Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 05.08.2016 |
Дата решения | 01.09.2016 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.1 |
Судья | Эминов Алексей Иванович |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 2a622d04-413b-3773-96c2-50d9c05147e0 |
Р Е Ш Е Н И Е
1 сентября 2016 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Мишечкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» на постановление Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому Федеральному округу №/П/Ф-282/3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КРФ об АП, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь»,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу, заместителем начальника Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО3 установлено, что ООО«Газпром трансгаз Ставрополь» допустило нарушение требований статьи 67 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.1. Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, на ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» наложен административный штраф в размере 20000 рублей.
Постановлением о назначении административного наказания вменяется проведение производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами с 02.06.2015 года по 16.03.2016 года неаккредитованной лабораторией, что является нарушением требований статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3 статьи 1, статьи 11 Федерального закона от 26.06.2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Будучи не согласными с указанным постановлением, общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление Департамента, указав, что ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» считает постановление о привлечении к административной ответственности от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3 незаконным, нарушающим права и интересы юридического лица, так как оно вынесено в отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих о событии административного правонарушения, при недоказанности вины юридического лица во вмененном правонарушении, нарушении статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) в соответствии с требованием пункта 1 статьи 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды. Согласно ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитация лабораторий осуществляется, в том числе, на основе принципа добровольности. В соответствии со статьей 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с 01.01.2015 года организации, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля. Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (пункт 3 статьи 67 ФИО1 закона № 7-ФЗ). Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации ФИО1 органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. На основании изложенного, программу производственного экологического контроля разрабатывают организации, осуществляющие деятельность на объектах I, II и III категорий. В соответствии со статьей 11 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФИО1 закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного ФИО1 закона в течение двух лет организации обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду. Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации. В соответствии с пунктом 4 статьи 69.2 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. На основании изложенного, программу производственного экологического контроля разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена соответствующая категория. Ввиду того, что организации обязаны поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух лет со дня принятия ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, программа производственного экологического контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными статьей 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» должна быть разработана не позднее ДД.ММ.ГГГГ. При этом организации, эксплуатирующие действующие объекты, которым в настоящее время не присвоена I II и III категория, не имеют возможности разрабатывать программу производственного экологического контроля по причине отсутствия законодательного урегулирования. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду. При этом, в соответствии с письмом ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № АА-03-04-36/13116 «О постановке объектов на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» указано, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет осуществляться с применением государственной информационной системы (далее – ГИС). Иной формы ведения государственного реестра и учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, действующим законодательством не предусмотрено. Также в письме указано, что учитывая невозможность в настоящий момент реализации пункта 4 статьи 69.2 ФИО1 закона № 7-ФЗ, пунктов 12 и 21-25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду прием заявок будет осуществляться территориальным органом Росприроднадзора, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации только с момента ввода в эксплуатацию ГИС (в настоящее время не введена). В ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» на протяжении 10 лет (с 2006 года) ежегодно на добровольной основе разрабатывается, утверждается и в полном объеме реализуется Программа производственного экологического контроля (мониторинга). Для реализации требований по проведению производственного экологического контроля, установленных ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» в 2005 году в составе филиала Инженерно-технический центр (ИТЦ) была создана аналитическая лаборатория службы производственного экологического мониторинга (далее – лаборатория). В 2008 году лаборатория прошла процедуру аккредитации и получила аттестат аккредитации РОСС.RU.0001.515181 от ДД.ММ.ГГГГ, сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и продлением до ДД.ММ.