Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 17.09.2018 |
Дата решения | 16.01.2019 |
Категория дела | Гл. 32 КАС РФ -> Прочие о взыскании обязательных платежей и санкций (гл. 32 КАС РФ, в т.ч. рассматриваемые в порядке главы 11.1 КАС РФ) |
Судья | Романенко Юлия Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 71618b28-269e-3b05-a29b-2177988cd40c |
дело <номер обезличен>а-208/19
26RS0<номер обезличен>-02
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2019 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе:
председательствующего судьи Романенко Ю.С.
при секретаре Арутюнян Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] России по <адрес обезличен> Шляхто А. А., [СКРЫТО] России по <адрес обезличен> об освобождении от исполнительского сбора,
установил:
административный истец обратился в суд с административным иском, в котором просит освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата обезличена> <номер обезличен>.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> (далее- министерство) является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>-ИП, на основании исполнительного листа ФС <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданного Ленинским районным судом <адрес обезличен> по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в пользу взыскателя: Кравцовой С.С.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] России по <адрес обезличен> Шляхто А. А. было вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, утвержденного постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п (далее - Порядок), специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 Порядка, безвозмездно и однократно при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа <адрес обезличен>.
Являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> (далее - специализированные жилые помещения) предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений исходя из объема средств, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в бюджете <адрес обезличен> (пункт 2 Порядка).
По итогам проведения аукциона в электронной форме, между министерством имущественных отношений <адрес обезличен> и ООО «Главстрой-С», заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного дома по адресу: <адрес обезличен> (15 жилых помещений). Срок ввода многоквартирного дома в эксплуатацию - 2 квартал 2018 года. Срок передачи объектов долевого строительства по акту приема-передачи, а также иных документов на жилые помещения, необходимых для государственной регистрации права собственности не может превышать 7 (семи) месяцев со дня звода многоквартирного дома в эксплуатацию.
В 2018 году запланировано приобретение 172 жилых помещений путем участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями Федерального закона от <дата обезличена> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» на территории <адрес обезличен> на сумму 450,7 млн. рублей, в том числе 346,3 млн. рублей - средства бюджета <адрес обезличен>, 104,4 млн. рублей - субсидия из федерального бюджета.
В настоящее время заключены контракты на сумму 427,4 млн. рублей, что составляет 94,8% от предусмотренного финансирования на 2018 год.
<адрес обезличен> внесены изменения в план график закупок на приобретение жилых помещений на сумму 23,3 млн. рублей, расположенных на территории <адрес обезличен> городского округа, <адрес обезличен> городского круга, <адрес обезличен> городского округа, <адрес обезличен> Минераловодского городского округа, <адрес обезличен> городского округа, <адрес обезличен> городского округа, <адрес обезличен> и <адрес обезличен> края.
Исполнение требования судебного пристава-исполнителя в
установленные сроки, зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после передачи благоустроенных жилых помещений в собственность <адрес обезличен>.
Таким образом, не предоставление жилого помещения Кравцовой С.С. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения Кравцовой С.С. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в
соответствии с действующим законодательством.
<дата обезличена> в связи с отсутствием свободных жилых помещений
специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> на территории <адрес обезличен> минимуществом края в Ленинский районный суд <адрес обезличен> направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу <номер обезличен>.
Представитель административного истца по доверенности Береговой О.Н. в судебное заседание не явился, надлежащим образом был извещен о времени и месте проведения судебного заседания, представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по <адрес обезличен> в судебное заседание не явилась, о времени и месте его проведения извещена надлежащим образом и в срок, ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие.
Представитель административного ответчика [СКРЫТО] России по <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебных заседаний извещен надлежащим образом и в срок, заявлений в порядке ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) в суд не поступало.
Заинтересованные лица Кравцова С.С., прокурор <адрес обезличен> СК в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, а также не просили рассмотреть дело в их отсутствие, заявлений в порядке ст. 150 КАС РФ в суд не поступало.
На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований административного истца по следующим основаниям.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона <номер обезличен>).
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата обезличена> <номер обезличен>-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> (далее- министерство) является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>-ИП, на основании исполнительного листа ФС <номер обезличен> от <дата обезличена>, выданного Ленинским районным судом <адрес обезличен> по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление жилья детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей в пользу взыскателя: Кравцовой С.С.
Судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств [СКРЫТО] России по <адрес обезличен> Шляхто А. А. было вынесено постановление о взыскании с министерства исполнительского сбора.
Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> в Ленинский районный суд <адрес обезличен> подавалось заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Кравцовой С.С. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
<дата обезличена> постановлением <номер обезличен> судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по <адрес обезличен> Шляхто А.А. с должника – Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> взыскан исполнительный сбор в размере 50000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа.
<дата обезличена> указанное постановление вручено должнику.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Являясь государственным заказчиком, Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
В настоящее время заключены контракты на сумму 427,4 млн. рублей, что составляет 94,8% от предусмотренного финансирования на 2018 год.
<адрес обезличен> внесены изменения в план график закупок на приобретение жилых помещений на сумму 23,3 млн. рублей, расположенных на территории <адрес обезличен> городского округа, <адрес обезличен> городского круга, <адрес обезличен> городского округа, <адрес обезличен> Минераловодского городского округа, <адрес обезличен> городского округа, <адрес обезличен> городского округа, <адрес обезличен> и <адрес обезличен> края.
Исполнение требования судебного пристава-исполнителя в установленные сроки, зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после передачи благоустроенных жилых помещений в собственность <адрес обезличен>.
Таким образом, не предоставление жилого помещения Кравцовой С.С. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, при этом министерством принимаются все необходимые меры для обеспечения Кравцовой С.С. благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения, в соответствии с действующим законодательством.
<дата обезличена> в связи с отсутствием свободных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> на территории <адрес обезличен> в Ленинский районный суд <адрес обезличен> направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу <номер обезличен>.
Проанализировав изложенное, суд считает, что Министерством имущественных отношений СК предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. При этом, имеет место объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, т.е. предоставление Кравцовой С.С. благоустроенного жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что Министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> – удовлетворить.
Освободить Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП [СКРЫТО] России по <адрес обезличен> Шляхто А.А. <номер обезличен> от <дата обезличена>.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца.
Судья Ю.С.Романенко
заказное с уведомлением
Министерству имущественных
отношений СК
пл.Ленина, 1, <адрес обезличен>
Судебному приставу-исполнителю
Межрайонного отдела судебных
приставов по исполнению особых
исполнительных производств
[СКРЫТО] России по СК
Шляхто А.А.
<адрес обезличен>
[СКРЫТО] по СК
<адрес обезличен>,СК
355035
дело <номер обезличен>а-208/19
26RS0<номер обезличен>-02
Направляю копию решения суда от <дата обезличена>, для сведения.
Приложение: копия решения суда.
Судья Ю.С. Романенко