Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 05.07.2017 |
Дата решения | 21.11.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Поляков Олег Анатольевич |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | e020fd78-2fc1-3cc8-9597-c9b8ab4b5037 |
№ 2-6859/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2017 года город Ставрополь
Ленинский районный суд города Ставрополя
в составе:
председательствующего судьи Полякова О.А.,
при секретаре Алиевой О.К.,
с участием:
истца [СКРЫТО] В.С.,
представителя истца – Кумченко С.В. по доверенности,
представителя ответчиков – Шахраманяна Э.В. по доверенностям,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску [СКРЫТО] В. С. к УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю, [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконными действий комиссии, решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности рассмотреть заявление от 16.01.2014 и предоставленные документы,
у с т а н о в и л:
[СКРЫТО] В.С. обратился в суд с иском (впоследствии уточнив его) к УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю, [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконными действий комиссии, решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности рассмотреть заявление от 16.01.2014 и предоставленные документы.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что [СКРЫТО] В.С. проходит службу в УИС с 14.07.2004, в настоящее время он состоит в должности старшего инженера отраслевой группы по швейному производству УФСИН [СКРЫТО] по СК. Срок выслуги лет в календарном исчислении более 12 лет. Истец и члены его семьи не являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма, не являются собственниками жилых помещений. Единовременная социальная выплата ранее им не предоставлялась. Согласно ФЗ от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы.
16.01.2014 истец обратился с рапортом и перечнем документов в комиссию УФСИН [СКРЫТО] по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, за предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения жилья. На момент подачи рапорта истец с семьей – женой [СКРЫТО] В.В., сыном [СКРЫТО] В.В. проживали в двухкомнатной квартире по <адрес обезличен> городе Ставрополе, принадлежащей на праве собственности [СКРЫТО] А.И., которая по указанному адресу не проживает.
Согласно решению комиссии УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю (выписка из Протокола № 1 от 04.02.2014) следует, что документы представлены в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 <номер обезличен> в полном объеме, замечаний по их оформлению у членов комиссии нет и принято решение направить их в комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО] для принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ.
Письмом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 24.01.2017 №ог-20256 истцу было сообщено об отказе в постановке на учет для получения ЕСВ с формулировкой «в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (выписка ЕГРП на супругу представлена не всеми территориальными органами Росреестра)».
Действующим правовым регулированием определен перечень необходимых документов для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты и требования к оформлению этих документов. На обязанность представление выписок из ЕГРП, с содержанием в них информации представленной всеми территориальными органами Росреестра по имеющимся (имевшимися) объектам недвижимости (на территории [СКРЫТО]) [СКРЫТО] [СКРЫТО] было указано письмом от 10.11.2014 №исх-04-53430, что значительно позже даты представления [СКРЫТО] необходимых документов в Комиссию УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю. Фактически, в январе 2014 и до получения указания [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 10.11.2014 № исх-04-53430, комиссия УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю принимала документы без обязательного требования о представлении таких выписок.
Кроме того, в период времени с момента обращения истца в Комиссию УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю (рапорт от 16.01.2014) до момента получения ответа об отказе (№ог-20-2056 от 24.01.2017) он не располагал какой-либо информацией о выявленных Комиссией [СКРЫТО] [СКРЫТО] замечаниях в представленных документах, и соответственно не мог своевременно (до принятия решения об отказе) обеспечить представление выписки из ЕГРП рна супругу с указанием ее настоящей фамилии по всем территориальным органам Росреестра. Затягивание рассмотрения вопроса постановки истца на учёт с нарушением сроков, установленных законом, не предоставление ему информации о несоответствии документов каким-либо требованиям, не позволило [СКРЫТО] В.С. реализовать свое право постановки на учёт в комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] ещё в 2014- 2015 г.г. Своевременный отказ (в рамках сроков, установленных законом) позволил бы истцу устранить имевшиеся замечания ещё в то время, а значит дата постановки [СКРЫТО] В.С. на учёт была бы иной.
Отсутствие у [СКРЫТО] В.С. оснований полагать, что представленные им документы не соответствуют перечню, установленному постановлением Правительства РФ <номер обезличен>, стало следствием решения комиссии УФСИН [СКРЫТО] по СК, которая при рассмотрении его документов не нашла каких-либо нарушений по их перечню и содержанию. В соответствии с п. 10.2. приказа [СКРЫТО] <номер обезличен> г. (действовал в тот период) данная комиссия должна провести проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах они возвращаются сотрудникам с указанием в письменном виде причин возврата. Если бы комиссия УФСИН СК добросовестно исполнила указанные полномочия и функции, сообщив [СКРЫТО] В.С., что у него отсутствует надлежащая выписка из ЕГРП (письменно указав ему причину), истец мог бы воспользоваться правом обжалования данного возврата документов, либо донести недостающий документ в рамках того, первоначального обращения. Указанные обстоятельства позволили бы истцу реализовать свое право на постановку на учёт в качестве нуждающегося еще в 2014 г., а значит, дата постановки и порядковый номер в очереди у него были бы иными. Считает, что им не допущено злоупотребления правом, поскольку Правила прямо не указывают на необходимость представления выписки о правах на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации. Скрытие недвижимости истцом не допущено.
