Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Октябрьский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 05.08.2016 |
Дата решения | 26.08.2016 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.2 |
Судья | Эминов Алексей Иванович |
Результат | Отменено с прекращением производства |
Судебное решение | Есть |
ID | 5389052a-8a81-3af8-9f6c-229ebd5da039 |
Р Е Ш Е Н И Е
26 августа 2016 года г. Ставрополь
Октябрьский районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Эминова А.И.,
при секретаре Мишечкиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу инженера по охране окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю. С. на постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> №/П/1-277/3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации, в отношении [СКРЫТО] Ю.С.,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> №/П/1-277/3 от ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] Ю.С. признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ.
Будучи не согласным с указанным постановлением, [СКРЫТО] Ю.С. обратился в суд с жалобой на указанное постановление ФИО1, в которой указал, что оно вынесено в отсутствие достаточных доказательств, свидетельствующих о событии административного правонарушения, при недоказанности вины должностного лица во вмененном правонарушении. Объективная сторона правонарушения состоит в том, что [СКРЫТО] Ю.С. не были соблюдены экологические и санитарно-эпидемиологические требования при обращении с отходами производства и потребления, а именно осуществление деятельности, связанной с образованием отходов, в отсутствии утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение по филиалам ООО «Газпром трансгаз Ставрополь»: Георгиевское ЛПУМГ, Невинномысское ЛПУМГ, УТТиСТ, УМТСиК и УАВР. В соответствии с частью 1 статьи 16 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», видом негативного (платного) воздействия на окружающую среду является хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов). Образование отходов не является видом негативного воздействия на окружающую среду. Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются в отношении лиц, образующих отходы, для целей нормирования количества размещаемых отходов, способных оказать вредное воздействие на качественное состояние окружающей среды. При этом нормативы образования отходов в качестве самостоятельного норматива допустимого воздействия (без лимитов на размещение) не устанавливаются. Для утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение хозяйствующие субъекты в соответствии с действующим порядком разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, а также методическими указаниями по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № в проектной документации должны быть отражены сведения по всем видам отходов, образующихся в результате деятельности предприятия. Для всех отходов, в соответствии с порядком, указанным в пункте 6 методических указаний, указывается класс опасности, определенный в соответствии с порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу опасности и (или) критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ) утверждены ФИО1 классификационный каталог отходов (далее – ФККО-2014) и Банк данных об отходах и о технологиях использования и обезвреживания отходов различных видов (далее – БДО). В соответствии с частью 3 статьи 14 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», на отходы I - IV класса опасности должен быть разработан паспорт отхода, который составляется на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Согласно пункта 6 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 712 «О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности», индивидуальные предприниматели и юридические лица для составления паспорта подтверждают отнесение отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Приказы Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 536 «Об утверждении Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду», от ДД.ММ.ГГГГ N 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу» зарегистрированы в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 40330, №, соответственно, и вступили в силу ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с письмом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ "Разъяснения о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ", если обязанность составить паспорт на отход I - IV класса опасности возникла у хозяйствующего субъекта после ДД.ММ.ГГГГ, то возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта предусмотрена административная ответственность, у него не было, в связи с отсутствием в этот период вступившего в силу порядка подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности. Вместе с этим, в случае, если обязанность по составлению паспорта на отход I - IV класса опасности у хозяйствующего субъекта возникла до вступления в силу Постановления (в период действия приказа Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов", применявшегося Росприроднадзором и его территориальными органами ранее при проведении паспортизации отходов I - IV класса опасности, в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации), то есть отходы I - IV класса опасности были образованы до ДД.ММ.