Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 01.10.2018 |
Дата решения | 30.11.2018 |
Категория дела | Другие социальные споры |
Судья | Эминов Алексей Иванович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 832981d5-3568-3c2a-bd8a-aa1664ff6cd3 |
№ 2-2962/2018
УИД № 26RS0003-01-2018-004620-12
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 ноября 2018 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Ходаковой О.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Администрации города Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании постановления недействительным, понуждении устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л :
[СКРЫТО] В.А. обратилась в суд с исковым заявлением (впоследствии уточненным) к Администрации г. Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании постановления недействительным, понуждении устранить допущенные нарушения, обосновав свои исковые требования тем, что постановлением администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014- 2018 годы» семья истца в составе четырех человек: [СКРЫТО] В.А., дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 годы». Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2018 годы» семья истца была признана участником программы. Семья истца нуждается в жилом помещении, так как проживает по вышеуказанному адресу по договору найма жилого помещения и недвижимости в собственности не имеет. [СКРЫТО] В.А. было получено уведомление №С от ДД.ММ.ГГГГ от административного ответчика с приложением постановления № от ДД.ММ.ГГГГ об исключении молодой семьи из нуждающихся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2018 годы». Как следует из содержания вышеуказанного уведомления, на дату подачи заявления и документов в администрацию <адрес> (ДД.ММ.ГГГГ) семья истца проживала по адресу: <адрес>, однако, при проверке материалов учетного дела было установлено, что решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № были удовлетворены её исковые требования об определении места жительства детей. В соответствии с указанным решением ответчиком был сделан вывод о том, что она с ДД.ММ.ГГГГ проживала с детьми и имела временную регистрацию сроком на пять лет по адресу: <адрес>, <адрес>. Жилой дом, расположенный по этому адресу, принадлежит на праве собственности её матери и в нем с ДД.ММ.ГГГГ проживало 6 человек. <адрес> составляла 125,2 кв.м., исходя из чего учетная норма площади жилого помещения, приходящаяся на одного человека, превышала 15 кв.м. установленной в <адрес>. На этом основании ответчик сделал вывод об обеспеченности членов семьи [СКРЫТО] В.А. учетной нормой жилои площади и принял решение о снятии семьи истца с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях согласно п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ в результате выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. Постановление администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы семьи истца ввиду того, что данная семья необоснованно была исключена из списка лиц, признанных нуждающихся в жилом помещении. Ст. 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (ст. 11). При этом, как следует из п. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в ст. 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. С учётом положений международно-правовых актов в ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (ст. 25, 40 Конституции РФ). Согласно п. 2 ст. 2 ЖК РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В ст. 51 ЖК РФ дан исчерпывающий список оснований, когда гражданин признается нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Согласно п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации срок. В силу требований ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Положения указанной статьи направлены на предотвращение злоупотреблений, которые возможны со стороны граждан, претендующих на получение социального жилья. Вместе с тем, законодательство не содержит разъяснения о том, какие именно действия могут считаться совершенными с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, сформулированной в определении от ДД.ММ.ГГГГ №-O-O, по смыслу ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, которая сама по себе не может рассматриваться как нарушающая какие-либо права и свободы граждан, и по смыслу соответствующих норм законодательства Российской Федерации, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. На дату подачи заявления и документов в администрацию г. Ставрополя (ДД.ММ.ГГГГ) семья истца проживала по адресу: <адрес>, где и проживает по нынешнее время. Оформление [СКРЫТО] В.А. ДД.ММ.ГГГГ регистрации по месту пребывания в <адрес> было связано с возникновением временной необходимости ухода за бабушкой, истец была вынуждена находиться в <адрес> с детьми. Однако данное пребывание носило исключительно временный характер, что не может расцениваться, как постоянное проживание. И никаких жилищных прав её семья во время этого вынужденного пребывания не приобретала. Регистрация по месту пребывания не подразумевает снятия с регистрационного учета по месту жительства, говорится в ст. 5 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Временная регистрация нужна, если человек проживает не по основному месту жительства более 90 дней. Согласно ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и п. 3 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина. А местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Основным доказательством места жительства гражданина для органа, осуществляющего учет, остается регистрация гражданина. Кроме того, фактическое отсутствие гражданина в жилом помещении, по которому он зарегистрирован как по месту жительства (даже и достаточно продолжительный период), не обязательно означает изменение им места своего жительства. Это может быть связано с условиями и характером его работы, лечением, обучением, отдыхом и т.