Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 15.06.2015 |
Дата решения | 28.07.2015 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО |
Судебное решение | Есть |
ID | bb78609a-c634-3fcc-9c17-8b881bf6bad1 |
Дело № 2- 5818/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
28 июля 2015 года г.Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Пшеничной Ж.А.,
при секретаре Карасевой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Чирской О. А. к военному [СКРЫТО] <адрес> о выплате недополученной пенсии по потери кормильца,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] О. А. обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с указанным исковым заявлением, в котором просит обязать военный [СКРЫТО] <адрес> выплатить недополученную пенсию по потере кормильца в размере <данные изъяты> за период с дата по дата в пользу Чирской О. А.; обязать военный [СКРЫТО] <адрес> производить ежемесячные выплаты в свою пользу с дата в размере <данные изъяты> копеек и в дальнейшем производить с учетом изменения размера базовой части пенсии по старости по Постановлению Правительства Российской Федерации. Просит также взыскать с ответчика расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что истица является матерью погибшего военнослужащего дата Чирского Г. Э. при исполнении служебного долга в <адрес>. Её сын Чирский Г. Э. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики.
В соответствии с п.п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. №5 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам относятся военнослужащие, в том числе направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти РФ и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В разделе 3 Федерального закона от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах»» Перечень государств, городов, территорий о периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации» на лиц принимавших участие в боевых действиях на территориях указанных в разделе 3, распространяется действие ст. 3 и 4 Федерального закона «О ветеранах».
С дата истица получает пенсию по линии Министерства обороны по случаю потери кормильца. Пенсия назначена без добавок и повышений.
Согласно ст.45 Закона РФ от дата № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел Государственной противопожарной службе, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ учреждениях и органов уголовно-исполнительной системы и их семей» предусмотрено повышение пенсии за выслугу лет по инвалидности и по случаю потери кормильца, которые повышаются: участникам Великой Отечественной войны, а также ветеранам из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Государственной противопожарной службе, органов за контролем наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников уголовно-исполнительной системы-100% установленного законодательством РФ минимального размера пенсии по старости указанного в части 1ст.46 настоящего Закона РФ от 12.02.1993 г. №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел вступил в действие с дата (Постановление ВС РФ от 12.02.1993г.4469-1). С введением данного закона ответчик должен был начислить пенсию со всеми причитающимися надбавками, так как [СКРЫТО] О.А. имеет право на более высокую пенсию в соответствии со ст.45 данного закона.
С 01.01.2008 г. вступил в законную силу Федеральный закон от 03.12.2007 г. № 319-ФЗ, который внес изменения в ст.46 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1, согласно которой минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям увеличения и повышения пенсий, предусмотренные данным законом, определяются исходя из расчетного размера пенсии, которые устанавливаются в размере базовой части трудовой пенсии по старости одновременно с увеличением размера базовой части трудовой пенсии по старости (п.6 ст. 17 ФЗ «О трудовых пенсиях»), исходя из этого увеличения.
Размер базовой части трудовой пенсии по старости согласно п.1 ст.14.ФЗ от 12 февраля 1993 года №4468-1.
Сумма пенсии, неполученная пенсионером своевременно по вине лица, назначающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким либо сроком. Истице не производилось повышение пенсии с 17.02.2014 г.
Истица [СКРЫТО] О.А. и ее представитель по доверенности Захарова Г.А., извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представив заявление о рассмотрении искового заявления в свое отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие истицы и ее представителя.
Представитель ответчика – военного [СКРЫТО] Ставропольского края в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, а также ходатайство о проведении судебного заседания в свое отсутствие. Суд считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие ответчика. Согласно письменным возражениям, ответчик требований истицы не признал, считает их незаконными и необоснованными по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Право на пенсию реализуется военнослужащими и членами их семьи - исходя из специфики военной службы и особого правового статуса лиц, ее проходящих, - в рамках государственного пенсионного обеспечения в порядке и на условиях, предусмотренных, как это было указано выше, Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1. Определенные им условия назначения пенсий, порядок их исчисления (в том числе с учетом надбавок к пенсиям, увеличения и повышения пенсий), индексации и выплаты отличаются от условий назначения и порядка исчисления трудовых пенсий. Такое правовое регулирование, учитывающее объективные различия пенсий за выслугу лет и пенсии по случаю потери кормильца, назначаемых на общих основаниях, само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционный принцип равенства (статья 19, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) при реализации гарантированного статьей 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение истицы.
