Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 20.04.2015 |
Дата решения | 01.07.2015 |
Категория дела | иски физ. лиц к Пенсионному фонду РФ |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | e71a9bb8-e779-3636-888f-303f58962137 |
Дело № 2-4623/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края
в составе:
председательствующего по делу судьи Степановой Е.В.
с участием:
представителя истца К – А по доверенности,
представителя ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> СК – СС по доверенности,
при секретаре Т,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению К к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
К обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о досрочном назначении трудовой пенсии.
В обоснование заявленных требований указано, что в настоящее время истец К работает в должности медицинской сестры палатной отделения анестезиологии и реанимации Государственного бюджетного учреждения здравоохранения <адрес> «Краевой клинический противотуберкулезный диспансер».
дата истец К подала заявление в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края для назначения досрочной трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от дата «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
дата было вынесено Решение № Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края об отказе в назначении К досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В протоколе комиссии отмечено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, не включены периоды:
- учебного отпуска с дата по дата(календарно);
- командировки с дата по дата, с дата по дата с дата по дата (календарно);
- работы с дата по дата в должности медицинской сестры лор-кабинета, в должности медицинской" сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы <адрес>вого клинического противотуберкулезного диспансера (один год работы как один год и шесть месяцев).
Стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 27 лет 11 месяцев 1 день.
С отказом истец К не согласна, считает его незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от дата № 2-П со ссылкой на Постановление от дата № 8-П и Определение от дата № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
Период повышения квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя и правом, и обязанностью, что предусмотрено «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 5 4)» от датаг. № (с изменениями и дополнениями). Законодательством о труде также установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (п.4 ст. 196 ТК РФ).
Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации и при направлении в командировку, определены статьями 167 и 187 ТК РФ. Так, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, так и в служебную командировку за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, в соответствующие страховые фонды: пенсионный, социальный и другие, - работодателем делаются установленные законом отчисления из заработной платы работника.
Тем самым, период нахождения истца К в учебном отпуске с дата по дата и периоды командировки с дата по дата, с дата по дата с дата по дата являются страховыми и поэтому должны включатся в страховой стаж для назначения трудовой пенсии как соответствующий требованиям пенсионного законодательства (ст. 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
За период работы истца К с дата по дата в должности медицинской сестры лор-кабинета, в должности медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы <адрес>вого клинического противотуберкулезного диспансера может быть применен Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением С № от дата
Пунктом 1 Списка № предусмотрено, что правом на пенсию за выслугу лет обладали «Врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности».
Пунктом 2 постановления С от дата № установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
В соответствии с письмом Минтруда РФ и ПФР от дата №№ при исчислении специального стажа, имевшего место до дата и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от дата N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от дата N 377 (далее приказ №377).
В разделе 5 «Средний медицинский персонал» Приложения 3 к Положению утв. приказом № должность медицинской сестры отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Приказом Минздрава России от дата № «О Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» был утвержден перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, в котором были предусмотрены отоларингологическое и эндоскопическое отделения.
В протоколе комиссии указано, что в Перечне № предусмотрены отделения хирургического профиля, в том числе «эндоскопическое», «отоларингологическое». Наименование структурного подразделения «общебольничная служба» не предусмотрена.
Неисполнение администрацией учреждения здравоохранения предусмотренных законодательством требований, использование произвольных и неточных наименований структурных подразделений учреждения здравоохранения в нарушение действующего законодательства не должно ограничивать мои законные права на пенсионное обеспечение.
На основании приказа Минздрава России от дата № «О Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» приказом главного врача Краевого клинического противотуберкулезного диспансера от дата №, с дата общебольничная служба реорганизована и создано эндоскопическое отделение. За весь период существования отделение являлось отделением хирургического профиля.