п. В свою очередь, орган, осуществляющий учет, не имеет достаточных правомочий, чтобы оценить все обстоятельства отсутствия гражданина. Это может сделать только суд, поскольку только в судебном порядке могут быть объективно исследованы все обстоятельства, свидетельствующие о фактическом изменении места жительства гражданина. В целях определения оснований для снятия с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства должно определяться бесспорно и однозначно по формальному признаку. Ограничения в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях возможны лишь при доказанности факта совершения гражданином, желающим состоять на таком учете, умышленных действий, направленных исключительно на приобретение права состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях. Изложенные выше обстоятельства не-является доказательством того, что семья ФИО15 умышленно ухудшила свои жилищные условия, тем более, что истец и ранее была зарегистрирована по месту жительства в г. Ставрополе. Регистрация гражданина в жилом помещении является предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства. Одна только регистрация не является основанием для возникновения права на жилое помещение. В соответствии с п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» настоящий спор подлежит рассмотрению по правилам административного судопроизводства. Молодая многодетная семья ФИО15 до вышеописанных событий стояла в очереди на получение социальной выплаты на приобретение жилья, предоставляемой молодым семьям в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 годы» под номером 17, что значительно повышало возможность получения выплаты в ближайшее время. Просила суд признать незаконным постановление администрации г. Ставрополя № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отмене постановления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 годы», признать семью [СКРЫТО] В.А. в составе четырех человек: истец [СКРЫТО] В.А., дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, нуждающейся в жилом помещении, обязать администрацию г. Ставрополя устранить нарушения прав, свобод и законных интересов [СКРЫТО] В.А. путем восстановления [СКРЫТО] В.А. в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014- 2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 годы», обязать Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить [СКРЫТО] В.А. субсидию в размере 70 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в 2018 году.
Представитель истца [СКРЫТО] В.А. по доверенности Усков И.А. в судебном заседании просил суд удовлетворить заявленные требования и учесть, что переезд был вынужденной мерой, истец намеренно не могла ухудшить свои жилищные условия и время от времени приезжала из <адрес> в г. Ставрополь, как сама, так и с детьми.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] В.А. заявленные требования поддержала и просила суд их удовлетворить, а также пояснила, что у неё и так нет никаких жилищных условий, чтобы их даже намерено ухудшить, как говорит представитель администрации. Поддерживает позицию представителя.
Представитель ответчика Администрации г. Ставрополя по доверенности Самойленко Г.Н. просила отказать в удовлетворении иска, поскольку в настоящем споре у административного истца по факту две регистрации, нуждаемость установить было не возможно, есть решение суда и акт обследования жилищных условий, а также предоставила суду возражения в которых указала, что в соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. В соответствии с положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Жилище», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»). Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6). В целях настоящих Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. В соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местною самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в Ставропольском крае» утвержден перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления им помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. Из положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданам, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 -2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014 - 2018 годы» семья ФИО15 в составе 4 человек: истец, дочь ФИО3, 2006 года рождения, дочь ФИО4, 2009 года рождения, дочь ФИО5, 2013 года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 -2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения г. Ставрополя на 2014 - 2018 годы». Постановлением администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 - 2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населенья города Ставрополя на 2014 - 2018 годы» семья ФИО15 признана участником программы. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата подачи заявления и документов в администрацию <адрес>) семья ФИО15 проживала по договору найма жилого помещения в <адрес>, в <адрес>. Также в соответствии с ч. 3 ст. 52 ЖК РФ и п. 2 Методических рекомендаций органам местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по ведению учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, утвержденных приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства, строительства и архитектуры Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №, на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях принимаются граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в отделе внутренних дел в данном населенном пункте. Однако, при проверке материалов учетного дела семьи ФИО15 было установлено, что решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования [СКРЫТО] В.