Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 30.03.2015 |
Дата решения | 05.06.2015 |
Категория дела | должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | d597bcd9-9ce9-3de0-a25f-9100fa27d7aa |
Дело № 2-3430/15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
дата <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Сподынюк Л.В.,
при секретаре Астежевой Л.Б.,
с участием представителя заявителя [СКРЫТО] Д.В. по доверенности Куртилиной М.В.,
представителя заинтересованного лица Управление Росреестра по СК по доверенности Печкуровой Е.В.,
представителя заинтересованного лица администрации <адрес> по доверенности Багировой Ю.В.,
представителя заинтересованного лица комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности Ушаковой Ю.В.,
рассмотрев в открытом заседании гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] Д. В. об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Д. В. обратился в суд с заявлением об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка, мотивировав свои требования тем, что [СКРЫТО] Д. В., в 2005 году был предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, для размещения кафе-магазина, было издано Постановление главы <адрес>, от дата года, за № 1848, «О утверждении акта выбора земельного участка, согласовании [СКРЫТО] Д. В. места размещения кафе – магазина по <адрес> в квартиле 551 и предоставлении земельного участка для проведения проектно- изыскательных работ». Им были выполнены все необходимые условия: земельный участок был поставлен на кадастровый учет, с кадастровым номером 26:12:010402:265. Договор аренды земельного участка в границах земель <адрес> от дата за № 4559, зарегистрировал в «Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес>» от 21.12.2005г. номер регистрации: 26-26-12/039/2005-363, сроком на три года (с 08.06. 2005г. по 07.06.2008г.), для проведения проектно- изыскательских работ места размещения кафе - магазина, площадь земельного участка 120 кв. м. Им была заказана необходимая проектная документация, согласована в установленном законом порядке, со всеми службами: с управлением архитектуры администрации <адрес>, с МУП «Горэлектросетью», с МУП «Теплосетью», с МУП «Горзеленстроем», с Центральный узлом электросвязи (городские телефонные сети), с МУП «Водоканалом», с ОАО «Ставропольгоргазом», с Комитетом городского хозяйства администрации <адрес>, с Государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ. Получил «Экспертное заключение № от 20.05.2005г. по отводу земельного участка под строительство, санитарно-эпидемиологическое заключение №26.01.122.Т.00169дата от 24.05.2005г., Заключение от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК» от 14.05.2005г. № 3-254. В процессе согласования всей необходимой документации, он обратился в Комитет градостроительства о внесении изменений в постановление главы <адрес> от 08.06.2005г. за № 1848, в части целевого назначение земельного участка, «с кафе-магазина…» на «магазин с офисными помещениями….» (Постановление главы <адрес> от 12.09.2007г. № 2688). Сбор документов и согласование со всеми организациями заняло много время, т.к. бюрократический аппарат работает исправно и в каждой организации, в каждом отделе бумаги должны были находиться определенное время. После выполнения всех необходимых согласований, подготовки проектной документации, он получил «Разрешение на строительство» № RU-26309000-914-С» от 28.11.2008г. сроком до 10.03.2009г. в Комитете градостроительства администрации <адрес>. На момент получения разрешения на строительство, срок действия «Договора аренды земельного участка в границах земель <адрес> от дата за № 4559», истек, ему пришлось снова обращаться в Комитет градостроительства администрации <адрес>, для оформления нового договора аренды. В связи с этим, было издано новое «Постановление главы <адрес>» от 22.02.2008г. за № о предоставлении [СКРЫТО] Д. В. земельного участка для строительства магазина с офисными помещениями по <адрес> в квартале 551, в аренду сроком на 364 дня (с 22.02.2008г. по 20.02.2009г.). В конце 2008 года объект строительства - магазин с офисными помещениями (общая площадь 379 кв. м., площадь земельного участка 120,0 кв. м., этажность – 4 ед., строительный объем -1056 куб. м.) расположенный по адресу <адрес>, был полностью построен. Им был подготовлен полный пакет документов необходимый для ввода в эксплуатацию построенного мною объекта – магазина с офисными помещениями. Для того, чтобы сдать документы для ввода в эксплуатацию, ему необходим был договор аренды на земельный участок, заключенный на новый срок. Он обратился в Комитет градостроительства администрации <адрес>, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок, так как свидетельства подтверждающего, что здание имеет 100% готовность у него не было, было подготовлено «Постановление администрации <адрес> края» от 12.10.2012г. за № 3207, и к нему «Договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес>» от 17.01.2013г. № г. для продолжения