Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 05.08.2016 |
Дата решения | 17.10.2016 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Эминов Алексей Иванович |
Результат | Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 4c9e1e25-edde-3504-8f8a-27723c834215 |
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
17 октября 2016 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Мишечкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] М. А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, администрации <адрес> о признании незаконным отказа в заключении на новый срок договора аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
[СКРЫТО] М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, администрации <адрес>, о признании незаконным отказа в заключении на новый срок договора аренды земельного участка, обосновав свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ постановлением администрации <адрес> № ему был предоставлен в аренду сроком на 3 года земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1000 кв.м., для строительства торгово-офисного здания, расположенный по адресу: <адрес> б, в <адрес>, категория земель - земли населенных пунктов. ДД.ММ.ГГГГ на основании вышеуказанного постановления администрации <адрес> с ним заключен договор аренды вышеуказанного земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> №, который был зарегистрирован в установленном законом порядке. ДД.ММ.ГГГГ истек срок аренды указанного земельного участка и, начиная с данного времени им неоднократно подавались ответчику заявления с просьбой предоставить ему данный земельный участок на новый срок. ДД.ММ.ГГГГ им был получен отказ административного ответчика, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Считает данный отказ Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации <адрес>, незаконным и необоснованным, нарушающим его права и законные интересы по следующим основаниям. Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления. Исходя из положений ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров. В соответствии со ст. 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации” каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе, если, по мнению этого лица, создают препятствия к осуществлению его прав, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами. На основании ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в стечение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд. Основанием своего отказа ответчик указал на невозможность предоставления истцу муниципальной услуги по предоставлению в аренду земельного участка с кадастровым номером 12:012101:541, площадью 1 000 кв.м., для строительства торгово-офисного здания. Однако, данные выводы ответчика основаны на неправильном применении и толковании норм права. Согласно ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности. В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ. Согласно пункту 1 статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды заключается на срок, определенный договором. Пунктом 1 ст. 621 ГК РФ предусмотрено, что если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора имеет при прочих равных условиях преимущественное перед другими лицами право на заключение договора аренды на новый срок. Пунктом 2 ст. 621 ГК РФ установлено, что если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610). Вместе с тем, по окончании срока действия договора аренды №, он продолжает пользоваться земельным участком при отсутствии возражений со стороны ответчика. Данных о наличии иных лиц, претендующих на предоставление вышеуказанного земельного участка в аренду, не имеется. Более того, ответчиком даже предложено было ему оплатить образовавшуюся задолженность по арендной плате за период пользования земельным участком после истечения договора аренды. В соответствии с п. 2 ст. 621 Гражданского кодекса РФ, если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока действия договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок (статья 610). Таким образом, учитывая добросовестное владение истцом земельным участком, что ответчиком не оспаривается, считает, что в настоящее время договор аренды земельного участка №. является возобновленным на тех же условиях, то есть действующим. Доказательств о наличии препятствий со стороны ответчика в пользовании истцу земельным участком не имеется. Более того, на спорном земельном участке имеется объект незавершенного строительства, обшей площадью застройки 24 кв.м., степенью готовности 8 %, что подтверждается техническим планом объекта незавершенного строительства от ДД.ММ.ГГГГ и Техническим заключением по результатам обследования незавершенного строительством объекта: «Торгово-офисного здания для мелкорозничной торговли и обслуживания населения по <адрес>. 69 б, в <адрес>» от 2014 года. Согласно пункту 10 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях: предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи. Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который, приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов, либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта. В силу пункта 21 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от ДД.ММ.ГГГГ, в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до ДД.ММ.ГГГГ или такой земельный участок предоставлен до ДД.ММ.ГГГГ в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом. Кроме этого, правовой режим земель в период строительства имеет особенности, установленные земельным законодательством, которые, в частности, заключаются в возложении на арендатора определенных обязанностей на период строительства, определении ставок арендной платы и установлении в законе специальных оснований для прекращения договора аренды. Так, статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность лиц, которым предоставлен земельный участок, своевременно приступать к его использованию в случае, если срок освоения земельного участка предусмотрен договором. В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 46 этого Кодекса основанием для прекращения договора аренды земельного участка, предназначенного для строительства, является его неиспользование в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка. При этом в силу положений статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается необоснованный отказ в предоставлении земельного участка в аренду для целей строительства или в продлении договора аренды в случае, если строительство не завершено в течение первоначального срока аренды земельного участка. Из материалов иска следует, что договор ДД.