А. к ФИО7 об определении места жительства детей. Указанное решение суда вступило в законную силу. В соответствии с указанным решением суда [СКРЫТО] В.А. с ДД.ММ.ГГГГ проживали с детьми и имели временную регистрацию сроком на 5 лет по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери [СКРЫТО] В.А. - ФИО8 В указанном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ проживало 6 человек, общая площадь указанного жилого дома составляет 125,2 кв.м. В соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. В соответствии с ч. 4 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размен такой нормы не может превышать размер нормы предбставления, установленной данным органом. В соответствии с постановлением мэрии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление мэрии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде», установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Черкесске в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного человека. С учетом всех произведенных расчетов площадь недвижимою имущества, в котором проживала [СКРЫТО] В.А. со своими детьми, составляла 125,2 кв.м., из чего следует, что семья [СКРЫТО] В.А. не являлась нуждающейся в жилом помещении, поскольку на каждого члена семьи приходилось 20,8 кв.м., что более учетной нормы, предусмотренной в <адрес>. Кроме того, согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный ст. 53 ЖК РФ срок. Таким образом, [СКРЫТО] В.А. не имела права быть признанной нуждающимся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 - 2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014 - 2018 годы», в связи с тем, что на момент обращения в муниципальный орган не истек предусмотренный статьей 53 ЖК РФ пятилетний срок. На основании п. 6 ч. 1 ст. 56 Кодекса граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет. В связи с чем, руководствуясь п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, постановлением № «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2018 годы» семья [СКРЫТО] В.А. исключена из участников вышеуказанной программы. Таким образом, постановление № от ДД.ММ.ГГГГ принято в полном соответствии с нормами действующего законодательства. Учитывая вышеизложенное, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению и просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края по доверенности Панкратова Д.А. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований, полагая заявленный иск не законным и необоснованным, а также предоставил суду возражения в которых указала, что как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, требование о предоставлении социальных выплат на приобретение жилья непосредственно из Конституции Российской Федерации не вытекает, условия их выплаты определяются федеральным законодателем и (или) Правительством Российской Федерации в рамках их компетенции. Принципиальный государственный подход к решению жилищных потребностей предполагает активные действия граждан по строительству или приобретению жилья, а не ожидание его от государства. Содействие государства в реализации гражданами своих жилищных прав состоит в том, что средства граждан, вложенные в строительство и приобретение жилья, не облагаются налогом; органы государственной власти и органы местного самоуправления выделяют гражданам земельные участки для строительства жилья; принимаются государственные программы содействия гражданам в улучшении жилищных условий. Для получения циальных выплат в рамках подпрограммы необходимо соблюдение еделенной процедуры, а также соответствия участников установленным законодательством требованиям. Социальные выплаты молодым семьям - участникам основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предоставляются в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». До ДД.ММ.ГГГГ указанные мероприятия проводились в соответствии с подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, содержащей аналогичные нормы. В соответствии с п. 24 правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранный субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 июня (ранее - до 1 сентября) года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а именно в министерство. Согласно п. 26 Правил министерство на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список). После доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации министерство на основании сводного списка, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее - список претендентов). В течение 10 дней со дня утверждения списка претендентов министерство доводит до органов местного самоуправления выписки из указанных списков для последующего доведения их органами местного самоуправления до сведения молодых семей - участников основного мероприятия. Иными словами в рамках подпрограммы формируются три списка: список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, формируемый органом местного самоуправления; сводный список, формируемый министерством на основании списков, предоставленных органами местного самоуправления; список претендентов, в который министерством включаются молодые семьи, полностью отвечающие условиям подпрограммы. Согласно п. 6 подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты. Таким образом, при достижении одним из супругов или единственным родителем в неполной семье возраста 36 лет семья утрачивает статус