Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 09.01.2017 |
Дата решения | 23.03.2017 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> О признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя -> прочие о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя |
Судья | Гаппоева Медия Магометовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | ecaa4ccd-e7ab-378e-b47a-00c3b6bd9c75 |
2а-2026/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2017 года <адрес обезличен>
Ленинский районный суд <адрес обезличен>
в составе:
председательствующего судьи Гаппоевой М.М.,
при секретаре Даниелян Г.Г.,
с участием: представителя истца Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> по доверенности Воропаева И.А.,
помощника прокурора <адрес обезличен> Шалахова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> Коростелеву В.М., УФССП России по <адрес обезличен> об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с административным иском, в котором (после изменения требований в порядке ст. 46 КАС РФ) просит освободить его от взыскания исполнительского сбора, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя от <дата обезличена> <номер обезличен>.
В обоснование заявленных требований в административном иске указано, что Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> является должником по исполнительному производству, возбужденному постановлением ответчика от <дата обезличена> <номер обезличен>-ИП, на основании исполнительного листа № ФС <номер обезличен> от <дата обезличена> выданного Ленинским районным судом <адрес обезличен> по делу <номер обезличен>.
Предметом исполнения в указанном производстве выступает предоставление благоустроенных жилых помещений лицам из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; взыскатель: Мерзликин В. В..
20.12.2016г. судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП России по <адрес обезличен> Коростелевым В. М. было вынесено постановление о взыскании с министерства имущественных отношений <адрес обезличен> исполнительского сбора.
В соответствии с пунктом 6 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>, утвержденного постановлением <адрес обезличен> от <дата обезличена> <номер обезличен>-п, специализированные жилые помещения предоставляются лицам, указанным в пункте 2 Порядка, безвозмездно и однократно при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления, по месту жительства указанных лиц в границах соответствующего муниципального района или городского округа <адрес обезличен>.
Являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
Благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> (далее - специализированные жилые помещения) предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений исходя из объема средств, предусмотренных в текущем финансовом году на эти цели в бюджете <адрес обезличен> (пункт 2 Порядка).
В журнале регистрации заявлений, нуждающихся в предоставлении благоустроенного жилого помещения, значится 1148 лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В 2016 году в бюджете <адрес обезличен> на 2016 год для целей обеспечения гарантий на жилье детям-сиротам министерству имущественных отношений <адрес обезличен> (далее - министерство) предусмотрено финансирование в сумме 474,27 млн. рублей, в том числе: 366, 00 млн. рублей - бюджет <адрес обезличен>; 108,27 млн. рублей - федеральный бюджет. Из них освоено - 96,2 % от общего объема денежных средств. Оставшиеся денежные средства находятся под обязательствами, в соответствии с заключёнными государственными контрактами.
По заключённым государственным контрактам, со сроком ввода объектов в эксплуатацию в 2016 году, приобретено 462 жилых помещений.
Министерством приняты все возможные меры для реализации жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, исходя из объема средств, предусмотренных 2016 году на эти цели.
Таким образом, непредставление жилого помещения Мерзликину В.В. вызвано объективно непредотвратимыми обстоятельствами, находящимися вне контроля министерства, а именно отсутствием объемов финансирования, необходимых и достаточных для обеспечения жилыми помещениями всех лиц данной категории.
При указанных обстоятельствах установление судебным приставом исполнительского сбора противоречит ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и является противозаконным и нарушающим права и законные интересы министерства.
В 2017 году на реализацию программы по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями предусмотрено финансирование в сумме 453 млн. рублей из них:
346 млн. руб. - средства бюджета <адрес обезличен> (в том числе средства федерального бюджета, выделяемые на условиях софинансирования);
107 млн. руб. - средства бюджета Российской Федерации, выделяемые в форме субсидии на обеспечение полномочий по предоставлению жилых помещений
В соответствии с выделенными объемами финансирования министерством запланировано приобретение в государственную собственность <адрес обезличен> благоустроенных жилых помещений для предоставления детям-сиротам и лицам из их числа.