Согласно п. 7 Правил на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения. По смыслу указанных норм вывод о наличии либо отсутствии у лица права на постановку на учет может быть сделан комиссии лишь при наличии полного пакета документов, необходимых для принятия соответствующего решения. Правила не содержат последствий представления документов не в полном объеме. При отсутствии данных документов комиссия [СКРЫТО] лишена возможности сделать вывод о наличии либо отсутствии материального права заявителя. На момент подачи им заявления действовал Порядок формирования и работы комиссией учреждений и органов уголовно – исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждении и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утв. Приказом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 29.08.2013 N 496. Согласно п. 10 Порядка территориальные подкомиссии и подкомиссии в отношении сотрудников УИС, перечисленных в абзацах третьем и четвертом пункта 7 настоящего Порядка, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членов их семей и граждан Российской Федерации, уволенных со службы в соответствующих учреждениях и органах УИС: 10.1 осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты; проверку сведений, содержащихся в документах для получения единовременной выплаты; подготовку для направления в [СКРЫТО] [СКРЫТО] пакета документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты. 10.2. В целях выполнения возложенных на них функций осуществляют следующие основные полномочия: регистрируют рапорта и заявления в Книгах учета заявлений; проводят проверку представленных документов для получения единовременной выплаты на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления в течение 15 рабочих дней со дня регистрации рапорта, заявления. При выявлении недостатков в вышеуказанных документах возвращают их сотрудникам и гражданам с указанием в письменном виде причин возврата. Таким образом, при отсутствии необходимых документов подкомиссия УФСИН [СКРЫТО] по СК, которая рассматривала заявление, должна была в течение 15 рабочих дней вернуть документы истцу с указанием в письменном виде причин возврата. Подкомиссия УФСИН [СКРЫТО] по СК посчитала представленные документы достаточными для принятия соответствующего решения и приняла решение направить документы в комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО] для рассмотрения вопроса о постановке в очередь на получение единовременной социальной выплаты. Действующий в настоящее время и на момент принятия обжалуемого решения Порядок также разделяет процедуры проверку наличия необходимых документов от процедуры принятия решения. Согласно п. 7 Порядка Комиссии [СКРЫТО] осуществляют следующие функции: принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления. Принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него. Комиссия УФСИН приняла документы к рассмотрению по существу при наличии неполного пакета документов. В связи с изложенным, считает, что отказ в постановке на учет по основанию непредставления полного пакета документов, по существу, является отказом в рассмотрении вопроса о постановке на учет в связи с отсутствием документов, необходимых для выводов о наличии либо отсутствии права на получение ЕСВ.
Поскольку заявление не было рассмотрено по существу, считает, что у него возникло производное требование об обязании поставить его на учет для получения ЕСВ путем возложения на [СКРЫТО] [СКРЫТО] обязанности в лице комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] рассмотреть по существу его заявление, приняв по нему решение о наличии либо отсутствии у истца материального права на получение ЕСВ, а не об отказе в постановке на учет в связи с отсутствием каких-либо документов. При наличии соответствующего права он подлежит постановке на учет с даты подачи заявления – 16.01.2014.
В судебное заседание истец – [СКРЫТО] В.С. и его представитель по доверенности Кумченко С.В. поддержали исковые требования по основаниям, изложенным в иске, просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчиков – Шахраманян Э.В. по доверенностям, исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении, представив письменные возражения на иск.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
В силу ч.2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
ФЗ № 283-Ф3 от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулируются отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Судом установлено, что [СКРЫТО] В.С. проходит службу в УИС с 14.07.2004, в настоящее время он состоит в должности старшего инженера отраслевой группы по швейному производству УФСИН [СКРЫТО] по СК. Срок выслуги лет в календарном исчислении более 12 лет.
16.01.2014 истец обратился с рапортом и перечнем документов в комиссию УФСИН [СКРЫТО] по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, за предоставлением единовременной социальной выплаты для приобретения жилья.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определен Правительством Российской Федерации в Постановлении <номер обезличен> от 24.04.2013 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 указанного Постановления, Приказом [СКРЫТО] от 29 августа 2013 года <номер обезличен> утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Согласно указанному порядку соответствующие комиссии по рассмотрению изложенных вопросов формируются как постоянно действующие коллегиальные органы на уровне [СКРЫТО] [СКРЫТО] (Комиссия [СКРЫТО] [СКРЫТО]), территориальных органов [СКРЫТО] [СКРЫТО] (Территориальные подкомиссии) и образовательных учреждений [СКРЫТО] [СКРЫТО] (Подкомиссии) (п. 7 Порядка).
Комиссия [СКРЫТО] [СКРЫТО] по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы в учреждениях и органах УИС, единовременной социальной выплаты 09.06.2016, протокол <номер обезличен>, приняла решение об отказе в постановке истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 <номер обезличен> (выписка ЕГРП на супругу с указанием ее на настоящей фамилии представлена не всеми территориальными органами Росреестра).
