Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 25.02.2015 |
Дата решения | 23.03.2015 |
Категория дела | должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 6285c57d-a4ff-351f-8ba5-bfbfc057b0ee |
Дело № 2-2532/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 марта 2015 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Пшеничной Ж.А.,
при секретаре Карасевой А.Д.,
с участием заявителя [СКРЫТО] М.Ю., его представителя Пащенко С.И., действующего на основании доверенности, представителя заинтересованного лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК Погожевой Н.А., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] М. Ю. о признании незаконным решения комиссии Главного управления МЧС России по СК,
УСТАНОВИЛ:
[СКРЫТО] М.Ю. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения комиссии Главного управления МЧС России по СК.
В обоснование своих требований указал, что дата комиссия Главного управления МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решила «рассмотрев сведения, содержащиеся в комплекте документов, представленных в комиссию в соответствии требованиями статьи 4 Федерального закона РФ от дата №283-ФЗ, отказать в праве майору внутренней службы [СКРЫТО] М. Ю. на получение ЕСВ, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ, с пунктом 8 подпунктом 5 статьи 4 Федерального закона РФ от дата №283-ФЗ».
Заявитель считает указанное решение заинтересованного лица от дата, оформленное протоколом № заседания комиссии, незаконным и необоснованным, нарушающим права и свободы заявителя, создающим препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, по следующим основаниям.
Заявитель – майор внутренней службы [СКРЫТО] М. Ю. состоит в должности старшего эксперта ФГБУ «СЭУ «ИПЛ» по <адрес>», общая продолжительность службы сотрудника на дата составляет 12 лет 09 месяца.
Состав семьи заявителя составляет 3 человека (включая сотрудника): супругу – [СКРЫТО] О. О., дата г.р., дочь – [СКРЫТО] У. М., дата г.р.
Ранее единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения заявителю не предоставлялась, жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, и принадлежащих на праве собственности ни он, ни члены его семьи не имеют.
Заявитель дата предоставил в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление с необходимым пакетом документов.
дата комиссия Главного управления МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, решила «рассмотрев сведения, содержащиеся в комплекте документов, представленных в комиссию в соответствии требованиями статьи 4 Федерального закона РФ от дата №283-ФЗ, отказать в праве майору внутренней службы [СКРЫТО] М. Ю. на получение ЕСВ, в соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ, с пунктом 8 подпунктом 5 статьи 4 Федерального закона РФ от дата №283-ФЗ».
В качестве основания отказа заявителю на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, заинтересованное лицо ссылается на то, что заявитель совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, однако таким ухудшением (отчуждением) члены комиссии посчитали регистрацию сотрудника и члена его семьи по новому адресу по месту службы сотрудника в <адрес>.
Между тем, члены комиссии не приняли во внимание следующее.
С июля 2013 года заявитель и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Указанную квартиру заявитель и члены его семьи снимают по договору найма жилого помещения у собственника – [СКРЫТО] Н. В..
Ранее, с 2000 года по декабрь 2012 года заявитель был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственником данного домовладения является мать заявителя – [СКРЫТО] О. Ю..
Супруга сотрудника [СКРЫТО] О. Ю. с 2007 года по декабрь 2012 года была зарегистрирована по адресу: <адрес> балка, <адрес>.
В оспариваемом протоколе указано отсутствие прав на недвижимое имущество у сотрудника и членов его семьи.
Отказывая заявителю в праве, комиссия сослалась на статью 53 Жилищного кодекса РФ (Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий), в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, и на подпункт 5 пункта 8 статьи 4 Федерального закона от дата № 283-ФЗ (в ред. Федерального закона от дата № 185-ФЗ), в соответствии с которыми сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные: с отчуждением жилых помещений или их частей.
В отношении регистрации заявителя по адресу: <адрес>, указывает, что в соответствии со статьей 3 Закона РФ от дата № (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, регистрация по месту жительства не определяет прав на жилое помещение, а выступает лишь обязательной формой учета места жительства или временного пребывания гражданина.
На основании вышеизложенного, просит суд признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от дата, оформленное протоколом № 4, об отказе [СКРЫТО] М. Ю. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения. Обязать комиссию Главного управления МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять [СКРЫТО] М. Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от дата № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от дата № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».
В судебном заседании заявитель [СКРЫТО] М.Ю. заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить.