Для обеспечения лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенным жилым помещением по договору найма специализированных жилых помещений на территории <адрес обезличен>, а также исполнения решения Ленинского районного суда <адрес обезличен>, приказом министерства утвержден план-график размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд на 2017 год, путем проведения аукциона в электронной форме, в пределах бюджетных ассигнований производимых в целях реализации статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от <дата обезличена> № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Согласно план-графику размещения заказов, на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных нужд предусмотрены приобретения благоустроенных жилых помещений на вторичном рынке жилья на территории: <адрес обезличен>, Грачевского, Левокумского, Минераловодского, Красногвардейского, Нефтекумского, Новоселецкого, Степновского, Туркменского, <адрес обезличен>ов.
Приобретение жилых помещений путем участия в долевом строительстве предусмотрены на территории: <адрес обезличен>.
Таким образом, исполнение требований судебного пристава-исполнителя в установленные сроки зависит от обстоятельств, указанных в пункте 6 Порядка и возможно только после приобретения благоустроенного жилого помещения в собственность <адрес обезличен> путем проведения аукциона в электронной форме, либо заключения государственного контракта на участие в долевом строительстве и регистрации права собственности <адрес обезличен> на жилое помещение.
Исполнительное производство возбуждено <дата обезличена>, министерством получено <дата обезличена> (согласно штампу о принятии входящей корреспонденции, вход. <номер обезличен>).
<дата обезличена> в связи с тем, что свободные жилые помещения специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> отсутствуют, министерством в Ленинский районный суд <адрес обезличен> направлено заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда по делу <номер обезличен>.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата обезличена> было сдано нарочно в министерство, <дата обезличена> получено министерством (согласно штампу о принятии входящей корреспонденции, вход. <номер обезличен>).
Согласно п. 6 Порядка жилые помещения предоставляются по мере формирования специализированного жилищного фонда <адрес обезличен>. Первоочередного предоставления благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда <адрес обезличен> лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законодательством не предусмотрено.
Требования же судебного пристава-исполнителя предоставить Мерзликину В.В. благоустроенное жилое помещение, в течение 5 дней с момента возбуждения исполнительного производства, нарушают конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не обращались в суд или решение суда по ним не вступило в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца- Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> - Воропаев И.А. требования поддержал, просил суд их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске, указав, что процесс приобретения благоустроенных жилых помещений в рамках действующего законодательства долгосрочный, исполнить решение суда в течение 5 дней с момента возбуждения исполнительное производство не представляется возможным.
Помощник прокурора <адрес обезличен> Шалахов А.Н. в судебном заседании просил вынести решение в соответствии с действующим законодательством..
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес обезличен> Коростелев В.М. в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом и в срок, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель административного ответчика УФССП России по <адрес обезличен> в судебное заседание не явился, о времени и месте проведения судебных заседаний извещен надлежащим образом и в срок, заявлений в порядке ст. 150 КАС РФ в суд не поступало.
Заинтересованные лица - Мерзликин В.В., прокурор <адрес обезличен> в судебное заседание не явились, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом и в срок, заявлений в порядке ст. 150 КАС РФ в суд не поступало.
На основании ст. 150 КАС РФ административное исковое заявление подлежит рассмотрению в отсутствие административных ответчиков и заинтересованных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле.
Согласно ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 16 КАС РФ, вступившие в законную силу, судебные акты (решения, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Частью 11 ст. 30 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 12 ст. 30 Федерального закона <номер обезличен>).
В соответствии со ст. 105 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Положениями ч. 1 ст. 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ предусмотрено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (ч. 2 ст. 112 Федерального закона № 229-ФЗ).
