дождевых канализаций, проложенных - по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача», в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°"54"20,19 в.д.), обязать администрацию города Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала, на ул. Южный обход, г. Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача» (географические координаты точки сброса 44°"59"34,86 с.ш. 41°55"22,62 в.д.).

Помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Ендовицкая Ю.Н. требования поддерживала с учетом уточнений, представленных в суд 02.05.2017 года, просила удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – администрации г. Ставрополя по доверенности Лянгузова С.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признала, представив отзывы на заявленные требования, в которых указала, что согласно информации комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, являющегося в соответствии с постановлением администрации города Ставрополя от 15.01.2014 № 79, органом, уполномоченным осуществлять управление в области жилищно-коммунального хозяйства на территории города Ставрополя, на территории земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесной участок № 4, урочища «Русская лесная дача», расположены две дождевые канализации, строительство одной из которых осуществлялось ООО «СУ-7 «ЮгСтройИнвест». В обоснование заявленных требований административным истцом представлены документы, которые в свою очередь также подтверждают факт строительства ООО «СУ-7 «ЮгСтройИнвест» ливневого коллектора на территории урочища «Русская лесная дача», а именно: письмо МБУ «Ставропольское городское лесничество» от 19.12.2015 года № 355 на имя исполняющего обязанности заместителя руководителя комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя Е.А. Маслова в котором сообщалось о согласии МБУ «Ставропольское городское лесничество» на проведение работ по строительству ООО «СУ-7 «ЮгСтройИнвест» ливневого коллектора на территории урочища «Русская лесная дача» (квартал 56, выдел 21) в районе кордона «Столбик», информация, подготовленная администрацией города Ставрополя на имя исполняющего обязанности Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора М.Н. Калмыкова от 15.12.2016 года № 01/3-06-3722 по результатам рассмотрения требования от 12.12.2016 года № 58ж-2016/2989, согласно которой на земельном участке № 4, урочища «Русская лесная дача», с кадастровым номером 26:12:000000:2316, в районе дома № 2, по улице Приозерная, города Ставрополя, ООО «СУ-7 «ЮгСтройИнвест» выполнены мероприятия по устройству бетонного лотка и водобойных элементов. Согласно устной информации комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя параллельно ранее существующему коллектору ООО «СУ-7 «ЮгСтройИнвест» проложило новый дождевой коллектор и две трубы заведены в один лоток. Таким образом, два дождевых коллектора имеют один сток. Учитывая данное обстоятельство, фактически возможно будет осуществить работы по инвентаризации лишь той части дождевого коллектора, которая построена ранее проведенных работ по строительству дождевого коллектора ООО «СУ-7 «ЮгСтройИнвест», что в свою очередь не будет соответствовать заявленному в данной части требованию административного истца. Кроме того, следует отметить, что специалистами комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя установлено, что размыв земельных покровов урочища «Русская лесная дача» происходит не на стоке сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача», а через дорогу и ниже по руслу ручья. В соответствии с представленными прокурором в обоснование заявленных требований документами земельный участок с кадастровым номером 26:12:031902:329, расположенный по адресу: г. Ставрополь, урочище «Мамайская лесная дача», лесной участок № 20, примерно в 100 метрах на северо-восток от ориентира - жилого строения № 1, по ул. Лесная поляна, принадлежит на праве собственности муниципальному образованию город Ставрополь и находится на праве постоянного (бессрочного) пользования у МБУ «Ставропольское городское лесничество». Согласно информации администрации г. Ставрополя от 25.10.2016 года № 01/1-04- 2141, подготовленной по результатам рассмотрения представления Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора от 21.09.2016 года № 7-52-2016/2628, подтопление лесного участка площадью 1,2 га в районе 566-го квартала по ул. Южный обход в городе Ставрополе происходит вследствие отведения поверхностных вод через устроенный водоток от автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к городу Ставрополю от Р-217 «Кавказ» (ул. Южный обход). В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», осуществление дорожной деятельности в Российской Федерации в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Обслуживающей организацией указанного участка автомобильной дороги и элементов водоотведения является Федеральное казенное учреждение «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства». Согласно информации комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 16.03.2017 года № 01/8-03-92, указанный водоток не является элементом дождевой канализации. Более того, в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, расположенного по адресу: г. Ставрополь, урочище «Мамайская лесная дача», лесной участок № 20, отсутствует дождевая канализация. Следует отметить, что административным истцом не представлено доказательств существования дождевой канализации, проложенной в районе 566-го квартала на ул. Южный Обход, г. Ставрополя, с точкой сброса стоков в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45 55 22, 62 в.д.). Согласно действующему законодательству лицо, обращается в суд с соответствующим иском с целью восстановления нарушенных прав. Вышеизложенное свидетельствует о том, что обращение прокурора города Ставрополя с требованием о принятии мер по постановке на учет в качестве бесхозяйной вещи (осуществление работ по инвентаризации и обращение с заявлением в орган государственной регистрации) несуществующего объекта, не приведет к восстановлению прав неопределенного круга лиц, в защиту которого административный истец обратился. Более того, в данном случае решение суда будет являться неисполнимым. В предварительном судебном заседании Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор уточнил первоначально заявленные требования, заявив новое требование об обязании администрации города Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на ул. Южный обход, г. Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329 лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача» (географические координаты точки сброса 44 59 34,86 с.ш. 45 55 22, 62 в.д.). В обоснование заявленного требования административный истец сослался на статью 16 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пояснил, что под организацией водоотведения стоков понимает принятие необходимых мер по предотвращения скапливания вод в границах лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача», при этом каких конкретно мер не пояснил. Администрация города Ставрополя считает, что данное требование Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Действительно, положениями вышеуказанной нормы права предусмотрено отнесение к вопросам местного значения организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжение топливом населения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации. В свою очередь конкретные полномочия органа местного самоуправления по организации электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, снабжение топливом населения предусмотрены положениями соответствующих законов. Так, в частности, статьей 6 Федерального закона № 416-ФЗ от 07.12.2011 года «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, какие конкретно меры должны приниматься органом местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения, а именно: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации; согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации; утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов; утверждение технических заданий на разработку инвестиционных программ; согласование инвестиционных программ; согласование планов снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади (далее - план снижения сбросов); принятие решений о порядке и сроках прекращения горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и об организации перевода абонентов, объекты капитального строительства которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иную систему горячего водоснабжения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом; заключение соглашений об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Следует отметить, что те меры, которые необходимо принять администрации города Ставрополя согласно заявленным прокурором требованиям, не относятся к мерам по организации водоотведения в пределах полномочий органа местного самоуправления городского округа, предусмотренных положениями вышеуказанного Федерального закона, поскольку для предотвращения скапливания вод на лесном участке № 20, урочища «Мамайская лесная дача», необходимо строительство линейного объекта (прокладка коллектора дождевой канализации). В настоящее время во исполнение полномочий, определенных положениями указанного Федерального закона на территории муниципального образования город Ставрополь Ставропольского края разработана и утверждена решением Ставропольской городской Думы от 27 февраля 2013 года № 332 Программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры города Ставрополя на 2013-2030 годы, а также разработана и утверждена постановлением администрации города Ставрополя от 21 июля 2014 года № 2451 Схема водоснабжения и водоотведения города Ставрополя на период до 2024 года. Необходимо отметить при этом, что согласно указанным Программе и Схеме источником финансирования мероприятий по реконструкции, модернизации объектов водоснабжения и водоотведения с увеличением установленной мощности, а также мероприятий по новому строительству объектов водоснабжения и водоотведения средства бюджета муниципального образования города Ставрополя не являются. Учитывая вышеизложенное, удовлетворение административного иска в данной части приведет к нецелевому расходованию средств бюджета муниципального образования города Ставрополя. Кроме того, как уже отмечалось в возражениях администрации города Ставрополя от 04.04.2017 года № 01/10/1-2-629 подтопление лесного участка площадью 1,2 га в районе 566-го квартала по ул. Южный обход в городе Ставрополе происходит вследствие отведения поверхностных вод через устроенный водоток от автомобильной дороги общего пользования федерального значения «Подъезд к городу Ставрополю от Р-217 «Кавказ» (ул. Южный обход). В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» осуществление дорожной деятельности в Российской Федерации в отношении автомобильных дорог федерального значения обеспечивается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, а осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Обслуживающей организацией указанного участка автомобильной дороги и элементов водоотведения является Федеральное казенное учреждение «Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства». Наряду с вышеперечисленными доводами данное обстоятельство также свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требования административного истца об обязании администрации города Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на ул. Южный обход г. Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329 лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача» (географические координаты точки сброса 44 59 34,86 с.ш. 45 55 22, 62 в.д.). Следует также отметить, что строительство линейного объекта (прокладка коллектора дождевой канализации) не приведет к полному отводу вод с территории лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача», в виду природного рельефа данной территории (грунтовые воды). Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 45 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просила суд отказать в удовлетворении заявленных Ставропольским межрайонным природоохранным прокурором требований.

