Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 11.03.2015 |
Дата решения | 01.06.2015 |
Категория дела | должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 15a8c033-2ad7-3de9-b985-79b7f0ad28f5 |
Дело № 2-3463/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> края в составе:
председательствующего судьи Сподынюк Л.В.,
при секретаре Астежевой Л.Б.,
с участием представителя заявителя Р.о Р.Н. по доверенности Лепехиной М.Г.,
представителя заинтересованного лица администрации <адрес> по доверенности Багировой Ю.В.,
представителя заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенности Воропаевой Л.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Р.о Р. Н. о признании незаконным бездействия администрации <адрес> в не представлении бесплатно земельного участка в собственность,
У С Т А Н О В И Л:
Р.о Р. Н. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации <адрес> в не представлении бесплатно земельного участка в собственность, из которого усматривается, что Р.о Р.Н. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ № 556250. В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Р.о Р.Н., как ветеран боевых действий, имеет право на получение мер социальной поддержки, одной из которых является предоставление бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. датаг. в соответствии с действовавшим на тот момент Порядком ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>, утвержденным Постановлением главы <адрес> от дата № и статьей 18 действовавшего в момент обращения заявителя <адрес> от 01.08.2003г. № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в <адрес>», в соответствии с которым земли на территории <адрес> предоставлялись бесплатно в собственность гражданам на основании федеральных законов, а также в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях, Р.о Р.Н. обратился в МУ «Архитектурно-строительного заказа <адрес>» с заявлением о постановке его на учет для предоставления бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства. Письмом от дата года, исх. № 09/02-01/5-4355, комитет градостроительства администрации <адрес> сообщил Р.о Р.Н., что он поставлен на учет на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства. С момента постановки на учет до настоящего времени прошло 4 года, однако земельный участок, положенный заявителю по закону до сих пор не предоставлен и сотрудники комитета градостроительства администрации <адрес> не знают даже теоретически когда это может произойти. дата Р.о Р.Н. обратился к заместителю главы администрации <адрес>, руководителю комитета градостроительства администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 19.11.2014г. исх. № ему отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в соответствии с действующим в настоящее время Порядком принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от дата № 1386, предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется в соответствии с генеральным планом <адрес> при наличии свободных земельных участков в порядке очередности исходя из времени принятия заявления таких граждан. Бездействие администрации <адрес>, выражающееся в непредставлении земельного участка бесплатно в собственность является незаконными и нарушает права Р.о Р.Н. в части обеспечения земельным участком в соответствии с законом «О ветеранах». В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. На день обращения заявителя в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, действовал закон о предоставлении ветеранам земельных участков в собственность, для строительства индивидуальных жилых домов, а именно, утвержденный Постановлением главы <адрес> от дата № и статьей 18 действовавшего в момент обращения закона <адрес> от дата № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в <адрес>», в соответствии с которой земли на территории <адрес> предоставлялись бесплатно в собственность гражданам на основании федеральных законов, а также в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. Таким образом, правоотношения Р.о Р.Н. с администрацией <адрес> по вопросу предоставления земельного участка возникли до введения в действие <адрес> от датаг. № 21-кз «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений, внесении изменений в отдельные законодательные акты <адрес> и признании утратившими силу некоторых законодательных актов <адрес>». В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Ст. 54 Конституции РФ так же указывает на запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего юридическую ответственность. Согласно с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ. В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ. В силу ст. <адрес> от дата № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в <адрес>», действовавшего на период обращения Знайдюк А.