Утверждая, что пенсия по случаю потери кормильца должна быть увеличена и членам семьи, не имеющим статуса ветерана боевых действий, истица фактически ставит вопрос о внесении изменений в действующее пенсионное законодательство.
Разрешение затронутого в исковом заявлении вопроса является прерогативой законодателя, который, учитывая имеющиеся у государства на данном этапе его развития финансовые средства, а также иные факторы, в том числе связанные с необходимостью принятия дополнительных нормативных актов (финансово-обеспеченных), может расширить круг лиц, которые будут иметь право на возмещение расходов на надбавку к пенсии.
Согласно ст.10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
Следовательно, до внесения соответствующих изменений в действующий Закон РФ от 12 февраля 1993 года № 4468-1, оснований для удовлетворения требований не имеется.
Согласно статьи 45 Федерального Закона от 12 февраля 1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" пенсии за выслугу лет, по инвалидности и по случаю потери кормильца, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (в том числе исчисленные в минимальном размере), повышаются:
участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", а также ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Законодателем однозначно ограничен круг субъектов, в отношении которых применяется указанная статья. Пенсии повышаются исключительно самим ветеранам боевых действий, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца, а не членам семьи ветеранов боевых действий.
Погибший Чирский Г.Э. ветераном боевых действий не мог быть признан, так как боевые действия в Чеченской республике, где он проходил службу до гибели, были включены в Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий (приложение к Федеральному закону 5-ФЗ) лишь с 1 января 2004 года, то есть после его гибели. Между тем, согласно ст.28 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» - реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до 1 января 1992 года либо Правительством Российской Федерации. В подтверждением этому – отсутствие в личном деле Чирского Г.Э. информации о выдаче ему при жизни удостоверения ветерана боевых действий (к исковому заявлению такая копия также не приобщена).
Самим ветеранам боевых действий при жизни и при предъявлении удостоверения выплачиваемая пенсия увеличивается на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Следовательно, на указанное увеличение могут претендовать (путем подачи искового заявления) только члены семьи умершего (погибшего) ветерана боевых действий, а не участника боевых действий.
Ответчиком также представлен расчет суммы недополученной пенсии.
Исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям:
Судом установлено, что истица - [СКРЫТО] О. А. является матерью погибшего военнослужащего дата Чирского Г. Э. при исполнении служебного долга в <адрес>. Её сын Чирский Г. Э. принимал участие в боевых действиях на территории Чеченской Республики. Пенсия по случаю потери кормильца ей назначена и выплачивается военным [СКРЫТО] <адрес> с дата.
Пенсия назначена на основании Закона РФ от дата № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей". Однако, сумма пенсии выплачивается без учета повышения, предусмотренного п.п. «г» п.1 ст.45 Закона РФ № 4468-1. В соответствии с указанным пунктом, пенсия по случаю потери кормильца повышается ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 - 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", - на 32 процента расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона. Считаю, что размер моей пенсии также подлежит повышению на 32%, как члену семьи погибшего ветерана боевых действий.
В п.п.1 п.1 ст.3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» - к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
В п.3 цитируемой статьи сказано, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к настоящему Федеральному закону. Изменения в указанный перечень вносятся федеральным законом.
Федеральным законом от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ (ред. от 22.08.2004) перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации дополнен пунктом следующего содержания:
"Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года".
Судом установлено, что сын Чирский Г. Э. был направлен дата в командировку в <адрес> Республики для выполнения специального задания по защите конституционных прав граждан в зоне вооруженного конфликта.
Следовательно, сын истицы на момент гибели имел статус ветерана боевых действий, как военнослужащий, принимавший участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (в данном случае на территории Чеченской Республики). Доводы ответчика о том, что сын истицы являлся участником боевых действий, а не ветераном опровергаются процитированными выше нормативными правовыми актами. Тот факт, что погибший военнослужащий Чирский Г.Э. не успел в связи с гибелью получить удостоверение ветерана боевых действий, не может являться основанием к отказу в удовлетворении искового заявления.
