Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 02.07.2014 |
Дата решения | 06.10.2014 |
Категория дела | Связанные с приватизацией жилой площади |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | f175dd5e-1079-3c2d-9a7f-42bbd5ac8115 |
№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
06 октября 2014 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Такушиновой О.М.,
при секретаре Романько А.Г.,
с участием: третьего лица [СКРЫТО] П.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних [СКРЫТО] Валерии Павловны и [СКРЫТО] Софии Павловны о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних [СКРЫТО] Валерии Павловны дата года рождения и [СКРЫТО] Софии Павловны дата рождения обратилась в суд с иском к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации, в котором просила признать договор от 18.10.2011 года № 381 недействительным и закрепить за ней и ее несовершеннолетними детьми право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма, признать за ней и ее несовершеннолетними детьми права на 1/3 долю каждому в праве общей долевой собственности в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства истец в порядке ст. 39 ГПК РФ заявила об уточнении исковых требований с изменением предмета иска.
Определением Промышленного районного суда г. Ставрополя от 25.08.20414 года исковые требования [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних [СКРЫТО] Валерии Павловны и [СКРЫТО] Софии Павловны о признании за ней и ее несовершеннолетними детьми право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
В обоснование исковых требований указано, что 18.10.2011 года супругу истца [СКРЫТО] Павлу Юрьевичу была распределена на состав семьи из трех человек двухкомнатная квартира <адрес>.
18.10.2011 года между ФГУ «Южное региональное управление», действовавшем от имени собственника жилого помещения - Министерства [СКРЫТО] РФ, и [СКРЫТО] П.Ю. заключен договор найма служебного жилого помещения № 381.
В качестве членов семьи в данный договор включен [СКРЫТО] П.Ю., истец и несовершеннолетняя дочь [СКРЫТО] В.П., дата года рождения. После заключения данного договора найма, они вселились в данное жилое помещение, зарегистрированы и проживают в нем постоянно.
дата родился второй ребенок [СКРЫТО] София Павловна, которая также проживает и зарегистрирована совместно с истцом по вышеуказанному адресу.
Согласно данных учета Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество - квартиру № 32 по ул. Ленина, 328 г. Ставрополя не имеется, а стало быть, ответчик [СКРЫТО] [СКРЫТО], предоставляя им данное жилое помещение на условиях найма служебного жилого помещения, не зарегистрировал надлежащим образом не только право собственности или право оперативного управления на данное жилое помещение, но помимо всего прочего данное жилое помещение не имеет правового режима служебного жилого помещения.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 92 Жилищного кодекса РФ п. 15 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду утв. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 "Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений" в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого " помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.. Включение жилого помещения в специализированный жилой фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным и муниципальным жилищным фондом, Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 года № 42. Специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые представляются по договорам безвозмездного пользования.
Из изложенного следует, что после принятия решения о включении жилой площади в число служебных данное жилое помещение должно быть зарегистрировано в качестве такого в органах государственной регистрации недвижимости (ст. 8.1, ст. 131 ГК РФ, ст. 18 ЖК РФ, ст. 2, ст. 4 ФЗ от 21.07.1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).
Однако, решения об отнесении квартиры № 32 по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 328 к специализированному жилому фонду не принималось, соответственно государственная регистрация такого решения не осуществлялась, факт предоставления специализированного жилого помещения на основании решения собственника такого помещения (действующих от его имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, отсутствует.
Согласно сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее ЕГРП) спорное жилое помещение не отнесено установленным законом порядке к специализированному жилищному фонду, а решения о включении спорного жилого помещения в специализированный жилищный фонд не принималось.
Из разъяснения, содержащегося в п. 36 Постановления Пленума ВС РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», следует, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
В пункте 2 договора от 18.10.2011 года № 381 в обоснование нахождения спорного жилого помещения по адресу: <адрес> в государственной собственности и закреплении его за Минобороны России отсутствуют сведения о правоустанавливающих документах, а именно, какие-либо данные о свидетельстве о государственной регистрации права.
В связи с чем, [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ, заключая указанный договор, вышло за рамки правоспособности, что в соответствии с требованиями ст. 167 ГК РФ является основанием для признания его недействительным, так как тем самым нарушаются права и интересы истца и членов ее семьи.
Таким образом, спорная квартира № 32 по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 328 не является служебным жилым помещением, и в отношении данного жилого помещения не соблюден порядок отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду.