строительства. Обратился в «Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» (Управление Росреестра по <адрес>) с заявлением о государственной регистрации договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010402:0265, расположенного по адресу: <адрес>, в квартале 551, дата документы были приостановлены. В уведомлении о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указано, что в сведениях о регистрации права собственности на объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре права отсутствует, таким образом, регистрирующий орган считает, что земельный участок может ему быть предоставлен только на торгах. Ссылаясь на ст. 30 ч. 1 Земельного кодекса РФ, на Решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. № «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, а также земельные участки, государственной собственности на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органа местного самоуправления <адрес> имеют право распоряжаться, предоставляют для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков исключительно на торгах». Так как в момент действия договора аренды № от 19.07.2005г. он не зарегистрировал, объект незавершенного строительства любой процентной готовности, в силу тех обстоятельств, что он изменял вид использования земельного участка «с кафе-магазина…» на «магазин с офисными помещениями….» (Постановление главы <адрес> от 12.09.2007г. № 2688). За период подготовки и приведение документов в соответствие, истек срок действия договора аренды, был подготовлен новый договор аренды № от 17.01.2013г. регистрация приостановлена в связи с отсутствием в ЕГРП сведений об объекте недвижимого имущества, о магазине с офисными помещениями. Данный объект на регистрацию не подавался, в связи с тем, что процентную готовность здания регистрировать не представлялось возможным, вносились изменения в части использования, при 100 % готовности документы на ввод в эксплуатацию не получены, так как истек срок действия договора аренды на земельный участок. Обстоятельства сложились, таким образом, что ввести в эксплуатацию здание он не может, у него отсутствует договор аренды земельного участка с действующим сроком, в тоже время зарегистрировать новый договор аренды на земельный участок, он тоже не может, т.к. правовая база не позволяет это сделать, в связи с отсутствием в ЕГРП объекта, расположенного на земельном участке. На основании вышеуказанного, он вынужден обратиться в суд. Просит суд признать не законным отказ органа регистрации «Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» (Управление Росреестра по <адрес>) и обязать осуществить государственную регистрацию договора аренды на земельный участок № от 17.01.2013г. с кадастровым номером 26:12:010402:265 расположенного по адресу: <адрес> квартал 551, общей площадью 120 кв. м. в установленный законом срок.
В судебное заседание [СКРЫТО] Д.В. не явился, представив заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с участием его представителя.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности Куртилина М.В. требования [СКРЫТО] Д.В. поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица Администрации <адрес> Багирова Ю.В. в судебном заседании просила суд вынести решение в соответствии с нормами действующего законодательства, при этом пояснила, что дата постановлением главы <адрес> № [СКРЫТО] Д.В. был предоставлен в аренду на 3 года земельный участок площадью 120 кв.м по <адрес> в квартале 551 для проведения проектно-изыскательских работ и согласовано место размещения кафе-магазина. Постановлением главы <адрес> от дата № в постановление главы <адрес> от дата № были внесены изменения слова «кафе-магазин» заменены словами «магазин с офисными помещениями». Постановлением главы <адрес> от дата № [СКРЫТО] Д.В. в аренду сроком на 364 дня предоставлен земельный участок площадью 120 кв.м для строительства магазина с офисными помещениями по <адрес>. На основании данного постановления был заключен договор аренды № от 13.03.2008. В соответствии со ст. 22 Земельного кодекса РФ дата постановлением администрации <адрес> № в связи с истечением срока действия договора аренды земельного участка от дата № [СКРЫТО] Д.В. в аренду на новый срок 3 года предоставлен земельный участок с кадастровым номером 26:12:010402:265 площадью 120 кв.м для продолжения строительства магазина с офисными помещениями по <адрес> в квартале 551. [СКРЫТО] Д.В. в администрацию <адрес> не предоставлял документов, свидетельствующих о наличии на указанном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего заявителю на праве собственности. Следовательно, предоставить в аренду земельный участок под объектом недвижимости. Таким образом, администрация <адрес>, предоставляя [СКРЫТО] Д.В. в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:12:010402:265 площадью 120 кв.м для продолжения строительства магазина с офисными помещениями по <адрес> в квартале 551 действовала в соответствии с действующим на том момент земельным законодательством РФ.
