Дело № 12-135/2016, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край)
Дата поступления 05.08.2016
Дата решения 26.09.2016
Статьи кодексов КоАП: ст. 8.1
Судья Кузнецова Наталья Михайловна
Результат Отменено с прекращением производства
Судебное решение Есть
ID bc3f0772-e339-305a-989a-84126bf9db75
Стороны по делу
Ответчик
********* ****** **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

№ 12-135/16

Р Е Ш Е Н И Е

26 сентября 2016 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:

председательствующего судьи Кузнецовой Н.М.,

при секретаре судебного заседания Алексееве Д.А.,

с участием лица, подвергнутого административному наказанию – начальника отдела по охране окружающей среды Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д.,

представителя Департамента Федеральной службы в сфере природопользования по <адрес> по доверенности О.И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу начальника отдела по охране окружающей среды Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. на постановление ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела по охране окружающей среды Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д.,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому ФИО2 округу, Е.Н.Д. установлено, что в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей, в нарушение требований статьи 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.3 ст. 1, ст. 11 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ №102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» начальник отдела по охране окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. допустил осуществление производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами не аккредитованной лабораторией и признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на начальника отдела по охране окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. наложен административный штраф в размере 2000 рублей.

Постановлением о назначении административного наказания вменяется проведение производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неаккредитованной лабораторией, что является нарушением требований статьи 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3 статьи 1, статьи 11 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Будучи не согласным с указанным постановлением Н.С.Д. обратился в суд с жалобой на указанное постановление Департамента, указав, что он, работает в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» в должности начальника отдела охраны окружающей среды с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ /ЛС). К его должностным обязанностям относится, в том числе организация проведения производственного экологического контроля на объектах ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» и в зоне их влияния, развитие системы производственного экологического мониторинга» (п. 2.5 должностной инструкции начальника отдела охраны окружающей среды от ДД.ММ.ГГГГ ).

ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» по факсимильной связи поступило уведомление от ДД.ММ.ГГГГ и приказ от 23.06.23016 ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 округу о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» ИНН юридический адрес: 355000, <адрес>.

С приказом о проведении плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ ознакомлен главный инженер - первый заместитель генерального директора, временно исполняющий обязанности генерального директора А.А.Ю., действующий на основании приказа Общества от ДД.ММ.ГГГГ /лс.

Плановая проверка проводилась специалистами Ставропольского территориального отдела ФИО3.

По результатам плановой проверки ФИО3 составлен акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ /П/1, на основании акта проверки Обществу выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от ДД.ММ.ГГГГ .

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому ФИО2 округу, главным специалистом-экспертом Ставропольского территориального отдела ФИО3 Е.Н.Д., установлено, что Н.С.Д. при исполнении должностных обязанностей допущено нарушение требований статьи 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3 статьи 1, статьи 11 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Данным постановлением Н.С.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, ему назначен административный штраф в размере 2 000,00 рублей.

Постановлением о назначении административного наказания вменяется проведение производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неаккредитованной лабораторией.

Считает постановление о привлечении Н.С.Д. к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, нарушающим права и интересы Общества, так
как оно вынесено в отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих о событии административного правонарушения, при недоказанности его вины во вмененном правонарушении, нарушении статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в том числе по изложенным ниже доводам.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности не обязано доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в соответствии с пунктом 4 статьи 1.5 КРФ об АП толкуются в пользу этого лица.

О несоответствии выводов постановления о назначении административного наказания от 02.08,2016 нормам природоохранного законодательства и вынесении постановления о назначении без учета фактических обстоятельств дела.

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в соответствии с требованием пункта 1 статьи 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

С ДД.ММ.ГГГГ организации, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (пункт 3 статьи 67 ФИО2 закона № 7-ФЗ).

Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации ФИО2 органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Программу производственного экологического контроля разрабатывают организации, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий.

В соответствии со статьей 11 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФИО2 закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного ФИО2 закона в течение двух лет организации обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, И, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

На основании изложенного, программу производственного экологического контроля разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена соответствующая категория.