Р. с заявлением о предоставлении земельного участка, земли на территории <адрес> предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. Р.о Р.Н. обратился в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка под индивидуальное жилищное строительство, как участник боевых действий, и на момент обращения действовала ст. <адрес> от 01.08.2003г. №28-кз «Об управлении и распоряжении землями в <адрес>», согласно которой земли на территории <адрес> предоставлялись бесплатно в собственность гражданам на основании федеральных законов, а также в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. Земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и испрашиваемый заявителем для предоставления в целях строительства жилого дома является свободным от прав третьих лиц, не изъят, не ограничен в обороте, и находится в зоне предназначенной для строительства индивидуальных жилых домов. Таким образом, при наличии свободного земельного участка, отсутствие которого обязано доказать заинтересованное лицо в силу обладания соответствующей компетенцией, в его предоставлении может быть отказано только по основаниям, установленным законом (например, при ограничении земельного участка в обороте, и т.п.). Наличие свободных земельных участков подтверждается извещениями комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес>, опубликованными на официальном сайте администрации <адрес> о проведении торгов по продаже права аренды и собственности на земельные участки, предусматривающие жилищное строительство. Довод Комитета градостроительства администрации <адрес> в письме о том, что предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется в соответствии с Генеральным планом <адрес> при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет, является не состоятельным и противоречащим законодательству. Согласно ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе. Федеральным законодательством не предусмотрен порядок очередности при предоставлении бесплатно земельного участка в собственность льготным категориям граждан, в том числе ветеранам боевых действий. Р.о Р.Н. земельный участок бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома ранее не предоставлялся. Ст. 254 ГПК РФ установлено, что гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод. Таким образом, бездействия администрации <адрес>, выражающиеся в непредставлении Р.о Р.Н. земельного участка не соответствуют закону, нарушает гражданские и конституционные права заявителя. Неправомерными действиями администрации были созданы препятствия к осуществлению прав заявителя на предоставление земельного участка бесплатно в собственность, которые ему принадлежат в соответствии с п.1 ст. 16 Закона РФ «О ветеранах». В силу ст. 258 ч. 1 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав или свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Просит суд признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выраженное в непредставлении Р.о Р. Н. бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования <адрес>. Обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения прав и предоставить бесплатно в собственность путем подготовки и издания решения Р.о Р. Н. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
В судебное заседание заявитель Р.о Р.Н. не явился, извещен о времени, дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие с участием его представителя.
В судебном заседании представителя заявителя Р.о Р.Н. по доверенности Лепехина М.Г. заявление поддержала, просила его удовлетворить, дала пояснения аналогичные изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица администрации <адрес> по доверенности Багирова Ю.В в судебном заседании требования Р.о Р.Н. не признала, указала, что Р.о Р.Н. дата обратился с заявлением о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность как участник боевых действий для индивидуального строительства. Заявление Р.о Р.Н. было рассмотрено на заседании комиссии по постановке на учет граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и СК и гражданин был поставлен на учет с даты подачи заявления, а именно с 19.03.2009. Уведомлением от дата № Р.о Р.Н. был уведомлен о постановке на учет. Согласно действующему на момент обращения Р.о Р.Н. <адрес> № 28-кз от 01.08.2003г. «Об управлении и распоряжении землями в <адрес>» земли на территории <адрес> предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных указанным законом случаях (ст. 18). В частности бесплатно на территории <адрес> предоставляются земельные участки для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях. Таким образом, администрация <адрес> в строгом соответствии с действующим законодательством РФ и СК приняла документы Р.о Р.Н. как лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка для ИЖС, и поставила его на учет. Порядок ведения учета граждан, имеющих право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков на момент постановки на учет Р.