Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 17.06.2013 |
Дата решения | 27.08.2013 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | f551720e-e082-36c9-9024-63919d157992 |
Дело №2-4998/2013
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 августа 2013 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
Председательствующего судьи Капориной Е.Е.,
при секретаре Хахулиной Ю.П.,
с участием:
представителя истца [СКРЫТО] И.М. – Геращенко Е.М., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя ответчика администрации г. Ставрополя – Чечина С.Б., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
представителя третьего лица Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя – Кузьминовой К.И., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда г. Ставрополя гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] И.М. к администрации г. Ставрополя о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившегося в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] И.М. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Ставрополя о признании незаконным бездействия администрации г. Ставрополя, выразившегося в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя.
В обосновании исковых требований указано, что в соответствии со ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.М. обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя как военнослужащему, принимавшему участие в боевых действиях и уволенному с военной службы, ветерану боевых действий.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ №, в ответ на неоднократные запросы, [СКРЫТО] И.М. было сообщено, что он поставлен на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства как военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях и уволенный с военной службы (учетный номер 513).
Однако, он вынужден был вновь обращаться с заявлениями в администрацию г. Ставрополя, поскольку земельный участок не был предоставлен в течение длительного времени.
В противоречие первоначальному ответу от ДД.ММ.ГГГГ, в ответе от ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Ставрополя сообщалось, что по итогам заседания комиссии принято решение о постановке [СКРЫТО] И.М. на учет только ДД.ММ.ГГГГ (номер очереди 219), при этом указано, что в список общей очереди льготных категорий граждан внесен исходя из даты подачи заявления ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года №28-кз (ред. от 25.07.2008 года) «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае» (принят Государственной Думой Ставропольского края 17.07.2003 года), действовавшему на момент подачи [СКРЫТО] И.М. заявления, решение о бесплатном предоставлении земельного участка гражданам или юридическим лицам принимается в двухнедельный срок со дня подачи заинтересованным лицом заявления.
Таким образом, [СКРЫТО] И.М. был поставлен на учет по истечении двух лет со дня подачи заявления о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства как участник боевых действий.
На его неоднократные заявления в администрацию г. Ставрополя, в прокуратуру Ставропольского края, в Министерство имущественных отношений Ставропольского края конкретного ответа полечено не было. [СКРЫТО] И.М. был дан ответ только о том, что в соответствии с генеральным планом г. Ставрополя ему будет предоставлен земельный участок, с учетом очередности, исходя из времени принятия заявления. Рекомендовано за защитой своих интересов обратиться в суд.
В соответствии с п. 3.1. Постановления администрации г. Ставрополя от 22.05.2012 года №1386 (ред. от 19.07.2012 года) «Об утверждении Порядка принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края», в течение 3 дней со дня принятия заявления и пакета документов специалист Комитета градостроительства передает их в комиссию по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края (далее - комиссия).
В соответствии с п. 3.4. названного Постановления, решение комиссии о распределении земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, оформленное в виде выписки из протокола, в течение 10 дней с момента его принятия направляется заявителю для дальнейшего оформления прав на земельный участок.
Истец [СКРЫТО] И.М. указывает, что администрацией г. Ставрополя также нарушены его права, предусмотренные ст. ст. 28, 29 Земельного кодекса РФ, так как установленные срок рассмотрения обращения истекли, а земельный участок до настоящего времени не предоставлен.
ДД.ММ.ГГГГ за № жалоба [СКРЫТО] И.М. отделом по работе с обращениями граждан аппарата Правительства Ставропольского края была направлена в администрацию г. Ставрополя, однако до настоящего времени ответ не поступил.
На основании изложенного, просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя, поставленному на учет как военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях и уволенный с военной службы, ветеран боевых действий. Обязать администрацию г. Ставрополя вынести постановление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в пределах города Ставрополя.
Представитель истца [СКРЫТО] И.М. – Геращенко Е.М. исковые требования поддержала, просила удовлетворить.