Ввиду того, что организации обязаны поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух лет со дня принятия ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 219-ФЗ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, программа производственного экологического контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» должна быть разработана не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

При этом организации, эксплуатирующие действующие объекты, которым в настоящее время не присвоена I-III категория, не имеют возможности разрабатывать программу производственного экологического контроля по причине отсутствия законодательного урегулирования:

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

При этом, в соответствии с письмом ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке объектов на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» указано, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду будет осуществляться с применением государственной информационной системы (далее - ГИС). Иной формы ведения государственного реестра и учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, действующим законодательством не предусмотрено.

Также в письме указано, что учитывая невозможность в настоящий момент реализации пункта 4 статьи 69.2 ФИО2 закона № 7-ФЗ, пунктов 12 и 21-25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду прием заявок будет осуществляться территориальным органом Росприроднадзора, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации только с момента ввода в эксплуатацию ГИС (в настоящее время не введена).

В ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» на протяжении 10 лет (с 2006 года) ежегодно на добровольной основе разрабатывается, утверждается и в полном объеме реализуется Программа производственного экологического контроля (мониторинга).

Для реализации требований по проведению производственного экологического контроля, установленных ФИО2 законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ в Обществе в 2005 году в составе филиала Инженерно-технический центр (ИТЦ) была создана аналитическая лаборатория службы производственного экологического мониторинга. В 2008 году лаборатория прошла процедуру аккредитации и получила аттестат аккредитации POCC.RU.0001.515181 от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и продлением до ДД.ММ.ГГГГ.

С целью приведения деятельности лаборатории к требованиям, вступившего в действие ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Обществом по собственной инициативе была прекращена аккредитация лаборатории (Решение ФИО2 службы по аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ № А-2523). На период прекращения действия аттестата аккредитации в целях исполнения ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ ФБУ «Ставропольский ЦСМ» была проведена оценка состояния измерений в испытательной лаборатории, по результатам которой Обществом получено Свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ . действующее до ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство удостоверяет наличие в испытательной лаборатории по охране окружающей среды ИТЦ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» условий, необходимых для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» проведены процедуры по приведению деятельности испытательной лаборатории в соответствие с требованиями ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ получен новый аттестат аккредитации № RA.RU.21AH28. Необходимость проведения исследований, измерений исключительно аккредитованными испытательными лабораториями предусмотрена отдельными законодательными и нормативно-правовыми актами (Юридическое заключение Центра правового обеспечения природопользования от ДД.ММ.ГГГГ ВА). Такие виды замеров на период отсутствия аттестата аккредитации Обществом не проводились.

В соответствии с частью 2 статьи 1 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ данный ФИО2 закон также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.

При этом в соответствии с часть 1 статьи 30 указанного ФИО2 закона документы об аккредитации, выданные ФИО2 органами исполнительной власти до дня вступления в силу данного ФИО2 закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.

Считает, что производственный экологический контроль на объектах Общества осуществляется в полном соответствии с ФИО2 законом от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении единства измерений», о чем свидетельствуют действующие в настоящее время аттестат аккредитации и свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории.

Пункт 3 статьи 11 ФИО2 закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» указанный в экспертном заключении филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по СК от ДД.ММ.ГГГГ относится к государственной функции уполномоченных органов, но не к компетенции ООО «Газпром трансгаз Ставрополь».

Позиция Н.С.Д. подтверждается юридическим заключением от ДД.ММ.ГГГГ ВА Центра правового обеспечения природопользования.

Требования ФИО3 о несоблюдении должностным лицом -Н.С.Д. статьи 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ М7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3 статьи 1, статьи 11 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» незаконны, так как вынесены без системного анализа норм ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФИО2 закон об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , письма ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № АА-03-04-36/13116 и отсутствия подзаконных актов, определяющих порядок реализации, вводимых изменений в законодательство об охране окружающей среды.

Так же на основании вышеприведенных доказательств незаконным является и вывод постановления о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ о том, что Н.С.Д. имел возможность для соблюдения установленных требований, однако не предпринял все зависящие от него меры по соблюдению этих требований: Н.С.Д. не имел возможности исполнить требования по разработке программы производственного экологического контроля по форме статьи 67 ФИО2 закона ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ ввиду отсутствия подзаконных актов, регулирующих порядок реализации вводимых изменений в законодательство об охране окружающей среды, в том числе и для определения какие объекты Общества должны быть включены в программу производственного экологического контроля (так как не урегулирован механизм присвоения категорий объектам негативного воздействия).