Представитель заинтересованного лица - МБУ «Ставропольское городское лесничество» по доверенности Попова Г.А. в судебном заседании административные исковые требования не признала, представив отзывы на заявленные требования, в которых указала, что межевание территорий городских лесов г. Ставрополя проводилось администрацией города Ставрополя в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя в 2009 году. Так был заключен муниципальный контракт с ООО «Кадастровый центр» на выполнение научно-исследовательских работ оценки рекреационного потенциала лесов, расположенных в границах муниципального образования город Ставрополь, межевания их границ, работ по постановке земельных участков на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности. В рамках вышеуказанного муниципального контракта, на основании материалов лесоустройства 1997 года, проведенного государственным специализированным лесоустроительным предприятием «ВОРОНЕЖЛЕСПРОЕКТ» была проведена инвентаризация городских лесов. В силу ч. 1 ст. 67 ЛК РФ, лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в ч. 3 ст. 23 ЛК РФ (на землях населенных пунктов, занятых городскими лесами). В соответствии со ст. 68 ЛК РФ, лесоустройство включает в себя, в том числе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, границ защитных лесов. На основании Постановления администрации города Ставрополя от 12.05.2011 года № 1335 «О создании муниципального бюджетного учреждение «Ставропольское городское лесничество» путем изменения типа муниципального автономного учреждения «Ставропольское городское лесничество» в 2011 году МАУ «Ставропольское городское лесничество» было реорганизовано путем изменения типа в МБУ «Ставропольское городское лесничество». Уставной деятельностью учреждения является защита, охрана и воспроизводство городских лесов. С целью выполнения уставной деятельности за учреждением на основании постановления администрации города Ставрополя № 3661 от 27.12.2011 года (о предоставлении муниципальному бюджетному учреждению «Ставропольское городское лесничество» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под городскими лесами в Ленинском районе урочище «Мамайская лесная дача», участок № 7), было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок № 7 урочища «Мамайская лесная дача», свидетельство о государственной регистрации права серия 26-АЗ № 641760 от 31.01.2012 года, постановления администрации города Ставрополя № 2946 от 25.09.2012 года (о предоставлении муниципальному бюджетному учреждению «Ставропольское городское лесничество» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под городскими лесами в Промышленном районе урочище «Русская лесная дача», участок № 4, примерно в 220 метрах на юг от ориентира - многоквартирного жилого дома по улице Ленина, 484а, в квартале 562) было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок № 4, урочища «Русская лесная дача», свидетельство о государственной регистрации права серия 26-АИ № 184082 от 19.10.2012 года, постановления администрации города Ставрополя № 1062 от 24.04.2012 года (о предоставлении муниципальному бюджетному учреждению «Ставропольское городское лесничество» в постоянное (бессрочное) пользование земельного участка под городскими лесами в Ленинском районе урочище «Мамайская лесная дача», участок № 20, примерно в 100 метрах на северо-восток от ориентира - жилого строения № 1, по улице Лесная поляна) было зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на лесной участок № 20, урочища «Мамайская лесная дача», свидетельство о государственной регистрации права серии 26-АЗ № 863391 от 15.05.2012 года. Собственником вышеуказанного лесного участка является муниципальное образование г. Ставрополь. На момент передачи вышеуказанных лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование на их территории существовали приемники дождевых и ливневых вод. Уставом учреждения не предусмотрен вид деятельности по содержанию и уходу за ливневыми