Дело № 2-379/2017 (2-9088/2016;) ~ М-8747/2016, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край)
Дата поступления 02.11.2016
Дата решения 24.01.2017
Категория дела Споры, возникающие из жилищного законодательства -> Иные жилищные споры
Судья Степанова Е.В.
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID f9755d5b-1104-368e-8c80-74ccc460e3b4
Стороны по делу
Истец
********* ****** **********
Ответчик
************* *.**********
************* ************* ****** *. **********
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

.

Дело № 2-379/17

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 января 2017 года г. Ставрополь

Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Степановой Е.В.,

с участием:

представителя истца [СКРЫТО] С.Н.Погосян М.Г. по доверенности,

представителя ответчика Администрации г. Ставрополя – Дудиновой Э.И. по доверенности,

представителя ответчика Администрации Промышленного района г. Ставрополя – Никабадзе Н.А. по доверенности,

при секретаре Приходько Л.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] С. Н. к Администрации г. Ставрополя, Администрации Промышленного района г. Ставрополя о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма,

У С Т А Н О В И Л:

[СКРЫТО] С. Н. обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к Администрации г. Ставрополя, Администрации Промышленного района г. Ставрополя о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма.

В обоснование заявленных исковых требований указано, что дата [СКРЫТО] С. Н. обратился с заявлением в администрацию города Ставрополя о предоставлении ему жилого помещения по адресу: <адрес>, и заключения договора социального найма.

В соответствии со ст.ст. 60, 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается между собственником жилого помещения муниципального жилищного фонда (действующим от его имени органом местного самоуправления) и гражданином в письменной форме.

Письменное обращение истца о заключении договора социального найма в отношении вышеуказанной квартиры было рассмотрено, и ему в предоставлении жилого помещения было отказано, мотивируя это тем, что он не состоит на жилищном учете в администрации города Ставрополя, и заключение договора социального найма жилого помещения с ним возможно только на основании решения органа местного самоуправления о передаче ему в пользование этого жилого помещения.

Считает отказ в реализации требований истца незаконным по следующим основаниям.

[СКРЫТО] С. Н. является военнослужащим Второго объединенного авиационного отряда ФСБ России (2 ОАО ФСБ России), что подтверждается справкой из отделения кадров 2 ОАО ФСБ России от дата .

В связи с его достижением предельного возраста пребывания на военной службе, он подлежит увольнению с военной службы на основании подпункта «а» пункта 1 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» после обеспечения жилым помещением по избранному месту жительства.

При данных обстоятельствах решением жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от дата он и члены его семьи (супруга [СКРЫТО] Т. П., дочь [СКРЫТО] А. С., дочь [СКРЫТО] А. С.) были признаны нуждающимися в жилом помещении по избранному месту жительства в <адрес>, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии.

В 2010 году на средства федерального бюджета для военнослужащих органов федеральной службы безопасности, в том числе для сотрудников 2 ОАО ФСБ России, был построен жилой дом и выделены квартиры по адресу: <адрес> (в их составе спорная квартира под номером 118), что подтверждается письмом Управления авиации ФСБ России от дата .

Согласно очередности предоставления жилых помещений, спорная квартира была распределена военнослужащему Отряда Долгопятову А. Ю. и членам его семьи, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии от дата .

дата между Долгопятовым А.Ю. и Управлением ФСБ России по Ставропольскому краю был заключен договор социального найма спорной квартиры, что подтверждается справкой жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России дата .

Распоряжением территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Ставропольскому краю от дата жилой дом по адресу: <адрес> передан из федеральной собственности в муниципальную собственность муниципального образования г. Ставрополя.

В связи с переводом к новому месту военной службы Долгопятова А.Ю., спорная квартира была сдана им представителю администрации Промышленного района г. Ставрополя, что подтверждается актом приема-передачи жилого помещения от дата

Решением жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от дата истцу было распределено на условиях социального найма освободившееся жилое помещение по адресу: <адрес> (кадастровый (площадь <данные изъяты> кв.м.)) (выписка из протокола заседания жилищной комиссии).

Распределяя данное жилое помещение на условиях социального найма, жилищная комиссия 2 ОАО ФСБ России руководствовалась следующим.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Нормативным правовым актом, устанавливающим единый порядок принятия на учет сотрудников органов безопасности, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда является приказ ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590 «Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями» (зарегистрирован в Минюсте России 27.12.2011 г., регистрационный № 22763).