Обращает внимание на то, что производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, осуществлялся лабораторией, имеющей все необходимые условия для выполнения измерений, закрепленной за ней областью деятельности, что подтверждается актом оценки состояния измерений в испытательной лаборатории по охране окружающей среды ИТЦ 000 «Газпром трансгаз Ставрополь». Программа производственного экологического контроля (мониторинга) разрабатывается и функционирует в Обществе с 2006 года (уже на протяжении 10 мет), ежегодно пересматривается с учетом изменений в хозяйственной деятельности.

Постановление о назначении административного наказания вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то есть оформлено незамедлительно, без учета сроков установленных пункта 1 статьи 29.6 КРФ об АП, что ограничило права Общества как при проведении плановой проверки (часть 12 статьи 16 ФИО2 закона" от ДД.ММ.ГГГГ № 294-ФЗ), так и в рамках КРФ об АП.

На основании изложенных доводов, считает, что оформление Обществом программы производственного контроля, статьи 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», норм ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФИО2 закон об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , письма ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ, руководствуясь частью 2 статьи 2.1, пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации просит суд постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ /П/1-285/3, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому ФИО2 округу, главным специалистом-экспертом Ставропольского территориального отдела ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 округу Е.Н.Д. о назначении Н.С.Д. административного штрафа в области охраны окружающей среды и природопользования (ответственность за которое предусмотрена статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушении) в размере 2 000,00 рублей признать незаконным и отменить.

Лица, подвергнутое административному наказанию – начальник отдела по охране окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д., в судебном заседании просил жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям, постановление Росприроднадзора по СКФО отменить, пояснив, что постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ вынесено с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации и без учета фактических обстоятельств дела.

ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 <адрес> О.И.В. в судебном заседании просил отказать в удовлетворении жалобы Н.С.Д., признать постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ законным, обоснованным и подлежащим оставлению в силе по основаниям изложенным в его письменных возражениях, которые он поддержал в полном объеме.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, постановлением ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому ФИО2 округу, Е.Н.Д. начальник отдела по охране окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выразившимся в проведении производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неаккредитованной лабораторией и на начальника отдела по охране окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. наложен административный штраф в размере 2000 рублей.

Должностное лицо-начальник отдела по охране окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. привлечен к административной ответственности по результатам плановой выездной проверки ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 округу в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ , в результате которой обнаружено, что должностным лицом ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. в связи с ненадлежащим исполнением обязанностей по обеспечению соблюдения законности в деятельности Общества, установленных должностной инструкцией допущено не соблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия, сооружений или иных объектов, а именно: производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» велся не аккредитованной лабораторией.

Согласно требованиям ст. 24.1 КРФ об АП при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств подлежат установлению все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 КРФ об АП.

В основу принятия оспариваемого постановления, должностным лицом проводившим проверки положены доказательства, в частности: экспертное заключение Ставропольского отдела инструментального контроля - испытательной лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ , протоколом испытаний (измерений от ДД.ММ.ГГГГ № В 0172, протокол испытаний (измерении) от ДД.ММ.ГГГГ №А 0238; протокол испытаний (измерений) ДД.ММ.ГГГГ № А 0079, протокол испытаний (измерений) от ДД.ММ.ГГГГ № А 0063, протокол испытаний (измерений) № А 0129 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний (измерений) № А 0190 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний (измерений) № А 0193 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний (измерений) № А 0023 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний (измерений) № А 0155 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний (измерений) № В 0194 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний (измерений) № В 0198 от ДД.ММ.ГГГГ, протокол испытаний (измерений) № В 0197 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п 2.2, 2.5, 2.11, 2.17 должностной инструкции начальника отдела по охране окружающей среды ООО « Газпром трансгаз Ставрополь», утвержденной генеральным директором ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», в должностные обязанности начальника отдела по охране окружающей среды входит организация работ по выполнению требований в подразделениях Общества природоохранного законодательства, соблюдению стандартов и нормативов в области окружающей среды; I организация проведения производственного экологического контроля на объектах Общества и в зонах их влияния, развитие системы производственного экологического мониторинга; контроль за соблюдением природоохранного законодательства, инструкций, стандартов, нормативов по охране окружающей среды; организация методического и материально-технического обеспечения Центральной химико-аналитической лаборатории и Службы производственного экологического мониторинга Инженерно-технического центра.