молодой, а, следовательно, не может быть участницей подпрограммы, в которой участвовать могут исключительно молодые семьи, соответствующие ее условиям. Иначе нарушаются цели и задачи подпрограммы, права и законные интересы молодых семей, полностью соответствующих условиям подпрограммы, которые вынуждены будут ждать своей очереди дольше из-за получения социальных выплат теми, кто условиям уже не соответствует, это также приведет к нецелевому расходованию бюджетных средств, что повлечет за собой предусмотренную законодательством ответственность. Данный довод подтверждается обширной судебной практикой (определения Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, определения Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № Одним из условий для отказа в признании молодой семьи участницей основного мероприятия является ее несоответствие требованиям, предусмотренным Правилами, в том числе, если семья не признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил. Под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены ст. 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Следовательно, при отсутствии нуждаемости в жилом помещении молодая семья не может претендовать на участие в основном мероприятии и получение социальной выплаты, так как это противоречит целям и задачам основного мероприятия и программы. Согласно части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. В соответствии со ст. 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается органами местного самоуправления самостоятельно, без участия министерства. В министерство поступило письмо администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № в котором содержится информация о том, что, при проверке сведений, содержащихся в материалах учетного дела семьи [СКРЫТО] В.А., были выявлены основания для снятия указанной семьи с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, в целях соблюдения норм жилищного законодательства, в данном письме администрация просит министерство заменить семью ФИО15 другой семьей, пересчитать размер субсидии. Включение граждан в список молодых семей участников подпрограммы возможно только на основании решения администрации. Семья истца включена в список на 2018 год под номером 2465, дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ. Также семья истца включена в уточненный список молодых семей, имеющих трех и более детей, в том числе молодых семей, в которых один супруг или оба супруга, или родитель в неполной семье достигнет в 2018 году возраста 36 лет, - претендентов на получение в 2018 году социальных выплат на приобретение (строительство) жилья в пределах бюджета Ставропольского края (за исключением средств бюджета Ставропольского края, направленных на предоставление социальных выплат с привлечением средств федерального бюджета) и бюджетов муниципальных образований Ставропольского края по Ставропольскому краю под номером 145. Однако, на основываясь на полученной от администрации информации об утрате семьей оснований, дающих ей право на улучшение жилищных условий, выдача сертификата будет являться нецелевым расходованием бюджетных средств. Считает, что министерство действует в рамках действующего законодательства и не совершило никаких противоправных действий в отношении истца, а заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В судебном заседании свидетель ФИО10 суду пояснила, что она является руководителем общественной организации для помощи нуждающимся, которая оказывала помощь [СКРЫТО] В.А., с которой свидетель знакома давно. В конце мая 2015 года [СКРЫТО] В.А. уехала вместе с детьми к своей матери в гости. Истец приезжала в месяц два-три раза в Ставрополь, останавливалась с ночевкой у неё или у брата. У [СКРЫТО] В.А. дети болели и за бабушкой нужен был уход. Дети [СКРЫТО] В.А. родились в <адрес> и она планировала здесь жить. Кроме того у [СКРЫТО] В.А. в <адрес> живет родной брат и и она планировала здесь жить.
В судебном заседании свидетель ФИО11 суду пояснил, что он приходится истцу родным братом. [СКРЫТО] В.А. ушла от мужа и приняла решение уехать к родителям, в связи с чем, он отвез её туда. В Ставрополь [СКРЫТО] В.А. приезжала два-три раза в месяц, а в <адрес> ухаживала за бабушкой. В <адрес> истец приезжала как с детьми, так и сама, с ночевкой останавливалась на два-три дня. При этом [СКРЫТО] В.А. не собиралась оставаться в <адрес> и по истечении декрета в 2016 году приехала в Ставрополь и прописалась в его квартире.
Выслушав лиц, участвующих в деле, свидетелей, исследовав материалы данного гражданского дела, оценив представленные сторонами доказательства с точки зрения их допустимости, достоверности и достаточности, суд приходит к выводу, что заявленные [СКРЫТО] В.А. к администрации г. Ставрополя и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Положениями ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище. Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции РФ).
Согласно п. 2 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления, в пределах своих полномочий, обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
В соответствии с положениями подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О федеральной целевой программе «Жилище», федеральный законодатель, предусматривая оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат (разделы 1 - 6), одновременно установил правила предоставления, а также использования таких выплат (приложение 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище»).
Согласно приведенным федеральным Правилам участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 данных Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты (пункт 6).
