Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 17.09.2018 |
Дата решения | 12.11.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий... -> об оспаривании решений (действий/бездействия) судебного... |
Судья | Поляков Олег Анатольевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 38f37c1b-eec0-3b6f-8601-9c5222e5b570 |
№ 2а-5858/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 ноября 2018 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретаре Зинковской А.С.,
с участием: представителя административного истца по доверенности Берегового О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению министерства имущественных отношений Ставропольского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю Шляхто А. А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в суд с административным иском, в котором просит освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.09.2018 <номер обезличен>.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что министерство имущественных отношений Ставропольского края является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от 23.07.2018 <номер обезличен>-ИП, на основании исполнительного листа № ФС 012154001 от 20.11.2017, выданного Ленинским районным судом города Ставрополя по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; взыскатель Макаренкова Г. М..
06.09.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИО ИП [СКРЫТО] России по СК Шляхто А.А. было вынесено постановление о взыскании с министерства имущественных отношений Ставропольского края исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 № 240-п (далее - Порядок), специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 Порядка, безвозмездно и однократно при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
Являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края (далее - специализированные жилые помещения) предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений исходя из объема средств, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в бюджете Ставропольского края (пункт 2 Порядка).
В целях обеспечения жилыми помещениями детей – сирот в 2018 году запланировано приобретение 172 жилых помещений путем участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на территории Ставропольского края на сумму 450,7 млн. рублей, в том числе 346,3 млн. руб. – средства бюджета Ставропольского края, 104,4 млн. руб. – субсидия из федерального бюджета. В настоящее время заключены контракты на сумму 427,4 млн. руб., что составляет 94,8% от предусмотренного финансирования на 2018 год.
Министерством приняты все возможные меры для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из объема средств, предусмотренных на эти цели.
Таким образом, непредставление жилого помещения Макаренковой Г.М. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, а именно в связи с реализацией предусмотренной законом процедуры государственных закупок. При указанных обстоятельствах установление судебным приставом исполнительского сбора противоречит ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и является противозаконным и нарушающим права и законные интересы министерства.
Министерством внесены изменения в план график закупок на приобретение жилых помещений на сумму 23,3 млн. руб., расположенных на территории: с. Красногвардейского Красногвардейского района, с. Дивного Апанасенковского района, с. Степное Степновского района, с. Александровское Александровского района, с. Арзгир Арзгирского района, города Благодарного Благодарненского района, города Георгиевска Георгиевского городского округа, с. Грачевка Грачевского района, города Изобильного Изобильненского района, города Ипатово Ипатовского района, с. Левокумское Левокумского района, города Минеральные Воды Минераловодского городского округа, города Нефтекумска Нефтекумского района, с. Новоселицкого Новоселицкого района, города Светлограда Петровского городского округа, ст. Ессентукской Предгорного района, с. Донское Труновского района, с. Летняя Ставка Туркменского района и города Лермонтов, города Железноводска, города Кисловодска Ставропольского края.
Исполнение решения суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат.
В судебном заседании представитель административного истца Береговой О.Н. по доверенности поддержал требования и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель административного ответчика [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю был извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю Шляхто А.А., заинтересованное лицо Макаренкова Г.М., были извещены о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229).
В соответствии со ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что постановлением <номер обезличен>-ИП от 23.07.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю Шляхто А.А. возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу № ФС 012154001 от 20.11.2017, выданным на основании решения Ленинского районного суда города Ставрополя по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения исполнительного производства является: обязанность Министерства имущественных отношений Ставропольского края предоставить Макаренковой Г.М. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
05.09.2018 министерством имущественных отношений Ставропольского края в Ленинский районный суд города Ставрополя подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Макаренковой Г.М. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
06.09.2018 постановлением <номер обезличен> судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю Шляхто А.А. с должника министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.
11.09.2018 указанное постановление вручено должнику.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Являясь государственным заказчиком, Министерство имущественных отношений Ставропольского края не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
В 2018 году запланировано приобретение 172 жилых помещений путем участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на территории Ставропольского края на сумму 450,7 млн. рублей, в том числе 346,3 млн. руб. – средства бюджета Ставропольского края, 104,4 млн. руб. – субсидия из федерального бюджета. В настоящее время заключены контракты на сумму 427,4 млн. руб., что составляет 94,8% от предусмотренного финансирования на 2018 год.
Представителем министерства имущественных отношений Ставропольского края представлен план –график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ на 2018 год, в который внесены изменения на приобретение жилых помещений на сумму 23,3 млн. руб., расположенных на территории: с. Красногвардейского Красногвардейского района, с. Дивного Апанасенковского района, с. Степное Степновского района, с. Александровское Александровского района, с. Арзгир Арзгирского района, города Благодарного Благодарненского района, города Георгиевска Георгиевского городского округа, с. Грачевка Грачевского района, города Изобильного Изобильненского района, города Ипатово Ипатовского района, с. Левокумское Левокумского района, города Минеральные Воды Минераловодского городского округа, города Нефтекумска Нефтекумского района, с. Новоселицкого Новоселицкого района, города Светлограда Петровского городского округа, ст. Ессентукской Предгорного района, с. Донское Труновского района, с. Летняя Ставка Туркменского района и города Лермонтов, города Железноводска, города Кисловодска Ставропольского края.
По итогам проведения аукциона в электронной форме между министерством имущественных отношений СК и ООО «Строительная компания «Восток» заключен государственный контракт на участие в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: СК, город Буденновск, ул. микрорайон, 3, д. 19-а, на пересечении улиц Борцов Революции и Калабекова. Срок ввода в эксплуатацию многоквартирного дома 3 квартал 2019 года.
Проанализировав изложенное, суд считает, что Министерством имущественных отношений СК предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. При этом, имеет место объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, т.е. предоставление Макаренковой Г.М. благоустроенного жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что министерство имущественных отношений Ставропольского края в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства имущественных отношений Ставропольского края в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования министерства имущественных отношений Ставропольского края – удовлетворить.
Освободить министерство имущественных отношений Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю Шляхто А. А. <номер обезличен> от 06.09.2018 в рамках исполнительного производства, возбужденного постановлением <номер обезличен>-ИП от 23.07.2018.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2018 года.
Судья О.А. Поляков