ГГГГ. С целью приведения деятельности лаборатории к требованиям вступившего в действие ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» Обществом по собственной инициативе была прекращена аккредитация лаборатории (решение ФИО1 службы по аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ № А-2523). На период прекращения действия аттестата аккредитации в целях исполнения ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ ФБУ «Ставропольский ЦСМ» была проведена оценка состояния измерений в испытательной лаборатории, по результатам которой Обществом получено свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ №, действующее до ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство удостоверяет наличие в испытательной лаборатории по охране окружающей среды ИТЦ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» условий, необходимых для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» проведены процедуры по приведению деятельности испытательной лаборатории в соответствие с требованиями ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ получен новый аттестат аккредитации № RA.RU.21АИ28. Необходимость проведения исследований, измерений исключительно аккредитованными испытательными лабораториями предусмотрена отдельными законодательными и нормативно-правовыми актами (Юридическое заключение Центра правового обеспечения природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № ВА). Такие виды замеров на период отсутствия аттестата аккредитации Обществом не проводились. Частью 1 статьи 1 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» установлен перечень лиц и услуг, на которые распространяется действие данного закона. На проведение производственного экологического контроля данная норма закона не распространяется. В соответствии с частью 2 статьи 1 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ данный ФИО1 закон также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации. При этом в соответствии с часть 1 статьи 30 указанного ФИО1 закона документы об аккредитации, выданные ФИО1 органами исполнительной власти до дня вступления в силу данного ФИО1 закона, сохраняют силу до окончания срока их действия. В связи с вышесказанным, производственный экологический контроль на объектах Общества в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществлялся в полном соответствии с ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении единства измерений», о чем свидетельствуют действующие по настоящее время свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории. Пункт 3 статьи 11 ФИО1 закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», указанный в экспертном заключении филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» ЦЛАТИ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, относится к государственной функции уполномоченных органов, а не к компетенции ООО«Газпром трансгаз Ставрополь».
ФИО1 ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» по доверенности ФИО4, ФИО5, ФИО6 в судебном заседании просили жалобу удовлетворить по изложенным в ней основаниям, постановление Росприроднадзора по СКФО отменить, пояснив, что постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3 вынесено с нарушением норм действующего законодательства Российской Федерации и без учета фактических обстоятельств дела. Кроме того, отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/4 в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь», поскольку оно не предписывает конкретных мер по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения, а именно - усилить контроль за соблюдением природоохранного законодательства.
ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> ФИО7, надлежащим образом извещенный о дне, месте и времени судебного заседания, о чем свидетельствует почтовое извещение о дне, месте и времени судебного заседания, поэтому суд считает причину неявки в судебное заседание неуважительной и приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствие.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы данного дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, постановлением ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3 юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью признано виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КРФ об АП, выразившимся в проведении производственного экологического контроля в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неаккредитованной лабораторией, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» привлечено к административной ответственности по результатам плановой выездной проверки ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 округу в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ №, в результате которой обнаружено, что юридическое лицо ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» допустило несоблюдение экологических требований при эксплуатации предприятия, сооружений или иных объектов, а именно: производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» велся не аккредитованной лабораторией.
Данный факт правонарушения установлен на основании экспертного заключения Филиала ФИО1 государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Южному ФИО1 округу» - Центр лабораторного анализа и технических измерений по <адрес> (филиал ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес>) от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно ч. 2 ст. 5 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» аккредитация осуществляется, в том числе, на основе принципа добровольности.
Таким образом, аккредитация испытательных лабораторий (центров) осуществляется в соответствии с принципом добровольности.
При этом, необходимость привлечения к проведению исследований, измерений исключительно аккредитованных испытательных лабораторий (центров) предусмотрена отдельными законодательными и нормативными правовыми актами, что подтверждается юридическим заключением Центра правового обеспечения природопользования от ДД.ММ.ГГГГ №ВА: п. 15 критериев отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утв. Приказом МПР России от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 2.12 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов (новая редакция), утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 14.1 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 35 Типового договора водоотведения, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 6 Правил уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №; Приложение № к Правилам холодного водоснабжения и водоотведения; п. 17 Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов нефти и горючих газов, утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 11 Требований к составу и правилам оформления представляемых на государственную экспертизу материалов по подсчету запасов питьевых, технических и минеральных подземных вод, утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 4.3 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03 Санитарно-эпидемиологические требования к качеству почвы, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача России от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 8 Порядка определения показателей проницаемости и эффективной нефтенасыщенной толщины пласта по залежи углеводородного сырья, утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №; п. 13 Административного регламента ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на трансграничное перемещение озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции, утв. Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №.