В соответствии с п. 21 приказа [СКРЫТО] от 29 августа 2013 года <номер обезличен> в протоколе заседания Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] указываются основания принятых решений. Председатель, заместитель председателя и члены Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] несут ответственность за правомерность принятых ими решений в соответствии с законодательством Российской Федерации, так как финансирование на получение единовременной социальной выплаты происходит из средств федерального бюджета.
Комиссия [СКРЫТО] [СКРЫТО], отказывая [СКРЫТО] B.C. анализируя представленные документы и рапорт установила, что истец с 13.04.2004, супруга - [СКРЫТО] (Ковалева) В. В. с 13.04.2004, сын - [СКРЫТО] В. В. с <дата обезличена> постоянно зарегистрированы в двухкомнатной квартире общей площадью 39.1 кв.м., по адресу: <адрес обезличен>. Собственником объекта права (двухкомнатная квартира) является мать истца [СКРЫТО] А. И.. Правоустанавливающие документы на объект права двухкомнатная квартира, включая свидетельство о государственной регистрации права в учетном деле истца отсутствуют. Выписка из ЕГРП на супругу с указанием ее настоящей фамилии представлена не всеми территориальными органами Росреестра.
Согласно п. 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, в том числе, следующие документы: а) копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником); б) копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации); в) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования сотрудника; г) копия послужного списка сотрудника; д) копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака); е) справки об обучении в образовательных организациях по очной форме детей сотрудника в возрасте от 18 до 23 лет, если они проживают совместно с сотрудником; ж) копии документов об установлении инвалидности детям сотрудника до достижения ими возраста 18 лет, если они проживают совместно с сотрудником; з) выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения, и) документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений.
Следовательно, при принятии решения об отказе в постановке [СКРЫТО] B.C. и членов его семьи, на учет нуждающихся для получения ЕСВ, действия комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] соответствовали требованиям действующего законодательства.
Требования истца о признании незаконным решения комиссии УФСИН [СКРЫТО] по СК по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС, в части несвоевременного рассмотрения и передачи документов [СКРЫТО] B.C. в комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО] для постановки его на учет, основаны на неправильном толковании норм материального права, а также являются необоснованными и противоречащими законодательству.
Полномочия по формированию и работе комиссии учреждений и органов УИС по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов УИС переданы последним, приказом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 16.10.2014 № 550 «Об утверждении порядка формирования и работы комиссий....».
Указанные полномочия говорят о наделении определенными функциями комиссии учреждений и органов УИС в настоящем времени. Пунктом 4 настоящего приказа обусловлено, что все заявления (рапорты), поданные сотрудниками УИС до вступления в силу настоящего приказа, рассматриваются комиссией [СКРЫТО] [СКРЫТО].
Следовательно, в случае установления судом нарушенного права, или интересов истца, в целях устранения допущенного нарушения прав и его интересов, требуется восстановление указанных прав. Исходя из вышеизложенного, устранение нарушенных прав и законных интересов осуществляет орган, допустивший нарушения.
Согласно пунктам 10.1. и 11 Порядка расчет размера ЕСВ, произведенный в соответствии с главой III Правил, а также его направление в [СКРЫТО] [СКРЫТО] в пакете документов для принятия решения о постановке сотрудников и граждан на учет для получения ЕСВ, возлагается на Территориальные подкомиссии, в данном случае на комиссию УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю. При этом, такой расчет осуществляется в процессе рассмотрения Территориальной подкомиссией заявления (рапорта) сотрудника и представленных им документов, в целях принятия решения об их направлении в Комиссию [СКРЫТО] [СКРЫТО], на дату подачи заявления (рапорта).
Отказ в постановке на учет для получения ЕСВ не исключает права [СКРЫТО] B.C. как действующего сотрудника УИС, вновь обратиться в порядке, установленном приказом [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 16.10.2014 № 550 «Об утверждении Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения», в соответствующую комиссию УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю с заявлением о постановке на учет для получения ЕСВ, устранив нарушения, послужившие основанием к отказу, изложенному в протоколе Комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО] от 09.06.2016 <номер обезличен>.
В связи с изложенным, суд считает, что комиссией УФСИН [СКРЫТО] по СК решение по заявлению истца принято в пределах установленного 20-ти дневного срока рассмотрения документов. Проверка и оценка представленных заявителем документов не предмет их полноты и достаточности для принятия решения о постановке на учет для получения ЕСВ является исключительным полномочием комиссии [СКРЫТО] [СКРЫТО].
В связи с изложенным, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] В. С. к УФСИН [СКРЫТО] по Ставропольскому краю, [СКРЫТО] [СКРЫТО] о признании незаконными действий комиссии, решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности рассмотреть заявление от 16.01.2014 и предоставленные документы, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Ставрополя в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 24 ноября 2017 года.
Судья О.А. Поляков