В отношении пропуска срока на обжалование решения административного органа указал, что об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения он не извещался, считал, что его заявление удовлетворено, и он стоит на учете в установленном порядке. О принятом решении узнал менее двух месяцев назад, после чего обратился в суд с настоящим заявлением.
Представитель заявителя Пащенко С.И. в судебном заседании требования своего доверителя поддержал по доводам, изложенным в заявлении, просил суд удовлетворить заявленные требования.
Представитель заинтересованного лица Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по СК Погожева Н.А. требования не признала и в судебном заседании пояснила, что согласно ст. 4 Федерального закона от дата №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику, в том числе при условиях, что:
- сотрудник не является членом семьи собственника жилого помещения (в соответствии со ст. 31 Жилищного кодекса РФ);
- сотрудник является членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от дата № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - Правила), согласно которым сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление с приложением предусмотренного п. 5 Правил пакета документов.
В комиссию Главного управления [СКРЫТО] М.Ю. был представлен вместе с заявлением необходимый пакет документов, установленный Правилами.
Комиссия при решении вопроса о постановке [СКРЫТО] М.Ю. на учет для получения единовременной социальной выплаты на основании документов, представленных им, проверила наличие условий, необходимых для их постановки на учет и установила, что:
1. До дата [СКРЫТО] М.Ю. являлся членом семьи собственника жилого помещения (собственником является мать заявителя, что подтверждается выпиской из домовой книги, выданной ООО «Трест жилищного хозяйства – 2»), был зарегистрирован по адресу: <адрес> на жилплощади своей матери.
В соответствии с ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника.
В связи с изложенным комиссией установлено, что до дата заявитель являлся членом семьи собственника жилого помещения на одного члена семьи более 15 квадратных метров и не имел права на постановку его на учет.
2. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Также согласно ч. 8 ст. 4 Федерального закона от дата № 283-ФЗ сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся, в том числе действия, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц и так далее. Таким образом, указанный в законе перечень открытый.
дата [СКРЫТО] М.Ю. с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях были совершены действия, в результате которых он может быть признан нуждающимся в жилых помещениях – [СКРЫТО] М.Ю. был снят с регистрационного учета в квартире своей матери менее, чем 5 лет назад.
В связи с вышеизложенным [СКРЫТО] М.Ю. комиссия вправе поставить на учет не ранее чем через 5 лет после снятия с регистрационного учета в квартире, принадлежащей его матери.
На основании вышеизложенного, Главное управление считает заявленные требования незаконными, необоснованными, не подлежащими удовлетворению, просит в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
Доказательства извещения заявителя о принятом решении в материалы дела не представлены.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, приходит к выводу об удовлетворении заявленных заявителем требований.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 55 Гражданского процессуального кодекса РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ч. 1 ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с ч. 2 ст.195 Гражданского процессуального кодекса РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Как установлено в судебном заседании, дата в МЧС России комиссией приняты документы [СКРЫТО] М.Ю. для рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством РФ, членам их семей и гражданам РФ, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По факту рассмотрения поданных документов комиссией Главного управления МЧС России по СК дата принято решение об отказе [СКРЫТО] М.Ю. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Оспариваемое решение принято в отсутствие заявителя, последний о принятом решении надлежащим образом уведомлен не был.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Заявитель, посчитав указанное решение незаконным, обратился в суд.
В качестве основания для отказа послужило то, что заявитель [СКРЫТО] М.Ю. совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, однако таким ухудшением (отчуждением) члены комиссии посчитали регистрацию сотрудника и члена его семьи по новому адресу по месту службы сотрудника в <адрес>.
Постановлением Правительства РФ от дата № (ред. от 14.07.2014) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, которые устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от дата № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (п. 1).
Так, из материалов дела следует, что майор внутренней службы [СКРЫТО] М. Ю. состоит в должности старшего эксперта ФГБУ «СЭУ «ИПЛ» по <адрес>», общая продолжительность службы сотрудника на дата составляет 12 лет 09 месяца, то есть более 10 лет в календарном исчислении.
Суд также учитывает, что ранее единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения заявителю не предоставлялась.
Помещения, занимаемые по договору социального найма, и (или) принадлежащие на праве собственности (доли в собственности на жилые помещения) на территории РФ у [СКРЫТО] М.Ю. и членов его семьи отсутствуют, что подтверждается уведомлением об отсутствии в Еедином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений. Также указанные обстоятельства подтверждаются справками, выданными ГУП СК «Бюро кадастровых инженеров СК».