ГГГГ, однако, паспортизация отходов I - IV класса опасности до указанного срока осуществлена не была, то хозяйствующие субъекты несут ответственность, предусмотренную ст. 8.2 КоАП РФ, за несоблюдение требований природоохранного законодательства. В отсутствие данных правовых актов, в нарушение статьи 7 ФИО1 закона № 210-ФЗ, пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов ФИО1 органов исполнительной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерством природных ресурсов Российской Федерации и Росприроднадзором издаются письма, разъясняющие хозяйствующим субъектам процедуру разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (письма Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, письмо Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ № АА-13-04-36/8203, ДД.ММ.ГГГГ № АА-03-04-36/12324). Так, письмом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 05-12-44/27813 определен не установленный ФИО1 законодательством перечень документов, подтверждающих отнесение вида отходов к конкретному классу опасности, которые прилагаются к копии заверенного предпринимателями и юридическими лицами паспорта отхода при его направлении в территориальный орган Росприроднадзора. Кроме того, хозяйствующим субъектам необоснованно предлагается представлять имеющиеся в органах Росприроднадзора сведения о ранее согласованных с ними документах, подтверждающий класс опасности отхода для окружающей среды, что является излишним административным барьером. В соответствии с письмом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N АА-03-04-36/12324 (изданным на основании разъяснений Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 05-12-44/11312) и сложившейся практикой правоприменения представление хозяйствующим субъектом в орган Росприроднадзора в составе проекта НООЛР сведений об отходах, не включенных в ФИО1 классификационный каталог отходов (далее - ФККО), влечет отказ в утверждении таких нормативов и лимитов. В связи с изложенным, ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» не имело возможности оформить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до включения образующихся в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» отходов в ФККО. Кроме того, в соответствии с письмом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № указанные выше письма Минприроды России и Росприроднадзора признаны произвольно трактующими нормы ФИО1 законодательства, неправомерно устанавливающими требования к разрабатываемой разрешительной документации, что нарушает права субъектов предпринимательской деятельности. В целях разработки паспортов отходов I - V классов опасности, соответствующих требованиям приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 445 «Об утверждении ФИО1 классификационного каталога отходов» ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» заключил договор с филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>. В адрес ФИО1 Росприроднадзора по СКФО (исх. №Р-35П-3278 от ДД.ММ.ГГГГ) были направлены разработанные и утвержденные паспорта на 103 вида отходов, образующихся в ООО «Газпром трансгаз Ставрополь». В соответствии с Порядком отнесения отходов I - IV классов опасности к конкретному классу, утвержденным приказом Минприроды России N 541 от ДД.ММ.ГГГГ, п. 6 - 7 письма Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ №, территориальный орган Росприроднадзора в течение 5 дней со дня поступления материалов должен уведомить заявителя о необходимости устранения недостатков с указанием конкретных мер, которые ему следует предпринять для их устранения или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении. На устранение дается 25 дней, при этом, если хозяйствующий субъект в течение 25 дней с момента получения им уведомления о необходимости устранения недостатков не предоставляет надлежащим образом оформленные материалы в территориальный орган Росприроднадзора, территориальный орган Росприроднадзора должен возвратить хозяйствующему субъекту документы и материалы, которые направляются почтовым отправлением в срок, не превышающий 5 дней. Так же территориальные органы Росприроднадзора должны информировать хозяйствующего субъекта о результатах рассмотрения его материалов, в следующий срок: при наличии в составе указанных заявления и материалов хозяйствующего субъекта предложения о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, включенному в ФККО и БДО, в срок, не превышающий 45 дней с даты приема заявления и материалов хозяйствующего субъекта; при наличии в составе указанных заявления и материалов хозяйствующего субъекта предложения о включении данного вида отходов в ФККО и БДО в срок, не превышающий 55 дней с даты приема заявления и материалов хозяйствующего субъекта. В адрес Общества поступило два письма из ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> (исх. №, № от ДД.ММ.ГГГГ) вх. № и 6921 от ДД.ММ.ГГГГ о соответствии заявленных материалов отходам, включенным в ФККО и о несоответствии материалов заявителя критериям отнесения отходов к I - V классам (13шт). Тем самым, ФИО1 не соблюден срок, отведенный для внесения изменений, соблюдая сроки, установленные в письме и не давая возможности внести изменения в 25-ти дневный срок.
[СКРЫТО] Ю.С. в судебном заседании доводы жалобы поддержал и просил ее удовлетворить по изложенным основаниям.
ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> в судебное заседание не явился, не представив сведения об уважительности причин неявки.
