Дело № 2а-9725/2015 ~ М-9184/2015, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край)
Дата поступления 14.10.2015
Дата решения 11.12.2015
Категория дела (адм.) об оспаривании решений, действий (бездействия) - органов государственной власти, органов местного самоуправления
Судья Степанова Е.В.
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Судебное решение Есть
ID bb2eb197-8165-3538-a767-24c5364d573f
Стороны по делу
Истец
****** ********* *********
Ответчик
************* *. **********
**** *. **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело а-9725/15

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 декабря 2015 года <адрес>

Промышленный районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.В.,

с участием:

представителя административного истца КБ по доверенности в порядке передоверия,

представителя административного ответчика КУМИ <адрес>БОН по доверенности,

представителя административного ответчика Администрации <адрес>БЮВ по доверенности,

при секретаре Т,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению К к Администрации <адрес>, КУМИ <адрес> о признании незаконным отказа в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид,

УСТАНОВИЛ:

К обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с административным исковым заявлением к Администрации <адрес>, КУМИ <адрес> о признании незаконным отказа в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид.

В обоснование заявленных требований указано, что на основании договора аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> края от дата К на праве аренды принадлежит земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу: <адрес> в квартале 539. Указанный договор был зарегистрирован в установленном порядке Управлением Росреестра по <адрес> дата с присвоением номера регистрации

На упомянутом земельном участке расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером , нежилое здание площадью застройки 134,6 кв.м., процентом готовности – 90%.

дата К подала в МКУ «МФЦ в <адрес>» заявление об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства с «для строительства торгово-офисного здания» на «усадебный жилой дом».

Письмом от дата исх. «с» КУМИ <адрес> отказало К в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги со ссылкой на несоответствие состава, формы или содержания представленных документов, т.к. предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществлялось в соответствии со специальной нормой, установленной ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство в обход процедуры предоставления земельного участка с аукциона, предусмотренной п.п. 1 и 2 ст. 30.1. Земельного кодекса РФ.

К считает отказ в предоставлении муниципальной услуги, изложенный в письме от дата исх. «с», незаконным по следующим основаниям.

1. Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Статьей 85 Земельного кодекса РФ определено, что порядок использования земель населенных пунктов осуществляется в соответствии с зонированием их территорий.

Зонирование территории для строительства регламентируется Градостроительным кодексом РФ.

В силу положений ст. ст. 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.

Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 ст. 1, ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (п. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса РФ).

Правила землепользования и застройки <адрес>, утвержденные Решением Ставропольской городской Думы от дата , предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании – делении всей территории в границах <адрес> на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

В соответствии с п. 2.1. Градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером почтовым адресом: <адрес> в квартале 539, утвержденного руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации <адрес> дата, указанный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 «Зона блокированной и усадебной застройки».

К основным видам использования разрешенного использования в границах зоны Ж-3 относится, в том числе, усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками (п. 1 ст. 42 Правил землепользования и застройки).

Таким образом, К обоснованно выбрала вид разрешенного использования земельного участка «усадебный жилой дом», поскольку данный вид использования земли относится к основным видам для зоны Ж-3 и выбирается заинтересованным лицом самостоятельно.

2. Сроки, последовательность действий, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа по предоставлению муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» регулируется соответствующим Административным регламентом, утвержденным Постановлением администрации <адрес> от дата .

Отказывая К в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования, уполномоченный орган местного самоуправления сослался на п. 2.9. Административного регламента, предусматривающего то, что состав, форма или содержание представленных документов не соответствуют требованиям действующего законодательства и настоящего Административного регламента.

В соответствии с распиской в получении документов от дата по делу К предоставила в МКУ «МФЦ в <адрес>» все необходимые документы, предусмотренные п. 2.6. Административного регламента: паспорт гражданина, нотариально удостоверенную доверенность от дата в реестре за , свидетельство о государственной регистрации права от дата бланк 26-АИ 812043, договор аренды от дата, а также информацию по объекту.