Согласно положениям названных Правил, жилищные комиссии органов безопасности наделены правом принятия решений о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Правовая природа механизма повторного заселения жилых помещений военнослужащими и членами их семей, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом, в том числе из состава жилых помещений муниципального жилищного фонда, подробно описана в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.12.2003 года № 453-0.

Так, в нем указано, что «военная служба по смыслу статей 59 и 71 (пункт «т») Конституции Российской Федерации представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке их жилищного обеспечения, которое осуществляется на основе специального законодательства и по специальным правилам.

В развитие названных конституционных положений Федеральный закон «О статусе военнослужащих» устанавливает основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривая механизм реализации ими права на жилище (ст. 40 Конституции Российской Федерации), в том числе и при обеспечении жилой площадью в домах государственного и муниципального жилищного фонда на условиях договора социального найма жилого помещения.

Жилищный фонд социального использования предназначен для удовлетворения потребностей граждан, нуждающихся в жилище.

Осуществляя регулирование отношений, связанных с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения объектов жилищного фонда, законодатель, исходя из публичных целей и независимо от принадлежности жилищного фонда к государственной или муниципальной форме собственности, вправе установить специальный порядок их передачи (заселения) той или иной категории граждан, нуждающихся в социальной защите, в том числе военнослужащим.

Так, согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, положения п. 5. ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», - в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья, при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

Однако, несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное значение, а потому должны решаться совместно с государственными органами и органами местного самоуправления. Разрешение же вопроса о формах участия органов местного самоуправления в обеспечении жильем военнослужащих составляет прерогативу законодателя».

Справедливость требований истца также подтверждается Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 ноября 2008 года № 34-В08-9 («за военнослужащими и членами их семей законом закреплено право на повторное заселение жилых помещений, ранее занимаемых другими военнослужащими и членами их семей и освободившихся за их выездом. При этом реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений, в частности, к муниципальному жилищному фонду») и Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2014 года № 8 («в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, такие жилые помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей»).

Таким образом, предоставление [СКРЫТО] С.Н., как военнослужащему, спорного жилого помещения из муниципального жилищного фонда, освободившегося в связи с выездом другого военнослужащего, на основании решения жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России, в порядке повторного заселения является обязанностью, а не правом администрации муниципального образования.

В соответствии с позицией, изложенной в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 27.09.2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» не подлежат рассмотрению по правилам КАС России служебные споры, в том числе дела, связанные с предоставлением жилья по договору социального найма.

Просит суд признать действия главы администрации г. Ставрополя, связанные с отказом в предоставлении [СКРЫТО] С. Н. спорного жилого помещения, незаконными.

Также просит суд признать за [СКРЫТО] С. Н. право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>.

Кроме того просит суд обязать администрацию Промышленного района г. Ставрополя заключить с [СКРЫТО] С. Н. договор социального найма спорного жилого помещения.

Взыскать с администрации г. Ставрополя судебные расходы, понесенные при рассмотрении настоящего дела.

В судебное заседание истец [СКРЫТО] С.Н., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.

В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] С.Н.Погосян М.Г. по доверенности заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, дал пояснения, аналогичные изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Ставрополя – Дудинова Э.И. по доверенности заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, поддержала письменные возражения на иск, согласно которым указано следующее.

К компетенции администрации города Ставрополя не относится заключение договора социального найма.

Согласно ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

Статьей 52 Жилищного кодекса РФ определено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 N 250-ФЗ).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства.

Истец [СКРЫТО] С.Н. не стоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, следовательно, у администрации города Ставрополя нет оснований для предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Решение, на которое ссылается истец, не может являться основанием обязать собственника, в данном случае администрацию города Ставрополя предоставить жилое помещение по договору социального найма.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации Промышленного района г. Ставрополя – Никабадзе Н.А. по доверенности заявленные исковые требования не признала, возражала против их удовлетворения, поддержала позицию представителя ответчика Администрации г. Ставрополя, в связи с чем просила суд в удовлетворении исковых требований отказать.

Также пояснила, что в соответствии со ст. 57 Жилищного кодекса РФ помещения по договору социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления. В соответствии с ч. 1 ст. 51 ФЗ от 06 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно положению об администрации Промышленного района г. Ставрополя функции представления на территории Промышленного района г. Ставрополя собственника муниципального жилищного фонда осуществляет Администрация Промышленного района.

Таким образом, учитывая, что решений о предоставлении жилого помещения по договору социального найма Администрацией города Ставрополя не принималось, то у Администрации Промышленного района отсутствует право заключения договора социального найма с [СКРЫТО] С.Н.

Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, считает необходимым в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.

Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений.

Ст. 40 Конституции РФ закреплено право каждого на жилище.

На основании ч. 1 ст. 671 ГК РФ по договору найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения или управомоченное им лицо (наймодатель) – обязуется предоставить другой стороне (нанимателю) жилое помещение за плату во владение и пользование для проживания в нем.

Из ч. 1 ст. 672 ГК РФ следует, что в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования жилые помещения предоставляются гражданам по договору социального найма жилого помещения, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

В ч. 1 ст. 49 ЖК РФ указано, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона – собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне – гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 673 ГК РФ объектом договора найма жилого помещения может быть изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома).

В силу ч. 1 ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

На основании ч. 3 ст. 672 ГК РФ договор социального найма жилого помещения заключается по основаниям, на условиях и в порядке, предусмотренных жилищным законодательством. К такому договору применяются правила статей 674, 675, 678, 680, пунктов 1 - 3 статьи 685 настоящего Кодекса. Другие положения настоящего Кодекса применяются к договору социального найма жилого помещения, если иное не предусмотрено жилищным законодательством.

Из ч. 1 ст. 69 ЖК РФ следует, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Нормативным правовым актом, устанавливающим единый порядок принятия на учет сотрудников органов безопасности, нуждающихся в жилых помещениях, и предоставления им жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда является приказ ФСБ России от 24.10.2011 г. № 590 «Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями» (зарегистрирован в Минюсте России 27.12.2011 г., регистрационный № 22763).

Согласно положениям названных Правил, жилищные комиссии органов безопасности наделены правом принятия решений о признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях и предоставления им жилых помещений.

В судебном заседании установлено, что протоколом заседания жилищной комиссии Второго объединенного авиационного отряда ФСБ России (2 ОАО ФСБ России) от дата старший прапорщик [СКРЫТО] С. Н. и члены его семьи: супруга [СКРЫТО] Т. П., дочь [СКРЫТО] А. С., дочь [СКРЫТО] А. С., признаны нуждающимися в жилом помещении с даты обращения, то есть с дата, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии.

Из справки от дата Второго объединенного авиационного отряда ФСБ России следует, что истец [СКРЫТО] С.Н. действительно является военнослужащим Второго объединенного авиационного отряда ФСБ России, подлежит увольнению с военной службы на основании п.п. «а» п. 1 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (по возрасту – по достижении предельного возраста на военной службе).

На основании абз. 2 ст. 23 Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 22.11.2016) "О статусе военнослужащих" военнослужащие – граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях в федеральном органе исполнительной власти или федеральном государственном органе, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии, за исключением случаев, предусмотренных абзацем третьим настоящего пункта. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Так, в справке от дата Второго объединенного авиационного отряда ФСБ России указанно, что [СКРЫТО] С.Н. не может быть уволен с военной службы до обеспечения его жилым помещением по избранному месту жительства в г. Ставрополе.

Ранее, в 2010 году на средства федерального бюджета для военнослужащих органов федеральной службы безопасности, в том числе для сотрудников 2 ОАО ФСБ России, был построен жилой дом и выделены квартиры по адресу: <адрес> (в их составе спорная квартира под номером 118), что подтверждается письмом Управления авиации ФСБ России от дата .

Согласно очередности предоставления жилых помещений, указанная квартира была предоставлена военнослужащему 2 ОАО ФСБ России Долгопятову А. Ю. и членам его семьи, что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии от дата.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что дата между Долгопятовым А.Ю. и Управлением ФСБ России по Ставропольскому краю был заключен договор социального найма спорной квартиры, что подтверждается справкой жилищной комиссии 2 ОАО ФСБ России от дата.

Однако при переводе Долгопятова А.Ю. к новому месту прохождения военной службы, сдача квартиры в УФСБ России по Ставропольскому краю не представлялась возможной, по причине проведения мероприятий по передаче имущества, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность города Ставрополя, что подтверждается распоряжением ТУ Росимущества в Ставропольском крае от дата.

Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

Так, в соответствии с протоколом заседания жилищной комиссии Второго объединенного авиационного отряда ФСБ России от дата решено предоставить [СКРЫТО] С.Н. и членам его семьи трехкомнатную квартиру , расположенную в доме <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты> кв.м., что подтверждается выпиской из протокола заседания жилищной комиссии.

