Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 02.11.2016 |
Дата решения | 27.12.2016 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Шевелев Л.А. |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | c32d0049-51c5-3cf6-887b-bcf20db82c99 |
№ 2-9106/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 декабря 2016 года г.Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Шевелева Л.А.,
при секретаре Сойко Е.В.,
с участием представителя ответчика – военного [СКРЫТО] <адрес> – Аббасова А. Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] С. К. к военному [СКРЫТО] <адрес> о взыскании суммы пенсии о взыскании суммы пенсии,
У С Т А Н О В И Л:
Истец – [СКРЫТО] С.К. обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с исковым заявлением, в котором просит суд обязать военный [СКРЫТО] <адрес> назначить пенсию по случаю потери кормильца с момента подачи заявления ответчику со всеми необходимыми документами, а также взыскать с военного [СКРЫТО] <адрес> сумму пенсии за 12 месяцев в размере 143761 руб. 56 коп.
В обоснование искового заявления указано следующее:
[СКРЫТО] С. К., получает пенсию по инвалидности по линии Министерства внутренних дел РФ с дата, как бывший сотрудник указанного ведомства.
Являясь вдовой погибшего дата при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики – [СКРЫТО] Р. Н., она обратилась в военный [СКРЫТО] <адрес> с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании ст.ст.7, 30 Закона РФ от дата № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Ответом от дата, военный [СКРЫТО] <адрес> отказал истцу в назначении пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях.
В частности, военный [СКРЫТО] <адрес> обосновал свой ответ тем, что право на одновременное получение двух пенсий по линии Министерства обороны РФ и по линии иного ведомства имеют супруги, достигшие 50 лет. Так как на день подачи заявления [СКРЫТО] С.К. не достигла указанного возраста (50 лет), то право на назначение второй пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ с одновременным получением пенсии по линии МВД РФ - отсутствует.
В ответе указано, что истцу может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 11980 рублей 13 копеек только в случае, если выплата пенсии по линии МВД РФ будет прекращена.
Считает такой отказ в назначении второй пенсии по случаю потери кормильца незаконным и необоснованным, нарушающим её конституционные права на полное социальное обеспечение, гарантированное законодателем, по следующим основаниям:
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39 часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от дата №.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от дата № условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В статье 7 Закона РФ от дата № закреплена норма, исходя из которой супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Назначить вторую пенсию истец просит не по ст.30 Закона РФ от дата №, а по ст.7 Закона РФ от дата №, в которой единственным условием для назначения такой пенсии обозначено не вступление в новый брак. Про возраст в ст.7 Закона РФ от дата № ничего не сказано.
Статья 7 Закона РФ от дата № отсылает к ст.30 Закона РФ от дата № лишь с целью указать, что [СКРЫТО] С.К. является вдовой военнослужащего, умершего вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 Закона №.
Возраст 50 лет для женщин установлен для тех категорий граждан, которым пенсия по случаю потери кормильца назначается впервые и только по одному основанию и по линии одного ведомства. Иное означало бы неверное толкование ст.7 Закона РФ от дата №.
Следовательно, в рамках такого правового регулирования право на одновременное получение двух пенсий может быть реализовано супругами военнослужащих, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, вне зависимости от возраста.
Более того, в статье 7 Закона РФ от дата № сказано буквально следующее: «им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона».
То есть, исходя из буквального толкования ст.7 Закона РФ от дата № законодатель не указал, что пенсия назначается в порядке и на условиях и с учетом возраста, предусмотренного ст.30 Закона РФ от дата №.
В статье 29 Закона РФ от дата № содержится основополагающее положение, согласно которому независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособным членам семьи считается, в том числе супруга, если она достигла возраста - 55 лет, либо являются инвалидом.
Истец является инвалидом второй группы вследствие военной травмы. Считает, что на неё распространяются нормы ст.29 Закона РФ от дата №, которая является специальной нормой, по отношению к статье 30 Закона РФ от дата, которая содержит общие правила.
