Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 27.09.2018 |
Дата решения | 13.11.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия)... -> прочие (об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления) |
Судья | Эминов Алексей Иванович |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a3ce468e-f329-319f-b27b-99e8d94608e8 |
дело № 2а-2855/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
13 ноября 2018 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Масленниковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску [СКРЫТО] Натальи [СКРЫТО] к Администрации города Ставрополя о признании незаконным постановления,
У С Т А Н О В И Л :
[СКРЫТО] Н.С. обратилась с административным исковым заявлением в суд (впоследствии уточненным) к Администрации г. Ставрополя о признании незаконным постановления, обосновав свои требования тем, что она в связи с отсутствием собственного жилья у ее семьи в 2000 году обратилась в администрацию Промышленного района г. Ставрополя для постановки на учет ее семьи в качестве лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. На основании постановления главы администрации Промышленного района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № в соответствии с п. 11.1, 38.4 решения исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае» её семья из пяти человек поставлена в очередь на первоочередное получение жилья по льготным основаниям как многодетная, и в связи с тем, что ее муж [СКРЫТО] В.А., является ветераном боевых действий. На основании постановления администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № её семья из 5 человек снята с учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма. О принятом постановлении администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № она уведомлена ДД.ММ.ГГГГ извещением № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, установленный ст. 219 КАС РФ срок для обращения в суд ею не пропущен. Постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № она считает незаконным и необоснованным по следующим основаниям. В настоящее время ей и членам ее семьи на праве собственности принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Право собственности на данное жилое помещение принадлежит ей, [СКРЫТО] В.А. и ФИО9 по 1/3 доли в праве собственности. В настоящее время в данной квартире помимо собственников, проживает еще 2 человека, а именно Симонова О.В. [СКРЫТО] А.В., которые являются ее детьми и вселены в жилое помещение как члены семьи. До октября 2014 года с ними также проживал [СКРЫТО] Д.В. В данном жилом помещении она, [СКРЫТО] В.А., Симонова О.В., [СКРЫТО] А.В. и [СКРЫТО] Д.В. проживали с 1996 года и в связи с наличием предусмотренных законом оснований были поставлены на учет. В настоящее время в жилом помещении также проживает 5 человек, что подтверждается домовой книгой, а именно вместо [СКРЫТО] Д.В. с ними проживает ее внучка ФИО9 В соответствии с ч. 2 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Из постановления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № и ответа, полученного из администрации города, в котором сделана ссылка на постановление от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что их семья утратила основания, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма, что она считает необоснованным по следующим основаниям. В соответствии с п. 11.1 решения исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае», действовавшим до принятия ДД.ММ.ГГГГ Жилищного кодекса РФ и на момент постановки её семьи на учет ДД.ММ.ГГГГ, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв.м. Согласно п. 3.34, 3.35 Приказа Минземстроя РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» по каждой квартире, а также в целом по зданию подсчитываются: жилая площадь квартиры (квартир); площадь квартиры (квартир); общая площадь квартиры (квартир). Показатели общей площади квартиры используются для целей государственного статистического наблюдения объемов жилищного строительства в Российской Федерации (завершенного и незавершенного жилищного строительства за соответствующий период) и иных целей. Показатели площади квартиры используются для целей официального статистического учета жилищного фонда в Российской Федерации, оплаты жилья и коммунальных услуг, определения социальной нормы жилья и иных целей. Жилая площадь квартиры определяется как сумма площадей жилых комнат. Жилая площадь квартиры её семьи составляет 38 кв.м., что подтверждается экспликацией, приложенной к настоящему заявлению. Таким образом, в настоящее время её семья, состоящая из 5 человек, исходя из положений п. 11.1 Правил должна иметь в собственность квартиру, в которой именно жилая площадь составляет 45 кв.м., чтобы имелись основания для снятия их семьи с учета. Между тем администрация г. Ставрополя в своем ответе на ее обращение ссылается на норму ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Полагает, что администрация г. Ставрополя необоснованно применила данную норму права, поскольку Жилищный кодекс РСФСР, утвержденный ВС РСФСР ДД.ММ.ГГГГ, действовавший на момент постановки ее семьи на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, подобной нормы не содержал, вследствие чего администрация г. Ставрополя при принятии постановления от ДД.ММ.ГГГГ применила необоснованно нормы действующего законодательства к ранее существовавшим правоотношениям. В ч. 2 ст. 51 ЖК РФ содержатся требования об обеспеченности жильем гражданина и членов его семьи, к которым в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Её сын - [СКРЫТО] Д.В. не проживает с ней с ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время живет в своем жилье и таким образом не является членом ее семьи согласно требований ст. 31 ЖК РФ. Таким образом, постановление администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № принято в нарушение требований ч. 2 ст. 6 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ 2«О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», в связи с чем, подлежит отмене в указанной части. В целях досудебного урегулирования спора [СКРЫТО] Н.С. направлялась жалоба на постановление администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № с просьбой его отменить. По результатам рассмотрения жалобы получен ответ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого жалоба оставлена без удовлетворения. Просила признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях в части исключения [СКРЫТО] Н.С., [СКРЫТО] В.А., Симоновой О.В., [СКРЫТО] А.В. из общей очереди, а также из списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] Н.С. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Представитель административного истца – адвокат Иванов М.С. исковые требования поддержал и пояснил, что оснований для улучшения жилищных условий истцом утрачены не были.