В связи с процедурой передачи имущества, находящегося в федеральной собственности (а в Управлении ФСБ России по Ставропольскому краю – на праве оперативного управления), в муниципальную собственность города Ставрополя, руководствуясь п. 56 приказа ФСБ России от дата, по доверенности Долгопятова А.Ю. квартира <адрес>, сдана уполномоченным лицом в Администрацию Промышленного района г. Ставрополя по акту приема-передачи жилого помещения от дата.

Из материалов дела следует, что дата истец [СКРЫТО] С.Н. обратился в администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по адресу: <адрес>, и заключения договора социального найма.

Письменное обращение истца [СКРЫТО] С.Н. о заключении договора социального найма в отношении вышеуказанной квартиры было рассмотрено Администрацией Промышленного района г. Ставрополя, и в предоставлении жилого помещения по договору социального найма ему было отказано письмом от дата, мотивируя это тем, что он не состоит на жилищном учете в администрации г. Ставрополя, и заключение договора социального найма жилого помещения с ним возможно только на основании решения органа местного самоуправления о передаче ему в пользование этого жилого помещения.

Не согласившись с указанным решением, истец [СКРЫТО] С.Н. обратился в суд с настоящим исковым заявлением.

На основании п. 4 ст. 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников).

В силу п. 3 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, относится к вопросам местного значения муниципального района.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

На основании ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке.

Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Из ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ следует, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

В ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ указано, что категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются указанным категориям граждан в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.

На основании п. 28 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014) "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.

В соответствии с п. 29 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014) граждане, уволенные с военной службы, вправе получить по желанию в порядке общей очереди государственные жилищные сертификаты или безвозмездную финансовую помощь (социальную выплату) на строительство или покупку жилья в размере и порядке, определенных законодательством Российской Федерации. В случае получения финансовой помощи (социальной выплаты) или государственного жилищного сертификата они снимаются с очереди на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий.

Из п. 14 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов.

Согласно п. 30 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014) администрации субъектов Российской Федерации распределяют государственные жилищные сертификаты, построенную, купленную за счет средств федерального бюджета жилую площадь в соответствии с утвержденными списками очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий, о чем в письменной форме уведомляют граждан, уволенных с военной службы.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решения органа местного самоуправления гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия на учет.

Из ч. 4 ст. 57 Жилищного кодекса РФ следует, что решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса РФ, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

В силу ст. 63 Жилищного кодекса РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования. Типовой договор социального найма жилого помещения утверждается Правительством Российской Федерации.

В п. 32 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054 (ред. от 24.12.2014) указано, что на основании решения органа местного самоуправления отдел по учету и распределению жилой площади (жилищный отдел) или специально назначенное должностное лицо выдает гражданину, уволенному с военной службы, ордер на жилое помещение по установленной форме.

Ордер выдается непосредственно тому гражданину, которому предоставляется жилье, или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, оформленной в установленном порядке.

Как следует из Определения Конституционного Суда РФ от 25.12.2003 года N 453-0, возлагая на органы местного самоуправления обязанность по предоставлению освободившихся жилых помещений, ранее занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, другим военнослужащим и членам их семей, оспариваемые положения п. 5 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ – в целях обеспечения баланса таких конституционно защищаемых ценностей, как самостоятельность местного самоуправления и защита прав военнослужащих, - не исключают участие органов местного самоуправления в распределении таких жилых помещений, что призвано гарантировать правомочия муниципального образования как собственника жилья; при этом самостоятельность местного самоуправления в распоряжении муниципальной собственностью не нарушается.

В п. 4 раздела "Судебная практика по гражданским делам" Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2011 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.12.2011) указано, что в случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.

По смыслу п. 5 ст. 15 Федерального закона N 76-ФЗ реализация данного права не ставится в зависимость от принадлежности жилых помещений только к государственному жилищному фонду. Федеральный закон N 76-ФЗ, закрепляя особый правовой статус военнослужащих, выражающийся, в том числе, в особом порядке обеспечения их жилыми помещениями, допускает возможность предоставления указанным лицам и членам их семей жилых помещений муниципального жилищного фонда по договору социального найма, ранее предоставленных другим военнослужащим и членам их семей при освобождении последними данных помещений в связи с выездом на другое место жительства.

Несмотря на то, что содержание и использование муниципального жилищного фонда в силу закона относится к вопросам местного значения, вопросы обеспечения жильем военнослужащих и членов их семей как граждан, проживающих на территории соответствующего муниципального образования, имеют не только местное, но и общегосударственное значение, а потому должны решаться совместно государственными органами и органами местного самоуправления.