Истец, и ее несовершеннолетние дети проживают в спорной квартире № 32 по ул. Ленина, 328, г Ставрополя на законных основаниях с момента вселения и до настоящего времени, и приобрели право пользования квартирой № 32 по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 328 г. Ставрополя на условиях договора социального найма, так как зарегистрированы на постоянной основе в данном жилом помещении, что подтверждается сведениями о регистрации в паспорте и свидетельствами о регистрации по месту жительства, постоянно проживают по указанному месту жительства, не утратили право пользования им, несут бремя расходов по содержанию имущества и оплате коммунальных услуг, содержанию мест общего пользования, эксплуатации дома, его инженерных сетей и оборудования, придомовой территории, в том числе и санитарного состояния, своевременно производят текущий ремонт жилого помещения (ст. 39 ЖК РФ), исполняя обязанности нанимателя по договору социального найма, в связи с чем считает, что у истца и членов ее семьи возникли правоотношения по пользованию жилым помещением на постоянной основе и фактически при таких обстоятельствах жилое помещение предоставлено им именно на условиях социального найма.
В соответствии с п. 1 ст. 672 ГК РФ в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма. В соответствии со ст. 62 ЖК РФ, спорное жилое помещение может быть предметом договора социального найма жилого помещения.
В силу ст. 69 ЖК РФ истец и несовершеннолетние дети, являются членами семьи нанимателя [СКРЫТО] П.Ю., имеют равные с ним права в соответствии с ч. 2 ст. 69 ЖК РФ. Таким образом, в соответствии со ст. 67 ЖК РФ, истец и дети фактически осуществляют свои обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма, другого жилья не имеют, что подтверждается соответствующими выписками из ЕГРП, в связи с чем, помимо прочего согласно ст. 51 ЖК РФ у них имеются также основания признания нуждающимися в предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Указание в договоре найма № 381 от 18.10.2011 года условия о статусе спорного жилого помещения как служебное не может быть принято во внимание по вышеуказанным истцом обстоятельствам.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним спорная квартира зарегистрирована как жилое помещение, то есть также без статуса «служебного».
Несвоевременное отнесение [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ спорного жилого помещения к специализированному жилищному фонду не может являться условием краткосрочности возникшего жилищного правоотношения, а значит ограничивает их конституционные права.
Согласно выпискам из ЕГРП из Управления Федеральной службы кадастра и картографии в Едином реестре прав па недвижимое имущество и сделок с ним, записи о регистрации прав на недвижимое имущество [СКРЫТО] М.В., [СКРЫТО] В.П., [СКРЫТО] С.П. и [СКРЫТО] П.Ю. отсутствуют.
Учитывая то обстоятельство, что в настоящее время предъявить требования о заключении с ними договора социального найма на занимаемое жилое помещение нет объективной возможности, поскольку исходя из сведений Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ не зарегистрировало права на спорное жилое помещение, в связи с тем, не обладает правоспособностью на заключение договора социального найма на спорное жилое помещение, истец вынуждена обратиться в суд с иском о признании за ними жилищных прав.
Просит суд признать за ней и ее несовершеннолетними детьми право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.
Истец [СКРЫТО] М.В., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних [СКРЫТО] В.П., [СКРЫТО] С.П., в судебное заседание не явилась, судом извещена надлежащим образом, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Представитель ответчика Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени судебного заседания в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие ответчика либо об отложении судебного заседания в суд заявлений не поступало. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствие со ст. 167 ГПК РФ с учетом представленных письменных возражений.
В судебном заседании третье лицо Чигиле йчик П.Ю. поддержал заявленные [СКРЫТО] М.В. исковые требования по основаниям, изложенным в письменном виде, пояснил, что они не преследуют корыстные цели, квартира в ипотеку не оформлена, и они опасаются, что их выселят, в связи с чем и необходимо оформить правоотношения на условиях социального найма. Просил иск удовлетворить.
Представитель третьего лица ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, будучи извещенным надлежащим образом о дате и времени судебного заседания в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки суду не сообщил, о рассмотрении дела в отсутствие ответчика либо об отложении судебного заседания в суд заявлений не поступало. При таких обстоятельствах, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика в соответствие со ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав третье лицо, изучив письменные материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства по делу и оценив представленные сторонами доказательства, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Согласно ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности в частности: 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
По смыслу ст. 59 и п. "т" ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе, как общего, так и специального законодательства и по специальным правилам.
В силу ч. 3 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на жилищный фонд социального использования, специализированный жилищный фонд, индивидуальный жилищный фонд, жилищный фонд коммерческого использования.
Служебные жилые помещения относятся к специализированному жилищному фонду (п. 1 ч. 1, ч. 2 ст. 92 ЖК РФ).
Служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления (ст. 93 ЖК РФ).
По договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
В силу п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года №76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (с изменениями и дополнениями) государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 08.05.2006 г. N 66-ФЗ).
Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 года № 487 утверждено Положение об условиях и порядке заключения жилищного договора между военнослужащими и [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба.
Жилищный договор заключается между [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, в лице командиров (начальников) воинских частей и военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, а также офицерами, призванными на военную службу в соответствии с указом Президента РФ (далее - военнослужащие), в целях обеспечения их служебными жилыми помещениями. Военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей служебные жилые помещения предоставляются по нормам и в порядке, которые предусмотрены законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь. Жилищный договор заключается на срок действия контракта о прохождении военной службы военнослужащими, для офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ, - до окончания военной службы по призыву (п. п. 3, 4 Положения).
Согласно ст. 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращение гражданских прав и обязанностей. Договор считается заключенным лишь после достижения сторонами соглашения по всем существенным условиям договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ).
Условия любого гражданско-правового договора должны всегда соответствовать принципам гражданско-правового регулирования (п. 2 ст. 1 ГК РФ). Автономия воли и свобода договоров проявляются, прежде всего, в том, что при заключении договора граждане свободны в своем выборе - вступать им или нет в договорные отношения.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы.
Согласно ч. 1 ст. 102 ЖК РФ договор найма специализированного жилого помещения прекращается в связи с утратой (разрушением) такого жилого помещения или по иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 1053 от 29.12.2008 года "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находившимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. В отношении такого имущества именно [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ вправе принимать решения о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 18.10.2011 года между ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации, в лице начальника управления Колычева М.А., действующего на основании доверенности, выданной ФГУ «Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ от 10.01.2011 года №11, действующим от имени собственника жилого помещения – Министерства [СКРЫТО] РФ (Наймодатель) на основании и [СКРЫТО] Павлом Юрьевичем (Наниматель) заключен договор найма служебного жилого помещения № 381.
Как следует из данного договора, на основании списка военнослужащих, подлежащих обеспечению служебными жилыми помещениями, принятых на учет, Наймодатель передал Нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности и закрепленной за [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ, состоящее из двух комнатной квартиры, общей площадью 57,1 кв.м., расположенное по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 328 кв. 32, для временного проживания в нем (п.1).
Согласно п. 2 договора, жилое помещение предоставляется в связи с прохождением службы в Ставропольском гарнизоне.
Договор заключен на время прохождения [СКРЫТО] П.Ю. службы в Ставропольском гарнизоне (п.5).
Совместно с нанимателем в жилое помещение вселены члены его семьи: [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] – жена, дата, [СКРЫТО] Валерия Павловна – дочь, дата года рождения (п. 4).
Истец заявляя требование о признании право пользования спорной квартирой на условиях социального найма, обосновала свои требования тем, что согласно данных учета Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ставропольскому краю сведений о зарегистрированных правах на недвижимое имущество - квартиру № 32 по ул. Ленина, 328 г. Ставрополя не имеется, а стало быть, ответчик [СКРЫТО] [СКРЫТО], предоставляя им данное жилое помещение на условиях найма служебного жилого помещения, не зарегистрировал надлежащим образом не только право собственности или право оперативного управления на данное жилое помещение, но помимо всего прочего данное жилое помещение не имеет правового режима служебного жилого помещения.
Суд полагает доводы истца несостоятельными в виду неправильного толкования истцом норм материального права и несоответствия их установленным судом обстоятельствам.
В судебном заседании установлено, что квартира № 32, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, д. 328 предоставлена ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения»МО РФ [СКРЫТО] П.Ю. по месту прохождения военной службы на основании подписанного 18.10.2011 года сторонами договора № 381 с условием предоставления служебного (специализированного) жилого помещения для временного проживания в нем на период прохождения службы в Ставропольском гарнизоне.
Спорное жилое помещение имеет статус служебного жилья и именно [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ полномочно принимать решение о включении жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также об исключении жилых помещений из указанного фонда.
Заключая договор найма служебного жилого помещения от 18.10.2011 года № 381 [СКРЫТО] П.Ю. был осведомлен о статусе данного жилого помещения и о том, что квартира предоставляется в связи с прохождением военной службы в Ставропольском гарнизоне, что не противоречит положению п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 года № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Судом установлено, что при заключении договора найма служебного жилого помещения, нарушений требований законодательства допущено не было. Договор был заключен в соответствии с требованиями, предъявляемым к таким сделкам действующим законодательством, определен объект недвижимости, подлежащий передаче в пользование. Основанием для заключения договора найма служебного жилого помещения послужила необходимость обеспечения служебным помещением военнослужащего Ставропольского гарнизона [СКРЫТО] П.Ю., состоящего в списках военнослужащих, принятых на учет.