Представитель заинтересованного лица Управление Росреестра по СК по доверенности Печкурова Е.В. в судебном заседании требования не признала и просила в их удовлетворении отказать, пояснив, что в соответствии со ст. 2 ФЗ РФ № 122-ФЗ от дата «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - государственная регистрация прав) - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Согласно ст.26 Закона о регистрации, государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества. С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества. Договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду. В соответствии со статьей 16 Закона о регистрации государственная регистрация производится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица, при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. К заявлению о государственной регистрации должны быть приложены документы необходимые для ее проведения. Для подтверждения принятия документов заявителю выдается расписка с указанием перечня предоставленных документов, а также даты их принятия. В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> обратился представитель [СКРЫТО] Д. В. - Куртилина М. В., действующая на основании доверенности от 27.02.2013, удостоверенной нотариусом Кашуриным И. Н. по СГНО, реестр № 1д-470, с заявлением от 04.12.2014г. № 26-0-1-133/2008/2014-17, о регистрации договора аренды на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010402:265, расположенного по адресу: <адрес>, квартале 551. В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 9, абзацем 3 пункта 1 статьи 13 и абзацем 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от дата № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять поверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия, соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти. В соответствии с п. 5 ст. 18 Федерального закона от дата № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" необходимые для государственной регистрации прав документы в форме документов на бумажном носителе, выражающие содержание сделок, совершенных в простой письменной форме, и являющиеся основанием для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав, представляются, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, не менее чем в двух экземплярах-подлинниках, один из которых после государственной регистрации прав должен быть возвращен правообладателю, второй - помещается в дело правоустанавливающих документов. На государственную регистрацию в нарушение п.5 ст. 18 Федерального закона от дата № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предоставлен договор аренды земельного участка в границах земель <адрес> от дата № в одном экземпляре. В соответствии с п. 1 ст. 13 Федерального закона от дата № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" проведена правовая экспертиза. При проведении правовой экспертизы установлено, что в Едином государственном реестре прав имеются сведения о государственной регистрации договора аренды земельного участка в границах земель <адрес> от дата №4559, площадью 120 кв.м. с кадастровым номером 26:12:010402:265 по <адрес> в квартале 551, для продолжения строительства магазина с офисными помещениями. Срок аренды с дата по 07.06.2008. На государственную регистрацию был предоставлен договор аренды земельного участка в границах земель <адрес> от дата № 6486, на земельный участок с кадастровым номером 26:12:010402:265, [СКРЫТО] Д.В., сроком на 364 дня по 20.02.2009. В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от дата N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (введен в действие Федеральным законом от дата N 427-ФЗ) собственник объекта незавершенного строительства, право собственности на который зарегистрировано до дата, имеет право приобрести земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен указанный объект, в аренду без проведения торгов в порядке, установленном для оформления прав на земельные участки собственниками зданий, сооружений. Сведения о регистрации права собственности [СКРЫТО] Д. В. на объекты недвижимости, расположенные на указанном земельном участке, в ЕГРП отсутствуют. Таким образом, указанный земельный участок может быть представлен в аренду исключительно на торгах. Указанные обстоятельства изложены в Постановлении Пленума ВАС РФ от дата № "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса РФ о договоре аренды". В соответствии со ст.621 ГК РФ заключение договора аренды на новый срок по существу является заключением нового договора. В силу пункта 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключение договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации. В соответствии с п. 3 ст. 22 ЗК РФ, ч. 1 п. 1 ст. 621 ГК РФ по истечении срока договора аренды земельного участка его арендатор имеет преимущественное перед другими право на заключение нового договора аренды. В соответствии с пунктом 1 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
1) без предварительного согласования мест размещения объектов;
2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно пункта 1.2 части 1 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать перечень случаев, когда предоставление находящихся в муниципальной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством они имеют право распоряжаться, осуществляется на исключительно торгах.