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от <дата обезличена> <номер обезличен>-П указал, что исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера. Данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
В соответствии с п. 6 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007г. № 229-ФЗ должник вправе в порядке, установленном данным законом обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Судом установлено, что <дата обезличена> постановлением <номер обезличен> судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес обезличен> Коростелевым В.М. возбуждено исполнительное производство <номер обезличен>-ИП по исполнительному листу № ФС <номер обезличен> от 07.10.2016г., выданному на основании решения Ленинского районного суда <адрес обезличен> по делу <номер обезличен>, вступившего в законную силу 14.06.2016г.
Предметом исполнения исполнительного производства <номер обезличен>-ИП является: обязанность Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> предоставить Мерзликину В.В. благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Постановлением о возбуждении исполнительного производства <номер обезличен> от 21.10.2016г. должнику установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
30.11.2016г. Министерством имущественных отношений <адрес обезличен> в Ленинский районный суд <адрес обезличен> подано заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения суда о предоставлении Мерзликину В.В. жилого помещения специализированного жилищного фонда.
20.12.2016г. постановлением <номер обезличен> судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес обезличен> Коростелевым В.М. с должника – Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> взыскан исполнительный сбор в размере 50000 рублей в связи с неисполнением в установленный срок требований исполнительного документа. 21.12.2016г. указанное постановление вручено должнику.
Согласно ч. 7 ст. 112 Федерального закона от <дата обезличена> № 229-ФЗ суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен> «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений п. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (п. 3 ст. 401 ГК РФ).
Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства, либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, в силу прямого предписания в законе вопросы имущественного положения должника, степени его вины в неисполнении исполнительного документа в течение установленного судебным приставом-исполнителем срока для добровольного исполнения, наличия или отсутствия предусмотренных ст. 401 ГК РФ оснований ответственности за нарушение обязательства, подлежат выяснению при рассмотрении судом иска должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Являясь государственным заказчиком, Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются в соответствии с Федеральным законом от <дата обезличена> № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом.
В 2016 году, для целей обеспечения гарантий на жилье детям-сиротам министерством запланировано приобретение в собственность Ставропольского края 480 жилых помещений и в отношении 450 жилых помещений - заключить договоры найма специализированных жилых помещений.
На данные цели в 2016 году предусмотрено финансирование в сумме 474,27 млн. рублей.
В 2017 году на реализацию программы по обеспечению лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей благоустроенными жилыми помещениями предусмотрено финансирование в сумме 453 млн. рублей
Представителем Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> представлен Приказ министерства <номер обезличен> от <дата обезличена> об утверждении плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъектов РФ на 2017 год.
В план-график в качестве объекта закупки включено участие в долевом строительстве многоквартирного дома в границах <адрес обезличен> СК для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей для обеспечения государственных нужд <адрес обезличен>.
Проанализировав изложенное, суд считает, что Министерством имущественных отношений СК предприняты необходимые меры для своевременного исполнения решения суда. При этом, имеет место объективная невозможность исполнения обязательства в натуре, т.е. предоставление Мерзликину В.В. благоустроенного жилого помещения специализированного помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исполнение подобной категории решений суда связано с необходимостью совершения должником комплекса мероприятий, требующих существенных временных затрат, поскольку законодательством предусмотрена особая процедура предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также с учетом того, что Министерство в своей деятельности по обеспечению лиц из числа детей-сирот ограничена как бюджетным финансированием, так и установленной процедурой приобретения жилья в муниципальную собственность.
Суд приходит к выводу об отсутствии вины Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> в неисполнении судебного акта в установленный судебным приставом-исполнителем 5-дневный срок ввиду невозможности исполнения по объективным причинам.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства имущественных отношений <адрес обезличен> – удовлетворить.
Освободить Министерство имущественных отношений <адрес обезличен> от взыскания исполнительского сбора в сумме 50000 рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по <адрес обезличен> Коростелевым В.М. <номер обезличен> от 20.12.2016г. в рамках исполнительного производства <номер обезличен>-ИП от 20.12.2016г.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня его вынесения.
Судья М.М. Гаппоева