Таким образом, между ФГУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства [СКРЫТО] Российской Федерации и третьим лицом по настоящему делу [СКРЫТО] П. Ю. сложились договорные правоотношения, которые заключались в подписании договора найма служебного жилого помещение № 381 от 18.10.2011 года и исполнении его условий.
Факт предоставления третьему лицу [СКРЫТО] П.Ю. и членам его семьи спорного жилого помещения как служебного на период прохождения им военной службы не оспорен в ходе судебного разбирательства. Следовательно, то обстоятельство, что военнослужащему [СКРЫТО] П.Ю., имеющему право на обеспечение служебным жильем МО РФ, была передана для временного проживания служебная квартира, нашло свое подтверждение в судебном заседании.
Судом установлено, что после заключения данного договора найма, [СКРЫТО] П.Ю. и члены его семьи – истец [СКРЫТО] М.В. (свидетельство о заключении брака №) и несовершеннолетняя дочь [СКРЫТО] В.П. (свидетельство о рождении №) вселились в жилое помещение.
дата у супругов родился второй ребенок - [СКРЫТО] София Павловна (свидетельство о рождении №).
В судебном заседании установлено, что истец и ее несовершеннолетние дочери постоянно проживаю и зарегистрированы по месту жительства: г. Ставрополь, ул. Ленина 328 кв. 32, что подтверждается сведениями в паспорте истца и свидетельствами о регистрации по месту жительства детей №.
Третье лицо [СКРЫТО] П.Ю. зарегистрирован по адресу: г. Ставрополь, ул. Лермонтова, 187 (с 15.08.2009 года).
Согласно справке № 948 от 30.06.2014 по состоянию на 01.06.2014 года по данным филиалам «ставропольский» ОАО «Славянка», задолженности по оплате за жилье и коммунальные услуги [СКРЫТО] П.Ю. не имеет.
В то же время, доводы истца о том, что ими своевременно производится за свой счет текущей ремонт жилого помещения, оплата жилищных, коммунальных и иных услуг за пользование жилым помещением, содержанию мест общего пользования, эксплуатации ремонту дома, его инженерных сетей и оборудования, придомовой территории, в том числе и санитарного состояния, что, по сути, свидетельствует о том, что у нее и членов ее семьи возникли правоотношения по пользованию жилым помещением на постоянной основе и фактически жилое помещение предоставлено им на условиях договора социального найма, суд не принимает во внимание ввиду следующего.
Согласно разъяснению, содержащемуся в п. 41 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, за исключением служебного жилого помещения, имеют равные с нанимателем права и обязанности по договору. Члены семьи нанимателя служебного жилого помещения в соответствии с частью 5 статьи 100 и частями 2 - 4 статьи 31 ЖК РФ имеют равное с нанимателем право пользования жилым помещением, если иное не установлено соглашением между ними. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (часть 4 статьи 31 ЖК РФ).
Таким образом, исходя из норм материального права, регулирующих данные правоотношения, члены семьи лица, получившего служебное жилое помещение, не приобретают самостоятельного права пользования этим помещением, их права производны от права лица, которому предоставлено служебное помещение. При этом прекращение семейных отношений с нанимателем служебного жилого помещения в силу части 4 статьи 31 ЖК РФ является основанием для прекращения права пользования указанным жилым помещением у бывшего члена семьи нанимателя.
Согласно п. 7 договора найма служебного жилого помещения №381 от 18.10.2011 года наниматель обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, установленных ЖК РФ, обеспечивать правила пользования жилым помещением, производить текущий ремонт, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги…
[СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ решения об исключении спорного жилого помещения из числа служебных не принимало, а следовательно жилое помещение – <адрес> статус служебного не утратило. В настоящее время спорное жилое помещение в муниципальную собственность не передано, что подтверждается отсутствием сведений о передаче спорного жилого помещения [СКРЫТО] [СКРЫТО] РФ в муниципальную собственность г. Ставрополя.
В отсутствие сведений о передаче квартиры в муниципальную собственность, в связи с чем в силу п. 2 ст. 102 ЖК РФ квартира утратила бы статус служебной, и к ней мог бы применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, доводы истца являются несостоятельными.
Доказательств, подтверждающих то, что спорная квартира предоставлялась [СКРЫТО] П.Ю. на состав семьи на общих основаниях, как нуждающемуся в жилье, что данная квартира на тот момент не имела статуса служебного жилого помещения, истцом в соответствие с требованиями ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] П. Ю. - наниматель спорного служебного жилого помещение, по настоящее проходит военную службу по прежнему месту – Ставропольский гарнизон, следовательно, договор является действующим.