Истец [СКРЫТО] И.М. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, в связи с чем суд, на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
Представитель ответчика администрации г. Ставрополя – Чечин С.Б., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования [СКРЫТО] И.М. не признал, в удовлетворении иска просил отказать. Пояснил, что в настоящее время в г. Ставрополе сформированных свободных земельных участков нет. [СКРЫТО] И.М. стоит в очереди на предоставление земельного участка под №, следовательно, его права на бесплатное предоставление земельного участка не нарушены. Действующим законодательством, как РФ так и Ставропольского края, сроки предоставления земельных участков не установлены.
Представитель третьего лица Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя – Кузьминова К.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований [СКРЫТО] И.М., представила письменный отзыв, согласно которому в соответствии с требованиями ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе спорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 258 ГПК РФ заявление может быть удовлетворено судом только в случае, если решение было принято органом местного самоуправления не в соответствии с законом и данным решением действительно нарушены права и свободы человека.
В декабре 2008 года [СКРЫТО] И.М. обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка под индивидуальное жилищное строительство в собственность бесплатно, как ветерану боевых действий. По итогам рассмотрения заявления [СКРЫТО] И.М был поставлен на учет для получения земельного участка (письмо Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя от ДД.ММ.ГГГГ). Рассмотрение заявления затянулось не по вине органа местного самоуправления, а в связи с тем, что заявителем на протяжении 2009 года однократно доносились необходимые документы.
В соответствии с Законом Ставропольского края от 01.08.2003 года № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях в целях индивидуального жилищного строительства и ведения подсобного хозяйства на территории Ставропольского края земля предоставляется в собственность бесплатно. Предоставление земельных участков осуществляется при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет.
Законом Ставропольского края от 12.04.2010 года №21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты Ставропольского края и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Ставропольского края» были внесены изменения в вышеуказанный закон.
Статья 12 говорит о том, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются ветеранам боевых действий, признанным таковыми в соответствии с законом, проживающим в населенных пунктах более 3-х лет, а также при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с жилищным законодательством. Таким образом, ст. 18 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года №28-кз утратила силу и вступил в действие новый нормативный акт.
В соответствии с земельным законодательством, при бесплатном предоставлении гражданину земельного участка должна соблюдаться установленная законом процедура предоставления участков, а именно: проведение работ по формированию земельного участка, подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. То есть, земельный участок должен быть определен как объект права с установленными границами.
Указанными нормативными актами не регулируются вопрос первоочередного предоставления земельного участка такой категории граждан, как ветераны боевых действий, поскольку в Законе Ставропольского края от 01.08.2003 года №28-кз закреплен принцип очередности предоставления земельных участков.
Кроме того, Федеральным законом от 22.08.2004 года №122-ФЗ из числа мер социальной поддержки ветеранов боевых действий (статья 16 Федерального закона «О ветеранах») такая мера социальной поддержки как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством, для жилищного строительства, ведения садово-огородного хозяйства исключена.
Учитывая, что в соответствии с Земельным кодексом РФ продажа земельных участков и права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, не предусмотрено преимущественное предоставление земельных участков для жилищного строительства для отдельных категорий граждан, равно как и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах».
Федеральный закон «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 22.08.2004 года №122-ФЗ не содержит меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного предоставления земельных участков для жилищного строительства.
Земельный кодекс РФ также не предусматривает бесплатного предоставления земельных участков ветеранам боевых действий, поэтому ссылка заявителя на нормы Земельного кодекса РФ, допускающие возможность бесплатного предоставления земельных участков, не свидетельствует об обоснованности заявленных требований.
Более того, Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя считает, что как такового отказа в предоставлении земельного участка в собственность [СКРЫТО] И.М. органом местного самоуправления не выдавалось. Органом местного самоуправления были исполнены все необходимые действия, регламентированные законом, в связи с чем, Комитет градостроительства считает требования [СКРЫТО] И.М. не обоснованными и просит суд отказать в их удовлетворении. Кроме того, действующее законодательство не предусматривает специальных сроков предоставления бесплатно земельных участков гражданам.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования [СКРЫТО] И.М. обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено судом, [СКРЫТО] И.М. является ветераном боевых действий (удостоверение БК №, выдано ДД.ММ.ГГГГ бессрочно), а следовательно, имеет права и льготы, установленные п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 года №5-ФЗ.