канализациями. Лесничество имеет право осуществлять контроль за организациями, осуществляющими эксплуатацию линейных объектов расположенных на территории городских лесов. Правоустанавливающая документация на ливневые канализации, расположенные на территории лесных участков № 7 и 20, урочища «Мамайская лесная дача», и лесного участка № 4, урочища «Русская лесная дача», в лесничестве отсутствует. В соответствии с ч. 4 ст. 12, п. «г» ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к категории защитных лесов, освоение которых осуществляется в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместно с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Согласно ст. 6 ч. 5 ст. 102 ЛК РФ, использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых леса располагаются, в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В соответствии со ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. На территории лесных участков № 7 и 20, урочища «Мамайская лесная дача», расположен такой объект, как приемник дождевых и ливневых вод, а на территории лесного участка № 4, урочища «Русская лесная дача», расположено три линейных объекта для отвода сточных вод (трубы). На документах, свидетельствующих о том, что вышеуказанная территория относится к городским лесам (планшет № 15, 9 изготовленного согласно лесоустройству 1996 года) отсутствуют какие либо обозначения нахождения линейных объектов. Также была осуществлена врезка в существующий линейный объект, и был построен новый линейный коллектор, проходящий по территории лесного участка № 4, урочища «Русская лесная дача». За данными линейные объектами на сегодняшний день не осуществляется уход, или какие либо восстановительные работы. В результате их эксплуатации причиняется вред произрастающим зеленым насаждениям и почве. Так, сотрудниками учреждения были осуществлены выезды на территорию лесных участков, в результате которых было установлено, что в квартале 22 урочища «Мамайская лесная дача» произошел обвал берегов реки «Мамайка» вместе с древостоем, ширина обвалов на участках колеблется от 6 м до 10 м. Площадь обвалов составляет примерно 0,01 га. Количество деревьев упавших в русло реки на обследуемых участках составило 40 штук. В квартале 39 урочища «Мамайская лесная дача» произошло затопление лесного фонда. Общая площадь затопления составляет 1,2 га. В результате затопления образовались овраги, что привело к падению и гибели древостоя. Количество упавших деревьев составляет 67 штук. В квартале 56 урочища «Русская лесная дача» по руслу следования сточных вод наблюдается размыв почвы и подмывание корней зеленых насаждений. Что в дальнейшем приведет их к гибели. Уставом учреждения не предусмотрен вид деятельности по содержанию и эксплуатации за ливневыми канализациями. Лесничество имеет право осуществлять контроль за организациями, осуществляющими эксплуатацию линейных объектов, расположенных на территории городских лесов. Правоустанавливающая документация на ливневые канализации расположенные на территории лесных участков № 7 и 20 урочища «Мамайская лесная дача», и лесного участка № 4 урочища «Русская лесная дача» в лесничестве отсутствует. В соответствии с ч. 4 ст. 12, п. «г» ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к категории защитных лесов, освоение которых осуществляется в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместно с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями. Согласно ст. 6 ч. 5 ст. 102 ЛК РФ, использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых леса располагаются, в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями. В соответствии со ст. 51 ЛК РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. На основании вышеизложенного учреждение считает, что в целях соблюдения требований лесного законодательства Российской Федерации необходимо узаконить ливневые объекты, расположенные на территории лесных участков, с целью осуществления контроля за их эксплуатацией.