Соответствующие гарантии, предусмотренные для нетрудоспособных граждан, специально определяющих их статус, как инвалидов и имеющих приоритет (в качестве lex specialis) перед нормами, регулирующими какие-либо общие правила. Следовательно, нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении инвалидов без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний статьи 29 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное. Кроме того, при конкуренции специального и общего законов, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы специального закона (см.например: Определение Конституционного Суда РФ от дата №-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Алейского городского суда <адрес> о проверке конституционности абзаца третьего пункта 12 статьи 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР").
Таким образом, исходя из смысла Закона РФ от дата №, снижая возрастной порог при назначении пенсии для определенной категории лиц, законодатель не ставил возможность получения пенсии по случаю потери кормильца лицами нетрудоспособными в зависимость от их возраста, так как они изначально нетрудоспособны и нет необходимости определять момент назначения пенсии с моментом их выхода на пенсию или достижения требуемого военным [СКРЫТО] <адрес> возраста.
Положениями ст. 51 Закона № предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Законодатель установил в Законе № порядок назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии со ст. 54 данного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Поэтому без надлежащего обращения лица, претендующего на назначение пенсии по случаю потери кормильца, с соответствующими документами назначение пенсии не может быть осуществлено.
Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии, обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременному обращению за перерасчетом пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 426-О и от дата N 159-О).
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (ч. 2 ст. 53 Закона).
Истец считает, что имеет право на взыскание суммы пенсии за 12 месяцев. В своем письме военный [СКРЫТО] <адрес> указал, что ей может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 11980 рублей 13 копеек только в случае, если выплата пенсии по линии МВД РФ будет прекращена.
Следовательно, 12 месяцев*11980,13=143761 руб. 56 коп. Именно такая сумма должна быть взыскана с военного [СКРЫТО] <адрес>.
[СКРЫТО] С.К., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, в исковом заявлении (п.3 просительной части) просила рассмотреть его в свое отсутствие.
Суд считает в соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ - возможным рассмотрение искового заявления [СКРЫТО] С.К. в её отсутствие.
Представитель ответчика военного [СКРЫТО] <адрес> по доверенности – Аббасов А.Р. требований истца не признал в полном объеме и в судебном заседании в обоснование своей позиции пояснил суду следующее:
В статье 7 Закона РФ от дата № закреплена норма, исходя из которой супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
В статье 30 Закона РФ от дата № сказано, что супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, умерших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца по достижении ими 55 и 50 лет (соответственно мужчины и женщины), а занятые из них уходом за ребенком умершего, не достигшим 8-летнего возраста, имеют право на указанную пенсию независимо от возраста, трудоспособности и от того, работают они или нет, в том числе независимо от того, проходят они военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы или нет (в ред. Федеральных законов от дата N 272-ФЗ, от дата N 64-ФЗ).
Возраст истицы 45 лет (дата года рождения). Исходя из вышеизложенного, право на одновременное получение двух пенсий по линии Министерства обороны РФ и по линии иного ведомства имеют супруги, достигшие 50 лет. Так как на день подачи заявления истец не достигла указанного возраста (50 лет), то право на назначение второй пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ с одновременным получением пенсии по линии МВД РФ - отсутствует.
Выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
В ходе судебного заседания установлено, что [СКРЫТО] С. К., получает пенсию по инвалидности по линии Министерства внутренних дел РФ с дата, как бывший сотрудник указанного ведомства.
Являясь вдовой погибшего дата при исполнении обязанностей военной службы на территории Чеченской Республики – [СКРЫТО] Р. Н., она обратилась в военный [СКРЫТО] <адрес> с заявлением о назначении пенсии по случаю потери кормильца на основании ст.ст.7, 30 Закона РФ от дата № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Ответом от дата, военный [СКРЫТО] <адрес> отказал истцу в назначении пенсии по случаю потери кормильца на льготных условиях.