Судом также установлено и не опровергнуто стороной ответчика, что [СКРЫТО] И.М. не имеет в собственности земельного участка и зарегистрирован и проживает на территории г. Ставрополя с 2001г.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ [СКРЫТО] И.М. обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя как военнослужащему, принимавшему участие в боевых действиях и уволенному с военной службы, ветерану боевых действий.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № [СКРЫТО] И.М. было сообщено, что он поставлен на учет для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства как военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях и уволенный с военной службы (учетный номер 513).
Из вышеизложенного следует, что орган местного самоуправления – администрация г. Ставрополя признала право [СКРЫТО] И.М., как ветерана боевых действий, на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя.
В соответствии с п. 3 ст. 11 Закона Ставропольского края от 01.08.2003 года №28-кз (ред. от 25.07.2008 года) «Об управлении и распоряжении землями в Ставропольском крае», действовавшего на момент подачи [СКРЫТО] И.М. заявления о предоставлении земельного участка, решение о бесплатном предоставлении земельного участка гражданам или юридическим лицам принимается в двухнедельный срок со дня подачи заинтересованным лицом заявления.
Как следует из имеющейся в материалах дела переписки [СКРЫТО] И.М. с органами местного самоуправления, а также с правоохранительными органами, на его неоднократные заявления в администрацию г. Ставрополя, в прокуратуру Ставропольского края, в Министерство имущественных отношений Ставропольского края конкретного ответа о сроках предоставления земельного участка получено не было. [СКРЫТО] И.М. был дан ответ только о том, что в соответствии с генеральным планом г. Ставрополя ему будет предоставлен земельный участок, с учетом очередности, исходя из времени принятия заявления. Рекомендовано за защитой своих интересов обратиться в суд (ответ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В то же время, в соответствии с п. 3.1. Постановления администрации г. Ставрополя от 22.05.2012 года №1386 (ред. от 19.07.2012 года, от 19.04.2013 N 1170 ) «Об утверждении Порядка принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края», в течение 3 дней со дня принятия заявления и пакета документов специалист Комитета градостроительства передает их в комиссию по рассмотрению заявлений и распределению земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края. В соответствии с п. 3.4. названного Постановления, решение комиссии о распределении земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, оформленное в виде выписки из протокола, в течение 10 дней с момента его принятия направляется заявителю для дальнейшего оформления прав на земельный участок.
Однако, из материалов дела следует, что с момента первоначального обращения истца [СКРЫТО] И.М. с заявлением в администрацию г. Ставрополя о предоставлении ему земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя (08.12.2008 года) прошло более четырёх лет.
Согласно п. 3 ст. 10 ФЗ «О ветеранах» в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным статьями 14 - 19 и 21 настоящего Федерального закона, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Ветераны имеют право на обращение в суд за защитой прав, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки (ст. 27 названного Закона). Законодательство Российской Федерации о ветеранах состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 11 названного Закона).
В соответствии с п. 2 ч.1 ст. 12 Закона СК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также в следующих случаях, установленных настоящим Законом в том числе для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет следующим лицам из числа ветеранов боевых действий военнослужащим, уволенным в запас (отставку). В этой связи ссылка представителя комитета градостроительства администрации г. Ставрополь на то, что Федеральный закон «О ветеранах» не содержит меры социальной поддержки ветеранов боевых действий в виде бесплатного предоставления земельных участков для жилищного строительства не обоснованна. Так как данная мера предусмотрена Законом СК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений».
Ссылка представителя ответчика и третьего лица на отсутствие у истца права на предоставление земельного участка во внеочередном порядке так же не обоснованна, так как истец не ставит вопрос о предоставлении ему земельного участка во внеочередном порядке.