Решением Ставропольской городской Думы от дата № "Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления <адрес> имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельного участка, исключительно на торгах" (далее - Решение Думы № 84) установлен перечень случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления <адрес> имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах в случаях размещения на них: объектов торговли (в том числе торговых павильонов, сблокированных с автобусными остановками), общественного питания, бытового обслуживания, гостиничного хозяйства и складских объектов; административных зданий; объектов, осуществляющих техническое обслуживание автомобилей, автостоянок (парковок), гаражей и многоуровневых паркингов; объектов для приема, переработки и реализации лома цветных и черных металлов; объектов, предназначенных для осуществления коммерческой деятельности в медицинской и фармацевтической сфере; объектов культурно-развлекательного назначения; объектов физкультурно-оздоровительного назначения; спортивных, зрелищных объектов; сооружений, связанных с выращиванием цветов, овощей(теплицы,парники,оранжереи). Поскольку в представленном на государственную регистрацию договора аренды разрешенное использование "для продолжения строительства магазина с офисными помещениями" следовательно, данное разрешенное использование относится к разрешенному использованию "объекты торговли", таким образом, указанный земельный участок может быть предоставлен для строительства исключительно на торгах. Однако, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства земельный участок с кадастровым номером 26:12:010402:265, площадью 120 кв.м, расположенный по адресу: <адрес> в квартале 551, предоставлен для продолжения строительства магазина с офисными помещениями, без проведения торгов (конкурсов, аукционов). В соответствии с пунктом 4 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке: проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от дата N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон "О государственном кадастре недвижимости"), работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы), осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - плата за подключение); принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов(конкурсов,аукционов); проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Порядок организации и проведения торгов определен Правилами организации и проведения торгов по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002№808. Так же в соответствии с Положением о порядке информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства и для целей, не связанных со строительством, об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд и установлении публичных сервитутов, утвержденном постановлением главы администрации <адрес> края № от дата администрация <адрес> уполномочена информировать население о предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Согласно п. 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью. В соответствии с ст. 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения. В связи с этим договор аренды вновь образованного земельного участка, заключенный без проведения торгов, является ничтожным (статья 168ГКРФ). Учитывая изложенное, для проведения государственной регистрации в соответствии с п.2 ст. 16 Закона о регистрации, заявителю необходимо было предоставить: документы, подтверждающие соблюдение установленного действующим законодательством порядка предоставления земельного участка для строительства, а именно: решение о проведении торгов; предварительная заблаговременная публикация (не менее чем за 30 дней) в средствах массовой информации сообщения о проведении торгов; отчет независимого оценщика; протокол о результатах торгов, который в соответствии с Земельным кодексом РФ, Правилами организации и проведения торгов по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от дата № является основанием для заключения договора аренды. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от дата № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав приостанавливается государственным регистратором при возникновении у него сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав. Государственная регистрация по делу была приостановлена. По истечении срока приостановления препятствия к проведению государственной регистрации устранены не были, а именно не были предоставлены документы, необходимые для государственной регистрации. В соответствии с абз. 2 п.2 ст. 19 Федерального закона от дата № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" если в течение указанного срока не будут устранены причины, препятствующие государственной регистрации прав, государственный регистратор обязан отказать заявителю в государственной регистрации прав и сделать об этом соответствующую запись в книге учета документов. 15.01.2015г. в соответствии с абзацем 10 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации, в государственной регистрации заявителю отказано, поскольку не представлены документы, необходимые в соответствии с законом о регистрации для государственной регистрации прав. Полагает, что обжалуемые действия Управления по отказу в государственной регистрации договора аренды, соответствуют действующему законодательству. С учетом вышеизложенных обстоятельств, просит суд в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Представитель заинтересованного лица комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности Ушакова Ю.В. в судебном заседании просила суд вынести решение в соответствии с нормами действующего законодательства.