Приведенные в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3 протоколы испытаний (измерений) лаборатории ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» не относятся ни к одному из вышеперечисленных исследований, для которых необходимо привлечение исключительно аккредитованных испытательных лабораторий.
В соответствии с п. 1 ст. 67 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции изменений, внесенных ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ, вступивших в силу ДД.ММ.ГГГГ) производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 2 указанной статьи ФИО1 закона юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля.
В соответствии с п. 3 указанной статьи ФИО1 закона программа производственного экологического контроля содержит, в том числе, сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.
Таким образом, с ДД.ММ.ГГГГ лица, осуществляющие деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, I-III категории при разработке программы производственного экологического контроля должны указывать сведения об аккредитованных испытательных лабораториях (центрах) как собственных, так и привлекаемых.
При применении п. 3 указанной статьи ФИО1 закона необходимо отметить следующее.
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля, сроки представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации ФИО1 органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
На основании изложенного, программу производственного экологического контроля разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий.
В соответствии со ст. 11 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФИО1 закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» со дня вступления в силу данного ФИО1 закона в течение двух лет юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном статьей 69.2 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции данного ФИО1 закона).
Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
На основании изложенного, программу производственного экологического контроля разрабатывают юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым при постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, присвоена соответствующая категория.
Ввиду того, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду в течение двух лет со дня принятия ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 219-ФЗ «О внесении изменений в ФИО1 закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», т.е. с ДД.ММ.ГГГГ, программа производственного экологического контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» должна быть разработана не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
При этом юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие действующие объекты, которым в настоящее время не присвоена I, II и III категория, не обязаны разрабатывать программу производственного экологического контроля в соответствии с требованиями, предусмотренными ст. 67 ФЗ «Об охране окружающей среды» (в том числе в части указания сведений о лабораториях, осуществляющих производственный экологический контроль) по причине отсутствия законодательного урегулирования.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду», вступившего в действие с ДД.ММ.ГГГГ, утверждены Правила создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
При этом, в соответствии с письмом ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ № АА-03-04-36/13116 «О постановке объектов на учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду» указано, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будет осуществляться с применением государственной информационной системы. Иной формы ведения государственного реестра и учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, действующим законодательством не предусмотрено.
Также в письме указано, что, учитывая невозможность в настоящий момент реализации пункта 4 статьи 69.2 ФИО1 закона № 7-ФЗ, пунктов 12 и 21-25 Правил создания и ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду прием заявок будет осуществляться территориальным органом Росприроднадзора, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации только с момента ввода в эксплуатацию ГИС (в настоящее время не введена).
Частью 1 статьи 1 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» установлен перечень лиц и услуг, на которые распространяется действие данного закона. На проведение производственного экологического контроля данная норма закона не распространена.
В соответствии с частью 2 статьи 1 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ данный ФИО1 закон также применяется в случае обращения юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, выполняющих работы по оценке соответствия и обеспечению единства измерений в отношении исполнения на добровольной основе требований, исследования, испытания и измерения, с заявлениями об аккредитации в национальной системе аккредитации.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 30 указанного ФИО1 закона документы об аккредитации, выданные ФИО1 органами исполнительной власти до дня вступления в силу данного ФИО1 закона, сохраняют силу до окончания срока их действия.
Согласно ч. 3.1 указанной статьи ФИО1 закона юридические лица, индивидуальные предприниматели, которые имеют документы об аккредитации, выданные ФИО1 органами исполнительной власти до дня вступления в силу данного ФИО1 закона, и не проходили процедуру подтверждения аттестатов аккредитации в соответствии с ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» в течение двух лет, предшествовавших дню вступления в силу данного ФИО1 закона, должны пройти процедуру подтверждения компетентности аккредитованного лица, включающую в себя документарную оценку и выездную оценку соответствия критериям аккредитации, в порядке, установленном данным ФИО1 законом, в течение первого года со дня вступления в силу данного ФИО1 закона.