Представитель административного ответчика Администрации г. Ставрополя Каменев А.Ю. в судебном заседании исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении.
Заинтересованное лицо [СКРЫТО] Д.В. в судебном заседании просил удовлетворить требования, пояснил, что не проживает с матерью с 2014 года, взял ипотеку и проживал отдельно.
Заинтересованные лица [СКРЫТО] А.В., [СКРЫТО] В.А. в судебном заседании просили удовлетворить требования.
Заинтересованное лицо Симонова О.В., действующая в своих интересах и в интересах ФИО9, в судебное заседание не явилась, об уважительности причин неявки не сообщила, поэтому суд считает возможным рассмотреть дело в её отсутствие.
Согласно ч. 2 ст. 289 КАС РФ, суд извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание указанных лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В судебном заседании установлено, что постановлением главы администрации Промышленного района г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] Н.С. в соответствии с п. 11.1, 38.4 решения исполнительного комитета Ставропольского краевого совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в крае» семья [СКРЫТО] Н.С. в составе пяти человек принята на учет для улучшения жилищных условий по льготным основаниям как многодетная, и в связи с тем, что ее муж [СКРЫТО] В.А. является ветераном боевых действий. По общему списку порядковый №, по льготному 1544.
Постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № семья [СКРЫТО] Н.С. из 5 человек снята с учета в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса РФ давали право на получение жилых помещений по договорам социального найма.
О принятом постановлении администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] Н.С. уведомлена ДД.ММ.ГГГГ извещением № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки ФИО1 на нарушение ее конституционных прав частью 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» и пунктом 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации» Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что сама по себе часть 2 статьи 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» не может рассматриваться как нарушающая конституционные права, поскольку направлена на сохранение прав граждан, принятых на учет до ДД.ММ.ГГГГ, на получение жилых помещений по договорам социального найма и не предполагает возможность снятия их с учета нуждающихся в жилых помещениях по причине изменения после указанной даты оснований постановки на такой учет.
Что касается пункта 2 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, то он предполагает утрату права на получение жилого помещения лишь в связи с прекращением юридических фактов, лежащих в основании возникновения данного права, учитывает положение Конституции Российской Федерации о предоставлении жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40, часть 3).
В соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса РФ, Жилищный кодекс РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.
Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до ДД.ММ.ГГГГ, установлены частью 2 статьи 6 указанного Федерального закона.
В соответствии с данной нормой граждане, принятые на учет до ДД.ММ.ГГГГ в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей статьи.
С учетом приведенных норм права [СКРЫТО] Н.С. и члены ее семьи, поставленные на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до ДД.ММ.ГГГГ, могут быть сняты с этого учета не только по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3-6 части 1 статьи 56 ЖК РФ, но и в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до ДД.ММ.ГГГГ, давали ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.
Основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые до ДД.ММ.ГГГГ давали право на получение жилого помещения по договору социального найма, были установлены статьей 29 ЖК РСФСР.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 29 ЖК РСФСР, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 32 ЖК РСФСР, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
В силу ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи, менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимости [СКРЫТО] Н.С., [СКРЫТО] А.В., ФИО9 принадлежат по 1/3 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение общей площадью 67,1 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] Д.В. принадлежит на праве собственности жилое помещение, общей площадью 46,3 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ- 104/2017-87528, выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ №, домовыми книгами.
Таким образом, жилищные условия семьи [СКРЫТО] Н.С. изменились, следовательно, на долю каждого из них, в соответствии с действующим законодательством приходится более установленной учетной нормы.
Положения п. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК Российской Федерации предусматривают, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.?
Согласно частям 4 и 5 ст. 50 ЖК Российской Федерации, учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения согласно ч. 2 ст. 51 ЖК Российской Федерации осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений, при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований административного истца, у суда не имеется.
В соответствии со ст. 84 КАС РФ, суд, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, с учетом пояснений в судебном заседании участников процесса, а также их заявлением в судебном заседании о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу, суд приходит к изложенным выводам.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования [СКРЫТО] Натальи [СКРЫТО] к Администрации города Ставрополя о признании незаконным постановления от ДД.ММ.ГГГГ № о снятии с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в части исключения из общей очереди и списка очередности граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 ноября 2018 года.
Судья А.И.Эминов