Представитель заинтересованного лица КУМИ <адрес> в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, считает возможным исковые требования удовлетворить по следующим основаниям.
Согласно частям 1 и 2 ГК РФ, гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Судом установлено, что заявителю [СКРЫТО] Д.В. в 2005 году предоставлен земельный участок по адресу: <адрес>, для размещения кафе-магазина.
Согласно Постановлению главы <адрес>, от дата года, за № 1848, «О утверждении акта выбора земельного участка, согласовании [СКРЫТО] Д. В. места размещения кафе – магазина по <адрес> в квартиле 551 и предоставлении земельного участка для проведения проектно- изыскательных работ», [СКРЫТО] Д.В. рекомендовано осуществить постановку земельного участка на кадастровый учет, осуществить государственную регистрацию договора аренды земельного участка.
В судебном заседании установлено, что заявитель [СКРЫТО] Д.В. выполнил все необходимые условия: земельный участок поставлен на кадастровый учет, с кадастровым номером 26:12:010402:265.
Из материалов дела видно, что договор аренды земельного участка в границах земель <адрес> от дата за № 4559, зарегистрирован в «Управлении Федеральной регистрационной службы по <адрес>» от 21.12.2005г. номер регистрации: 26-26-12/039/2005-363, сроком на три года (с 08.06. 2005г. по 07.06.2008г.), для проведения проектно- изыскательских работ места размещения кафе - магазина, площадь земельного участка 120 кв. м.
Из объяснений представителя заявителя установлено, что [СКРЫТО] Д.В. заказал необходимую проектную документацию, согласовал в установленном законом порядке, со всеми службами: с управлением архитектуры администрации <адрес>, с МУП «Горэлектросетью», с МУП «Теплосетью», с МУП «Горзеленстроем», с Центральный узлом электросвязи (городские телефонные сети), с МУП «Водоканалом», с ОАО «Ставропольгоргазом», с Комитетом городского хозяйства администрации <адрес>, с Государственной санитарно-эпидемиологической службой РФ и получил «Экспертное заключение № от 20.05.2005г. по отводу земельного участка под строительство, санитарно-эпидемиологическое заключение №26.01.122.Т.00169дата от 24.05.2005г., Заключение от Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды СК» от 14.05.2005г. № 3-254.
В процессе согласования всей необходимой документации, он обратился в Комитет градостроительства о внесении изменений в постановление главы <адрес> от 08.06.2005г. за № 1848, в части целевого назначение земельного участка, «с кафе-магазина…» на «магазин с офисными помещениями….»
Постановлением администрации <адрес> № от дата года, [СКРЫТО] Д.В, предоставлен в аренду на новый срок 3 года земельный участок с кадастровым номером 26:12:010402:265 площадью 120 кв.метров ( в том числе 22 кв.метра с особым режимом использования) для продолжения строительства магазина с офисными помещениями по <адрес> в квартале 551, категория земель – земли населенных пунктов.
[СКРЫТО] Д.В. получено «Разрешение на строительство» № RU-26309000-914-С» от 28.11.2008г. сроком до 10.03.2009г. в Комитете градостроительства администрации <адрес>, однако, срок действия «Договора аренды земельного участка в границах земель <адрес> от дата за № 4559», истек.
Постановлением главы <адрес> от 22.02.2008г. за № [СКРЫТО] Д.В. предоставлен земельный участок для строительства магазина с офисными помещениями по <адрес> в квартале 551, в аренду сроком на 364 дня (с 22.02.2008г. по 20.02.2009г.).