С дата по настоящее время истец К выполняла норму нагрузки установленную за 1 ставку должностного оклада. Полный рабочий день непосредственно была связана с обслуживанием туберкулезных больных, так как с момента основания и по настоящее время предметом деятельности ГБУЗ СК ККПТД является специализированная противотуберкулезная медицинская помощь, должностные обязанности: лор медицинской сестры общебольничной службы, медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы не менялись. Истец К непосредственно подчинялась врачу-оториноларингологу и врачу-эндоскописту, которые являлись оперирующими врачами, и, соответственно, участвовала в малых операциях.
На протяжении всего времени истец К пользовалась надбавкой к заработной плате за вредные условия труда, дополнительным ежегодным отпуском. Должностные обязанности: лор медицинской сестры общебольничной службы, медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы не менялись (справка ГБУЗ СК ККПТД дата №).
В должностные обязанности К как медицинской сестры лор-кабинета входило: оказывать немедленную доврачебную помощь больным при острых состояниях (сердечной и легочной недостаточности); оказывать врачу необходимую помощь при проведении малых операций и лечебно-диагностических манипуляций; принимать активное участие в лечении пациентов, осуществляя по назначению врача лечебные процедуры.
В должностные обязанности К как медицинской сестры эндоскопического кабинета входило: контролировать правильность специальной подготовки больного к исследованию; проводить анестезию слизистой оболочки рта, осуществлять премедикацию; оказывать врачу необходимую помощь при проведении операций и лечебно-диагностических манипуляций; выполнять все лечебно-диагностические назначения врача; помогать больному после исследования.
Таким образом, период работы с дата по дата в должности медицинской сестры лор-кабинета, в должности медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы <адрес>вого клинического противотуберкулезного диспансера подлежит включению в стаж работы истца К для досрочного назначения трудовой пенсии по старости в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев).
Просит суд признать за К право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от дата «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Также просит суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края засчитать в стаж работы К, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:
- нахождения в учебном отпуске с дата по дата (в календарном порядке);
- командировки с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата (в календарном порядке);
- работы с дата по дата в должности медицинской сестры лор-кабинета, в должности медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы <адрес>вого клинического противотуберкулезного диспансера в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев).
Кроме того просит суд обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края назначить К досрочную трудовую пенсию по старости с дата года.
Просит суд взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в пользу К судебные расходы в размере 300 рублей.
В судебное заседание истец К, извещенная о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явилась, представлено заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в ее отсутствие.
В судебное заседание представитель истца К – А по доверенности заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просила суд их удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ГУ УПФ РФ по <адрес> СК – СС по доверенности возражала против удовлетворения исковых требований, с доводами истца не согласилась, просила суд в удовлетворении заявленных исковых требований отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные доказательства и в их совокупности, считает заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. В связи с этим любые нормативные акты, прямо или косвенно устанавливающие произвольное ограничение прав и свобод одной категории граждан по отношению к другой, не соответствуют Конституции РФ. Нормативные акты не применяются в части, не соответствующей Конституции РФ.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от датаг. № 8, судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
В постановлении Конституционного Суда РФ от дата № 11-П указывается, что определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии т.д.).
Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
В сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм пенсионного обеспечения, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании, т.е. сами критерии и правовые последствия дифференциации должны быть, по сути, взаимообусловлены.
Кроме того, как отмечается в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", принципы равенства и справедливости, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, включая право на пенсионное обеспечение, предполагают, по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 20.12.2005г. № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В судебном заседании установлено, что дата истец К обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от дата «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Федеральным законом от дата № ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Пенсионный фонд при рассмотрении документов, представляемых для назначения пенсии должен оценивать их полное соответствие требованием пенсионного законодательства, применять Федеральный закон от дата № ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с ч.1 п.п. 20 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от датаг. № 173- ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Из материалов дела следует, что решением ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> СК № от дата было отказано в назначении К досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
В протоколе комиссии отмечено, что в стаж работы К, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, не включены периоды:
- учебного отпуска с дата по дата(календарно);
- командировки с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата (календарно);
- работы с дата по дата в должности медицинской сестры лор-кабинета, в должности медицинской" сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы <адрес>вого клинического противотуберкулезного диспансера (один год работы как один год и шесть месяцев).
