Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 16.04.2014 |
Дата решения | 25.06.2014 |
Категория дела | Другие споры, связанные с землепользованием |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2a3d108b-cd97-353d-8b0b-b96baa2e8e1e |
Дело №2-№
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июня 2014 года город Ставрополь
Резолютивная часть решения оглашена 25 июня 2014 года
Решение изготовлено в полном объеме 27 июня 2014 года
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Долгополовой Н.В.,
при секретаре Шахбановой С.М.,
с участием:
представителя истца [СКРЫТО] Д.П. согласно доверенности № <адрес>0 от дата Винниченко А.А.,
представителя администрации <адрес> согласно доверенности № от дата Прибыткова М.С.,
представителя Муниципального учреждения «Управления имущественных отношений администрации <адрес>» согласно доверенности № от дата Докучаевой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Д. П. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра по Ставропольскому краю» об определении кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] Д. П. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра по <адрес>» об определении кадастровой стоимости земельного участка.
Исковые требования, уточненные в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мотивированы тем, чтодата в соответствии с договором купли-продажи недвижимого имущества заключенного между [СКРЫТО] Д.П. и Хекилаевым А.Б. было зарегистрировано право собственности на объекты недвижимости расположенные по адресу: <адрес>,3. Раннее вышеуказанное недвижимое имущество было приобретено Хекилаевым А.Б. у ООО «<данные изъяты>».
При заключении договора купли-продажи с Хекилаевым А.Б. у него возникли сомнения в юридической чистоте сделки, а именно отсутствовали сведения о земельном участке на котором находятся приобретаемые строения. Но после того, как им в Пятигорском отделе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> были взяты сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости по адресу <адрес>,№ согласно которых строения зарегистрированы за продавцом, а регистрация прав на участок не производилась, он решил заключить сделку. Так же, на заключении сделки повлияла и привлекательная цена.
В дата года в связи с финансовыми проблемами он прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя и решил продать принадлежащее ему недвижимое имущество.
дата между ним и гр.Новрадовым Г.С. был заключен договор купли-продажи на недвижимое имущество расположенное по адресу: <адрес>,3. Для государственной регистрации перехода права собственности, в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> был направлен необходимый пакет документов.
В дата года им получена претензия (№ от дата г.) МУ «Управления имущественных отношений администрации <адрес>» согласно которой за ним числится задолженность по оплате аренды земельного участка раннее арендуемого ООО «<данные изъяты>». Считая, что право собственности на недвижимое имущество расположенное по адресу: <адрес>,№ за ним прекращено еще в дата года, он сделал запрос в Пятигорский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о регистрации права на объекты недвижимости по вышеуказанному адресу. В дата года им был получен ответ о том, что в связи с судебным спором между АКБ «Банк Москвы» и ООО «<данные изъяты>» в дата г. службой судебных приставов Ленинского РОСП <адрес> наложен арест на объекты недвижимости. Снятие ареста и государственная регистрация перехода права собственности на Новрадова Г.С. произведена только дата г.
В соответствии с исковыми требованиями МУ «Управление имущественных отношений Администрации г.Пятигорска» о взыскании задолженности по арендной плате за земельный участок основанных на сведениях из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним предоставленных Пятигорским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю и данными о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, № предоставленными ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю за мной числится значительная задолженность по оплате за аренду земельного участка на котором расположены объекты недвижимого имущества раннее принадлежащие мне.
Считает, что сведения о кадастровой стоимости земельного участка имеющего кадастровый номер № и расположенный по адресу: <адрес>, <данные изъяты> в размере <данные изъяты>. не соответствует рыночной стоимости, так как он находится на самой окраине <адрес>.
В соответствии с п.2 ст.66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Федеральным законом от 22.07.2010 №167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон № 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 №135-Ф3 "Об оценочной деятельности в Российской Федерации, в который была включена глава III. 1. "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
Согласно п. 3 ст.66 ЗК РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
С учетом приведенных положений законов, действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
Данные факты послужили основанием для предъявления в суд исковых требований: определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером № кв.м.расположенного по адресу: <адрес>, №, по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты>) рублей. Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.расположенного по адресу: <адрес>, № по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты>). Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Ставропольскому краю в течение пяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, №, по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты> рублей; по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты>
В судебное заседание истец [СКРЫТО] Д.П. надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося истца.
В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] Д.П. согласно доверенности Винниченко А.А. исковые требования поддержал, просил суд удовлетворить иск в полном объеме.
