Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ленинский районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 09.01.2017 |
Дата решения | 04.05.2017 |
Категория дела | Споры, возникающие из трудовых правоотношений -> Дела о восстановлении на работе, государственной... -> иные споры по делам о восстановлении на работе, государственной (муниципальной) службе |
Судья | Дробина Марина Леонидовна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 6cf1daf3-761e-36db-b3ee-af106053073c |
Дело <номер обезличен>
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 мая 2017 года Ленинский районный суд <адрес обезличен> в составе: председательствующего судьи Дробиной М.Л., при секретаре Агаджанян М.О., с участием истца [СКРЫТО] В.С., представителя истца адвоката по ордеру Газибарова П.Г., представителя ответчика по доверенности Зайцева А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску [СКРЫТО] В. С. к ГУ МВД России по <адрес обезличен> о признании незаконным отказа в принятии на службу и об обязании принять на службу в порядке перевода,
установил:
[СКРЫТО] В.С. обратился в суд с иском, в котором просит суд обязать ГУ МВД России по <адрес обезличен> предложить [СКРЫТО] В.С. имеющиеся вакантные должности, в первую очередь должности среднего начальствующего состава в УНК ГУ МВД России по <адрес обезличен> либо в других оперативных подразделениях ГУВД; обязать ГУ МВД России по <адрес обезличен> принять в порядке перевода из Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен> [СКРЫТО] В.С., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от <дата обезличена> <номер обезличен>, Федеральным законом от 03.07.2016 № 305-ФЗ, на должность, соответствующую уровню его квалификации, деловых, профессиональных и личных качеств сохранением специального звания и выслуги лет, с датой приема <дата обезличена>; признать незаконным отказ ответчика ГУ МВД России по <адрес обезличен> в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [СКРЫТО] В.С.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он с <дата обезличена> принят на службу в Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес обезличен>.
С <дата обезличена> переведен на должность старшего оперуполномоченного 4 отдела оперативной службы Управления ФСКН России по <адрес обезличен>, где с <дата обезличена> вплоть до увольнения, занимал должность начальника 1 отдела оперативной службы Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен>.
Указом Президента РФ № 156 от 05.04.2016 Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена.
В соответствии с выпиской из приказа от <дата обезличена> управления по <адрес обезличен> ФСКН России <номер обезличен>, капитан полиции [СКРЫТО] В.С. освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен> с <дата обезличена>.
Функции и полномочия, а также штатная численность упраздненной Федеральной службы в соответствии с подпунктами "а, б" пункта 2 Указа Президента РФ № 156 переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Согласно подпункту "б" пункта 3 Указа Президента РФ № 156 МВД РФ является правопреемником упраздненной ФСКН России, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений.
Подпунктом "б" пункта 4 Указа Президента РФ № 156 установлено, что сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
Во исполнение Указа Президента РФ от 05.04.2016 № 156, в связи с ликвидацией органов ФСКН России, в соответствии с выпиской из приказа Ликвидационной комиссии Регионального управления по <адрес обезличен> ФСКН России от <дата обезличена> истец был включен в состав Ликвидационной комиссии Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен>.
Кроме того, во исполнение указанного выше Указа Президента от 05.04.2016 № 156, истец, в связи с ликвидацией ФСКН России, в порядке п.п. «б» п.4 выразил свое желание продолжать нести службу в органах МВД РФ, подав через Ликвидационную комиссию по <адрес обезличен> ФСКН России, на имя начальника Главного управления МВД России по <адрес обезличен>, рапорт о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
Данный рапорт, вместе со служебной справкой, в качестве приложения, сопроводительным письмом за исходящим № <номер обезличен> от <дата обезличена>, был направлен адресату.
В соответствии с «Реестром <номер обезличен> на корреспонденцию» от <дата обезличена> в адрес ГУ МВД России по <адрес обезличен> направлена корреспонденция, под № <номер обезличен>, (рапорт истца приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода и прилагаемые к нему документы), которая, согласно штампу «Для пакетов №1 МВД России по <адрес обезличен>», была получена адресатом <дата обезличена>.