В п.1 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» закреплена норма, согласно которой члены семей погибших (умерших) военнослужащих имеют право на пенсию по случаю потери кормильца, назначаемую и выплачиваемую в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В статье 5 вышеуказанного Закона РФ № 4468-1 сказано, что в случае гибели или смерти лиц, на которых распространяется действие этого закона, их семьи приобретают право на пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно статье 49 данного Закона пенсии подлежат пересмотру при увеличении денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В статье 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 приведен перечень категорий пенсионеров, которым повышаются установленные размеры пенсий. К числу данных лиц отнесены и ветераны боевых действий.
Закон РФ от дата № "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусматривает три вида пенсии, две из которых - пенсия по инвалидности и пенсия за выслугу лет - получают сами военнослужащие, и третий вид пенсий - по случаю потери кормильца, которую в соответствии со ст. 28 данного Закона получают семьи погибших военнослужащих. Размер всех видов пенсий зависит от размера денежного довольствия военнослужащего, определяемого согласно статье 43 вышеуказанного Закона, то есть тех сумм выплат, которые получал сам кормилец.
Погибший Чирский Г.Э. являлся ветераном боевых действий и в соответствии со статьей 45 Закона РФ от дата № при жизни имел бы право на повышение пенсионных выплат с учетом 32%.
Вышеуказанная статья 45 помещена в разделе "Исчисление пенсий", где учитываются общие положения для всех видов пенсий, назначаемых на основании данного Закона. Сама статья определяет заслуги военнослужащих перед Родиной и их право на повышение пенсий с учетом этих заслуг.
Субъектами получения пенсии за выслугу лет и по инвалидности являются военнослужащие, а субъектами получения пенсии по случаю потери кормильца в соответствии со статьей 29 Закона РФ от дата № являются нетрудоспособные члены семьи погибшего военнослужащего, которым назначается пенсия по случаю потери кормильца.
Таким образом, вывод ответчика об отсутствии у истицы права на перерасчет получаемой пенсии по случаю потери кормильца сделан без учета подлежащих применению правовых норм, из системного толкования которых следует, что указанная надбавка начисляется к пенсии, получаемой членами семьи погибшего (умершего) военнослужащего и назначенной в соответствии с названным Законом, поскольку данный вид пенсии предусмотрен в статье 45 Закона, предусматривающей право на повышение пенсионных выплат.
Этот же вывод вытекает и из содержания части 4 статьи 46 того же Закона, устанавливающей повышение пенсии по случаю потери кормильца всем нетрудоспособным членам семьи погибшего военнослужащего.
Следовательно, истица имеет право на повышение получаемой пенсии по случаю потери кормильца на 32% расчетного размера пенсии, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
Согласно Федерального закона от 27 ноября 2002 года № 158-ФЗ (ред. от 22.08.2004) "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" – раздел III Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону "О ветеранах" после абзаца "Боевые действия в Сирии и Ливане: июнь 1982 года" дополнить абзацами следующего содержания:
"Выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года.
Выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года".
Указанный Федеральный закон вступил в законную силу с 01 января 2004 года. Лишь с указанного срока (с 01 января 2004 года) пенсионерам Министерства обороны РФ – ветеранам боевых действий, имеющим соответствующее удостоверение, пенсия выплачивается с увеличением.
Период недоплаты повышения суммы пенсии составляет с дата по дата.
Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 68-ФЗ "О внесении изменений в статьи 16, 17, 24, 45 и 46 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", вступившим в законную силу с 01 января 2002 года, впервые была закреплена норма, согласно которой было предписано ветеранам боевых действий, из числа лиц, указанных выше, повышение на 100 процентов установленного законодательством Российской Федерации минимального размера пенсии по старости, указанного в части первой статьи 46 настоящего Закона.