Для реализации требований по проведению производственного экологического контроля, установленных ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в Обществе в 2005 году в составе филиала Инженерно-технический центр (ИТЦ) создана аналитическая лаборатория службы производственного экологического мониторинга. В 2008 году лаборатория прошла процедуру аккредитации и получила аттестат аккредитации РОСС.RU.0001.515181 от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ и продлением до ДД.ММ.ГГГГ.
С целью приведения деятельности лаборатории к требованиям, вступившего в действие ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» по собственной инициативе была прекращена аккредитация лаборатории. На период прекращения действия аттестата аккредитации в целях исполнения ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и ФИО1 закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» ФБУ «Ставропольский ЦСМ» была проведена оценка состояния измерений в испытательной лаборатории, по результатам которой лабораторией получено свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории от ДД.ММ.ГГГГ №, действующее до ДД.ММ.ГГГГ. Свидетельство удостоверяет наличие в испытательной лаборатории по охране окружающей среды ИТЦ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» условий, необходимых для выполнения измерений в закрепленной за лабораторией области деятельности.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» проведены процедуры по приведению деятельности испытательной лаборатории в соответствие с требованиями ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 412-ФЗ и получен новый аттестат аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ № RA.RU.21АИ28.
Проведение исследований, измерений, необходимых исключительно аккредитованными испытательными лабораториями на период отсутствия аттестата аккредитации лабораторией ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» не осуществлялось.
В связи с вышесказанным, производственный экологический контроль на объектах Общества осуществляется в полном соответствии с ФИО1 законом от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении единства измерений», о чем свидетельствуют действующие в настоящее время аттестат аккредитации и свидетельство об оценке состояния измерений в лаборатории.
Пункт 3 статьи 11 ФИО1 закона № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» указанный в экспертном заключении филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № относится к государственной функции уполномоченных органов, а не к компетенции ООО«Газпром трансгаз Ставрополь».
В связи с вышесказанным, доводы постановления о назначении административного наказания о том, что юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» имело возможность для соблюдения установленных требований, но не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, для данного случая не обоснованы, так как производственный экологический контроль на объектах юридического лица осуществляется в соответствии с установленными законодательством требованиями.
Не нашло своего подтверждения в судебном заседании указание в постановлении о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3 о том, что юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» своими действиями допустила нарушения требований ст. 67 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3 статьи 1, статьи 11ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».
Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что производственный экологический контроль в области охраны окружающей среды, в части контроля качества сбрасываемых сточных вод и контроля за промышленными выбросами Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществляло с соблюдением требований статьи 67 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 3 статьи 1, статьи 11 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений», у юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КРФ об АП, выразившегося в несоблюдении экологических требований при эксплуатации предприятия, сооружений или иных объектов, так как юридическим лицом – Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» в полном объеме выполнены полномочия, направленные на организацию производственного экологического контроля.
В действиях юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» отсутствуют такие признаки административного правонарушения как объективная и субъективная стороны, тогда как наступлением административной ответственности в соответствии со статьей 2.1. КРФ об АП является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормами права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
При таких обстоятельствах суд считает не доказанным факт совершения юридическим лицом – Обществом с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КРФ об АП, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить его жалобу на постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3, и приходит к выводу об удовлетворении жалобы и прекращении производства по делу на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КРФ об АП, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3, 30.8 КРФ об АП, суд,
Р Е Ш И Л :
Жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» на постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КРФ об АП, в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь», – удовлетворить.
Отменить постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №/П/Ф-282/3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КРФ об АП, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь».
Прекратить в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь» производство по данному делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном на основании протокола №/П/Ф-282/1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Октябрьский районный суд <адрес> в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья ФИО8