В частности, военный [СКРЫТО] <адрес> обосновал свой ответ тем, что право на одновременное получение двух пенсий по линии Министерства обороны РФ и по линии иного ведомства имеют супруги, достигшие 50 лет. Так как на день подачи заявления [СКРЫТО] С.К. не достигла указанного возраста (50 лет), то право на назначение второй пенсии по случаю потери кормильца по линии Министерства обороны РФ с одновременным получением пенсии по линии МВД РФ - отсутствует.
В ответе указано, что истцу может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 11980 рублей 13 копеек только в случае, если выплата пенсии по линии МВД РФ будет прекращена.
Суд считает отказ в назначении второй (льготной) пенсии по случаю потери кормильца незаконным и необоснованным, а толкование ответчиком Закона РФ от дата № неправильным по следующим основаниям:
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статьи 7 и 39 часть 1).
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах. При этом Конституция Российской Федерации непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий, - государственные пенсии и социальные пособия, согласно ее статье 39 (часть 2), устанавливаются законом.
Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, размеры пенсий, порядок их исчисления и выплаты, федеральный законодатель вправе определять как общие правила назначения и выплаты пенсий, так и устанавливать особенности (условия) приобретения права на получение пенсий отдельными категориями лиц.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей урегулирован Законом Российской Федерации от дата №.
В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от дата № условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные данным законом, распространяются в том числе на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, и семьи этих лиц.
В статье 7 Закона РФ от дата № закреплена норма, исходя из которой супруги лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона (за исключением случаев, когда смерть указанных лиц наступила в результате их противоправных действий), не вступившие в новый брак, имеют право на одновременное получение двух пенсий. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона, и любая другая пенсия, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации (за исключением пенсии по случаю потери кормильца или социальной пенсии по случаю потери кормильца).
Назначить вторую пенсию [СКРЫТО] С.К. просит не по ст.30 Закона РФ от дата №, а по ст.7 Закона РФ от дата №, в которой единственным условием для назначения такой пенсии обозначено не вступление в новый брак. Про возраст в ст.7 Закона РФ от дата № ничего не сказано. Обратное в этой части ответчиком не доказано. Доводов, опровергающих процитированное положение ст.7 Закона РФ от дата № – ответчиком не представлено.
Между тем, согласно ст.ст.59 и 60 ГПК РФ - суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
Ответчиком таких доказательств в ходе судебного заседания не представлено.
Статья 7 Закона РФ от дата № отсылает к ст.30 Закона РФ от дата № лишь с целью указать, что [СКРЫТО] С.К. является вдовой военнослужащего, умершего вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 Закона №.
Возраст 50 лет для женщин установлен для тех категорий граждан, которым пенсия по случаю потери кормильца назначается впервые и только по одному основанию и по линии одного ведомства. Обратное означало бы неверное толкование ст.7 Закона РФ от дата №.
Следовательно, в рамках такого правового регулирования право на одновременное получение двух пенсий может быть реализовано супругами военнослужащих, погибших вследствие причин, перечисленных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона, вне зависимости от возраста.
Более того, в статье 7 Закона РФ от дата № сказано буквально следующее: «им могут устанавливаться пенсия по случаю потери кормильца, предусмотренная статьей 30 настоящего Закона».
То есть, исходя из буквального толкования ст.7 Закона РФ от дата № законодатель не указал, что пенсия назначается в порядке и на условиях и с учетом возраста, предусмотренного ст.30 Закона РФ от дата №. Доводов, опровергающих процитированное положение ст.7 Закона РФ от дата № – ответчиком не представлено.
В статье 29 Закона РФ от дата № содержится основополагающее положение, согласно которому независимо от нахождения на иждивении кормильца пенсия назначается: нетрудоспособным детям; нетрудоспособным родителям и супругу, если они после смерти кормильца утратили источник средств к существованию; нетрудоспособным родителям и супругам лиц, умерших вследствие причин, указанных в пункте "а" статьи 21 настоящего Закона; супругу, одному из родителей или другому члену семьи, указанным в пункте "в" настоящей статьи.
