Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 11.10.2017 |
Дата решения | 15.01.2018 |
Категория дела | Гл. 22 КАС РФ -> об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных служащих (кроме судебных приставов-исполнителей) |
Судья | Рогозин Сергей Викторович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | 8bf707ea-52f2-3feb-b734-5fadc4745bdc |
Дело №а-867/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2018 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Рогозина С.В.,
при секретаре Штемберг И.В.,
с участием административного истца [СКРЫТО] В.А. и его представителя Левченко А.В., представителя Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики – Асуева Ш.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] В. А. к Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, Министерству природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики о признании незаконным бездействий,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением (в последствии уточненным) к Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, Министерству природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики о признании незаконным бездействий по не рассмотрению заявления [СКРЫТО] В.А. и обязании его в течении трех дней с момента вступления решения в законную силу направить письменный ответ по существу по всем доводам его обращения с учетом приложенных к обращению материалов и признании незаконным бездействия Министерства природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики в части несвоевременного направления истцу ответа на обращение.
В обоснование иска указано, что дата [СКРЫТО] В.А. по почте направил письменное обращение вместе с приложениями в адрес Президента РФ, что подтверждается почтовой квитанцией, почтовой описью.
В своем обращении, с учётом приложений, он ещё раз обратил внимание на неблагоприятные с точки зрения личной безопасности условия для ведения предпринимательской деятельности на территории Чеченской Республики и выразил опасения по вопросу его личной безопасности и безопасности его близких, что входит в компетенцию Главы и Правительства Чеченской Республики, или как минимум в компетенцию МВД РФ по Чеченской Республике.
дата, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении, Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан получило его письменное обращение.
дата адрес был выслан ответ Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций на его обращение, согласно которому, ему было сообщено, что для обеспечения получения им ответа по существу поставленных им вопросов его обращение направлено в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также в администрацию Главы и Правительства Чеченской Республики.
Кроме того, было разъяснено право на обжалование бездействия вышеуказанных государственных органов, в случае неполучения ответа в установленные законом сроки.
Таким образом, не позднее чем дата в адрес Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также администрацию Главы и Правительства Чеченской Республики было направлено его обращение.
В ходе рассмотрения данного административного иска выяснилось, что данное обращение дата было перенаправлено в Министерству природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики и получено им в тот же день.
Согласно статье 8 Закона № 59-ФЗ Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение трех дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 настоящего Федерального закона.
Однако, от администрации Главы и Правительства Чеченской Республики письменного ответа он до сих пор не получил.
В нарушение части третьей статьи 8 Федерального Закона № 59-ФЗ административный ответчик Администрация Главы и Правительства Чеченской Республики не уведомил его о переадресации его обращения в Министерство природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики.
Из анализа Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики, утверждённое Правительством Чеченской Республики дата № следует, что вопросы безопасности граждан не входит в компетенцию данного министерства.
Таким образом, в нарушение части третьей статьи 8 Федерального Закона № 59-ФЗ административный ответчик Администрация Главы и Правительства Чеченской Республики направил обращение не в тот орган, который компетентен в данном вопросе.
Действиями и бездействиями административного ответчика Администрацией Главы и Правительства Чеченской Республики нарушено его право на получение мотивированного ответа из компетентного органа на своё обращение.
Более того, административный ответчик Министерство природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики согласно уведомлению о вручении №, направил ответ на обращение лишь дата годе, а не до дата, как того требует часть первая статьи 12 Федерального закона № 59-ФЗ «Об обращениях граждан», согласно которой Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В связи с чем, полагает, что столь длительное бездействие административного ответчика по не направлению ему письменного ответа по существу его обращения является явно незаконным и нарушает его конституционные права на обращение в органы государственной власти.
Таким образом, все установленные законом сроки для направления ответа административным ответчиком Министерство природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики нарушены, что указывает на нарушение права административного истца на получение своевременного ответа на его обращение.
В судебном заседании административный истец [СКРЫТО] В.А. и его представитель Левченко А.В. поддержали заявленные требования в полном объеме по изложенным в иске основаниям, при этом пояснив, что в обращении, адресованном Президенту РФ не содержится каких-либо конкретных просьб, требований, а указывается лишь на состояние делового климата в Чеченской Республике. Однако из приложения к данному обращению, возможно сделать вывод, что [СКРЫТО] В.А. опасается за личную безопасность и на свое обращение истец хотел получить гарантию личной безопасности и безопасности его семьи.
В судебное заседание административный ответчик представитель Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики Алхалаев О -А.И. не явился, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного разбирательства, просил о рассмотрении дела в его отсутствии, а также просил отказать в удовлетворении исковых требований в связи с тем, что обращение перенаправлено в установленные законом сроки для рассмотрения в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики, которое дата на данное обращение направило в адрес заявителя ответ, где содержатся доводы по всем поставленным [СКРЫТО] В.А. вопросам.