Всего стаж работы К, дающий ей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, составил 27 лет 11 месяцев 1 день.
Однако суд полагает, что с данными выводами ГУ УПФ РФ по <адрес> СК согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного ст. 7 возраста: лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и в поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа било только в городах, независимо от их возраста (п.п. 11).
Назначение пенсий, предусмотренных пунктом 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ, осуществляется согласно Спискам соответствующих работ, профессий, должностей и учреждений. Указанная норма не является самостоятельной, а действует в системной связи с пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона, согласно которой законодатель делегировал право Правительству Российской Федерации утверждать Списки и Правила, регулирующие вопросы досрочного пенсионного обеспечения.
Следовательно, возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости законодатель связывает с осуществлением деятельности в соответствующих должностях и учреждениях (структурных подразделениях), а не только с определенным видом деятельности.
Конституционный Суд РФ в постановлении от 03.06.2004г. №11-П указал, что введение пенсии за выслугу лет Законом С «О государственных пенсиях С», в частности медицинским работника, «связывалось с риском утраты профессиональной трудоспособности до достижения общего пенсионного возраста из-за длительного неблагоприятного воздействия на организм человека различного рода факторов, обусловленных спецификой их профессиональной деятельности (для которой, как правило, характерна постоянная повышенная эмоциональная и психологическая, а зачастую и физическая, нагрузка, высокая степень ответственности за результаты труда), а также с особой значимостью, ценностью такой трудовой деятельности для государства и общества. Предоставление возможности уйти на пенсию в более раннем возрасте преследовало цель освобождения от необходимости продолжения работы и являлось, таким образом, одной из мер, направленных на сохранение здоровья указанных лиц».
Пунктом 2 статьи 27 Федерального закона №173-ФЗ закреплено право назначения пенсий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, в соответствии со Списками соответствующих работ, должностей и учреждений, а право утверждать Списки делегировано Правительству Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от дата № утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости, является трудовая книжка. Если в трудовой книжке работника содержаться все необходимые сведения о работе, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, то досрочная трудовая пенсия может назначаться без истребования дополнительных документов. Если для определения права на досрочное пенсионное обеспечение необходимы данные о характере и условиях труда, то эти обстоятельства должны подтверждаться соответствующими документами, содержащими необходимые сведения.
При отсутствии документального подтверждения соответствия характера и условий работ, выполняемых работником, характеру и условиям труда, дающим право на пенсионные льготы, законных оснований для досрочного назначения трудовой пенсии по старости не имеется. Периоды работы гражданина после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования в качестве застрахованного лица подтверждается сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 2 ст. 31 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. №173-ФЗ федеральные законы, принятые до вступления в силу данного закона (т.е. до 01.01.2002г.) и предусматривающие условия нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей Закону «О трудовых пенсиях в РФ», от 17.12.2001г. №173-ФЗ.
Пунктом 3 ст. 3 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от дата № 173-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается пенсия по старости с учетом исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении N 2-П от дата в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ N 1066 от дата "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населении" в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до дата в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением С от дата N 464.
Постановлением С от дата N 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" регулировались отношения до дата года.
Указанным постановлением предусматривалось включение в льготный стаж медицинских работников в календарном исчислении врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пунктом 2 постановления С от дата № установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
При этом в законодательстве определение термина "средний медицинский персонал" не раскрывается, в связи с чем следует руководствоваться по аналогии Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава РФ от дата N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", где к среднему медперсоналу отнесена, в том числе, должность инструктора по лечебной физкультуре. В ранее принятых Номенклатурах дана та же редакция.
В соответствии с письмом Минтруда РФ и ПФР от дата № при исчислении специального стажа, имевшего место до дата и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от дата N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от дата N 377 (далее приказ №377).
В разделе 5 «Средний медицинский персонал» Приложения 3 к Положению утв. приказом № должность медицинской сестры отнесена к среднему медицинскому персоналу.