Представитель Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя по доверенности Романенко В.Н. в судебном заседании пояснила, что считает заявленные требования несостоятельными, поскольку их удовлетворение приведет к нецелевому расходованию денежных средств. Автодорога, расположенная в районе 566 квартала в г. Ставрополе является федеральной, администрация г. Ставрополя к ней никакого отношения не имеет. В случае удовлетворения требований обязанность исполнять решение суда будет возложена на Комитет городского хозяйства администрации г. Ставрополя, но они не смогут исполнить решение суда в силу вышеперечисленных обстоятельств.

Представитель заинтересованного лица – КУМИ г. Ставрополя по доверенности Коплик О.В. в судебном заседании поддержала позицию администрации г. Ставрополя и просила в удовлетворении требований отказать в полном объеме.

В судебное заседание не явились представители заинтересованных лиц – Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, ФКУ Упдор «Кавказ», ООО СУ «ЮгСтройИнвест», извещались о времени и месте судебного заседания по имеющимся в материалах дела сведениям, причина неявки суду не известна. Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц по имеющимся в деле материалам.

Допрошенный в судебном заседании в качестве специалиста Полянцев Д.В. в судебном заседании пояснил, что он работает в Комитете городского хозяйства г. Ставрополя, по ситуации, сложившейся на территории 566 квартала, в г. Ставрополе, ему известно, что помимо дороги, вода поступает справа, природные воды грунтовые, уводить их можно только коллектором, лес обойти не возможно. Если водоток забетонировать, то вода будет скапливаться и разрушит дорогу. Дождевой коллектор проложить вдоль леса нельзя, так как земельный участок находится в собственности у граждан, строить на них не возможно. Вода проходит вдоль дороги, и соответственно коллектор необходимо будет прокладывать вдоль дороги, а дорога городу не принадлежит, и как следствие это невозможно. Грунтовые воды собираются на территории города. Имеются ли линейные объекты на территории урочища «Мамайская лесная дача», ему неизвестно. Дождевой коллектор на ул. Космонавтов, в г. Ставрополе, не стоит на балансе г. Ставрополя, но в настоящее время документы на него оформляются. Дождевой коллектор на ул. Приозерной, в г. Ставрополе, не состоит на балансе у администрации г. Ставрополя.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законами.

В судебном заседании установлено, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в соответствии с п. 3 плана работы прокуратуры на 2-е полугодие 2016 года проведена проверка исполнения природоохранного законодательства при содержании ливневых сбросов на территории г. Ставрополя и доводам обращения председателя «Протестный комитет г. Ставрополя» Черновой Л.И.

При проведении проверок установлено, что на земли городских лесов города Ставрополя с территории города осуществляется сброс ливневых вод по следующим координатам водовыпуска: 1) по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, находится приемник дождевых и ливневых вод, сброс вод осуществляется с территории города Ставрополя, географические координаты сброса совпадают с истоком реки Мамайка (45°00"44,52 с.ш. 41°56"01,15 в.д.). В результате сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7, на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача», относящегося к землям населенных пунктов, переданного администрацией города Ставрополя на праве постоянного (бессрочного) пользования МБУ «Ставропольское городское лесничество», происходит размыв почвы, образование оврагов (протяженностью около 50 м), уничтожение древесной и кустарной растительности городских лесов; 2) в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача», находящегося в постоянном (бессрочном пользовании) МБУ «Ставропольское городское лесничество», расположен приемник дождевых и ливневых вод для сброса вод с территории города Ставрополя (географические координаты точки сброса 45°02"06,73 с.ш. 41°"54"20,19 в.д.), сток направлен в лесной фонд и в реку Бучинская, по руслу сточных вод имеется размыв почвы и корневой системы зеленых насаждений; 3) в районе 566-го квартала, на ул. Южный Обход, г. Ставрополя, осуществляется сброс стоков (географические координаты точки сброса 44°"59"34,86 с.ш. 41°55"22,62 в.д.) в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, лесного участка № 20, урочища «Мамайская лесная дача», находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании МБУ «Ставропольское городское лесничество». В связи с выводом вод с территории города Ставрополя в границы лесного участка произошло затопление 39 квартала урочища «Мамайская лесная дача» площадью 1,2 га, в результате чего образовалось два оврага площадью около 0,5 га., уничтожено более 67 деревьев.

Право собственности на объекты недвижимого имущества – дождевые канализации на указанных участках не зарегистрировано, что подтверждается информацией администрации города Ставрополя от 21.09.2016 года № 7-52-2016/2628, от 12.12.2016 года № 58-2016/2989, информацией государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Старвополькрайимущество» от 15.12.2016 года № 3113-09, объяснением лавного специалиста отдела городских дорог комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя от 19.12.2016 года.

Поскольку указанные сооружения ливневой канализации на территории земель лесного фонда не имеют собственника, контроль за их техническим состоянием, а также качеством сточных вод сбрасываемых с территории города, не осуществляется.