Представитель административного ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Чеченской Республики – Асуев Ш.Х. возражал против заявленных требований, просил отказать в удовлетворении требований в полном объеме, считая что Министерство в полном объеме и в установленные законом сроки дало ответ на обращение [СКРЫТО], за работу почты Министерство ответственность не несет.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные требования частично по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Из материалов дела следует, что [СКРЫТО] В.А. оспаривает бездействия должностных лиц Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, Министерства природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики, выразившиеся в не своевременном ответе на обращение и необоснованную переадресацию данного обращения в некомпетентный орган.
Как следует из материалов дела, дата [СКРЫТО] В.А. по почте направил письменное обращение вместе с приложениями в адрес Президента РФ, что подтверждается почтовой квитанцией, почтовой описью.
дата Управление Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан получило его письменное обращение, указанное обстоятельство подтверждается почтовым уведомлением о вручении и в этот же день ему был дан ответ о том, что его обращение направлено в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, а также в администрацию Главы и Правительства Чеченской Республики.
Так, в соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Как установлено в судебном заседании дата обращение [СКРЫТО] А.В. администрацией Главы и Правительства Чеченской Республики было перенаправлено в Министерство природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики и получено Министерством дата.
В силу части 5 Федерального закона от дата N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин вправе получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от дата N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Однако согласно уведомлению о вручении №, Министерство природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики направило ответ на его обращение лишь дата, то есть за пределами 30 дневного срока для дачи ответа на обращение истца.
Согласно ч. 9-11 ст. 226 КАС РФ именно на административного ответчика возлагается обязанность по доказыванию прав и законных интересов оспариваемыми действиями.
Вопреки ч. 9-11 ст. 226 КАС РФ административным ответчиком не представлено каких-либо доказательств того, что ответ на обращение был направлен в адрес [СКРЫТО] В.А. своевременно, то есть в 30 дневный срок.
В связи с чем утверждения административного истца о незаконном бездействии административного ответчика МПР ЧР, нарушении сроков направления ответа на обращение нашли свое объективное подтверждение, в связи с чем суд приходит к выводу об обоснованности заявленного требования административного истца в части несвоевременности направления ответа на его обращение.
Также административным истцом заявлено требование о признании незаконным действий Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики, выразившихся в переадресации его обращения в некомпетентный орган.
Между тем, из содержания самого обращения следует, что в обращении не имеется каких либо вопросов, на которые хотел бы получить ответ заявитель, не содержится просьб или требований, направленных к каким-либо должностным лицам. Из пояснений самого административного истца, данных в судебном заседании, следует, что в обращении, адресованном Президенту РФ он действительно указывал лишь на состояние делового климата в Чеченской Республике, что бы создать представление об этом у высшего должностного лица. Из приложения к данному обращению, по мнению заявителя, можно сделать вывод, что [СКРЫТО] В.А. опасается за личную безопасность и на свое обращение истец хотел получить гарантию личной безопасности и безопасности его семьи.
Из приложения к обращению следует, что Министерство природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики неоднократно находилось в переписке с [СКРЫТО] А.В. и непосредственно обладало информацией, позволяющей дать аргументированный ответ на его обращения, в связи с чем, оно обоснованно было из Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики направлено для ответа в соответствующее Министерство в установленные законом сроки.
Право на обращение в государственные органы и к должностным лицам, закрепленное в ст. 33 Конституции Российской Федерации, не означает, что ответить заявителю обязано именно то лицо, которому обращение направлено, так как оно полномочно давать ответы только в пределах своей компетенции. Для работы с коллективными и личными обращениями и письмами граждан в структурах государственных органов и при должностных лицах создаются специальные подразделения, обязанные рассматривать подобные обращения и уполномоченные давать по ним ответы.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от дата N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" гражданин направляет письменное обращение непосредственно в тот государственный орган, орган местного самоуправления или тому должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона (часть 3).
В силу части 1 статьи 9 названного Федерального закона обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
Таким образом, решение о направлении обращения в другие органы является одним из решений, принимаемым по результатам предварительного рассмотрения поступившего обращения, подлежащего обязательному рассмотрению. Прямого запрета, ограничивающего направление обращений для их рассмотрения по принадлежности (за исключением прямо предусмотренных случаев) не установлено.
Разрешая заявленные требования, принимая во внимание положения вышеприведенных норм, исходя из того, что обращения [СКРЫТО] В.А. рассмотрены должностными лицами, в пределах предоставленных им полномочий, в установленные законом сроки и порядке, на данные обращения даны ответы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований полагать, что административным ответчиком допущено незаконное бездействие.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление [СКРЫТО] В. А. к Министерству природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики о признании незаконным бездействий – удовлетворить.
Признать незаконными действия Министерства природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики выразившиеся в несвоевременном направлении заявителю ответа на обращение [СКРЫТО] В. А., поступившее на рассмотрение в Министерство природных ресурсов и окружающей среды Чеченской Республики дата.
В удовлетворении административного искового заявления [СКРЫТО] В. А. к Администрации Главы и Правительства Чеченской Республики о признании незаконными действий и бездействий, выразившихся в длительном не рассмотрении обращения [СКРЫТО] В. А. и возложении обязанности его рассмотреть в течение трёх дней с момента вступления решения в законную силу – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд путем подачи жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 17.01.2018
Судья С.В. Рогозин