В судебное заседание представитель ответчика Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра по <адрес>» извещенный надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела не явился, об уважительности причин не явки суд не уведомил и не просил о рассмотрении дела в его отсутствии. Суд в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившегося ответчика.
В представленных суду возражениях, указал, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на государственный кадастровый учет дата г., с категорией земель - «земли населенных пунктов», разрешенным использованием - «под комплексом нежилых зданий и сооружений нефтебазы», с уточненной площадью <данные изъяты>
Кадастровая стоимость указанного земельного участка неоднократно изменялась.
дата кадастровая стоимость составляла <данные изъяты> рублей на основании акта оценки № ООО «Кавминводское земельно-кадастровое бюро».
дата – <данные изъяты> рублей на основании Постановления Правительства СК№<данные изъяты> дата г..
<данные изъяты> рублей на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка № ФГУ «ЗКП» по СК;
дата и по настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей па основании Приказа Министерства имущественных отношений СК «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в <адрес>» № № от дата года.
Согласно части 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. №316, настоящие Правила определяют порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом. Организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
В силу пунктов 2, 4. 10 указанных Правил государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. Государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Пунктами 1 и 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда: земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В 2012 году в соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № на территории <адрес> проведена государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов, результаты которой утверждены приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от дата. № (опубликован в газете «Ставропольская правда». №9, дата).
В соответствии со ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти объекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости Затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию па которую была установлена его кадастровая стоимость.
В постановлении от дата N № Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в ГКН, посредством указания его рыночной стоимости, в том числе и в отношении земельных участков, кадастровая стоимость которых была определена до вступления в законную силу положений главы 111.1 Закона N 135-ФЗ.
Определением от дата по делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено экспертам ООО "<данные изъяты>М".
Согласно заключению от дата № рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дата года, составила <данные изъяты> рублей, а по состоянию на дата <данные изъяты> рублей.
Т. е. рыночная стоимость спорного земельного участка на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (на основании приказа Министерства имущественных отношений СК «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в <адрес>» № от дата г.) по состоянию на дата не определена.
Принимая во внимание в совокупности положения главы 111.1 Закона N 135-ФЗ. подзаконные акты, регулирующие порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимое рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, истец, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость на ту же дату, которая использована оценщиком, осуществившим кадастровую оценку, в качестве даты оценки (дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость объектов недвижимости) и указана во вводной части отчета об определении кадастровой стоимости (приказ Минэкономразвития России от 29.07.2011 N 382 "Об утверждении требований к отчету об определении кадастровой стоимости"). В случае отсутствия такой даты в отчете оценщика она может быть установлена исходя из сведений, содержащихся в акте органа исполнительной власти субъекта, которым утверждены результаты государственной кадастровой оценки.
Установление рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено прежде всего на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета достаточной совокупности уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости. В связи с этим рыночная стоимость, которая подлежит внесению в ГКН в качестве кадастровой, должна быть сопоставима с результатами массовой оценки и не может быть определена произвольно, на произвольную дату.
Между тем, установление в судебном порядке кадастровой стоимости в размере его рыночной будет являться основанием для обязании органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Просил суд в удовлетворении требования об обязании филиала ФГБУ «ФКР Росреестра» по СК внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости спорного земельного участка по состоянию на дата и дата отказать, в остальной части принять решение на усмотрение суда.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования администрации г. Пятигорска согласно доверенности Прибытков М.С. против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, указав, что согласно Положению о Муниципальном учреждении «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска» (далее-Управление) является отраслевым (функциональным) органом (структурным подразделением) администрации города Пятигорска, осуществляющим в порядке и пределах, определенных муниципальными правовыми актами Думы города Пятигорска и Администрации города Пятигорска, полномочия собственника имущества, находящегося в собственности муниципального образования города-курорта Пятигорска.
На основании п. 31 Положения МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» (далее - Управление) и [СКРЫТО] Д. П. заключили договор аренды земельного участка №№ от дата о предоставлении последнему в аренду земельного участка из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования под комплексом нежилых зданий и сооружений нефтебазы, расположенном по <адрес>, №.
