Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 17.10.2018 |
Дата решения | 28.11.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Коробейников Александр Александрович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 0d8b2f7b-53b4-3ec1-8f26-665affd03565 |
Дело № 2-3100/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 ноября 2018 года город Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Коробейникова А.А.,
при секретаре судебного заседания Умаровой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по исковому заявлению ФИО1 интересах подопечной ФИО2 о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», об обязании администрации <адрес> принять ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет граждан вкачестве нуждающихся в жилых помещениях,
У С Т А Н О В И Л :
ФИО3 в интересах подопечной ФИО2 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации <адрес>, в котором просила признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №«Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», обязать администрацию <адрес> принять ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В обоснование требований в исковом заявлении указано, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 №, страдает заболеванием, отнесенным Приказом Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ №н к перечню тяжелых форм хронических заболеваний. В МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» сданы документы, предусмотренные административным регламентом администрации <адрес>, по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалиду с детства I группы, отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилыхпомещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данная норма направлена на защиту интересов, указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
ФИО2, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью 56.5 кв.м. В указанном жилом помещении кроме истицы зарегистрированы и проживают 5 человек, в том числе ее мать ФИО3.
Кроме того, ФИО3 принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>,
<адрес>, общей площадью 19.8 кв.м.
<адрес> всего недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ФИО3, составляет – 66,4 кв.м.
При этом в настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают 6 человек, что подтверждается соответствующими сведениями домовой книги.
Таким образом, количество проживающих составляет 11 человек, которые не являются членами одной семьи, на одного человека приходится 6,94 кв.м. менее учетной нормы площади жилого помещения в городе Ставрополе на одного человека.
Исходя из указанного выше, в жилых помещениях, принадлежащих матери ФИО2 на праве общей долевой собственности, нет соответствующих условий для проживания инвалида. Жилых помещений ФИО2 в собственности не имеет.
Положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подтверждается, что право на жилье ФИО2, инвалида с детства I группы, не зависит от наличия на праве общей долевой собственности жилья у ее опекуна – ФИО3. Следовательно, ФИО2 нуждается в жилом помещении и имеет право претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
В судебное заседание истец не явилась. В суд представлено заявление, в котором онапросит рассмотреть исковое заявление в ее отсутствие с участием представителя по доверенности. На удовлетворении заявленных требований настаивает.
Представитель истца по доверенности ФИО5, действующий на основании доверенности в судебном заседании поддержал заявленные в исковом заявлении требования и просил их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель администрации <адрес> в судебном заседании представил письменные возражения, в которых указал, что матери ФИО2 на праве общей долевой собственности принадлежит 1/2 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, а также 1/2 доли в праве на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>. Учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе установлена в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека, в связи с чем ФИО2 не имеет права состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Суд, исследовав материалы дела, находит, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом первой группы, что подтверждается справкой МСЭ-2007 №, страдает заболеванием, отнесенным Приказом Министерства здравоохранения России от ДД.ММ.ГГГГ №н к перечню тяжелых форм хронических заболеваний. В МКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в <адрес>» сданы документы, предусмотренные административным регламентом администрации <адрес>, по предоставлению муниципальной услуги "Прием заявлений, документов, а также принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях", утвержденного постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалиду с детства I группы, отказано в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в связи с представлением документов, которые не подтверждают право состоять на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49Жилищного кодекса Российской Федерации категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилыхпомещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Данная норма направлена на защиту интересов, указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно ч. 4, 5 ст. 50 Жилищного кодекса российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом.
Из материалов дела следует, что ФИО2, зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>, общей площадью 56.5 кв.м. В указанном жилом помещении кроме истицы зарегистрированы и проживают 5 человек. Данное жилое помещение принадлежит ее матери ФИО1 и сестре ФИО6 на праве общей долевой собственности, по 1/2 доли в праве.Также ФИО3 принадлежит 1/2 доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенноепо адресу: <адрес>, общей площадью 19.8 кв.м. При этом в настоящее время в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, зарегистрированы и проживают 6 человек, что подтверждается соответствующими сведениями домовой книги.
Судом установлено, что общая площадь всего недвижимого имущества, принадлежащего на праве собственности ФИО3, составляет – 66,4 кв.м., а количество проживающих в данных жилых помещениях составляет 11 человек, которые не являются членами одной семьи и не ведут совместного хозяйства.
Решением Ставропольской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Ставрополе в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
Следовательно, в жилых помещениях, принадлежащих матери ФИО2 на праве общей долевой собственности, на одного человека приходится 6,94 кв.м., что меньше установленной учетной нормы общей площади жилого помещения, приходящегося на одного человека.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что в указанных жилых помещениях, принадлежащих матери ФИО2 нет соответствующих условий для проживания инвалида. Жилых помещений ФИО2 в собственности не имеет.
Кроме того, положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" подтверждается, что право на жилье ФИО2, инвалида с детства I группы, не зависит от наличия на праве общей долевой собственности жилья у ее опекуна – ФИО3. Следовательно, ФИО2 нуждается в жилом помещении и имеет право претендовать на отдельное жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
Статьей 2 Конституции Российской Федерации установлено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 18 Конституции Российской Федерации установлено, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 15 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность органов местного самоуправления соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, в том числе создают условия для осуществления права на жилище.
Данные выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подробно аргументированы с применением норм материального права, регулирующего спорные отношения. Суд приходит к изложенным выводам, с учетом анализа представленных в суд доказательств в их совокупности, пояснений в судебном заседании участников процесса, а также заявлениями в судебном заседании участников процесса о том, что ими исчерпана возможность предоставления доказательств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление ФИО1 интересах подопечной ФИО2 о признании незаконным постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях», об обязании администрации <адрес> принять ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях – удовлетворить.
Признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе в принятии на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях».
Обязать администрацию <адрес> принять ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья А.А. Коробейников