Анализируя вышеизложенное, суд приходит к выводу, что истец [СКРЫТО] С.Н. имеет право на заключение с ним договора социального найма жилого помещения.

Однако, судом установлено, что истец [СКРЫТО] С.Н. обратился в суд с исковыми требованиями, не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом. Из смысла названной нормы Кодекса следует, что предъявление соответствующего требования должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Положениями статей 11, 12 Гражданского кодекса РФ определено, что в суде осуществляется защита нарушенных или оспоренных гражданских прав способами, перечисленными в статье 12 названного Кодекса, а также иными способами, предусмотренными законом.

Истец свободен в выборе способа защиты своего нарушенного права, однако избранный им способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и спорного правоотношения, характеру нарушения.

В тех случаях, когда закон предусматривает для конкретного правоотношения определенный способ защиты, лицо, обращающееся в суд, вправе воспользоваться именно этим способом защиты.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления, а также иными способами, предусмотренными законом.

Суд полагает, что истцом [СКРЫТО] С.Н. избран неверный способ защиты нарушенного права, поскольку из материалов дела не усматривается доказательств нарушения ответчиком Администрацией г. Ставрополя имущественных или личных неимущественных прав истца, так как суду не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих отказ Администрации г. Ставрополя в вынесении решения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма в пользу [СКРЫТО] С.Н., а также отказ Администрации г. Ставрополя в предоставлении [СКРЫТО] С.Н. и членам его семьи жилого помещения по адресу: <адрес>.

Также суд считает требование истца [СКРЫТО] С.Н. о признании за ним права пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, без предоставления ему данного помещения по договору социального найма, необоснованным, поскольку это противоречит процедуре предоставления жилого помещения, указанной выше.

Кроме того, поскольку суду не представлено доказательств об обращении [СКРЫТО] С.Н. в Администрацию г. Ставрополя с заявлением о предоставлении ему жилого помещения (т. к. материалы дела содержат только заявление о заключении договора социального найма л.д. 14) в материалах дела отсутствует решение Администрации г. Ставрополя о предоставлении [СКРЫТО] С.Н. жилого помещения по адресу: <адрес>, то, соответственно, отказ Администрации Промышленного района г. Ставрополя в заключении с ним договора социального найма данного жилого помещения суд считает правомерным.

Таким образом, исковое требование об обязании Администрации Промышленного района г. Ставрополя заключить с [СКРЫТО] С.Н. договор социального найма спорного жилого помещения суд также считает необоснованным и не подлежащим удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Поскольку судом в удовлетворении основных исковых требований отказано, то оснований для удовлетворения требования о взыскании судебных расходов у суда не имеется, в связи с чем суд полагает необходимым в удовлетворении данного требования отказать.

Таким образом, суд считает заявленные исковые требования незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] С. Н. к Администрации г. Ставрополя, Администрации Промышленного района г. Ставрополя о признании права пользования жилым помещением и об обязании заключить договор социального найма – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Судья Е.В. Степанова

.

.

.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) на 02.11.2016:
Дело № 9-3769/2016 ~ М-8762/2016, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Рогозин Сергей Викторович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-8939/2016 ~ М-8743/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 23.12.2016
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) ОСТАВЛЕН БЕЗ РАССМОТРЕНИЯ
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Рогозин Сергей Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-8927/2016 ~ М-8742/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 30.11.2016
  • Решение: Производство по делу ПРЕКРАЩЕНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Такушинова О.М.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-3440/2016 ~ М-8758/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 03.11.2016
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Рогозин Сергей Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-8932/2016 ~ М-8752/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 14.12.2016
  • Решение: ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Такушинова О.М.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-305/2017 (2-8940/2016;) ~ М-8757/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 20.04.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Рогозин Сергей Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 2-96/2017 (2-9047/2016;) ~ М-8735/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 09.02.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Старовойтова Нина Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9-3451/2016 ~ М-8739/2016, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Старовойтова Нина Геннадьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 9-3453/2016 ~ М-8727/2016, первая инстанция
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Старовойтова Нина Геннадьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 2-415/2017 (2-9285/2016;) ~ М-8726/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 29.11.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Степанова Е.В.
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-808/2016, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-807/2016, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-806/2016, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-805/2016, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-804/2016, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-803/2016, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 12-802/2016, апелляция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Направлено по подведомственности
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-10131/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-10130/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 5-10129/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 02.11.2016
  • Решение: Вынесено постановление о назначении административного наказания
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Кущ Анна Александровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 13-3/2017 (13-169/2016;), первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Санеев С.О.
  • Судебное решение: НЕТ