Согласно приказа от ДД.ММ.ГГГГ /ЛС, должность начальника отдела по охране окружающей среды ООО « Газпром трансгаз Ставрополь» со ДД.ММ.ГГГГ занижает Н.С.Д.

В соответствии с ч. 1 ст. 73 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Статьей 8.1 КРФ об АП, установлена ответственность за несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства.

Объективная сторона данного административного правонарушения представляет собой действия или бездействие, состоящие в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов.

Общие экологические требования при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию и выводе из нее предприятий, сооружений и иных объектов, их эксплуатации сформулированы в статьях 34 - 39 главы VII "Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности" ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Объективную сторону вменяемого административного правонарушения должностному лицу Н.С.Д., установленный административным органом, составляет осуществление ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами не аккредитованной лабораторией.

Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ , вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому ФИО2 округу, заместителем начальника Ставропольского территориального отдела ФИО3 Росприроднадзора по Северо-Кавказскому ФИО2 округу С.Г.С. установлено, что ООО«Газпром трансгаз Ставрополь» допустило нарушение требований статьи 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, на ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» наложен административный штраф в размере 20000 рублей.

Решением Октябрьского районного суда <адрес> от 01.09.20176 года жалоба ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» на постановление ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КРФ об АП, в отношении юридического лица – ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» была удовлетворена.

Отменено постановление ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КРФ об АП, в отношении ООО «Газпром трансгаз Ставрополь».

Прекращено в отношении юридического лица –ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

Основанием для отмены указанного постановления и прекращения производства в отношении юридического лица – ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» по ст. 8.1 КРФ об АП, послужили обстоятельства, того, что в действиях юридического лица отсутствуют такие признаки административного правонарушении как объективная и субъективная стороны, что взаимосвязано с привлечением к административной ответственности и должностного лица.

Привлечение к административной ответственности юридических лиц не исключает возможности одновременного привлечения к административной ответственности виновных должностных лиц. При этом одновременное привлечение к ответственности юридического лица и его ответственного должностного лица требует доказывания наличия состава административного правонарушения в действиях каждого из них.

Экологические требования, невыполнение которых образует признаки объективной стороны правонарушения по ст. 8.1 КРФ об АП, определяет ФЗ "Об охране окружающей среды". В рассматриваемом случае, учитывая конкретные обстоятельства дела, недоказанность причинения вреда либо угрозы причинения вреда в результате вменяемого бездействия должностным лицом. Привлекая должностное лицо Н.С.В. к административной ответственности по ст. 8.1 К РФ об АП, госинспектором указано, на то, что начальником отдела по охране окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь Н.С.Д. не приняты достаточные меры по соблюдению действующего законодательства, не конкретизировав в чем они заключаются (оценочное понятие достаточности), ссылаясь на нарушение ст. 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ ФЗ « Об охране окружающей среды», пункта 3 ст. 1, статьи 11 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ –ФЗ « Об обеспечении единства измерений».

Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в соответствии с требованием пункта 1 статьи 67 ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.

Как следует из разъяснений, то с ДД.ММ.ГГГГ организации, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.

Организации обязаны поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух лет со дня принятия ФИО2 закона от ДД.ММ.ГГГГ. № 219-ФЗ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, программа производственного экологического контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» должна быть разработана не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с письмом ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ «О постановке объектов на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» указано, постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду будет осуществляться с применением государственной информационной системы (далее - ГИС). Иной формы ведения государственного реестра и учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, действующим законодательством не предусмотрено.