В соответствии с настоящими Правилами, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местною самоуправления на основании заявления и документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Постановлением Правительства Ставропольского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О мерах по реализации закона Ставропольского края «О некоторых вопросах в области жилищных отношений в <адрес>» утвержден перечень документов, подтверждающих право граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в целях предоставления им помещений жилищного фонда Ставропольского края по договорам социального найма. Из положений п. 1, 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ следует, что гражданам, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.А. обратилась в администрацию <адрес> с заявлением, в котором просила признать её семью в составе 4 человек нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе» федеральной целевой программы «Жилище на 2015-2020 годы», мероприятии «Обеспечение жильем молодых семей в Ставропольском крае» подпрограммы «Жилище» государственной программы <адрес> «Развитие градостроительства, строительства и архитектуры» и муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2018 годы», предоставив документы подтверждающие наличие такого права согласно списка указанного в заявлении.
На основании предоставленных суду документов, в том числе, свидетельства о рождении № выданного ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о рождении №, выданного ДД.ММ.ГГГГ, свидетельства о государственной регистрации права №, копии домовой книги, справки ГУП СК «Крайтехинвентаризация», уведомлений Управления Росреестра по <адрес>, установлено по состоянию на дату подачи заявления и документов в администрацию <адрес> - ДД.ММ.ГГГГ семья ФИО15 в составе семьи 4 человека: [СКРЫТО] В.А., дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, недвижимого имущества в собственности не имела, была зарегистрирована и пропроживала по договору найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, принадлежащей ФИО11, общей площадью 54,9 кв.м., в том числе жилой площадью 32,1 кв.м.
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 -2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014 - 2018 годы» семья ФИО15 в составе 4 человек: истец, дочь ФИО3, 2006 года рождения, дочь ФИО4, 2009 года рождения, дочь ФИО5, 2013 года рождения, признана нуждающейся в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 -2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014 - 2018 годы».
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании молодой семьи участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014 - 2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населенья <адрес> на 2014 - 2018 годы» семья семья ФИО15 в составе 4 человек: истец, дочь ФИО3, 2006 года рождения, дочь ФИО4, 2009 года рождения, дочь ФИО5, 2013 года рождения, признана участником программы.
Постановлением администрации <адрес> № «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2018 годы» семья [СКРЫТО] В.А. на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ исключена из числа участников вышеуказанной программы.
Как следует из полученного истцом уведомления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, при проверке материалов учетного дела семьи ФИО15 было установлено, что вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № удовлетворены исковые требования [СКРЫТО] В.А. к ФИО7 об определении места жительства детей и в соответствии с указанным решением суда [СКРЫТО] В.А. с ДД.ММ.ГГГГ проживала с детьми и имела временную регистрацию сроком на пять лет по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери [СКРЫТО] В.А. - ФИО8
В указанном жилом доме с ДД.ММ.ГГГГ проживало 6 человек, общая площадь указанного жилого дома составляет 125,2 кв.м., а в соответствии с постановлением мэрии муниципального образования <адрес>-Черкесской Республики от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений в постановление мэрии муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения на одного человека в муниципальном жилищном фонде», установлена учетная норма площади жилого помещения в городе Черкесске в размере 15 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящаяся на одного человека.
С учетом всех произведенных расчетов площадь недвижимою имущества, в котором проживала [СКРЫТО] В.А. со своими детьми, составляла 125,2 кв.м., из чего следует, что семья [СКРЫТО] В.А. не являлась нуждающейся в жилом помещении, поскольку на каждого члена семьи приходилось 20,8 кв.м., что более учетной нормы, предусмотренной в <адрес>.
А также в уведомлении указано, что согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Кроме того в уведомлении указано, что на основании п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности, в случаях выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для исключения семьи [СКРЫТО] В.А. граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий для участия в муниципальной целевой программе «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 годы» по основаниям предусмотренным п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ.
Доказательств, подтверждающих тот факт, что при постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий [СКРЫТО] В.А. были допущены нарушения законодательства и она представила недостоверную информацию о жилищный условиях и составе своей семьи, ею совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, требующих участия со стороны государственной власти в обеспечении её другим жильем ответчиком не представлено.
Как следует из описательно – мотивировочной части вступившего в законную силу решения Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску [СКРЫТО] В.А. к ФИО7О. об определении места жительства детей, действительно в данном решении содержится указание на то обстоятельство, что с ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.А. со своими малолетними детьми проживала с детьми и имела временную регистрацию сроком на пять лет по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, принадлежащем на праве собственности матери [СКРЫТО] В.А. - ФИО8
Вместе с тем данное решение, по мнению суда, не может само по себе, безусловно свидетельствовать о том, что [СКРЫТО] В.А. были совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 61 ГПК РФ, обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
По настоящему спору принимают участие иные лица, в силу чего имеются правовые основания для оспаривания обстоятельства постоянного проживания истца с детьми ДД.ММ.ГГГГ по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, при этом стороной истца приведены основания и доказательства опровергающие данное обстоеятельсво.