Приказом Минздрава России от дата № «О Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» был утвержден перечень хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, в котором были предусмотрены отоларингологическое и эндоскопическое отделения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Разделом «Наименование должностей» Списка № предусмотрен средний медицинский персонал: медицинская сестра кабинета.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил № один год работы в структурных подразделениях (в том числе в отделениях хирургического профиля) учреждений здравоохранения по перечню согласно приложению к Правилам № в должностях врачей и среднего медицинского персонала засчитывается в стаж лечебной деятельности как год и шесть месяцев.
Пунктом 1 раздела «Наименование структурных подразделений» Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев предусмотрены отделения хирургического профиля, в том числе «эндоскопическое», «отоларингологическое». Наименование структурного подразделения «общебольничная служба» не предусмотрена.
Пунктом 1 раздела «Наименование должностей» Перечня № предусмотрены должности «операционные медицинские сестры», включая старших; «акушерки», включая старших; «медицинские сестры перевязочных» в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном длял больных костно-суставным туберкулезом. Наименование должности «медицинская сестра эндоскопического кабинета», «медицинская сестра лор кабинета» не предусмотрено.
Из материалов дела следует, что на основании приказа Минздрава России от дата № «О Перечне хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений» приказом главного врача Краевого клинического противотуберкулезного диспансера от дата № с дата общебольничная служба реорганизована и создано эндоскопическое отделение. За весь период существования отделение являлось отделением хирургического профиля.
В соответствии со справкой № от дата года, выданной ГБУЗ СК ККПТД, с дата по настоящее время истец К выполняла норму нагрузки установленную за 1 ставку должностного оклада. Полный рабочий день непосредственно была связана с обслуживанием туберкулезных больных, так как с момента основания и по настоящее время предметом деятельности ГБУЗ СК ККПТД является специализированная противотуберкулезная медицинская помощь, должностные обязанности: лор медицинской сестры общебольничной службы, медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы не менялись. Истец К непосредственно подчинялась врачу-оториноларингологу и врачу-эндоскописту, которые являлись оперирующими врачами и соответственно участвовала в малых операциях.
На протяжении всего времени истец К пользовалась надбавкой к заработной плате за вредные условия труда, дополнительным ежегодным отпуском. Должностные обязанности: лор медицинской сестры общебольничной службы, медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы не менялись.
Согласно должностной инструкции № от дата в должностные обязанности К как медицинской сестры лор-кабинета входило: оказывать немедленную доврачебную помощь больным при острых состояниях (сердечной и легочной недостаточности); оказывать врачу необходимую помощь при проведении малых операций и лечебно-диагностических манипуляций; принимать активное участие в лечении пациентов, осуществляя по назначению врача лечебные процедуры.
Согласно должностной инструкции № от дата в должностные обязанности К как медицинской сестры эндоскопического кабинета входило: контролировать правильность специальной подготовки больного к исследованию; проводить анестезию слизистой оболочки рта, осуществлять премедикацию; оказывать врачу необходимую помощь при проведении операций и лечебно-диагностических манипуляций; выполнять все лечебно-диагностические назначения врача; помогать больному после исследования.
Суд полагает необходимым отметить, что условия, содержание и характер работы истицы К как медицинской сестры лор-кабинета и медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы ничем не отличаются от работы среднего медицинского персонала любого другого медицинского учреждения, будь оно частным или государственным. Следовательно, выполняемые истицей должностные функции сводятся к осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В Соответствии с пунктом 2 Правил № при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от дата № 516.
Как видно из архивных справок ГБУЗ СК ККПТД наименование должностей, занимаемых истцом, претерпевало изменения, однако, направление и виды деятельности истца оставались прежними, как и должностные обязанности.
Поэтому, суд полагает, что невключение указанных выше периодов работы в льготный стаж, дающий истице К право на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, по сути, является формой дискриминации конкретного человека перед Законом в зависимости от места работы и нарушает конституционное право на социальное обеспечение по возрасту.