Нетрудоспособным членам семьи считается, в том числе супруга, если она достигла возраста - 55 лет, либо являются инвалидом.
[СКРЫТО] С.К. является инвалидом второй группы вследствие военной травмы и на неё распространяются нормы ст.29 Закона РФ от дата №, которая является специальной нормой, по отношению к статье 30 Закона РФ от дата, которая содержит общие правила.
Соответствующие гарантии, предусмотренные для нетрудоспособных граждан, специально определяющих их статус, как инвалидов и имеющих приоритет (в качестве lex specialis) перед нормами, регулирующими какие-либо общие правила. Следовательно, нормы отраслевого законодательства, носящие общий характер, не могут применяться в отношении инвалидов без учета особенностей его правового положения, в том числе вытекающих из предписаний статьи 29 Конституции Российской Федерации.
В соответствии с общими принципами права в случае коллизии норм, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы закона, принятого по времени позднее, при условии, что в нем не установлено иное. Кроме того, при конкуренции специального и общего законов, регулирующих одни и те же общественные отношения, применению подлежат нормы специального закона (см.например: Определение Конституционного Суда РФ от дата №-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Алейского городского суда <адрес> о проверке конституционности абзаца третьего пункта 12 статьи 7 Закона РСФСР "О государственной налоговой службе РСФСР").
Таким образом, исходя из смысла Закона РФ от дата №, снижая возрастной порог при назначении пенсии для определенной категории лиц, законодатель не ставил возможность получения пенсии по случаю потери кормильца лицами нетрудоспособными в зависимость от их возраста, так как они изначально нетрудоспособны и нет необходимости определять момент назначения пенсии с моментом их выхода на пенсию или достижения требуемого военным [СКРЫТО] <адрес> возраста.
Исходя из вышеизложенного, суд считает необходимым требование обязать военный [СКРЫТО] <адрес> назначить пенсию по случаю потери кормильца с момента подачи заявления ответчику со всеми необходимыми документами удовлетворить.
Однако требование [СКРЫТО] С.К. взыскать с военного [СКРЫТО] <адрес> сумму пенсии за 12 месяцев в размере 143761 руб. 56 коп. суд считает не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям:
Пенсионное обеспечение граждан, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов либо военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны страны и безопасности государства, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, прокурорских работников, сотрудников таможенных органов Российской Федерации, сотрудников налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы производится в настоящее время на основании специальных законов - Федерального закона от дата "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которые устанавливают виды пенсий, условия, определяющие право на их получение, размеры пенсий, правила назначения и выплаты и предусматривают, что финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Положениями ст. 51 Закона N 4468-1 предусмотрено, что лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, и члены их семей (кроме указанных в части второй статьи 2) с заявлениями о назначении пенсий обращаются в пенсионные органы Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Заявления о назначении пенсий представляются в пенсионные органы (органы социальной защиты населения) вместе с соответствующими документами, необходимыми для решения данного вопроса.
Законодатель установил в Законе N 4468-1 порядок назначения и выплаты пенсии по случаю потери кормильца. В соответствии со ст. 54 данного Закона днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления с приложенными необходимыми документами, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. Поэтому без надлежащего обращения лица, претендующего на назначение пенсии по случаю потери кормильца, с соответствующими документами назначение пенсии не может быть осуществлено.
Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии, обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременному обращению за перерасчетом пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 426-О и от дата N 159-О).
Истицей не представлено доказательств обращения со всеми необходимыми документами за назначением пенсии по случаю потери кормильца.