о Р.Н. был установлен постановлением главы <адрес> № от 17.02.2009г. Согласно указанного постановления предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам осуществляется при наличии свободных земельных участков в порядке очередности, исходя из даты подачи заявления - даты постановки на учет (п.3). 22.05.2012г. постановлением администрации <адрес> № утвержден Порядок принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и СК. В соответствии с п. 1.3 указанного постановления предоставление бесплатно в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и <адрес>, осуществляется в соответствии с генеральным планом <адрес> при наличии земельных участков. Решение о распределении земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>, принимается комиссией, созданной комитетом градостроительства администрации <адрес>. Положение о комиссии, регламент работы и состав комиссии утверждаются приказом комитета градостроительства администрации <адрес>. Постановлением администрации <адрес> № от 25.05.2012г. утвержден Административный регламент администрации <адрес> по предоставлению муниципальной услуги «Предоставление в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством РФ и СК». Таким образом, администрация <адрес> в строгом соответствии с требованиями законодательства РФ и СК, приняла заявление Р.о Р.Н., поставила его на учет и не отказывает в предоставлении бесплатно земельного участка. В соответствии с генеральным планом <адрес> при наличии свободных земельных участков Р.о Р.Н. как ветеран боевых действий в порядке очередности будет приглашен на заседание комиссии, рассматривающей вопрос о распределении земельных участков для индивидуального жилищного строительства, о чем Р.о Р.Н. был уведомлен в ответе администрации <адрес> от 13.08.2010г. В настоящее время по информации комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> Р.о Р.Н. состоит в очереди на предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства как участник боевых действий под номером 339. Следовательно, действия администрации <адрес> по постановке Р.о Р.Н. на учет как лица, имеющего права на бесплатное предоставление земельного участка, соответствуют действующему законодательству РФ и СК и не нарушают права и законные интересы Р.о Р.Н. Р.о Р.Н. заявлены требования в порядке гл.25 ГПК РФ об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Согласно п.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Согласно документам, приложенным к заявлению последний ответ администрации <адрес> на обращение Р.о Р.Н. датирован 19.11.2014г. (исх. № 5031-06/7-21/4), с заявлением в суд Р.о Р.Н. обратился 09.03.2015. Таким образом, заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих. Ссылка Р.о Р.Н. в заявлении на льготы, установленные ст. 16 Федерального закона РФ «О ветеранах» неправомерна. В соответствии с Федеральным законом РФ «О ветеранах» (в ред. Федерального закона от дата № 122-ФЗ) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан (подп.7 п.1 ст.16). В предыдущей редакции (действовавшей до 22.08.2004г.) подп.7 п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» было предусмотрено, в том числе, бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством для жилищного строительства. Таким образом, на момент постановки Р.о Р.Н. на учет для предоставления бесплатно земельного участка для жилищного строительства, а также в настоящее время федеральное законодательство не содержит нормы, предусматривающей для ветеранов боевых действий такой льготы как бесплатное получение земельных участков в размерах, определяемых законодательством для жилищного строительства. В заявлении об оспаривании действий (бездействий) администрации <адрес> Р.о Р.Н. указывает, что в настоящее время имеется свободный земельный участок, свободный от прав третьих лиц, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, расположенный по адресу: <адрес>. Вместе с тем, заявителем не предоставлено сведений, позволяющих идентифицировать указанный земельный участок (не указан кадастровый номер, не предоставлены сведения о постановке участка на кадастровый учет, не указана площадь земельного участка и т.д.), а также не предоставлены доказательств того, что данный земельный участок свободен от прав третьих лиц, находится в муниципальной собственности и предназначен для индивидуального жилищного строительства. Р.о Р.Н. в заявлении ссылается на нормы, установленные в ст. 32 Земельного кодекса РФ. Однако, с 01.03.201г. ст.28-34 Земельного кодекса РФ утратили силу. В редакции же Земельного кодекса РФ, действовавшей до 01.03.2015г., ст.32 устанавливала порядок принятия решения о предоставлении земельных участков для строительства. Предоставление же земельных участков для жилищного строительства регулировалось ст.30.1 Земельного кодекса РФ (в ред. до 01.03.2015г.), которая устанавливала предоставление земельных участков для жилищного строительства путем проведение аукционов. Таким образом, Р.