<дата обезличена> истец, вместе с майором полиции Кожемяко И.П. был вызван в ГУ МВД по <адрес обезличен>, где ему было предложено написать заявление по приложению <номер обезличен> приказу МВД России от <дата обезличена> <номер обезличен> с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел. Кроме того, на приеме истцу устно была предложена должность оперуполномоченного по особо важным делам отдела по борьбе с незаконным оборотом синтетических веществ, наркотических средств, психотропных веществ Управления по незаконному обороту наркотиков ГУ МВД России по <адрес обезличен>. А само написание данного заявления, по сути, означало согласие с предложенной должностью, по крайней мере так было объяснено истцу.
Заявление, написанное истцом, одобрил начальник УНК ГУ МВД РФ по <адрес обезличен> Лебедев В.А., лично поставив на нем свою резолюцию «Ходатайствую». Кроме того данное заявление было одобрено резолюцией «В работу в установленном порядке».
После чего, вплоть до <дата обезличена> истец продолжал осуществлять трудовую деятельность по месту службы.
В соответствии с приказом от <дата обезличена> <номер обезличен> и.о. председателя Ликвидационной комиссии Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен> Жогина А.С. истец исключен <дата обезличена> из списков органов наркоконтроля, и уволен со службы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
Основанием увольнения указывается п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.07.2003 № 613: «в связи с переводом в другой государственный орган», а именно на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Основанием увольнения, помимо Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156, считается «Рапорт Довнора В.С. от <дата обезличена>».
<дата обезличена> истец в здании ГУ МВД по <адрес обезличен> ГУ МВД России по <адрес обезличен> Олдака А.Г. от <дата обезличена> об отказе в приеме его на службу в органы внутренних дел РФ по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом для поступления на службу в органы внутренних дел, и о праве на обжалование принятого решения в порядке, установленном ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Указал, что истец в период со дня увольнения по настоящее время не трудоустроен.
Полагает, что истец необоснованно лишен трудовых и социальных гарантий, предусмотренных законом при ликвидации государственного органа, Федеральным законом от 03.07.2016 № 305-ФЗ и Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156.
В свою очередь, Министерством внутренних дел России, как правопреемником ФСКН России, в нарушение требований Федерального закона от 03.07.2016 № 305-ФЗ, Указа Президента РФ № 156 о передаче (п.п. "б" п. 3 Указа) штатной численности ФСКН России без сокращений (п.п. "б" п. 2 Указа), предоставившего сотрудникам ФСКН России право продолжить службу в органах внутренних дел без испытательного срока и переаттестации, истец не был принят в порядке перевода в органы внутренних дел.
Будучи сотрудником органов наркоконтроля истец каких-либо ограничений для прохождения службы не имел и также не имел ограничений для прохождения службы в органах внутренних дел. По этой причине представленные документы никак не могли являться основанием для отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, в связи с чем, считает, что ссылка в уведомлении на результаты рассмотрения представленных кандидатом документов, не состоятельна.
Истец указывает, что его личное дело на момент вручения ему уведомления об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел находилось в Ликвидационной комиссии Управления ФСКН России Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен>, и ни кем из представителей ГУ МВД по СК не рассматривалось.
Таким образом, истец лишен права и возможности самостоятельно трудоустроиться, поскольку изъявил желание проходить дальнейшую службу в органах внутренних дел, у него отсутствуют средства к существованию, так как он является ни сотрудником органов наркоконтроля, ни сотрудником органов внутренних дел.
Как полагает истец, по смыслу Уведомления об отказе в принятии на службу в органы внутренних дел РФ ГУ МВД по СК следует, что при рассмотрении вопроса поступления истца на службу в органы внутренних дел РФ, ошибочно (либо намеренно) применены нормы Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", регулирующие общие правила правоотношений, связанных с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел.
Истец до сих пор не уведомлен ответчиком о причинах отказа в приеме его на службу в органы внутренних дел с предоставлением соответствующей должности, а Уведомление о результатах рассмотрения документов, представленных кандидатом для поступления на службу в органы внутренних дел Российской Федерации от <дата обезличена>, в соответствии с которым истцу было отказано в приеме для поступления на службу в органы внутренних дел, так как не входит в круг правоотношений, затрагиваемых Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 и Федеральным законом от 03.07.2016 № 305-ФЗ.