В соответствии с ч. 4 ст. 12, п. «г» ч. 2 ст. 102 Лесного кодекса Российской Федерации городские леса относятся к категории защитных лесов, освоение которых осуществляется в целях сохранения средообразующих, водоохранных, защитных, санитарно-гигиенических, оздоровительных и иных полезных функций лесов с одновременным использованием лесов при условии, если это использование совместимо с целевым назначением защитных лесов и выполняемыми ими полезными функциями.

Согласно ст. 6, ч. 5 ст. 102 Лесного кодекса РФ, использование лесов осуществляется в соответствии с целевым назначением земель, на которых леса располагаются, в защитных лесах запрещается осуществление деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями.

В соответствии со ст. 51 Лесного кодекса РФ, леса подлежат охране от пожаров, от загрязнения и от иного негативного воздействия, а также защите от вредных организмов. Охрана и защита лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со ст. ст. 81 - 84 ЛК РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Согласно ч. 1 ст. 130 Гражданского кодекса Российской Федерации, к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

В силу ч. 1 ст. 131 ГК РФ, право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре прав органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» предусмотрено, что государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Положением ст. 49 Закона № 131-ФЗ предусмотрено, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящиеся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных бюджетов.

В ст. 51 Закона № 131-ФЗ закреплено, что органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения поселения относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.3 ч. 1 ст. 17 Закона № 131-ФЗ, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями, в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В соответствии с п. 1, 4 ч. 1 ст. 6 Закона № 416-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоотведения относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств, утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов.

Как следует из п. 2 ст. 2 вышеназванного Федерального закона, водоотведение включает в себя прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

В соответствии с п. п. 7 и 9 Государственного стандарта СССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия» под «водоснабжением» понимается подача воды потребителям, а под «канализацией» - отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Также в ч. 5 ст. 8 Закона № 416-ФЗ указано, что в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам, со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

Кроме этого, в соответствии с п. п. 4, 15 ст. 8, п.п. 7 ч. 1 ст. 10 решения Ставропольской городской Думы от 11.05.2016 года № 847 «Об Уставе муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края», зарегистрированного в ГУ Минюста России по Ставропольскому краю 17.05.2016 года N Ru263090002016001, к вопросам местного значения города Ставрополя относятся: организация в границах города Ставрополя электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения и водоснабжения населения города Ставрополя, водоотведения, снабжения населения города Ставрополя топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах города Ставрополя, полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

Следовательно, полномочия по водоотведению, в том числе по отведению бытовых, промышленных и ливневых сточных вод, относятся к ведению органов местного самоуправления.

Кроме этого, из норм законодательства следует, что органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию сетей коммуникации.

Наличие бесхозяйного имущества исключает вложение бюджетных средств на его ремонт и содержание.

В силу п. 3 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

С августа 2016 года в администрации г. Ставрополя было известно о нарушении целостности системы ливневых сооружений и размыве земельных покровов на лесных участках урочищ «Мамайская лесная дача» и «Русская лесная дача», указанное подтверждается требованием межрайонной природоохранной прокуратуры от 09.08.2016 года № 20-11-2016/2427, информацией директора МБУ «Ставропольское городское лесничество» от 02.09.2016 года № 276, информацией руководителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя от 01.09.2016 года № 08/13-6563.

21.09.2016 года Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой главе администрации города Ставрополя внесено преставление в целях устранения нарушений требований Лесного кодекса Российской Федерации и Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», согласно ответу на него от 25.10.2016 года № 01/1-04-2141 работы по инвентаризации сетей дождевых коммуникаций администраций города запланированы и ведутся поэтапно в связи с дефицитом бюджетных средств, при этом фактически нарушения закона не устранены, меры к постановке на учет бесхозяйной вещи – дождевых канализаций не приняты.

В соответствии с Положением о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденным постановлением администрации г. Ставрополя от 15.01.2014 года № 79 (в ред. от 14.11.2016 года), к функциям комитета относится: выдача технических условий на подключение объектов к городской сети дождевой канализации в порядке, установленном правовыми актами администрации города Ставрополя; проектирование и строительство ливневой канализации и других звеньев водоотводных сооружений; восстановление берегозащитных и противоэрозийных сооружений; восстановление дренажных, защитных и укрепительных устройств, ливневой канализации, быстротоков и водобойных колодцев, перепадов, подводящих и отводящих русел у мостов и труб (п. п. 3.1.52, 3.1.55 Положения).