о Р.Н. в заявлении ссылается на нормы Земельного кодекса РФ, не применяемые к отношениям по предоставлению земельных участков бесплатно в собственность для индивидуального жилищного строительства. И, следовательно, не указывает какие нормы законодательства РФ нарушила администрация <адрес>. В соответствии с нормами ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Из вышеуказанных обстоятельств дела следует, что администрацией <адрес> при постановке на учет Р.о Р.Н. как лица, имеющего право на бесплатное предоставление земельного участка, не нарушены нормы законодательства РФ и СК и права и законные интересы Р.о Р.Н. (на учет гражданин поставлен с даты обращения, т.е. с 19.03.2009г., в предоставлении участка ему не отказано). Кроме того, в случае принятия судом решения об обязании администрации <адрес> предоставить Р.о Р.Н. земельный участок, будут нарушены права и законные интересы граждан, которые также имеют право на бесплатное предоставление земельного участка и поставлены на учет ранее, чем Р.о Р.Н, а также нарушены нормы нормативных актов о порядке предоставления земельных участков (очередность такого предоставления). На основании вышеизложенного и руководствуясь действующим законодательством РФ, администрация <адрес> просит отказать Р.о Р.Н. в удовлетворении заявления о признании бездействий администрации <адрес>, выразившихся в непредставлении бесплатно в собственность земельного участка для жилищного строительства в границах муниципального образования <адрес> незаконным и об обязании администрации <адрес> предоставить бесплатно в собственность путем подготовки и издания решения Р.о Р.Н. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. Просит суд в заявлении отказать.
Представитель заинтересованного лица комитета по управлению муниципальным имуществом <адрес> по доверенности Воропаева Л.С. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Р.о Р.Н., считает их необоснованными, просит суд в требованиях отказать.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 22 Земельного кодекса РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствие с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.
Однако, ст. 30, 31, 32 Земельного кодекса РФ предусмотрены порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, выбора земельных участков для строительства и принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства, а именно: ч. 5 ст. 30 ЗК РФ предусматривает, что представление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в установленном п.п.1-3 порядке с последующим (п. 4) принятием решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствие с правилами, предусмотренными ст. 32 ЗК РФ.
Подпунктом 5 п. 1 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно вязанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Судом установлено, что Р.о Р.Н. является ветераном боевых действий, что подтверждается удостоверением серии РМ № 556250.
В соответствии со ст. 16 Федерального закона РФ от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» Р.о Р.Н., как ветеран боевых действий, имеет право на получение мер социальной поддержки, одной из которых является предоставление бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
датаг. Р.о Р.Н. обратился в МУ «Архитектурно-строительного заказа <адрес>» с заявлением о постановке его на учет для предоставления бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Согласно письма от дата года, исх. № 09/02-01/5-4355, комитет градостроительства администрации <адрес> сообщил Р.о Р.Н., что он поставлен на учет на предоставление в собственность бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Как указывает представитель заявителя, с момента постановки на учет до настоящего времени прошло 4 года, однако земельный участок, положенный заявителю по закону до сих пор не предоставлен.
дата Р.о Р.Н. обратился к заместителю главы администрации <адрес>, руководителю комитета градостроительства администрации <адрес> с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: <адрес> для индивидуального жилищного строительства.
Согласно письма комитета градостроительства администрации <адрес> от 19.11.2014г. исх. № Р.о Р.Н. отказано в предоставлении земельного участка в связи с тем, что в соответствии с Порядком принятия решения о предоставлении в собственность земельных участков гражданам, имеющим право на предоставление бесплатно в собственность земельных участков в соответствии с законодательством Российской Федерации и <адрес>, утвержденным постановлением администрации <адрес> от дата № 1386, предоставление бесплатно в собственность земельных участков осуществляется в соответствии с генеральным планом <адрес> при наличии свободных земельных участков в порядке очередности исходя из времени принятия заявления таких граждан.