В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» указано, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства. Судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № отражено, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем.
В соответствии с п. 1 ст. 27 Конституции РФ, каждый имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Поэтому сам по себе факт регистрации гражданина по месту пребывания не определяет в силу закона проживание по данному адресу.
Как следует из паспорта гражданина Российской Федерации, выданного ДД.ММ.ГГГГ отделом УФМС России по <адрес> в <адрес>, истец [СКРЫТО] В.А. с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>, а в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ имела регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>, где проживала до прекращения брака ДД.ММ.ГГГГ.
Также согласно свидетельств о регистрации по месту жительства №, 5124, 5125 малолетние дети [СКРЫТО] В.А.: дочь ФИО3, 2006 года рождения, дочь ФИО4, 2009 года рождения, дочь ФИО5, 2013 года рождения, также с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована по месту жительства по адресу: <адрес>.
В силу п. 2 ст. 20 ГК РФ, местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.
Таким образом, суд приходит к выводу, что местом жительства малолетних детей [СКРЫТО] В.А.: дочери ФИО3, 2006 года рождения, дочери ФИО4, 2009 года рождения, дочери ФИО5, 2013 года рождения, с их рождения по ДД.ММ.ГГГГ следует считать место жительства их матери, то есть <адрес>, а в период времени с ДД.ММ.ГГГГ: <адрес>.
Как следует из справки ПАО «Сбербанк России» от ДД.ММ.ГГГГ № от ДД.ММ.ГГГГ истец работает в ПАО «Сбербанк России» с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, и с ДД.ММ.ГГГГ занимает должность старшего менеджера по обслуживанию в Дополнительном офисе № Юго-Западного банка ПАО «Сбербанк России». С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] В.А. находилась в отпуске по беременности и родам, больничный лист № (на основании системы) и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в отпуске по уходу за ребенком ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до достижения возраста 3 лет (приказ №-к от ДД.ММ.ГГГГ). Данные обстоятельства также подтверждаются трудовой книжкой ТК №, заполненной ДД.ММ.ГГГГ на имя [СКРЫТО] В.А.
Кроме того, как следует из справки ОАО «Автовокзал» от ДД.ММ.ГГГГ № истцом [СКРЫТО] В.А. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ 27 раз приобретались билеты с маршрутами следования из <адрес> в населенные пункты Карачево – Черкесской Республики.
При этом суд учитывает, что пребывание [СКРЫТО] В.А. в <адрес> у родителей и наличие регистрации по месту пребывания носят временный характер, связанный с семейными обстоятельствами (бракоразводным процессом и невозможностью совместного проживания с бывшим супругом), а также связано с уходом за престарелым родственником, членом семьи собственника жилого помещения истец не признавалась и не является, что согласуется с письменными доказательствами и показаниями свидетелей в своей совокупности.
Более того, истец с ДД.ММ.ГГГГ работает в структурном подразделении №» территориально расположенном в <адрес> и после окончания отпуска по беременности и родам продолжает осуществлять трудовую деятельность на территории <адрес>
Таким образом, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для принятия в расчет при определении обеспеченности семьи жилой площадью площади квартиры, расположенной по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, <адрес>, принадлежащей на праве собственности матери истца - ФИО8
Доказательств того, что ФИО12 в настоящее время является членом семьи собственника указанного жилого помещения, в связи с чем, сохраняет право пользования помещением, в материалах дела не имеется.
Положениями ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
По смыслу указанной правовой нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда РФ №-О-О от ДД.ММ.ГГГГ, ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом, применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с п. 3 ст. 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Таким образом, материалы дела не содержат доказательств, позволяющих суду прийти к выводу, что [СКРЫТО] В.А. были совершены умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.