Таким образом, К предоставила в МКУ «МФЦ в <адрес>» полный пакет документов, предусмотренный соответствующим регламентом для реализации муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования».

3. Статьи 30, 30.1 Земельного кодекса РФ признаны утратившими силу с дата на основании ст. 18 Федерального закона от дата № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Соответственно, основание для отказа в предоставлении К муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» со ссылкой на недействующие правовые нормы противоречат основам действующего гражданского законодательства.

Просит суд признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта недвижимости на другой, изложенный в письме от дата исх. «с».

Также просит суд возложить обязанность на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> принять решение об изменении вида использования земельного участка с кадастровым номером 701 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в квартале 539, с вида «для строительства торгово-офисного здания» на «усадебный жилой дом».

В судебное заседание административный истец К, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в ее отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истца КБ по доверенности в порядке передоверия заявленные требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в административном иске, и просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель административного ответчика Администрации <адрес>БЮВ по доверенности заявленные требования не признала, возражала против их удовлетворения, считая их незаконными и необоснованными, просила суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.

В судебном заседании представитель административного ответчика КУМИ <адрес>БОН по доверенности заявленные требования не признал, возражал против их удовлетворения, поддержал письменные возражения на административный иск, согласно которым в соответствии с пунктом 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенного государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пункту 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Статьей 227 КАС РФ установлено, что суд, признав оспариваемое решение, действие (бездействие) незаконными, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права и законные интересы административного истца, выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, и об обязании административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Постановлением администрации <адрес> от дата К был предоставлен в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером , площадью 701 кв.м., по <адрес> в квартале 539, для строительства торгово-офисного здания.

На основании вышеуказанного постановления администрации <адрес> между комитетом и К был заключен договор аренды земельного участка в границах муниципального образования <адрес> от дата .

Договором аренды земельного участка в границах муниципального образования <адрес> (для завершения строительства объекта) от дата пролонгированы договорные отношения до дата на спорный земельный участок для строительства торгово-офисного здания, который прошел государственную регистрацию.

На момент первоначального предоставления земельного участка по <адрес>, предоставление земельного участка осуществлялось в соответствии со статьями 30, 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию – без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.

Пунктами 1 и 2 статьи 30.1 ЗК РФ установлено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду без предварительного согласования места размещения объекта; продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.

Таким образом, предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществлялось в соответствии со специальной нормой, установленной статьей 30.1 ЗК РФ, путем проведения аукциона.

Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в обход процедуры предоставления земельного участка с аукциона, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 ЗК РФ, действовавшим на момент предоставления земельного участка с кадастровым номером , не соответствует закону, в связи с чем отказ в предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 701 кв.м., по <адрес>, с «для строительства торгово-офисного здания» на «усадебный жилой дом» соответствует законодательству.

Спорный земельный участок находился в аренде у административного истца на основании договора аренды от дата по дата, в связи с чем, в настоящее время у административного истца отсутствуют какие-либо права на него, а, следовательно, и право на изменение вида разрешенного использования.

Согласно ст.ст. 36 и 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации вид разрешенного использования должен быть определен в соответствии с правилами землепользования и застройки.

Согласно пункту 1 статьи 35 Правил землепользования и застройки <адрес>, утвержденных решением Ставропольской городской Думы от дата выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения технических регламентов, имеют право правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Просит суд в удовлетворении административных исковых требований К отказать в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства по отдельности и в их совокупности, считает необходимым заявленные административные исковые требования удовлетворить частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие с ч. 1 ст. 59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.

В силу ч. 1, 2, 3 ст. 84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что административному истцу К на праве собственности принадлежит объект незавершенного строительства, назначение – нежилое, общей площадью застройки 134,6 кв.м., процент готовности – 90%, кадастровый , по адресу: <адрес> в квартале 539, о чем в ЕГРП дата сделана запись регистрации , что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата N 131-ФЗ (ред. от дата) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

Так, судом установлено, что постановлением администрации <адрес> от дата К был предоставлен в аренду на три года земельный участок с кадастровым номером 26:12:012401:774, площадью 701 кв.м., по <адрес> в квартале 539, в <адрес> для строительства торгово-офисного здания.

