Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 09.01.2017 |
Дата решения | 02.03.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя |
Судья | Поляков Олег Анатольевич |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | caa7db5d-8162-3a81-9c6c-6a4f55524de5 |
№ 2а-2197/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
02 марта 2017 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретаре Чаговой И.Б.,
с участием:
представителя административного истца – Воропаева И.А., действующего по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений Ставропольского края к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю Коростелеву В. М., Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Ставропольскому краю об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
установил:
министерство имущественных отношений Ставропольского края обратилось в суд с административным иском, в котором (после изменения требований в порядке ст. 46 КАС РФ) просит освободить истца от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата обезличена> <номер обезличен>.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что министерство имущественных отношений Ставропольского края является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>-ИП, на основании исполнительного листа № ФС 009750555 от <дата обезличена> выданного Ленинским районным судом города Ставрополя по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; взыскатель Прилуцкий А. А.ич.
<дата обезличена> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИО ИП УФССП России по СК Коростелевым В.М. было вынесено постановление о взыскании с министерства имущественных отношений Ставропольского края исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 № 240-п (далее - Порядок), специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 Порядка, безвозмездно и однократно при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа Ставропольского края.
Являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края (далее - специализированные жилые помещения) предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений исходя из объема средств, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в бюджете Ставропольского края (пункт 2 Порядка).
В журнале регистрации заявлений, нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения, значится 1148 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2016 году в бюджете Ставропольского края на 2016 год для целей обеспечения гарантий на жилье детям-сиротам министерству имущественных отношений Ставропольского края (далее - министерство) предусмотрено финансирование в сумме 474,27 млн. рублей, в том числе: 366, 00 млн. рублей - бюджет Ставропольского края; 108,27 млн. рублей - федеральный бюджет. Из них освоено - 96,2 % от общего объема денежных средств. Оставшиеся денежные средства находятся под обязательствами, в соответствии с заключёнными государственными контрактами.
По заключённым государственным контрактам, со сроком ввода объектов в эксплуатацию в 2016 году, приобретено 462 жилых помещений.
Министерством приняты все возможные меры для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из объема средств, предусмотренных 2016 году на эти цели.
Таким образом, непредставление жилого помещения Прилуцкому А.А. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, а именно отсутствием объемов финансирования, необходимых и достаточных для обеспечения жилыми помещениями всех лиц данной категории.
При указанных обстоятельствах установление судебным приставом исполнительского сбора противоречит ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и является противозаконным и нарушающим права и законные интересы министерства.
В 2017 году на реализацию программы по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями предусмотрено финансирование в сумме 453 млн. рублей.
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений на территории Ставропольского края, а также исполнения решения Ленинского районного суда г. Ставрополя, приказом министерства утвержден план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на 2017 год, путем проведения аукциона в электронной форме, в пределах бюджетных ассигнований производимых в целях реализации статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно план-графику размещения заказов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд предусмотрены приобретения благоустроенных жилых помещений на вторичном рынке жилья на территории: г. Георгиевска, г. Железноводска, Грачевского, Левокумского, Минераловодского, Красногвардейского, Нефтекумского, Новоселицкого, Степновского, Туркменского, Предгорного районов.
Приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве предусмотрены на территории: с. Кочубеевского, г. Зеленокумска, г. Михайловска, г. Ставрополя, г. Ипатово, ст. Курской, с. Курсавка, г. Буденновска, г. Новопавловска, Георгиевского района..
Таким образом, исполнение требований судебного пристава-исполнителя в установленные сроки зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после приобретения благоустроенного жилого помещения в собственность Ставропольского края путем проведения аукциона в электронной форме, либо заключения государственного контракта на участие в долевом строительстве и регистрации права собственности Ставропольского края на жилое помещение.
Исполнительное производство возбуждено <дата обезличена>, министерством получено <дата обезличена> (согласно штампу о принятии входящей корреспонденции, вход. <номер обезличен>).
<дата обезличена> в связи с тем, что свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края отсутствуют, министерством в Ленинский районный суд г. Ставрополя направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу <номер обезличен>.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата обезличена> было сдано нарочно в министерство, <дата обезличена> получено министерством (согласно штампу о принятии входящей корреспонденции, вход. <номер обезличен>).
Согласно п. 6 Порядка жилые помещения предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда Ставропольского края. Первоочередного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не предусмотрено.