В соответствии с Положением о комитете по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, утвержденным решением Ставропольской городской Думы от 25.02.2015 года № 612 комитет осуществляет мероприятия по признанию права муниципальной собственности города Ставрополя на бесхозяйное и выморочное имущество, выявленное на территории города Ставрополя (п. 3.3.14).

Бездействие администрации города Ставрополя в части непринятия мер по соблюдению требований федерального законодательства, нарушает требования ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, угрозу ухудшения качества и истощения природных ресурсов, влечет возможность причинения еще большего вреда в дальнейшем.

Непринятие мер по ремонту и обслуживанию ливневой канализации приведет к дальнейшему ее разрушению, уничтожению плодородного слоя и лесных насаждений.

Исходя из изложенного, суд полагает возможным удовлетворить требования административного истца в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей - дождевых канализаций, проложенных:

- по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45о00" 44,52 с.ш. 41 о 56" 01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача»;

- в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45 о 02"06,73 с.ш. 41 о54"20,19 в.д.);

Возложить на комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя обязанность по изготовлению технической документации на сети дождевой канализации, находящихся:

- по ул. Космонавтов г. Ставрополя с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45о00" 44,52 с.ш. 41 о 56" 01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача»;

- в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Русская лесная дача» (географические координаты точки сброса 45 о 02"06,73 с.ш. 41 о54"20,19 в.д.).

Возложить на комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя обязанность, после изготовления технической документации, в месячный срок обратиться в государственный орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет бесхозяйной вещи - дождевых канализаций, проложенных: по ул. Космонавтов, г. Ставрополя, с точкой сброса вод в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:011736:7 (географические координаты 45о00" 44,52 с.ш. 41 о 56" 01,15 в.д.), на лесном участке № 7, урочища «Мамайская лесная дача»; в районе дома № 2, по ул. Приозерной, г. Ставрополя, на земельном участке с кадастровым номером 26:12:000000:2316, лесном участке № 4, урочища «Лесная дача» (географические координаты точки сброса 45 о 02"06,73 с.ш. 41 о54"20,19 в.д.).

Обязать администрацию г. Ставрополя для охраны и предотвращения негативного воздействия на окружающую среду организовать водоотведение стоков, сбрасываемых в районе 566-го квартала на ул. Южный Обход, г. Ставрополя, в границах земельного участка с кадастровым номером 26:12:031902:329, лесного участка № 20, урочища «Мамайкая лесная дача» (географические координаты точки сброса 44о59" 34,86 с.ш. 41 о 55" 22,62 в.д.).

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.

Мотивированное решение суда изготовлено 19 мая 2017 года.

Судья А.И.Эминов

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) на 09.01.2017:
Дело № 2-424/2017 ~ М-8/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 10.02.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Эминов Алексей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-78/2017 ~ М-600/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кузнецова Наталья Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-83/2017 ~ М-621/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Волковская Марина Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-84/2017 ~ М-623/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Волковская Марина Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-6/2017 ~ М-281/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кузнецова Наталья Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-628/2017 ~ М-182/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 01.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ширяев Александр Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-599/2017 ~ М-153/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 14.03.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Волковская Марина Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9а-7/2017 ~ М-284/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудрявцева Юнона Ивановна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-18/2017 ~ М-382/2017, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Волковская Марина Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-485/2017 ~ М-55/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 16.02.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Волковская Марина Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-33/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 09.01.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ширяев Александр Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-10/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 13.02.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ширяев Александр Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-32/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 09.01.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ширяев Александр Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-9/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 16.01.2017
  • Решение: Вынесено определение о передаче дела по подведомственности (ст 29.9 ч.2 п.2 и ст 29.4 ч.1 п.5)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ширяев Александр Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-34/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 09.01.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ширяев Александр Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-8/2017, первая инстанция
  • Дата решения: 06.02.2017
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Ширяев Александр Сергеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