На основании вышеуказанного постановления администрации <адрес> был заключен договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес> от дата.

В последующем данный договор аренды земельного участка был пролонгирован договорами аренды (для завершения строительства объекта) расположенного по адресу: <адрес> в квартале 539, последним из которых является договор аренды от дата, заключенный между Администрацией <адрес> и К

В соответствии с п. 2.1. договора аренды земельного участка от дата условия данного договора применяются к правоотношениям, возникшим между сторонами до заключения данного соглашения, начиная с дата.

Из п. 2.2. договора аренды земельного участка от дата следует, что срок аренды участка устанавливается на три года – с дата по дата.

Согласно п. 20 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата N 131-ФЗ (ред. от дата) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится, в частности, утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление муниципального земельного контроля в границах поселения, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;

В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из основных принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

На основании ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов:1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними (ч. 1 ст. 37 ГрК РФ).

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (ч. 2 ст. 37 ГрК РФ).

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов (ч. 3 ст. 37 ГрК РФ).

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (ч.4 ст. 37 ГрК РФ).

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 настоящего Кодекса (ч.6 ст. 37 ГрК РФ).

Так, судом установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время разрешенным видом использования земельного участка по <адрес> в квартале 539, в <адрес>, является «для строительства торгово-офисного здания», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от дата.

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Решения Ставропольской городской Думы от дата N 97 (ред. от дата) "Об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес>" (подписано дата) правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.

В судебном заседании установлено, что дата административный истец К подала в МКУ «МФЦ в <адрес>» заявление об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства с «для строительства торгово-офисного здания» на «усадебный жилой дом» с приложением необходимых документов, что подтверждается распиской в получении документов.

Однако письмом с от дата КУМИ <адрес> отказало К в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги со ссылкой на несоответствие состава, формы или содержания представленных документов требованиям действующего законодательства и административному регламенту администрации <адрес>, т.к. первоначальное предоставление земельного участка для жилищного строительства осуществлялось в соответствии со специальными нормами, установленными ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ (ред. от дата, действовавшей на момент заключения первоначального договора аренды от дата) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, осуществлялось с проведением работ по их формированию – без предварительного согласования места размещения объекта и с предварительным согласованием места размещения объекта.

Из ч. 1 ст. 30.1 ЗК РФ (ред. от дата) следует, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, предоставляются в собственность или аренду без предварительного согласования места размещения объекта.

В ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ (ред. от дата) указано, что продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случая, установленного пунктом 27 статьи 38.1 ЗК РФ.

На основании ч. 4 ст. 30 ЗК РФ (ред. от дата) предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

- выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка;

(в ред. Федерального закона от дата N 66-ФЗ)

- определение разрешенного использования земельного участка;

- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение);

(в ред. Федерального закона от дата N 191-ФЗ)

- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) утратил силу. - Федеральный закон от дата N 66-ФЗ;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Таким образом, судом установлено, что предоставление земельного участка по <адрес> в квартале 539, в <адрес>, для жилищного строительства осуществлялось в соответствии со специальной нормой, установленной ст. 30.1 ЗК РФ (ред. от дата), то есть путем проведения аукциона.

В связи с вышеизложенным КУМИ <адрес> был сделан вывод о том, что изменение одного вида разрешенного использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в обход процедуры предоставления земельного участка с аукциона, предусмотренной пунктами 1 и 2 статьи 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации, действовавшими на момент предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером недопустимо, в связи с чем отказал К в предоставлении испрашиваемой муниципальной услуги.

Однако, суд считает доводы представителей административных ответчиков КУМИ <адрес> и Администрации <адрес> о законности отказа административному истцу К в предоставления муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 701 кв.м. по <адрес>, в <адрес>, с «для строительства торгово-офисного здания» на «усадебный жилой дом» по причине отсутствия для этого законных оснований, – необоснованными и отвергает их по следующим основаниям.