Ответчик в обжалуемом постановлении в качестве основания для снятия семьи истца сослался п. 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, согласно которой граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Суд приходит к выводу, что обжалуемое постановлением администрации г. Ставрополя № надлежащим образом не мотивировано, не содержит указания на то, какие сведения, не соответствующие действительности и послужившие основаниям для принятия на учет, были выявлены в представленных истцом документах, также не указано на какие-либо неправомерные действия должностных лиц, органа осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии семьи [СКРЫТО] В.А. учет в качестве нуждающейся на улучшение жилищных условий. При этом данное нарушение не является формальным, так как, соблюдение требований к содержанию решения, является обязательным для исполнения, и кроме того, при их отсутствии нарушается право гражданина на получение мотивированного и законного решения муниципального органа.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что заявленное административным истцом требование о признании постановления администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № подлежит удовлетворению, а указанное постановление надлежит признать незаконным и отменить.
Таким образом, учитывая, что судом признано незаконным и отменено решение администрации города о снятии истца и её семьи с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд полагает, что подлежит удовлетворению требование о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права, в связи с чем, семья истца подлежат восстановлению на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Вместе с тем, поскольку решением суда семья истца восстановлена на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, правовых оснований для принятия судом решения о признании семьи истца нуждающейся в жилом помещении не имеется, поскольку права истца восстановлены в полном объеме и удовлетворение исковых требований в данной части не направлено на восстановление нарушенных прав истца и предметом настоящего спора не является.
Разрешая требование истца о понуждении Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить [СКРЫТО] В.А. субсидию в размере 70 % расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с требованиями Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся приложением 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № в 2018 году суд приходит к следующему.
Решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий и об исключении из списка нуждающихся в улучшении жилищных условий принимается органами местного самоуправления самостоятельно, без участия министерства.
Как следует из материалов дела в министерство поступило письмо администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором содержится информация о том, что, при проверке сведений, содержащихся в материалах учетного дела семьи [СКРЫТО] В.А., были выявлены основания для снятия указанной семьи с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, в целях соблюдения норм жилищного законодательства, в данном письме администрация просит министерство заменить семью ФИО15 другой семьей, пересчитать размер субсидии.
Включение граждан в список молодых семей - участников подпрограммы возможно только на основании решения администрации <адрес>.
Вопрос о предоставлении [СКРЫТО] В.А. субсиди в размере 70 % расчетной (средней) стоимости жилья находится в компетенции Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края, которому по поступлению решения администрации надлежит рассмотреть вопрос о включении её семьи в списки. При этом суд учитывает, что Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края в выплате данной субсидии истцу не было отказано, доказательств нарушения прав истца Министерством строительства и архитектуры Ставропольского края материалы дела не содержат, кроме того выплата во внеочередном порядке данной субсидии может привести в незаконному и необоснованному нарушению прав и законных интересов третьих лиц, поскольку согласно п. 26 Правил министерство на основании поступивших от органов местного самоуправления списков, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году и после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации министерство на основании сводного списка, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Также суд учитывает, что суд общей юрисдикции не вправе подменять деятельность органов законодательной, исполнительной власти, поскольку иное означало бы нарушение закрепленных Конституцией Российской Федерации принципов разделения властей, самостоятельности органов законодательной, исполнительной и судебной власти, а также прерогатив органов государственной власти субъектов Российской Федерации и судов общей юрисдикции (статьи 10, 11, 118 Конституции Российской Федерации).
При изложенных обстоятельствах, требование истца о понуждении Министерства строительства и архитектуры Ставропольского края предоставить [СКРЫТО] В.А. субсидию в размере 70 процентов расчетной (средней) стоимости жилья удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Администрации города Ставрополя, Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края о признании постановления недействительным, понуждении устранить допущенные нарушения – удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление администрации города Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отмене постановления администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании граждан нуждающимися в жилом помещении для участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения <адрес> на 2014-2018 годы».
Обязать администрацию города Ставрополя восстановить семью [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] в составе 4 человек в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ставрополе на 2014-2018 годы» муниципальной программы «Обеспечение жильем населения города Ставрополя на 2014-2018 годы» с момента её постановки на учет.
В удовлетворении остальной части исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к Администрации города Ставрополя и Министерству строительства и архитектуры Ставропольского края – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.
Мотивированное решение суда изготовлено 04 декабря 2018 года.
Судья А.И.Эминов