Выслушав заявителя, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено в судебном заседании, постановлением ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> №/П/1-277/3 от ДД.ММ.ГГГГ инженер по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С. признан виновным по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2. КоАП РФ, выразившимся в не соблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Инженер по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С. привлечен к административной ответственности по результатам проведенного административного расследования, возбужденного в рамках плановой проверки проведенной на основании приказа ФИО1 «О проведении плановой выездной проверки в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Ставрополь», <адрес> края» от ДД.ММ.ГГГГ №, в результате, которой обнаружено, что своими действиями (бездействием) [СКРЫТО] Ю.С. не принял мер по соблюдению требований законодательства в части обращения с отходами и тем самым нарушил требования ст. 22, ч 1 ст. 24 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды, ч. 1 ст. 18 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Доводы постановления о назначении административного наказания о том, что должностным лицом – инженером по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С. не предприняты достаточные меры по соблюдению требований действующего законодательства в части обращения с отходами производства и потребления, для данного случая не обоснованы. Инженер по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С. в соответствии с должностной инструкцией, осуществляет организацию разработки проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, своевременное получение документов об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в государственных природоохранных органах, координирует и осуществляет нормативно-методическое руководство работ, направленных на выполнение требований законодательства, соблюдение стандартов и нормативов в области безопасного обращения с отходами.
В связи с вступлением с ДД.ММ.ГГГГ приказа Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 445 «Об утверждении ФИО1 классификационного каталога отходов» паспорта отходов I-IV классов опасности ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», действующие до указанной даты утратили силу.
В соответствии с частью 3 статьи 14 ФИО1 закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» с ДД.ММ.ГГГГ у ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» возникла необходимость разработки паспортов отходов I - IV класса опасности. Паспорт отхода составляется на основании данных о составе и свойствах отхода, оценки его опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Для выполнения данной работы заключен договор с филиалом ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>.
Согласно методическим указаниям по разработке нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ № в проектной документации должны быть отражены сведения по всем видам отходов, образующихся в результате деятельности предприятия, в том числе с указанием класса опасности, определенным в соответствии с порядком отнесения отходов к I - IV классу опасности и (или) критериям отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемыми Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В соответствии с письмом Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ N АА-03-04-36/12324 (изданным на основании разъяснений Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ N 05-12-44/11312) и сложившейся практикой правоприменения представление хозяйствующим субъектом в орган Росприроднадзора в составе проекта НООЛР сведений об отходах, не включенных в ФИО1 классификационный каталог отходов (далее - ФККО), влечет отказ в утверждении таких нормативов и лимитов.
В связи с этим, ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» не имело возможности оформить документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение до включения образующихся отходов в ФККО.
Учитывая изложенное, а также письмо Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ "Разъяснения о порядке привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.2 КоАП РФ" и то обстоятельство, что на момент начала и окончания проверки ФИО1 ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» имело всю необходимую разрешительную документацию, в том числе в части образования отходов и лимитов их размещения (58 нормативов), по мнению суда, у должностного лица – инженера по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. КоАП РФ, так как должностным лицом – инженером по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С. в полном объеме выполнены обязанности, возложенные должностной инструкцией.
В действиях должностного лица – инженера по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С. отсутствуют такие признаки административного правонарушения как объективная и субъективная стороны, тогда как наступлением административной ответственности в соответствии со статьей 2.1. КоАП РФ является совершение административного правонарушения, характеризующегося всеми необходимыми юридическими признаками (противоправность, виновность, наказуемость) и включающего в состав все предусмотренные нормами права элементы (объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона).
При таких обстоятельствах суд считает не доказанным факт совершения [СКРЫТО] Ю.С. правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. КоАП РФ, в связи с чем, считает необходимым удовлетворить его жалобу на постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> и отменить указанное постановление.
В связи с удовлетворением жалобы инженера по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С. и отменой постановления ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес>, суд приходит к выводу об отмене представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №/ П/1-277/4 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – инженера по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю.С.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 ч. 1 п. 3, 30.8 КоАП РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Жалобу инженера по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю. С. на постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> №/П/1-277/3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении [СКРЫТО] Ю. С., – удовлетворить.
Отменить постановление ФИО1 службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому ФИО1 <адрес> №/П/1-277/3 от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении [СКРЫТО] Ю. С..
Отменить представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения №/ П/1-277/4 от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – инженера по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю. С..
Прекратить в отношении должностного лица – инженера по охране окружающей среды II категории отдела охраны окружающей среды ООО «Газпром трансгаз Ставрополь» [СКРЫТО] Ю. С. производство об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбужденном на основании протокола №/П/1-277/1 от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья А.И.Эминов