Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 11.10.2017 |
Дата решения | 19.12.2017 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Сподынюк Лилия Вячеславовна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 079d8de2-cac1-3f67-89b7-9160387d4cba |
Дело №
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 декабря 2017 года <адрес>
Промышленный [СКРЫТО] суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Сподынюк Л.В.,
при секретаре Кушнаревой Т.М.,
с участием:
истца - помощника прокурора <адрес> Тихонюк Е.Ю., в интересах неопределенного круга лиц,
представителя Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> по доверенности – Чёкина К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора <адрес> Докуто Е.Е. в интересах неопределенного круга лиц к ИП Сарыеву Абузару М. О. об обеспечении доступа для инвалидов-колясочников,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> Докуто Е.Е. обратился в суд с иском, в последствии уточненным, в интересах неопределенного круга лиц к ИП Сарыеву Абузару М. О. об обеспечении доступа для инвалидов-колясочников.
В обоснование заявленных исковых требований, указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению Министерства труда и социальной защиты населения <адрес> о нарушениях требований законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации в части обеспечения беспрепятственного доступа маломобильных групп населения к зданиям и сооружениям на территории [СКРЫТО].
В ходе проверки установлено, что в помещении магазина «<адрес>» расположенное по адресу <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>, дверь на входном узле здания, размеры тамбура не соответствуют требованиям свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная» редакция СНиП 35-01-2001» порог двери имеет перепад высот, превышающий предельно допустимый уровень, на подходных путях, входном узле, на путях движения внутри здания отсутствует информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, а также таблички и знаки, выполненные шрифтом Брайля.
Указанное является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав последних, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Несоблюдение и невыполнение требований по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального назначения затрагивает интересы неопределенного круга маломобильных групп населения. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения необходимо для того, чтобы обеспечить им право на достойную жизнь и свободное развитие.
Согласно ст. 2 Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
В силу ст. 2 Федерального закона от дата № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов – система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от дата №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Необходимость установления такого требования вытекает также из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 2, 24 и 48) и Федерального закона от дата № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», вступающего в силу в полном объеме с дата (статьи 3, 8, 12, 15, 30). Конкретные параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.З ст.2 Градостроительного кодекса РФ).
Таким образом, требования о необходимости создания условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры носят императивный характер и не содержат каких-либо исключений конструктивных особенностей зданий.
Необеспечение доступности указанного объекта для инвалидов является грубым нарушением законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Просит суд обязать ИП Сарыева Абузара М. О. в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение магазина «<адрес>», расположенного по адресу <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>, а именно:
-дверь заменить на двухстворчатую с шириной одной створки не менее 0,9 м;
-при замене двери предусмотреть перепад высот не более 0,014 (1,4) см);
- предусмотреть размеры тамбура: глубина 2,45 м, ширина не менее 1,6 м;
- на подходных путях к объекту, входном узле здания и внутри помещения установить информационные таблички, выполненные шрифтом Брайля, и тактильные наземные направляющие и предупреждающие элементы.
Помощник прокурора <адрес> Тихонюк Е.Ю., действующая в интересах инвалидов и других маломобильных групп населения, в судебном заседании иск поддержала, просила требования удовлетворить.
С учетом мнения сторон суд считает возможным рассмотреть дело порядке заочного производства.
Представитель третьего лица Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> по доверенности Чёкин К.А. просил вынести решение с действующим законодательством.
Ответчик ИП Сарыева Абузара М. О.. в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.
Суд, выслушав объяснения помощника прокурора <адрес> Тихонюк Е.Ю., представителя третьего лица Комитета труда и социальной защиты населения администрации <адрес> - Чёкина К.А, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, приходит к следующему.
В силу ст. 35 ФЗ «О прокуратуре» прокурор в соответствии с процессуальным законодательном Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В соответствии со ст. 17 Конституции Российской Федерации, Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст. 2 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу ст. 9 указанного Федерального закона реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Как установлено в судебном заседании прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения требовании закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации». В ходе проверки установлено, что в помещении магазина «<адрес>» расположенное по адресу <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>, дверь на входном узле здания, размеры тамбура не соответствуют требованиям свода правил 59.13330.2012 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная» редакция СНиП 35-01-2001» порог двери имеет перепад высот, превышающий предельно допустимый уровень, на подходных путях, входном узле, на путях движения внутри здания отсутствует информационное обеспечение, в том числе напольные тактильные направляющие и предупредительные элементы, а также таблички и знаки, выполненные шрифтом Брайля.
Данные обстоятельства подтверждаются актом осмотра объекта социальной инфраструктуры от дата года
Целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностями в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерацией, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международных правил международными договорами Российской Федерации.
Статья 15 Федерального Закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от дата № 181-ФЗ (в редакции от дата) предусматривает, что организации независимо от организационно - правовых форм создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к местам социальной инфраструктуры.
Статьей 12 Федерального закона «Технический регламент безопасности зданий и сооружений» установлено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Суд ситает, что нарушены требования ст. 15 Федерального закона «О социальной защите инвалидов Российской Федерации», согласно которым организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), что в свою очередь влечёт нарушение законных прав и интересов граждан-инвалидов. Отсутствие двусторонних поручней, несоответствующий требованиям правил 59.13330.2012 угол наклона пандуса, отсутствие тамбура, требуемых законом размеров, табличек, выполненных шрифтом Брайля на подходных путях к объекту, входном узле здания и внутри помещения препятствует пользованию инвалидами спорным объектом.
В соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Согласно ч. 1 ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем считает необходимым возложить обязанность на ответчика устранить имеющиеся нарушения, создать условия инвалидам и гражданам других маломобильных групп населения для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры со дня вступления в законную силу решения суда, провести в полном объеме мероприятия, указанные в решении суда.
Руководствуясь ст.ст. 2, 9, 15 Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> Докуто Е.Е. в интересах неопределенного круга лиц к ИП Сарыеву Абузару М. О. об обеспечении доступа для инвалидов-колясочников удовлетворить.
Обязать ИП Сарыева Абузара М. О. в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить доступностью для инвалидов-колясочников и других маломобильных групп населения помещение магазина «<адрес>», расположенного по адресу <адрес>, ул. 50 лет ВЛКСМ, <адрес>, а именно:
-дверь заменить на двухстворчатую с шириной одной створки не менее 0,9 м;
-при замене двери предусмотреть перепад высот не более 0,014 (1,4) см);
- предусмотреть размеры тамбура: глубина 2,45 м, ширина не менее 1,6 м;
- на подходных путях к объекту, входном узле здания и внутри помещения установить информационные таблички, выполненные шрифтом Брайля, и тактильные наземные направляющие и предупреждающие элементы.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>вой суд течение месяца, а стороной, не присутствовавшей в судебном заседании в течение 7 дней со дня получения копии решения в [СКРЫТО] суд, вынесший решение.
Судья Л.В.Сподынюк