В военный [СКРЫТО] <адрес> дата поступило заявление (без приложения всех необходимых документов) с просьбой назначить пенсию по случаю потери кормильца на льготных основаниях. Ответом от дата истице было разъяснено, что оснований для назначения пенсии по случаю потери кормильца на льготных основаниях не имеется. Разъяснено также, что согласно ст.29 Закона РФ от дата №, ей может быть назначена пенсия по случаю потери кормильца в размере 11980 рублей 13 копеек только в случае, если выплата пенсии по линии МВД РФ будет прекращена.
Фактического обращения за назначением пенсии по случаю потери кормильца на льготных основаниях через отдел военного [СКРЫТО] <адрес> с приложением всех необходимых документов, а не только заявления, не было. Иное истцом не доказано.
Таким образом, закон связывает возникновение у гражданина права на пенсию как с наличием объективных обстоятельств, связанных с достижением определенного возраста, наличием выслуги лет, состоянием здоровья, обязательным наличием личного дела, так и с личным заявлением этого гражданина о назначении пенсии, которое поступает в военный [СКРЫТО] субъекта РФ.
В силу ст. 54 Закона РФ от дата N 4468-1 днем обращения за назначением пенсии считается день подачи в соответствующий пенсионный орган заявления о назначении пенсии со всеми необходимыми документами, а при пересылке заявления и документов по почте - дата их отправления.
В случаях, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые для решения данного вопроса документы, заявителю разъясняется, какие документы он должен представить дополнительно. При представлении им этих документов до истечения трех месяцев со дня получения указанного разъяснения днем обращения за пенсией считается день подачи заявления или дата отправления документов по почте, указанные в части первой настоящей статьи.
Аналогичная позиция высказана и в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от дата №-В06-1.
Возложение на граждан обязанности обратиться с заявлением о назначении пенсии, обеспечивает им возможность реализации субъективных пенсионных прав по собственному свободному волеизъявлению и способствует своевременному обращению за перерасчетом пенсии (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 426-О и от дата N 159-О).
При несвоевременном обращении пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней (ч. 2 ст. 53 Закона).
В суд [СКРЫТО] С.К. не представлено доказательств того, что она обращалась в военный [СКРЫТО] <адрес> с заявлением и всеми необходимыми документами для назначения пенсии по случаю потери кормильца.
Подача лишь одного заявления от дата, на который военным [СКРЫТО] <адрес> дан ответ от дата (исх.№ДВ-89685/9/6743, не является достаточным основанием для назначения пенсии, так как в ст. 51 Закона РФ от дата № закреплено правило, согласно которому вместе с заявлением подаются все необходимые документы.
Исходя из буквального толкования ч.2 ст.53 Закона РФ от дата №, последствия для доплаты суммы пенсии за 12 месяцев наступают при наличии нескольких условий:
- несвоевременность обращения (сторонами доказательств несвоевременности обращения истца суду не представлено);
- должен быть установлен день возникновения права;
- подача заявления со всеми необходимыми документами.
Судом установлено, что ни одно условий для выплаты суммы пенсии по правилам ч.2 ст.53 Закона РФ от дата № не выполнено.
Более того, право на получение льготной пенсии по случаю потери кормильца, регламентированную ст.30 Закона РФ от дата, установлено настоящим решением и может быть реализовано в случае вступления его в законную силу по правилам, предусмотренным Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Исходя из вышеизложенного, суд не усматривает оснований для взыскания суммы пенсии за 12 месяцев в размере 143761 руб. 56 коп..
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л
Исковое заявление [СКРЫТО] С. К. к военному [СКРЫТО] <адрес> удовлетворить частично.
Обязать военный [СКРЫТО] <адрес> назначить льготную пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную ст.30 Закона РФ от дата № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" - с момента подачи заявления ответчику со всеми необходимыми документами.
В удовлетворении требования о взыскании с военного [СКРЫТО] <адрес> суммы пенсии за 12 месяцев в размере 143761 (сто сорок три тысячи семьсот шестьдесят один) рубль 56 (пятьдесят шесть) копеек – отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в краевой суд через суд, вынесший решение.
Судья Л.А.Шевелев
<данные изъяты>