ММ.ГГГГ аренды земельного участка был заключен для строительства торгово-офисного здания. На данном земельном участке возведен незавершенный строительством объект. Целью использования этого земельного участка является завершение строительства объекта. При таких обстоятельствах считает необоснованным довод администрации о том, что заключение договора аренды спорного земельного участка возможно только на торгах. Проведение аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка для завершения строительства объекта недвижимости, противоречит пункту 1 статьи 209 Гражданского Кодекса РФ, поскольку только собственник вправе распоряжаться своим имуществом. На момент подачи настоящего дела ответчиком решение о проведении аукциона в установленном порядке принято не было. В связи с указанным, в силу части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ считает его требования о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в заключении договора аренды земельного участка на новый срок по изложенным в Уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении муниципальной услуги основаниям, подлежат удовлетворению. Просил суд признать незаконным отказ в предоставлении [СКРЫТО] М.А. муниципальной услуги по заключению на новый срок договора аренды земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:541, площадью 1 000 кв.м., для строительства торгово-офисного здания, расположенного по адресу: <адрес> б, в квартале 524, в городе Ставрополе, выраженный в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предоставлении муниципальной услуги. Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> устранить допущенные нарушения прав и свобод [СКРЫТО] М.А, путем принятия решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 26:12:012101:541, площадью 1 000 кв.м., для строительства торгово-офисного здания, расположенного по адресу: <адрес> б, в квартале 524, в городе Ставрополе, категория земель - земли населенных пунктов и обязать подготовить и направить проект договора аренды данного земельного участка в адрес [СКРЫТО] М.А.
Суд, исследовав материалы данного гражданского дела, приходит к следующему.
Судом установлено, что [СКРЫТО] М.А. заявил административный иск к Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, администрации г. Ставрополя о признании незаконным отказа в заключении на новый срок договора аренды земельного участка.
В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации № 36 от 27 сентября 2016 года (п. 1), по смыслу части 4 статьи 1 КАС РФ и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 128 КАС РФ, административное исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению судом в порядке административного судопроизводства, поскольку это заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке, в том числе судом в порядке гражданского или уголовного судопроизводства либо арбитражным судом в порядке, предусмотренном арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 194 КАС РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу, в случае если административное дело не подлежит рассмотрению и разрешению в суде в порядке административного судопроизводства по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 1 статьи 128 настоящего Кодекса.
Защита гражданских прав, основанных на акте органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, а также защита гражданских прав, нарушенных актом, действием (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица должна осуществляться, соответственно, способами и в сроки, которые установлены гражданским законодательством, и в процедуре, установленной процессуальным законом для разрешения споров о гражданских правах и обязанностях.
В соответствии с абз. 6 ст. 12 и ст. 13 ГК РФ, признание судом акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным является одним из способов защиты гражданских прав, с которыми истец связывает свое право на предоставление органом местного самоуправления ему испрашиваемого земельного участка.
Таким образом, спор о правах на земельный участок рассматривается, с учетом положений Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, по правилам искового производства в ином судебном порядке, поскольку сопряжен со спором о праве аренды административного истца на земельный участок, расположенный в <адрес> б.
Принимая во внимание изложенное, суд считает производство по настоящему делу подлежащим прекращению, поскольку заявленные административные исковые требования не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ, с разъяснением административному истцу права обращения в суд общей юрисдикции с исковым заявлением в порядке искового производства (ГПК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 128, ч. 1 ст. 194, 198-199 КАС РФ, суд,
О П Р Е Д Е Л И Л :
Производство по административному делу №а-3169/16 по административному исковому заявлению [СКРЫТО] М. А. к Комитету по управлению муниципальным имуществом <адрес>, администрации <адрес>, о признании незаконным отказа в заключении на новый срок договора аренды земельного участка, - прекратить.
Разъяснить административному истцу право обращения в суд общей юрисдикции с исковым заявлением в порядке гражданского судопроизводства в соответствии с нормами Гражданского процессуального Кодекса РФ.
На определение может быть подана частная жалоба в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд города Ставрополя в течение 15 дней со дня его вынесения.
Судья А.И.Эминов