Из ответа руководителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя – Савченко В.А. № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, следует, что [СКРЫТО] И.М. на момент подачи заявления о предоставлении земельного участка стоял в очереди под №, а в настоящее время состоит в списке льготных категорий граждан на получение земельного участка, его номер в очереди – №. В этой связи суд приходит к выводу, что ответчиком и третьим лицом право [СКРЫТО] И.М. на получение в собственность земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства по месту его жительства не оспаривается.
Как следует из п. 3.1. Постановления администрации г. Ставрополя от 22.05.2012 года №1386 (ред. от 19.07.2012 года и от 19.04.2013 N 1170 ) «Об утверждении Порядка принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края», при наличии свободных земельных участков комиссия рассматривает заявления граждан и распределяет земельные участки гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края, в порядке очередности исходя из времени принятия заявления таких граждан.
Из имеющегося в материалах дела ответа руководителя Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя – Савченко В.А. № от ДД.ММ.ГГГГ на запрос суда, усматривается, что в настоящее время на территории муниципального образования г. Ставрополя не имеется свободных сформированных земельных участков. Однако, в соответствии с ч. 7 и 8 ст. 12 Закона СК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» решение о бесплатном предоставлении земельных участков гражданам в случаях, предусмотренных настоящей статьей, принимается Правительством Ставропольского края или органами местного самоуправления в соответствии с его (их) компетенцией в устанавливаемом им (ими) порядке. Проведение кадастровых работ в отношении предоставляемого земельного участка и постановка его на государственный кадастровый учет осуществляются в соответствии с федеральными законами за счет заявителя.
Согласно п. 14 ст. 52 Устава муниципального образования г. Ставрополь предоставление в установленном порядке земельных участков относится к полномочиям Администрации г. Ставрополь. В соответствии с п. 3.3.9 Положения о комитете градостроительства администрации г. Ставрополь, Комитет осуществляет подготовку проектов правовых актов администрации города Ставрополя о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и Ставропольского края (Постановление Администрации г. Ставрополь от 20 июня 2013 г. N 2008). В этой связи суд соглашается с доводами представителя ответчика и представителя третьего лица о том, что до предоставления земельного участка необходимо проведение работ по формированию земельного участка, подготовка документов для осуществления государственного кадастрового учета; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения. Однако, данные действия относятся к компетенции Администрации г. Ставрополь и отраслевого (функционального) органа администрации города Ставрополя - Комитета градостроительства администрации города Ставрополя (п. 1.1 Постановления Администрации г. Ставрополь от 20 июня 2013 г. N 2008), которые на протяжении более четырех лет мер по формированию земельного участка для его последующего предоставления [СКРЫТО] И.М. не приняли.
Действительно, действующим законодательством не установлен срок, в течение которого лицу имеющему право на предоставление земельного участка бесплатно и подавшему в уполномоченный орган соответствующие заявление, должен быть предоставлен земельный участок. Вместе с тем, установление правовых гарантий социальной защиты ветеранов боевых действий имеет своей целью создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе (Преамбула ФЗ «О ветеранах»). В этой связи социальные гарантии для ветеранов боевых действий должны быть действующими, а не декларативными и сроки предоставления таковых гарантий должны быть разумными. Суд не может признать разумным срок, в течение которого [СКРЫТО] И.М. ожидает предоставления земельного участка: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
В связи с изложенным, суд считает, что бездействие органа местного самоуправления – администрации г. Ставрополя, выразившееся в непредоставлении [СКРЫТО] И.М. земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя противоречит ФЗ «О ветеранах», Закону СК «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и нарушает его права.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] И.М. – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, выразившееся в непредоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в пределах г. Ставрополя, [СКРЫТО] И.М., поставленному на учет как военнослужащий, принимавший участие в боевых действиях и уволенный с военной службы, ветеран боевых действий.
Обязать администрацию г. Ставрополя устранить допущенные нарушения путем предоставления земельного участка [СКРЫТО] Игорю [СКРЫТО] в установленном законом порядке.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд подачей апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение одного месяца.
Судья: Е.Е. Капорина