Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 17.09.2018 |
Дата решения | 14.11.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий... -> об оспаривании решений (действий/бездействия) судебного... |
Судья | Данилова Елена Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | bcada81e-a49c-32ff-b20a-0ec32fcf547c |
№ 2а-5834/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 ноября 2018 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Даниловой Е.С.
при секретаре Рыбниковой С.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению министерства имущественных отношений Ставропольского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю Шляхто А. А., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в суд с административным иском, в котором просит освободить административного истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от 06.09.2018 № 26037/18/46185.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что министерство имущественных отношений Ставропольского края является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от 21.05.2018 №6537/18/26037-ИП, на основании исполнительного листа № ФС 014679365 от 15.05.2018, выданного Ленинским районным судом города Ставрополя по делу №2-2237/2017. Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; взыскатель Ерохин С. А.. Судебным приставом-исполнителем МОСП по ИО ИП [СКРЫТО] России по СК Шляхто А.А. было вынесено постановление о взыскании с министерства имущественных отношений Ставропольского края исполнительского сбора. В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 № 240-п (далее - Порядок), специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 Порядка, безвозмездно и однократно при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края. Являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом. Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края (далее - специализированные жилые помещения) предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений исходя из объема средств, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в бюджете Ставропольского края (пункт 2 Порядка). По итогам проведения аукциона в электронной форме, между министерством имущественных отношений Ставропольского края и ООО «ГлавСтрой», заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирных домов по адресу: <адрес обезличен> (100 жилых помещения). Срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию - 1 квартал 2019 года, Срок передачи объектов долевого строительства не может превышать 8 (шести) месяцев со дня ввода многоквартирного дома в эксплуатацию. В 2018 году запланировано приобретение 172 жилых помещений путем участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на территории Ставропольского края на сумму 450,7 млн. рублей, в том числе 346,3 млн. рублей - средства бюджета Ставропольского края, 104,4 млн. рублей - субсидия из федерального бюджета. В настоящее время заключены контракты на сумму 427,4 млн. рублей, что составляет 94,8% от предусмотренного финансирования на 2018 год. Минимуществом края внесены изменения в план график закупок на приобретение жилых помещений на сумму 23,3 млн. рублей, расположенных на территории с. Красногвардейского Красногвардейского района, с. Дивного Апанасенковского района, с. Степное Степновского района, Александровского Александровского района, с. Арзгир Арзгирского района, Благодарный Благо дарненского района, г. Георгиевск Георгиевского городского округа, с. Грачевка Грачевского района, г. Изобильного Изобильненского городского округа, г. Ипатово Ипатовского городского округа, с. Левокумского Левокумского района, г. Минеральные Воды Минераловодского городского округа, г. Нефтекумска Нефтекумского городского округа, с. Новоселицкого Новоселицкого района, г. Светлограда 1етровского городского округа, ст. Ессентукской Предгорного района, с.Донского Труновского района, с. Летняя Ставка Туркменского района и г. Лермонтов, г. Железноводска, г. Кисловодска Ставропольского края. Исполнение требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки, зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после передачи благоустроенных жилых помещений в собственность Ставропольского края. Таким образом, не предоставление жилого помещения Ерохину С.А. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения Ерохину С.А. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством. 05.09.2018 года в связи с отсутствием свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края на территории района минимуществом края в Ленинский районный суд города Ставрополя направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу № 2-2237/2018.
В судебном заседании представитель административного истца, извещенный своевременно, надлежащим образом не явился. представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Представитель административного ответчика [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю был извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в его отсутствие.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю Шляхто А.А., был извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представил.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229).
В соответствии со ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что постановлением №6537/18/26037-ИП от 21.05.2018 судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю Шляхто А.А. возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу №ФС 014679365 от 15.05.2018, выданного Ленинским районным судом города Ставрополя по делу №2-2237/2017.
Предметом исполнения исполнительного производства является: обязанность Министерства имущественных отношений Ставропольского края предоставить Ерохину С.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
05.09.2018 министерством имущественных отношений Ставропольского края в Ленинский районный суд города Ставрополя подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Ерохину С.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
06.09.2018 постановлением № 26037/18/46185 судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю Шляхто А.А. с должника министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.
11.09.2018 указанное постановление вручено должнику.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Являясь государственным заказчиком, Министерство имущественных отношений Ставропольского края не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
В 2018 году запланировано приобретение 172 жилых помещений путем участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на территории Ставропольского края на сумму 450,7 млн. рублей, в том числе 346,3 млн. рублей - средства бюджета Ставропольского края, 104,4 млн. рублей - субсидия из федерального бюджета. В настоящее время заключены контракты на сумму 427,4 млн. рублей, что составляет 94,8% от предусмотренного финансирования на 2018 год. Минимуществом края внесены изменения в план график закупок на приобретение жилых помещений на сумму 23,3 млн. рублей, расположенных на территории с. Красногвардейского Красногвардейского района, с. Дивного Апанасенковского района, с. Степное Степновского района, Александровского Александровского района, с. Арзгир Арзгирского района, Благодарный Благо дарненского района, г. Георгиевск Георгиевского городского округа, с. Грачевка Грачевского района, г. Изобильного Изобильненского городского округа, г. Ипатово Ипатовского городского округа, с. Левокумского Левокумского района, г. Минеральные Воды Минераловодского городского округа, г. Нефтекумска Нефтекумского городского округа, с. Новоселицкого Новоселицкого района, г. Светлограда 1етровского городского округа, ст. Ессентукской Предгорного района, с.Донского Труновского района, с. Летняя Ставка Туркменского района и г. Лермонтов, г. Железноводска, г. Кисловодска Ставропольского края.
Проанализировав изложенное, суд считает, что Министерством имущественных отношений СК предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. При этом, имеет место объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, т.е. предоставление Ерохину С.А. благоустроенного жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что министерство имущественных отношений Ставропольского края в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства имущественных отношений Ставропольского края в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем пятидневный срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования министерства имущественных отношений Ставропольского края удовлетворить.
Освободить министерство имущественных отношений Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по Ставропольскому краю Шляхто А. А. №26037/18/46185 от 06.09.2018 в рамках исполнительного производства, возбужденного постановлением №6537/18/26037-ИП от 21.05.2018.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца.
Судья Е.С. Данилова