В части первой статьи 46 слова", установленного законодательством Российской Федерации" заменить словами "(185 руб. 32 коп.), индексируемого в порядке, установленном для индексации трудовых пенсий статьей 17 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Соответственно, в соответствии со ст.46 указанного Закона, действовавшего в старой редакции до внесения изменений и дополнений Федеральным законом №112-ФЗ, - минимальные размеры пенсий, надбавки к пенсиям и повышения пенсий, предусмотренные настоящим Законом, определяются исходя из минимального размера пенсии по старости (<данные изъяты> коп.). Данная сумма в дальнейшем подлежит индексации в соответствии со ст.17 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях» (Закон о пенсионном обеспечении военнослужащих делает ссылку на Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ).
Расчет суммы недополученной суммы пенсии составлен истицей следующим образом:
С апреля 2014 года сумма повышения составляет <данные изъяты>)
Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере 1,171 установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № «Об утверждении коэффициента индексации с дата го да социальных пенсий.
Соответственно, недоплата в 2014-м году по месяцам составила следующие суммы:
В марте <данные изъяты> коп., в апреле <данные изъяты> коп., в мае 1383 руб.60 коп., в июне 13 83 руб.60 коп., в июле <данные изъяты> коп., в августе <данные изъяты> коп., в сентябре <данные изъяты> коп., в октябре 1383 руб. 60 коп., в ноябре <данные изъяты> коп., в декабре <данные изъяты> коп.
С апреля 2015 года Постановлением Правительства № утвержден коэффициент индексации социальных пенсий с дата в размере <данные изъяты>. Соответственно, недоплата в 2015-м году по месяцам составила следующие суммы:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Однако, суд считает составленный Чирской О.А. расчет ошибочным по следующим основаниям:
Истицей указана сумма повышения за март 2014 года в размере <данные изъяты> копейки. Однако, в расчете ответчика правильно указана сумма повышения за март 2014 года в размере <данные изъяты> рублей 56 копеек. Так, с дата сумма повышения составляла <данные изъяты>. <данные изъяты>*1,0181*32%). Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере <данные изъяты> установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № "Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий". То есть за период с дата по дата сумма повышения была установлена в размере <данные изъяты>.
Более того, с дата сумма повышения составляет не <данные изъяты> коп., как указала истица, а с дата сумма повышения составляет 1526 руб. 11 коп. <данные изъяты>%). Коэффициент индексации с дата социальных пенсий в размере <данные изъяты> Постановлением Правительства РФ от дата N 247 "Об утверждении коэффициента индексации с дата социальных пенсий".
Из-за допущенных истицей неточностей, суд не может признать ее расчет недополученной суммы пенсии законным и обоснованным, основанным на нормативных правовых актах.
Суд считает расчет ответчика законным и обоснованным, соответствующим нормативным правовым актам, которые процитированы выше. Так, согласно расчету ответчика единовременная сумма недоплаты пенсии с учетом повышения пенсии за период с дата по дата составила <данные изъяты> рублей <данные изъяты>, что на <данные изъяты> копеек больше расчета, составленного истицей.
Ежемесячная сумма повышения пенсии по случаю потери кормильца составляет 1526 рублей 11 копеек, которая подлежит выплате ответчиком, начиная с дата.
Согласно ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Суд считает необходимым взыскать с ответчика оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, поскольку расходы истца подтверждены документально: квитанцией к приходному кассовому ордеру № от дата и договором на оказание юридических услуг.
На основании вышеизложенного и в соответствии со ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковое заявление Чирской О. А. к военному [СКРЫТО] <адрес> удовлетворить частично.
Взыскать с военного [СКРЫТО] <адрес> в пользу Чирской О. А. недополученную пенсию по случаю потери кормильца за период с дата по дата в <данные изъяты>.
Обязать военный [СКРЫТО] <адрес> выплачивать Чирской О. А. с дата ежемесячное повышение к пенсии в размере <данные изъяты> с дальнейшим пересмотром (увеличением) одновременно с изменением (индексацией) размера социальной пенсии (расчетного размера пенсии), указанной в статье 46 Закона РФ от дата № 4468-1.
Взыскать с военного [СКРЫТО] Ставропольского края в пользу Чирской О. А. расходы на оплату услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей.
В остальной части искового заявления Чирской О. А. отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в краевой суд через суд, вынесший решение.
Мотивированное решение составлено дата г.
Судья <данные изъяты> Пшеничная Ж.А.
<данные изъяты>