На основании ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 настоящей статьи, – на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В судебном заседании установлено, что договором аренды от дата, заключенным между Администрацией <адрес> и К, в отношении земельного участка по адресу: <адрес> в квартале 539, пролонгированы арендные отношения, сложившиеся между сторонами с дата, до дата.

Договор аренды от дата зарегистрирован в установленном порядке Управлением Росреестра по <адрес> дата с присвоением номера регистрации

Таким образом, суд отвергает довод представителя административного ответчика КУМИ <адрес> об отсутствии у К каких-либо прав на спорный земельный участок, в связи с истечением срока договора аренды, поскольку он опровергается письменными доказательства, исследованными в судебном заседании.

Также судом установлено и не оспаривается сторонами, что в настоящее время разрешенным видом использования земельного участка по <адрес> в квартале 539, в <адрес>, является вид – «для строительства торгово-офисного здания», что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от дата.

Однако у административного истца К, как арендатора указанного земельного участка, возникло желание изменить вид его разрешенного использования.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Из ч. 1 ст. 85 ЗК РФ следует, что в состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам:

1) жилым;

2) общественно-деловым;

3) производственным;

4) инженерных и транспортных инфраструктур;

5) рекреационным;

6) сельскохозяйственного использования;

7) специального назначения;

8) военных объектов;

9) иным территориальным зонам.

Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне (ч. 2 ст. 85 ЗК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК РФ правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

В силу ч. 3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Из ч. 5 ст. 85 ЗК РФ следует, что земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового и иного назначения. Жилые зоны могут предназначаться для индивидуальной жилой застройки, малоэтажной смешанной жилой застройки, среднеэтажной смешанной жилой застройки и многоэтажной жилой застройки, а также иных видов застройки согласно градостроительным регламентам.

Согласно Решению Ставропольской городской Думы от дата N 97 (ред. от дата) "Об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес>" (подписано дата) указанные правила предусматривают систему регулирования землепользования и застройки, которая основана на градостроительном зонировании – делении всей территории в границах <адрес> на территориальные зоны с установлением для каждой из них единого градостроительного регламента по видам и предельным параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих территориальных зон.

Следовательно, разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которые могут вестись землепользователем на предоставленном ему участке.

В соответствии с п. 2.1. Градостроительного плана земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес> в квартале 539, утвержденного руководителем управления архитектуры комитета градостроительства администрации <адрес> дата, указанный участок расположен в территориальной зоне Ж-3 «Зона блокированной и усадебной застройки».

Согласно ч. 1 ст. 42 Правил землепользования и застройки зона жилой застройки усадебного типа выделена для обеспечения правовых условий формирования жилых районов из отдельно стоящих жилых домов усадебного типа и блокированных жилых домов, этажностью не выше 3 этажей с набором услуг местного значения.

К основным видам разрешенного использования земельного участка в границах зоны Ж-3 относится, в том числе, усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками (п. 1 ст. 42 Правил землепользования и застройки).

В соответствии с ч. 1 ст. 35 Решения Ставропольской городской Думы от дата N 97 (ред. от дата) "Об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес>" (подписано дата) правообладатели земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, вправе по своему усмотрению выбирать и изменять основной вид (виды) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, определенный градостроительным регламентом в пределах установленной территориальной зоны, путем подачи в уполномоченный орган уведомления о выборе или изменении основного вида (видов) разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства, из состава установленных градостроительным планом земельного участка, при условии соблюдения требований технических регламентов.

Таким образом, суд полагает, что административным истцом К обоснованно был выбран вид разрешенного использования земельного участка «усадебный жилой дом» для изменения существующего вида «для строительства торгово-офисного здания», поскольку данный вид использования земли относится к основным видам для зоны Ж-3 и выбирается заинтересованным лицом из предусмотренных зонированием территорий видов самостоятельно.