Как указывает представитель заявителя в конце 2008 года объект строительства - магазин с офисными помещениями (общая площадь 379 кв. м., площадь земельного участка 120,0 кв. м., этажность – 4 ед., строительный объем -1056 куб. м.) расположенный по адресу <адрес>, был полностью построен.
[СКРЫТО] Д.В. обратился в Комитет градостроительства администрации <адрес>, с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду на новый срок, так как свидетельства подтверждающего, что здание имеет 100% готовность у него не было.
Согласно ч.1 ст.422 ГК РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
В соответствии с п.3 ст.607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Согласно уведомления Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> от дата о приостановлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указано, что в сведениях о регистрации права собственности на объект недвижимости расположенный по адресу: <адрес>, в Едином государственном реестре права отсутствует, таким образом, регистрирующий орган считает, что земельный участок может ему быть предоставлен только на торгах. В уведомлении Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ссылается на ст. 30 ч. 1 Земельного кодекса РФ, на Решение Ставропольской городской Думы от 29.06.2011г. № «Об установлении перечня случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности <адрес>, а также земельные участки, государственной собственности на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органа местного самоуправления <адрес> имеют право распоряжаться, предоставляют для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков исключительно на торгах».
Ввести в эксплуатацию здание [СКРЫТО] Д.В. не может, у него отсутствует договор аренды земельного участка с действующим сроком, в тоже время зарегистрировать новый договор аренды на земельный участок, он тоже не может, т.к. правовая база не позволяет это сделать, в связи с отсутствием в ЕГРП объекта, расположенного на земельном участке.
Согласно ст.218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно части 3 статьи 9 Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", к компетенции федерального органа в области государственной регистрации при проведении им государственной регистрации прав относятся, в том числе проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти; проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав; государственная регистрация прав, выдача документов, подтверждающих государственную регистрацию прав.
В силу статьи 17 указанного ФЗ, основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки. Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии с частью 1 статьи 16 упомянутого ФЗ, государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
Согласно части 1 статьи 19 названного ФЗ, документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу части 1 статьи 20 указанного ФЗ, в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если:
- с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо;
- лицо, выдавшее правоустанавливающий документ, не уполномочено распоряжаться правом на данный объект недвижимого имущества;
- правообладатель не представил заявление и иные необходимые документы на государственную регистрацию ранее возникшего права на объект недвижимого имущества, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после введения в действие настоящего Федерального закона перехода данного права, его ограничения (обременения) или совершенной после введения в действие настоящего Федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Данной нормой предусмотрено, что отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд.
При изучении представленных сторонами документов, суд пришел к выводу, что вышеуказанных в сообщении регистрационной службы обстоятельств, послуживших основанием к отказу [СКРЫТО] Д.В. в регистрации права по предъявленному им договору, не усматривается.
В соответствии с частями 1 и 2 Федерального закона от дата N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на основании судебного акта может приостанавливаться государственным регистратором при возникновении у него сомнений в подлинности представленных документов. В указанных в пункте 1 настоящей статьи случаях государственная регистрация прав может быть приостановлена не более чем на один месяц.
Согласно части 1 статьи 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
При таком положении, нарушенное право заявителя подлежит восстановлению путем обязания Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии произвести государственную регистрацию договора аренды на земельный участок № от дата с кадастровым номером 26:12:010402:265 расположенного по адресу: <адрес> квартал 551, общей площадью 120 кв. м.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление [СКРЫТО] Д. В. об оспаривании отказа в государственной регистрации договора аренды земельного участка удовлетворить.
Признать незаконным отказ органа регистрации «Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>» (Управление Росреестра по <адрес>) и обязать осуществить государственную регистрацию договора аренды на земельный участок № от 17.01.2013г. с кадастровым номером 26:12:010402:265 расположенного по адресу: <адрес> квартал 551, общей площадью 120 кв. м. в установленный законом срок
Решение может быть обжаловано в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Л.В.Сподынюк