Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 09.11.2015 |
Дата решения | 19.11.2015 |
Категория дела | (адм.) о взыскании денежных сумм в Пенсионный фонд РФ |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | a717f923-223d-381e-a531-c03742f7fb9c |
дело 2а-9768/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 ноября 2015 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Рогозина С.В.,
при секретаре Воробьевой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя административное дело по административному исковому заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края к [СКРЫТО] Д. В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов,
УСТАНОВИЛ:
ГУ УПФ по г. Ставрополю Ставропольского края обратилось в суд с административным иском к [СКРЫТО] Д.В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором просит взыскать с [СКРЫТО] Д.В. задолженность по страховым взносам, пеней и штрафов в Пенсионный фонд РФ и фонды обязательного медицинского страхования за 2014 год - пени, начисленные за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей, - пени, начисленные за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик, [СКРЫТО] Д.В., регистрационный номер в ПФР №, был зарегистрирован в государственном учреждении - УПФ РФ по <адрес> СК в качестве индивидуального предпринимателя и являлся страхователем по обязательному пенсионному страхованию. Согласно выписке из ЕГР ИП должник утратил статус индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Статья 18 ФЗ от 24.07.2009 № 212-ФЗ предусматривает обязанность плательщиков страховых взносов своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или уплаты страховых взносов в более поздние сроки, в соответствии со статьей 26 Закона № 167-ФЗ происходит начисление пени. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов по день полного погашения задолженности. Процентная ставка пеней принимается равной одной трехсотой действующей в эти дни ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пенями признается денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах. Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности, по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов. Из системного толкования норм законодательства об обязательном пенсионном страховании следует, что начисление пени производится на всю сумму недоимки в отношении которой за страхователем сохраняется обязанность по уплате, до даты ее полного погашения (в том числе и в добровольном порядке). В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ страхователю заказным письмом было направлено требование от дата № об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, в котором должнику было предложено погасить имеющуюся задолженность в добровольном порядке. Однако, до настоящего времени задолженность не погашена. Согласно ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ органы контроля, за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать недоимку, пени и штрафы, предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о взыскании недоимки, пеней и штрафов.
Дело рассмотрено в отсутствие сторон, поскольку категория дела подпадает под действие ч. 3 ст. 291 КАС РФ и административным истцом заявлено о рассмотрении настоящего административного иска в упрощенном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 291 КАС РФ, административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме (включая отзыв, объяснения и возражения по существу заявленных требований, а также заключение в письменной форме прокурора, если настоящим Кодексом предусмотрено вступление прокурора в судебный процесс).
В соответствии с ч. 6 ст. 292 КАС РФ, в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются судьей единолично, если в соответствии с настоящим Кодексом не предусмотрено коллегиальное рассмотрение административного дела, и в срок, не превышающий десяти дней со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.
Суд, исследовав материалы дела, находит заявленные истцом требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. О восстановлении пропущенного срока истцом просьбы не заявлено.
Согласно выписке из ЕГРИП от дата, ИП [СКРЫТО] Д.В. прекратил свою предпринимательскую деятельность по своему решению и был снят с учета дата, в связи с чем обязанность по оплате обязательных платежей возникла согласно ч. 8 ст.16 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) деятельности включительно.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования (ст. 22 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Поскольку обязанность по расчетам и оплате обязательных страховых взносов и платежей в Фонд ОМС законом возложена на плательщика взносов, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 5 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ, то действующим законодательством предусмотрено два вида проверок установления достоверности и правильности произведенных платежей: путем камеральной или выездной проверки (ст. 34 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 34 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя органа контроля за уплатой страховых взносов в период трех месяцев со дня представления плательщиком страховых взносов расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ч. 2 ст. 22 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 настоящей статьи. При выявлении недоимки орган контроля за уплатой страховых взносов составляет документ о выявлении недоимки у плательщика страховых взносов по форме, утверждаемой органом контроля за уплатой страховых взносов по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Согласно ч. 3 ст. 22 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Таким образом, проведение проверки и выставление требований за пределами указанных сроков законом не предусмотрено, вследствие чего направление требования дата по недоимкам, образовавшимся до дата противоречит закону и свидетельствует о пропуске ГУ УПФ по г. Ставрополю Ставропольского края срока как для предъявления требований в порядке досудебного урегулирования, так и в порядке административного судопроизводства.
Согласно ч. 5 ст. 180 КАС РФ В случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Между тем, суд полагает, что отказ в иске обусловлен также иными обстоятельствами.
В силу ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ч. 4 ст. 286 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
При этом при рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства судом исследуются только доказательства в письменной форме (ч. 1 ст. 292 КАС РФ), а согласно ч. 2 ст. 176 КАС РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В материалы дела административным истцом не представлено никаких документов подтверждающих обоснованность выявленных нарушений и неуплату суммы обязательных страховых взносов, правомочность проведения камеральной проверки, которая по форме и содержанию должна соответствовать установленным нормативными актами требованиям, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований следует отказать в связи с недоказанностью.
Следует также отметить, что согласно административного искового заявления ГУ УПФ по г. Ставрополю Ставропольского края обратилось в суд с административным иском к [СКРЫТО] Д.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде пени, начисленные за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии в размере 514,23 рублей, - пени, начисленные за неуплату страховых взносов, направляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии в размере 360,69 рублей.
В силу ст. 25 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Согласно ст. 21 этого же закона в действующей редакции, которым руководствовался административный истец при предъявлении иска, заявление о взыскании страховых взносов, пеней и штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи органом контроля за уплатой страховых взносов заявления о взыскании в суд.
Уплата пени в отрыве от основного обязательства по оплате соответствующих страховых взносов противоречит самой юридической природе пени как меры ответственности и не позволяет определить обоснованность ее взыскания, а также ее размер, поскольку отсутствуют сведенья о недоплаченных суммах основного обязательства.
В силу указанного суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований административного истца.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска ГУ - Управления Пенсионного Фонда РФ по г. Ставрополю Ставропольского края к [СКРЫТО] Д. В. о взыскании задолженности по страховым взносам, пеней и штрафов - отказать.
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя, в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья С.В. Рогозин