В соответствии с абз. 1 ст. 606 ГК РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Из ч. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

На основании ч. 2 ст. 607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Согласно положениям ст.ст. 30, 30.1 ЗК РФ (ред. от дата, действующей на момент заключения первоначального договора аренды земельного участка с К от дата) продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.

В соответствии с ч. 1 ст. 422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.

В силу ч. 2 ст. 422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Однако, на основании ст. 18 Федерального закона от дата № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» ст.ст. 30, 30.1 Земельного кодекса РФ признаны утратившими силу с дата

Так, изменения, внесенные в Земельный кодекс РФ, не устанавливают обязательные для сторон новые правила, а, наоборот, исключают обязательные положения, в связи с чем суд полагает, что их действие в рамках действующих договорных отношений прекращаются.

Таким образом, суд приходит к выводу, что основание для отказа в предоставлении К муниципальной услуги «Изменение одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид такого использования» со ссылкой на недействующие правовые нормы противоречат основам действующего законодательства РФ.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленного административного искового требования о признании отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта недвижимости на другой, изложенный в письме от дата исх. «с», – незаконным.

Согласно ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Однако, считает необходимым отказать К в удовлетворении заявленного требования о возложении обязанности на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> принять решение об изменении вида использования земельного участка с кадастровым номером площадью 701 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в квартале 539, с вида «для строительства торгово-офисного здания» на «усадебный жилой дом» по следующим основаниям.

Суд полагает, что способ защиты нарушенного права, предложенный административным истцом К, в виде возложения на орган местного самоуправления обязанности принять решение об изменении вида использования земельного участка не может быть удовлетворен судом, поскольку судебные органы не вправе вмешиваться в полномочия органов местного самоуправления, к компетенции которых относится управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Таким образом, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению частично.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования К к Администрации <адрес>, Комитету градостроительства администрации <адрес> о признании незаконным отказа в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта капитального строительства на другой вид – удовлетворить частично.

Признать отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> в изменении одного вида разрешенного использования земельного участка и объекта недвижимости на другой, изложенный в письме от дата исх. «с», – незаконным.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> и администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца рассмотрев в установленном законом порядке заявление К об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 701 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в квартале 539, с «для строительства торгово-офисного здания» на «усадебный жилой дом».

В удовлетворении административного искового требования о возложении на администрацию <адрес> и Комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> обязанности принять решение об изменении вида использования земельного участка с кадастровым номером площадью 701 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> в квартале 539, с вида «для строительства торгово-офисного здания» на «усадебный жилой дом» – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) на 14.10.2015:
Дело № 2-9519/2015 ~ М-9170/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 09.12.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-689/2016 (2-9710/2015;) ~ М-9213/2015, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Рогозин Сергей Викторович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-1649/2015 ~ М-9178/2015, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-1578/2015 ~ М-9193/2015, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-1547/2015 ~ М-9194/2015, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1236/2016 (2-9041/2015;) ~ М-9210/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 17.02.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Воробьев Владимир Алексеевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-995/2016 (2-8954/2015;) ~ М-9203/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 09.02.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пшеничная Жанна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-8963/2015 ~ М-9199/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.12.2015
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Пшеничная Жанна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-9636/2015 ~ М-9212/2015, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Теппоева Н.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-1235/2016 (2-9066/2015;) ~ М-9216/2015, первая инстанция
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Е.В.
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 5-6631/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6629/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6628/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6627/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6642/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6639/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6638/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6637/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6634/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-6633/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 14.10.2015
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Соколовский Александр Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-795/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 06.11.2015
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Каплаухов Андрей Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-16/2017 (1-125/2016; 1-796/2015;), первая инстанция
  • Дата решения: 23.01.2017
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Каплаухов Андрей Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-793/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 03.12.2015
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Каплаухов Андрей Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-131/2016 (1-806/2015;), первая инстанция
  • Дата решения: 04.02.2016
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Мороховец О.А.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 1-794/2015, первая инстанция
  • Дата решения: 27.10.2015
  • Решение: Вынесен ПРИГОВОР
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Каплаухов Андрей Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