Таким образом, исполнение истцом обязательств, установленных п. 7 договора регламентировано жилищным законодательством и условиями договора и не свидетельствует о предоставлении им жилого помещения на условиях договора социального найма.
Согласно данным технического и кадастрового паспортов объекта недвижимости, спорная квартира № 32 имеет общую площадь 57, 1 кв.м. и является двухкомнатной.
Как следует из уведомлений Управления Росреестра по Ставропольскому краю в Едином государственном реестре прав она недвижимое имущество и сделок с ним сведения о правах на недвижимое имущество на [СКРЫТО] П.Ю., дата года рождения, [СКРЫТО] М.В., дата года рождения, [СКРЫТО] В.П., дата года рождения, [СКРЫТО] С.П., дата года рождения, отсутствуют.
В то же время, согласно представленного суду ответа военного прокурора гарнизона Сипатого П.А. (исх.4471 от 19.09.2014 года) помощник военного прокурора Ставропольского гарнизона [СКРЫТО] П.Ю. в соответствие с требованиями Федерального закона от 20.08.2004 года №117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» является участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, регистрационный номер 0901060100001056620, дата включения в реестр 07.12.2011 года. Право на приобретение жилого помещения за счет целевого жилищного займа в соответствие со ст.14 Закона [СКРЫТО] П.Ю. реализовано.
Следовательно, [СКРЫТО] П. Ю. и члены его семьи обеспечены жилым помещением в соответствии с требованиями ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Доводы истца о том, что квартира не является служебной ввиду отсутствия регистрации в ЕГРП суд не принимает во внимание ввиду следующего.
Согласно уведомления Управления Росреестра по Ставропольскому краю №01/016/2014-936 от 05.09.2014 года в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество им сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на объект недвижимости - квартира, расположенная по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина 328, кв. 32 - отсутствуют.
Суду представлены сведения ГУП СК «Бюро кадастровых инженеров Ставропольского края» (исх. №04-651 от 30.09.2014 года) о том, что инвентаризация многоквартирного жилого лома по адресу: г. Ставрополь, уцл. Ленина, 328 ГУП СК «Крайтехинвентаризация» не проводилась, сведениями о принадлежности квартиры 32 по указанному адресу не располагают.
Согласно п. 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.10.1997 года № 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Неисполнение требований данного постановления влечет ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также должностных лиц БТИ.
Вместе с тем, нормативный акт не содержит положений о том, что в случае отсутствия государственного учета жилое помещение не может считаться служебным жилым помещением.
В отношении государственной регистрации прав Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривает, что права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Поскольку нормами действующего законодательства, в том числе регулирующими вопросы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, момент возникновения статуса помещения, находящегося в собственности, и права на его использование не ставится в зависимость от акта государственной регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество.
Более того, в Правилах отнесения помещения к специализированному жилищному фонду, утв. Постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 года № 42, не содержится указание на необходимость направления в управление Росреестра копии решения органа именно для совершения государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, суд считает, что в судебном заседании нашел свое подтверждение тот факт, что спорное жилое помещение признано в установленном законом порядке служебным, в качестве такового передано в пользование [СКРЫТО] П.Ю., решение об его исключении из категории служебного надлежащим органом не принималось.
Спорная квартира [СКРЫТО] П.Ю. предоставлялась как служебная, договор найма служебного жилого помещения от 18.10.2011 года № 381, истцами не оспорен и не изменен. Доказательств того, что в настоящее время спорное жилое помещение утратило статус служебного жилья, не представлено. Собственником решение об исключении данного жилого помещения из числа служебного не принималось.
Таким образом, спорное помещение не относится к помещениям, которые в силу ст. 49 ЖК РФ предоставляются по договору социального найма.
Тот факт, что в представленной выписке из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним статус спорной квартиры в качестве "служебной" не зарегистрирован не может служить основанием для исключения помещения из числа служебных и признания данного жилого помещения предоставленного по договору социального найма.
Более того, судом установлено, что [СКРЫТО] М.В. и члены его семьи не состоят на учете, а также не признаны в соответствии со ст. 51 ЖК РФ нуждающимися в предоставлении им жилого помещения по договору социального найма.
Исходя из вышеприведенных норм права и установленных судом обстоятельств, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних [СКРЫТО] Валерии Павловны и [СКРЫТО] Софии Павловны к Министерству [СКРЫТО] Российской Федерации о признать за ней и ее несовершеннолетними детьми право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма – отказать.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10 октября 2014 года.
Судья подпись О.М. Такушинова
Копия верна:
Судья О.М. Такушинова