Требования же судебного пристава-исполнителя предоставить Прилуцкому А.А. благоустроенное жилое помещение, в течение пяти дней с момента возбуждения исполнительного производства, нарушают конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обращались в суд или решение суда по ним не вступило в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца Воропаев И.А. требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика УФССП России по Ставропольскому краю был извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, однако в судебное заседание не явился.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю Коростелев В.М., заинтересованные лица Прилуцкий А.А., прокурор Кочубеевского района Ставропольского края, были извещен о дне и времени рассмотрения дела надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, сведений о причинах неявки не представили.
В соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона № 229).
В соответствии со ст. 105 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 ФЗ от 02.10.2007 № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30.07.2001 № 13-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что постановлением <номер обезличен>-ИП от <дата обезличена> судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю Коростелевым В.М. возбуждено исполнительное производство по исполнительному листу № ФС 009750555 от <дата обезличена>, выданным на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения исполнительного производства является: обязанность Министерства имущественных отношений Ставропольского края предоставить Прилуцкому А.А. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
<дата обезличена> министерством имущественных отношений Ставропольского края в Ленинский районный суд г. Ставрополя подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Прилуцкому А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
<дата обезличена> постановлением <номер обезличен> судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю Коростелева В.М. с должника министерства имущественных отношений Ставропольского края взыскан исполнительный сбор в размере 50 000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.
<дата обезличена> указанное постановление вручено должнику.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.2015 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Являясь государственным заказчиком, Министерство имущественных отношений Ставропольского края не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
В 2016 году, для целей обеспечения гарантий на жилье детям-сиротам министерством запланировано приобретение в собственность Ставропольского края 480 жилых помещений и в отношении 450 жилых помещений - заключить договоры найма специализированных жилых помещений.
На данные цели в 2016 году предусмотрено финансирование в сумме 474,27 млн. рублей.
В 2017 году на реализацию программы по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями предусмотрено финансирование в сумме 453 млн. рублей.
Представителем министерства имущественных отношений Ставропольского края представлен план –график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта РФ на 2017 года, согласно которому объектом закупки под номером 26 является участие в долевом строительстве многоквартирного дома в границах Кочубеевского района СК для предоставления жилых помещений детям – сиротам.
Проанализировав изложенное, суд считает, что Министерством имущественных отношений СК предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. При этом, имеет место объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, т.е. предоставление Прилуцкому А.А. благоустроенного жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что министерство имущественных отношений Ставропольского края в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Часть 6 статьи 112 Закона N 229-ФЗ предусматривает право должника обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Частью 7 статьи 112 Закона N 229-ФЗ установлено право суда освободить должника от взыскания исполнительского сбора при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены статьей 401 ГК РФ, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года N 13-П, в качестве уважительных причин неисполнения требований исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, рассматриваются различные фактические обстоятельства, сделавшие невозможным своевременное исполнение требований исполнительного документа. К таким обстоятельствам относятся непреодолимая сила (если добровольному исполнению препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое обстоятельство), предоставление должнику отсрочки, рассрочки исполнения требований исполнительного документа.
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации указал, что правоприменитель во всяком случае обязан обеспечить должнику возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности, вытекающей из предписаний постановления о возбуждении исполнительного производства.
Из материалов дела следует, что в обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительных документов в срок, установленный приставом, должник Министерство указало, что им предпринимались все зависящие от него меры для надлежащего исполнения обязательства.
Суд приходит к выводу о том, что в течение установленного пятидневного срока реальное исполнение решений суда об обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Саратовской области специализированными жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения из специализированного государственного жилищного фонда Саратовской области, невозможно вследствие объективных обстоятельств.
Принимая во внимание, что финансирование Министерства осуществляется за счет средств краевого бюджета Ставропольского края, исполнение требований исполнительных документов возможно на основании государственных контрактов на приобретение жилых помещений специализированного государственного жилищного фонда, заключение которых требует соблюдения установленных процедур, порядка и сроков, и истцом представлены доказательства совершения действий, направленных на исполнение решений суда, суд приходит к выводу об отсутствии вины должника в неисполнении судебного решения в установленный судебным приставом-исполнителем срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования министерства имущественных отношений Ставропольского края – удовлетворить.
Освободить министерство имущественных отношений Ставропольского края от взыскания исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Ставропольскому краю Коростелева В. М. <номер обезличен> от <дата обезличена> в рамках исполнительного производства, возбужденному постановлением <номер обезличен>-ИП от <дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 07 марта 2017 года.
Судья О.А. Поляков