Также в письме указано, что учитывая невозможность в настоящий момент реализации пункта 4 статьи 69.2 ФИО2 закона № 7-ФЗ, пунктов 12 и 21-25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду прием заявок будет осуществляться территориальным органом Росприроднадзора, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации только с момента ввода в эксплуатацию ГИС (в настоящее время не введена).

В материалы представлены доказательства тому, что в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» на протяжении 10 лет (с 2006 года) ежегодно на добровольной основе разрабатывается, утверждается и в полном объеме реализуется Программа производственного экологического контроля (мониторинга).

Для реализации требований по проведению производственного экологического контроля, установленных ФИО2 законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ в Обществе в 2005 году в составе филиала Инженерно-технический центр (ИТЦ) была создана аналитическая лаборатория службы производственного экологического мониторинга. В 2008 году лаборатория прошла процедуру аккредитации и получила аттестат аккредитации POCC.RU.0001.515181 от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и продлением до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд соглашается с доводами жалобы, о том, что Н.С.Д. не имел возможность предпринять все зависящие от него меры по соблюдению указанных требований, поскольку исполнить требования по разработке программы производственного экологического контроля по форме статьи 67 ФИО2 закона ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ ввиду отсутствия подзаконных актов, прямо регулирующих порядок реализации вводимых изменений в законодательство об охране окружающей среды, в том числе и для определения какие объекты Общества должны быть включены в программу производственного экологического контроля, поскольку до настоящего времени не урегулирован механизм присвоения категорий объектам негативного воздействия, и отнесения их к определенной категории класса..

Исходя из возложенной на административный орган процессуальной обязанности доказывания факта, для того, чтобы сделать вывод о существенности допущенных должностным лицом Общества нарушений экологических требований, об угрозе загрязнения, истощения недр либо реальной угрозе таких последствий, в дело должны были быть представлены соответствующие доказательства. Тогда как такие отсутствуют.

Проверяя законность и обоснованность постановления должностного лица, то суд приходит к выводу, что оснований к вынесению оспариваемого постановления о виновности должностного лица Общества-Н.С.Д. не имеется. Не возникло состава административного правонарушения, квалифицируемого по статье 8.1 КРФ об АП, вменяемого начальнику отдела по охране окружающей среды Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д..

Отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Следовательно, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФ об АП постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене и прекращению в отношении должностного лица –Н.С.Д. производства по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3, 30.8 КРФ об АП, суд,

Р Е Ш И Л :

Жалобу начальника отдела по охране окружающей среды Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. на постановление ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела по охране окружающей среды Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. - удовлетворить.

Отменить постановление ФИО2 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО2 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – начальника отдела по охране окружающей среды Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д..

Прекратить в отношении должностного лица начальника отдела по охране окружающей среды Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» Н.С.Д. производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение, вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 суток с момента его получения.

Судья Н.М. Кузнецова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) на 05.08.2016:
Дело № 9а-729/2016 ~ М-3228/2016, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кузнецова Наталья Михайловна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-746/2016 ~ М-3284/2016, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Эминов Алексей Иванович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-3033/2016 ~ М-3032/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 16.11.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кузнецова Наталья Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3116/2016 ~ М-3125/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 19.09.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудрявцева Юнона Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3094/2016 ~ М-3089/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 20.09.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудрявцева Юнона Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3035/2016 ~ М-3034/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 22.12.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кузнецова Наталья Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3077/2016 ~ М-3072/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 20.09.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудрявцева Юнона Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3099/2016 ~ М-3094/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 24.11.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудрявцева Юнона Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3146/2016 ~ М-3174/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 26.10.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Волковская Марина Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-3113/2016 ~ М-3119/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 19.09.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кудрявцева Юнона Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-881/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 05.08.2016
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Эминов Алексей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-867/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 05.08.2016
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Эминов Алексей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-882/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 05.08.2016
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Эминов Алексей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-136/2016, апелляция
  • Дата решения: 26.09.2016
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кузнецова Наталья Михайловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-134/2016, апелляция
  • Дата решения: 01.09.2016
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Эминов Алексей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-133/2016, апелляция
  • Дата решения: 26.08.2016
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Эминов Алексей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-294/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 07.09.2016
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Гусева Светлана Федоровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