Считает, что при переводе в ГУ МВД России по <адрес обезличен> истец, исходя из служебного соответствия, подлежит зачислению в средний начальствующий состав.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] В.С. и его представитель требования поддержали в полном объеме по изложенным в иске основаниям, просили суд удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика Зайцев А.С. исковые требования не признал, согласно письменных возражений просил отказать в полном объеме.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, истец с <дата обезличена> принят на службу в Управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по <адрес обезличен>.
С <дата обезличена> переведен на должность старшего оперуполномоченного 4 отдела оперативной службы Управления ФСКН России по <адрес обезличен>, где с <дата обезличена> вплоть до увольнения, занимал должность начальника 1 отдела оперативной службы Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен>.
В соответствии с выпиской из приказа от <дата обезличена> управления по <адрес обезличен> ФСКН России <номер обезличен>, капитан полиции [СКРЫТО] В.С. освобожден от занимаемой должности и зачислен в распоряжение Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен> с <дата обезличена>.
Указом Президента от 05.04.2016 № 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроле за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков упразднена с 31.05.2016.
Истец, в связи с ликвидацией ФСКН России, в порядке п.п. «б» п.4 выразил свое желание продолжать нести службу в органах МВД РФ, подав через Ликвидационную комиссию по <адрес обезличен> ФСКН России, на имя начальника ГУ МВД России по <адрес обезличен>, рапорт о приеме на службу в органы внутренних дел в порядке перевода.
<дата обезличена> истец был вызван в ГУ МВД по <адрес обезличен>, где ему было предложено написать заявление по приложению <номер обезличен> приказу МВД России от <дата обезличена> <номер обезличен> с просьбой о поступлении на службу в органы внутренних дел.
Заявление, написанное истцом, одобрил начальник УНК ГУ МВД РФ по <адрес обезличен> Лебедев В.А., лично поставив на нем свою резолюцию «Ходатайствую». Кроме того данное заявление было одобрено резолюцией «В работу в установленном порядке».
После чего, вплоть до <дата обезличена> истец продолжал осуществлять трудовую деятельность по месту службы.
В соответствии с приказом от <дата обезличена> <номер обезличен>-лс и.о. председателя Ликвидационной комиссии Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен> Жогина А.С. истец исключен <дата обезличена> из списков органов наркоконтроля, и уволен со службы, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции».
Основанием увольнения указывается п.п. 7 п. 142 Положения о службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Указом Президента РФ от 05.06.2003 № 613: «в связи с переводом в другой государственный орган», а именно на службу в органы внутренних дел Российской Федерации. Основанием увольнения, помимо Указа Президента Российской Федерации от 05.04.2016 года № 156, считается «Рапорт Довнора В.С. от <дата обезличена>».
<дата обезличена> истец в здании ГУ МВД по <адрес обезличен> ГУ МВД России по <адрес обезличен> Олдака А.Г. от <дата обезличена> об отказе в приеме его на службу в органы внутренних дел РФ по результатам рассмотрения документов, представленных кандидатом для поступления на службу в органы внутренних дел, и о праве на обжалование принятого решения в порядке, установленном ст. 72 Федерального закона от 30.11.2011 №342-Ф3 «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесения изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Действительно, согласно Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" сотрудники органов наркоконтроля, изъявившие желание поступить на службу в органы внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), принимаются на службу в указанные органы в порядке перевода без испытательного срока и переаттестации.
Вместе с тем, вопреки доводам истца, безусловной обязанности по приему в порядке перевода сотрудников органов наркоконтроля, изъявивших желание поступить на службу в органы внутренних дел данный указ на Министерство внутренних дел Российской Федерации - не возлагает.
Согласно п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 2 от 17 марта 2004 года "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса РФ" работодатель в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимает необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), и заключение договора с конкретным лицом, ищущим работу, является нравом, а не обязанностью работодателя. Также Пленум Верховного Суда РФ разъяснил, что если судом будет установлено, что работодатель отказал в приеме на работу по обстоятельствам связанным с деловыми качествами данного работника, такой отказ является обоснованным.
Отношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, а также с определением правового положения сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 342-ФЗ) (часть 1 статьи 2 Закона).
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности; к гражданам, поступающим на службу в органы внутренних дел законодателем предъявляются особые требования, в том числе и к их личным и деловым качествам, и особые задачи, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц. Особый правовой статус сотрудника органов внутренних дел, выраженный, в том числе, в том, что при исполнении обязанностей сотрудник находится под защитой государства, порождает более широкий круг обязанностей и, как следствие, более жесткие требования, предъявляемые к его профессиональным и морально-психологическим качествам.
Частью 1 статьи 14 Федерального закона № 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что на службу в органы внутренних дел вправе поступать граждане не моложе 18 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника органов внутренних дел.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ правоотношения на службе в органах внутренних дел между Российской Федерацией и гражданином возникают и осуществляются на основании контракта, заключенного в соответствии с данным Федеральным законом.
Часть 1 статьи 21 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ определяет контракт о прохождении службы в органах внутренних дел как соглашение между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, или сотрудником органов внутренних дел о прохождении службы в органах внутренних дел и (или) замещении должности в органах внутренних дел. Контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.
Часть 2 статьи 21 вышеназванного закона устанавливает, что в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, правоотношения между Российской Федерацией и гражданином (сотрудником органов внутренних дел) возникают на основании контракта в результате: поступления на службу в органы внутренних дел по результатам конкурса; зачисления в образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме по результатам прохождения вступительных испытаний; назначения на должность в органах внутренних дел; восстановления в должности в органах внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из смысла указанных норм в их взаимосвязи следует, что правоотношения между органом внутренних дел и гражданином возникают по строго определенным в законе основаниям по соглашению, заключенному между руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченным руководителем и гражданином, поступающим на службу в органы внутренних дел, которое оформлено соответствующим контрактом.
Такого основания для приема на службу в органы внутренних дел как перевод гражданина в органы внутренних дел из других органов, вышеназванный закон не предусматривает.
При таком правовом регулировании, реализация Указа Президента РФ от 05.04.2016 N 156, в части касающейся приема сотрудников наркоконтроля на службу в органы внутренних дел, возможна только в порядке, предусмотренном вышеназванным законом.
Таким образом, для принятия истца на службу в органы внутренних дел в порядке перевода и заключения с ним контракта, обязательно согласие руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя, которое в данном случае отсутствует.
При изложенных обстоятельствах суд не усматривает оснований для удовлетворения требований истца, при этом учитывает, что в соответствии с пунктом 5 статьи 33 Федерального закона № 305-ФЗ по заявлению сотрудника органов наркоконтроля, уволенного в связи с переводом в другой государственный орган и не принятого на службу в органы внутренних дел в течение трех месяцев со дня увольнения, поданному в ликвидационную комиссию Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков или соответствующую ликвидационную комиссию ее территориального органа, основание увольнения в связи с переводом в другой государственный орган подлежит изменению на основание увольнения в связи с проведением организационно-штатных мероприятий либо иное основание в порядке, предусмотренном для сотрудников органов наркоконтроля.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] В. С. об обязании ГУ МВД России по <адрес обезличен> предложить [СКРЫТО] В. С. имеющиеся вакантные должности, в первую очередь должности среднего начальствующего состава в УНК ГУ МВД России по <адрес обезличен> либо в других оперативных подразделениях ГУВД; обязании ГУ МВД России по <адрес обезличен> принять в порядке перевода из Регионального управления ФСКН России по <адрес обезличен> [СКРЫТО] В. С., в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05.04.2016 № 156, Федеральным законом от 03.07.2016 № 305-ФЗ, на должность, соответствующую уровню его квалификации, деловых, профессиональных и личных качеств сохранением специального звания и выслуги лет, с датой приема <дата обезличена>; признании незаконным отказ ответчика ГУ МВД России по <адрес обезличен> в приеме на службу в органы внутренних дел Российской Федерации [СКРЫТО] В. С. – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в <адрес обезличен>вой суд через Ленинский районный суд <адрес обезличен> в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено <дата обезличена>.
Судья М.Л. Дробина