Как следует из решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> СК № от дата года, в стаж лечебной деятельности истца К не включены периоды:
- нахождения в учебном отпуске с дата по дата (в календарном порядке);
- командировки с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата (в календарном порядке);
Материалами дела установлено, что истица К в период работы направлялась работодателем на курсы повышения квалификации.
Согласно статье 187 Трудового кодекса РФ при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
Аналогичная норма содержалась и в ранее действующей редакции ст. 112 Кодекса законов о труде Российской Федерации.
Во время нахождения работника на курсах повышения квалификации трудовые отношения с ним не прекращаются, за ним сохраняется средняя заработная плата по основному месту работы, перечисляются страховые взносы. Повышение квалификации является обязательным условием осуществления лечебной деятельности.
Период повышения квалификации является как для медицинского работника, так и для работодателя и правом, и обязанностью, что предусмотрено «Основами законодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 5 4)» от датаг. № (с изменениями и дополнениями). Законодательством о труде также установлено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности (п.4 ст. 196 ТК РФ).
Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем для повышения квалификации и при направлении в командировку, определены статьями 167 и 187 ТК РФ. Так, при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы, так и в служебную командировку за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Следовательно, в соответствующие страховые фонды: пенсионный, социальный и другие, - работодателем делаются установленные законом отчисления из заработной платы работника.
С учетом приведенных положений закона, принимая во внимание, что при нахождении в учебном отпуске и командировках истец К продолжала осуществлять трудовую деятельность, работа которой ответчиком зачтена в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, суд считает, что периоды нахождения истца в учебном отпуске с дата по дата и командировке с дата по дата, с дата с дата по дата подлежат включению в специальный стаж работы истца в календарном исчислении.
К такому выводу суд приходит и с учетом положений трудового законодательства, Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан от дата N 5487-1, приказа Министерства здравоохранения РФ N 186 от дата "О повышении квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием", приказа Министерства здравоохранения РФ N 1212 от дата "О мерах по совершенствованию системы повышения квалификации специалистов со средним медицинским и фармацевтическим образованием".
Сроки назначения пенсии определены ст. 19 Закона "О трудовых пенсиях в РФ", в соответствии с которой трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Истец К обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии дата года.
Так, с учетом периодов, засчитанных пенсионным органом в бесспорном порядке, и периодов, засчитанных судом по данному делу, у истца К имеется необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности специальный стаж, предусмотренный п.п. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Доводы представителя ГУ УПФ РФ по <адрес> СК противоречат конституционным нормам о равенстве всех перед законом о праве на пенсию, поэтому исковые требования К о включении вышеназванных периодов ее работы в льготный стаж подлежат удовлетворению.
С учетом достаточности стажа, требуемого для назначения истцу досрочной трудовой пенсии (более 30 лет), суд считает необходимым обязать ответчика назначить ей досрочную трудовую пенсию по старости с момента возникновения права на нее, то есть с дата года.
В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. К судебным расходам, на основании ч. 1 ст. 88 ГПК РФ относится государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением дела.
При таких обстоятельствах с ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в пользу истца К подлежит взысканию уплаченная истцом при обращении в суд с иском государственная пошлина в размере 300 рублей.
Таким образом, суд считает исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования К к Государственному Учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ по <адрес> края о досрочном назначении трудовой пенсии по старости – удовлетворить.
Признать за К право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по правилам подпункта 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона № 173-ФЗ от дата «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края засчитать в стаж работы К, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды:
- нахождения в учебном отпуске с дата по дата (в календарном порядке);
- командировки с дата по дата, с дата по дата, с дата по дата (в календарном порядке);
- работы с дата по дата в должности медицинской сестры лор-кабинета, в должности медицинской сестры эндоскопического кабинета общебольничной службы <адрес>вого клинического противотуберкулезного диспансера в льготном исчислении (один год работы как один год и шесть месяцев).
Обязать ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края назначить К досрочную трудовую пенсию по старости с дата года.
Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> края в пользу К судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере № рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья Е.В. Степанова