Существенным условием договора аренды является условие о цене договора. Согласно ст. 454 ГК РФ цена аренды земельного участка является регулируемой ценой, устанавливаемой на основании нормативных актов Ставропольского края и муниципальных нормативных актов. При расчете цены аренды учитываются показатели кадастровой стоимости и удельного показателя земельного участка, которые устанавливаются нормативными актами Министерства имущественных отношений Ставропольского края. На основании нормативных актов Министерства имущественных отношений Ставропольского края об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае ФГБУ «Кадастровая палата ФСГРКиК» по СК вносит в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка.
Согласно п.2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков производится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством РФ об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному округу.
Необходимо учесть, что государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости.
Таким образом, порядок определения кадастровой стоимости земельных участков в результате государственной кадастровой оценке земель нормативно определен и не является произвольным.
Согласно заключению экспертизы, представленным в дело истцом объектом оценки является земельный участок из земель населенных пунктов под нежилыми зданиями <данные изъяты>. с кадастровым номером № Экспертиза по определению рыночной стоимости проводилась по состоянию на дата методом сравнительного подхода.
В заключении экспертизы указано, что для сравнения выбрано 3 участка, представленных на местном рынке, с аналогичным целевым назначением. В заключении экспертов отсутствуют сведения о том, какие именно земельные участки выбраны для сравнения, указано лишь о наличии аналогов 1,2,3. Таким образом, у третьих лиц нет возможности проверить достоверность экспертного заключения. В ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» указывается на то, что заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
Кроме того, в экспертном заключении для сравнения указывается на рыночную стоимость при заключении сделок купли-продажи аналогичных земельных участков.
Необходимо отметить, что спорный земельный участок расположен в городе - курорте Пятигорске, ранее, до принятия ФЗ № 406-ФЗ от 25.12.2013 г. «О внесении изменений в Федеральный закон» «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» находился в границах единого округа санитарной охранной курортов, объединенных в
курортный регион Указом Президента РФ от 27.03.1992 г. № 309 и признанных курортами федерального значения постановлением Правительства РФ от 17.01.2006 № 14.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 06.07.1992 № 462 «Об особо охраняемом курортном регионе РФ - Кавказских Минеральных водах» в состав особо охраняемого эколого-курортного региона РФ - Кавказских Минеральных вод входил г. Пятигорск.
В соответствии с п. 1 части 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий лечебно-оздоровительных местностей и курортов, ограничиваются в обороте, и согласно абзацу 2 части 2 указанной статьи не представляются в частную собственность.
Нахождение города-курорта Пятигорска в границах округа санитарной охраны курортов федерального значения означает, что рынок купли-продажи земельных участков в городе Пятигорске невозможен.
Кроме того, в соответствии с п. 95 и п. 1 ст. 96 Земельного кодекса РФ к земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов ограничены в обороте.
В таких условиях применение метода сравнения продаж (сравнительный подход) так же не возможен. Применение других методов оценки в экспертном заключении отсутствует.
В экспертном заключении отсутствует обоснование иного выбора метода оценки.
На основании изложенного, считают, что представленное в дело заключение экспертизы как доказательство не может быть принято судом, т.к. оно является недопустимым доказательством.
Заявителем ставится под сомнение кадастровая стоимость, определенная нормативным актом Министерства имущественных отношений Ставропольского края, а именно кадастровая стоимость, установленная Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края № от дата «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае».
В соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами, в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.
Для обжалования результатов определения кадастровой стоимости заявитель в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости обращается в комиссию с заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости.
В данном случае заявитель не воспользовался данным правом.
Кроме того, нами установлено, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером № по адресу <адрес>, 3 определенная на основании заключения экспертизы отличается от кадастровой стоимости участка более чем на 30%.
В данной ситуации применение рыночной стоимости земельного участка при расчете арендной платы за земельный участок существенно будет нарушать права третьих лиц.
В настоящее время в Крымском районном суде <адрес> рассматривается дело о взыскании с [СКРЫТО] Д. П. по указанному выше договору аренды суммы арендной платы в размере <данные изъяты>. за период с дата по дата и суммы пени в <данные изъяты> руб. за период с дата по дата Применение при расчете арендной платы рыночной стоимости земельного участка и не применение арендной платы, рассчитанной по договору аренды на основании государственной кадастровой оценки существенно нарушит права арендатора (Муниципального образования <адрес>), т.к. арендатор не получит в казну значительной суммы арендной платы, на которую он рассчитывал при заключении договора аренды. Кроме того, до настоящего времени, истцом не представлены в адрес третьих лиц уточнения к исковому заявлению и четко не сформулированы требования иска. Просил суд в заявлении [СКРЫТО] Д.П. отказать в полном объеме.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования Муниципального учреждения «Управления имущественных отношений администрации <адрес>» согласно доверенности Докучаева В.В. против удовлетворения заявленных исковых требований возражала, по основаниям, изложенным представителем администрации <адрес>.
Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, исследовав имеющиеся доказательства по делу и оценив представленные сторонами доказательства с учетом требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к следующим выводам.
Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Из материалов дела следует, что дата между МУ «Управление имущественных отношений администрации <адрес>» и обществом с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» заключен договор аренды земельного участка №№
Договор заключен на основании постановления руководителя администрации города Пятигорска Ставропольского края от дата № «О предоставлении ООО «<данные изъяты>» в аренду земельного участка под комплексом нежилых зданий и сооружений нефтебазы, расположенным по <адрес>,№».
В соответствии с указанным договором, земельный участок общей площадью <данные изъяты> расположенный по адресу: <адрес>, №, предоставлен на срок с дата по дата год.
Указанный договор зарегистрирован в соответствии с нормами действующего законодательства дата года.
Судом установлено, что с дата [СКРЫТО] Д.П. является собственником недвижимого имущества, расположенного на земельном участке общей площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, №, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось сторонами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с п. 35 Земельного кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Разъясняя вопросы, связанные с применением земельного законодательства, Высший Арбитражный суд РФ в Постановлении Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 года N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" указал, что согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Согласно ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1).
За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата (п. 3).
В соответствии с п. 9 Постановления Правительства РФ от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности" при заключении договора аренды предусмотрена возможность изменений арендной платы в связи с изменением кадастровой стоимости земельного участка.
Из материалов дела следует, что в дата году Управлением имущественных отношений администрации города Пятигорска Ставропольского края инициирована подача искового заявления в Крымский районный суд Краснодарского края к [СКРЫТО] Д.П. о взыскании с последнего задолженности по арендной плате за период с дата по дата года. Данный факт сторонами не оспаривался.
Как следует из возражений ответчика на исковое заявление, земельный участок с кадастровым номером № на государственный кадастровый учет дата г., с категорией земель - «земли населенных пунктов», разрешенным использованием - «под комплексом нежилых зданий и сооружений нефтебазы», с уточненной площадью <данные изъяты> кв.м.
Кадастровая стоимость указанного земельного участка неоднократно изменялась.
дата кадастровая стоимость составляла <данные изъяты> на основании акта оценки № ООО «<данные изъяты>».
дата – <данные изъяты> рублей на основании Постановления Правительства СК№№Пот дата года.
дата – <данные изъяты> рублей на основании Акта определения кадастровой стоимости земельного участка № ФГУ «ЗКП» по СК.
С дата и по настоящее время кадастровая стоимость земельного участка составляет <данные изъяты> рублей па основании Приказа Министерства имущественных отношений СК «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в <адрес>» № <данные изъяты> от дата года.
Согласно кадастровой выписки о земельном участке № от дата года, кадастровая стоимость земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м., с кадастровым номером № рублей.
В силу ч. 5 ст. 1 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 ст. 1 названного Федерального закона).
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 5 ст. 4 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Согласно ч. 2 ст. 7 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости, в том числе сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Согласно пунктам 1, 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п. 2 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. При этом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно п. 1 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности.
При этом в п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Соответственно, п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
По смыслу положений ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации кадастровая оценка земельного участка должна быть максимально приближена к его рыночной стоимости, но не должна превышать ее.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения не реже одного раза в 5 лет, основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель. Споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.
Исходя из толкования указанных правовых норм, права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную.
В Определении Конституционного Суда РФ от 01.03.2011 года N 275-0-0 указано, что с изменениями законодательства РФ было определено понятие кадастровой стоимости, под которой теперь понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Федеральным законом от 22.07.2010 N 167-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) внесены изменения в Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 135-ФЗ), в который была включена глава III.1 "Государственная кадастровая оценка", устанавливающая специальные правила о порядке определения кадастровой стоимости и рассмотрения споров о результатах ее определения.
С учетом приведенных положений суд пришел к выводу о том, что действующее законодательство допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, и ее оспаривание в порядке, предусмотренном Федеральным законом "Об оценочной деятельности в РФ", но и в случае установления рыночной стоимости земельного участка, определение кадастровой стоимости земельного участка, исходя из его рыночной стоимости.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее Закон N 221-ФЗ) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В п. 11 ч. 2 ст. 7 Закона N 221-ФЗ в качестве таких сведений указаны сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
При этом согласно ч. 4 ст. 16 Закона N 221-ФЗ учет изменений объекта недвижимости возможен на основании решения суда.