В соответствии со статьей 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Как установлено в судебном заседании, на день обращения заявителя Р.о Р.Н. в администрацию <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, действовал закон о предоставлении ветеранам земельных участков в собственность, для строительства индивидуальных жилых домов, а именно, утвержденный Постановлением главы <адрес> от дата № и статьей 18 действовавшего в момент обращения закона <адрес> от дата № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в <адрес>», в соответствии с которой земли на территории <адрес> предоставлялись бесплатно в собственность гражданам на основании федеральных законов, а также в случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
В соответствии со ст. 4 Гражданского кодекса РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Ст. 54 Конституции РФ так же указывает на запрет обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего юридическую ответственность.
Согласно с ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.
В силу ст. <адрес> от дата № 28-кз «Об управлении и распоряжении землями в <адрес>», действовавшего на период обращения с заявлением о предоставлении земельного участка, земли на территории <адрес> предоставляются бесплатно в собственность гражданам и юридическим лицам на основании федеральных законов, а также в установленных настоящим Законом случаях предоставления земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства - военнослужащим, уволенным с военной службы и принимавшим участие в боевых действиях.
Как усматривается из уведомления об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним № от дата земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, и испрашиваемый заявителем для предоставления в целях строительства жилого дома является свободным от прав третьих лиц, не изъят, не ограничен в обороте, и находится в зоне предназначенной для строительства индивидуальных жилых домов.
Согласно ч. 2 ст. 32 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства. Для принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления запрашивает кадастровый паспорт земельного участка (его копию, сведения, содержащиеся в нем) в органе, осуществляющем кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости, если такой документ не представлен гражданином или юридическим лицом по собственной инициативе. Федеральным законодательством не предусмотрен порядок очередности при предоставлении бесплатно земельного участка в собственность льготным категориям граждан, в том числе ветеранам боевых действий.
Как установлено судом, Р.о Р.Н. земельный участок бесплатно в собственность для строительства индивидуального жилого дома ранее не предоставлялся.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 9 Федерального закона "О ветеранах" реализация государственной политики в отношении ветеранов осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Отношения по использованию и охране земель в <адрес> (земельные отношения) в соответствии с полномочиями, отнесенными федеральными законами к ведению субъектов Российской Федерации, регулируются положениями <адрес> от дата N 21-кз (ред. от 06.11.2014) "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений".
В силу пункта 2 части 1 статьи 12 указанного выше закона земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность гражданам бесплатно на основании федеральных законов, а также в следующих случаях, установленных настоящим Законом: для индивидуального жилищного строительства в населенных пунктах по месту жительства при условии признания нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации и проживания в населенных пунктах не менее трех лет следующим лицам из числа ветеранов боевых действий:
военнослужащим, уволенным в запас (отставку);
иным лицам, уволенным по выслуге срока службы или иным основаниям, дающим право выхода на пенсию;
Судом установлены фактические обстоятельства дела, свидетельствующие о том, что Р.о Р.Н. является ветераном боевых действий и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом "О ветеранах".
Доводы представителя администрации <адрес> о том, что заявитель злоупотребляет своим правом, суд считает несостоятельными, поскольку наличие других граждан, стоящих в очереди на получение земельного участка непосредственно перед заявителем, не является препятствием для реализации права ветерана на бесплатное получение земельного участка.
В силу части 1 статьи 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии с частью 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от дата № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Следовательно, принимая во внимание отсутствие в земельном законодательстве и краевом такого основания для отказа в предоставлении земельного участка для ИЖС ветеранам и инвалидам ВОВ, как отсутствие сформированных земельных участков, суд пришел к правильному выводу о необходимости удовлетворения требований Р.о Р.Н.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Заявление Р.о Р. Н. о признании незаконным бездействия администрации <адрес> в не представлении бесплатно земельного участка в собственность удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации <адрес>, выраженное в непредставлении Р.о Р. Н. бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах муниципального образования <адрес>.
Обязать администрацию <адрес> устранить допущенные нарушения прав и предоставить бесплатно в собственность путем подготовки и издания решения Р.о Р. Н. земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья Л.В.Сподынюк