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 года, законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 913/11 от 28.06.2011 года, установление в судебном порядке рыночной стоимости земельного участка в силу норм п. 3 ст. 66 Земельного кодекса Российской Федерации должно являться основанием для возложения обязанности на орган кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Согласно ст. 24.19 Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В рамках рассмотрения данного гражданского дела судом назначена экономическая оценочная экспертиза.
Согласно выводам заключения экономической (оценочной) экспертизы № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка), рекомендуемая итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дата составляет <данные изъяты> (девять миллионов девятьсот пятьдесят пять тысяч пятьсот пятнадцать) рублей. Соответственно удельный показатель за 1 кв.м. -<данные изъяты> рублей.
Рекомендуемая итоговая величина рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером № по состоянию на дата составляет <данные изъяты> копеек. Соответственно удельный показатель за 1 кв.м. – <данные изъяты> рублей.
Проанализировав содержание экспертного заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы, в обоснование сделанных выводов эксперт приводит соответствующие данные из имеющихся в распоряжении эксперта документов, выводы основываются на исходных объективных данных, учитывая имеющуюся в совокупности документацию, а также на использованной при проведении исследования научной и методической литературе, в заключении указаны данные о квалификации экспертов, их образовании, стаже работы.
При таких обстоятельствах суд полагает, что заключение экономической (оценочной) экспертизы № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) отвечает принципам относимости, допустимости, достоверности и достаточности доказательств, основания сомневаться в его правильности отсутствуют.
Данное заключение не оспорено участвующими в деле лицами.
Доказательств того, что результаты экспертизы, не соответствуют требованиям действующего законодательства в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороной ответчика не представлено. Кроме того, суд считает необходимым отметить, что нормы Федерального закона "Об оценочной деятельности в РФ" не содержат императивных требований об обязательной экспертизе отчета оценщика при определении рыночной стоимости имущества.
При разрешении данного дела по существу, суд считает возможным принять во внимание и положить в основу решения выводы экономической (оценочной) экспертизы № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка).
Руководствуясь требованиями вышеуказанных норм права, с учетом выводов экономической (оценочной) экспертизы № об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости (земельного участка) суд пришел к выводу, что имеются правовые основания для удовлетворения требований [СКРЫТО] Д.П. об определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> кв.м.расположенного по адресу: <адрес>, 3, по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты>) рублей; определении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты><данные изъяты> кв.м.расположенного по адресу: <адрес>, №, по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты>
Пунктом 3 Федерального стандарта оценки "Определение кадастровой стоимости", утвержденного приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010 N 508, предусмотрено, что под кадастровой стоимостью в настоящее время понимается установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 18 марта 2011 года N 114 "Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых принято решение о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости" устанавливается порядок внесения Росреестром изменений в государственный кадастр недвижимости в случае изменения кадастровой стоимости объектов недвижимости.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 316 "Об утверждении правил проведения государственной кадастровой оценки земель" предусматривается право на обращение в суд в случае несогласия с результатами кадастровой стоимости.
В силу части 1 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 г. N 457, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции ведения государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки.
В силу части 2 статьи 3 Закона о кадастре недвижимости предусмотренные настоящим Законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Согласно пункту 2 Приказа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11.03.2010 г. N П/93 "О наделении федеральных государственных учреждений "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации полномочиями органа кадастрового учета" федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости.
Исходя из положений указанных норм, надлежащим ответчиком по рассматриваемой категории споров является ФГБУ «ФКП Росреестра по СК», наделенное функциями органа кадастрового учета. Права истца, нарушенные в результате несоответствия внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования [СКРЫТО] Д. П. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Росреестра по <адрес>» об определении кадастровой стоимости земельного участка, удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.расположенного по адресу: <адрес>, №, по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты>
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м.расположенного по адресу: <адрес>, № по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты>
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по <адрес> в течение пяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу внести в государственный кадастр недвижимости сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м. расположенного по адресу: <адрес>, <данные изъяты>, по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет 9 <данные изъяты>) рублей; по состоянию на дата в размере его рыночной стоимости которая составляет <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд города Ставрополя в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Н.В. Долгополова