Решение, вынесенное заинтересованным лицом, принято без необходимой оценки документов, представленных [СКРЫТО] М.Ю., при принятии решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в приобретении жилья не были исследованы фактические и правовые основания, послужившие основанием для принятия решения об отказе.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица пояснила, что заявителю было отказано на основании пункта 8 подпункта 5 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ от 30.12.2012, так как сотрудник совершил намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, связанные с вселением в жилое помещение иных лиц.
Однако суд не соглашается с данными утверждениями ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от дата № 283-ФЗ (ред. от 28.06.2014) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от дата № 283-ФЗ) настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона от дата № 283-ФЗ порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от дата № (ред. от 14.07.2014) «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации, которые устанавливают порядок, условия предоставления, а также размер социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – Привила).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от дата № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (далее - единовременная социальная выплата) (п. 1).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (п. 5).
В соответствии с частью 3 статьи 4 Федерального закона РФ от дата № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: 1) не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; 2) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; 3) проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 4) является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; 5) проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; 6) проживает в общежитии; 7) проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке.
В соответствии с пунктом 5 Правил в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются документы по указанному перечню.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что на основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
С июля 2013 года заявитель и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>.
Указанную квартиру заявитель и члены его семьи снимают по договору найма жилого помещения у собственника – [СКРЫТО] Н. В..
Ранее, с 2000 года по декабрь 2012 года заявитель был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственником данного домовладения является мать заявителя – [СКРЫТО] О. Ю..
Супруга сотрудника [СКРЫТО] О. Ю. с 2007 года по декабрь 2012 года была зарегистрирована по адресу: <адрес> балка, <адрес>.
Отказывая заявителю в праве, комиссия сослалась на статью 53 Жилищного кодекса РФ (Последствия намеренного ухудшения гражданами своих жилищных условий), в соответствии с которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий, и на подпункт 5 пункта 8 статьи 4 Федерального закона от дата № 283-ФЗ (в ред. Федерального закона от дата № 185-ФЗ) в соответствии с которыми сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. К намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относятся в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.
При этом в соответствии со статьей 3 Закона РФ от дата № (ред. от 28.12.2013) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Таким образом, регистрация по месту жительства не определяет прав на жилое помещение, а выступает лишь обязательной формой учета места жительства или временного пребывания гражданина. При этом снятие с регистрационного учета и регистрация по новому месту жительства не относится к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, как-то предусматривает статья 53 Жилищного кодекса РФ, поскольку не связаны с отчуждением жилых помещений или их частей.
[СКРЫТО] М.Ю. с 2000 года по 2012 год был зарегистрирован по адресу: <адрес>. Собственником данной квартиры является мать заявителя – [СКРЫТО] О. Ю..
С июля 2013 года заявитель и члены его семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>. Данная квартира принадлежит на праве собственности [СКРЫТО] Н. В. (жена брата заявителя).
[СКРЫТО] М.Ю. со своей женой и дочерью проживает в жилом помещении, которое ему не принадлежит, право собственности на указанную квартиру он не имеет, кроме того, регистрация по месту жительства является административным актом, свидетельствующем о месте проживания, но не свидетельствует о правах на жилое помещение.
Регистрация по месту жительства не определяет прав на жилое помещение, а выступает лишь обязательной формой учета места жительства или временного пребывания гражданина.
[СКРЫТО] М.Ю. не относится к категории граждан, которые намеренно ухудшили свои жилищные условия, в связи с чем, норма статьи 53 Жилищного кодекса РФ к нему не применима.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11).
При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Ненадлежащее исполнение государственными учреждениями возложенных на них обязанностей не может являться основанием для ограничения законных прав гражданина.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлений, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 8-П, определение Конституционного Суда Российской Федерации от дата № 89-О).
Учитывая это, суд, являющийся органом по разрешению споров, в силу части 1 статьи 195 ГПК РФ должен вынести законное и обоснованное решение с соблюдением вытекающих из статей 1, 2, 15, 17, 18, 19, 54 и 55 Конституции РФ и признаваемых Российской Федерацией как правовым государством общих правовых принципов таких, как справедливость, равенство, соразмерность, законность, вина, гуманизм.
Таким образом, исследовав материалы дела в полном объеме, суд приходит к выводу о том, что решение заинтересованного лица об отказе [СКРЫТО] М.Ю. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным и подлежащим отмене.
Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования [СКРЫТО] М. Ю. – удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии Главного управления МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от дата, оформленное протоколом № 4, об отказе [СКРЫТО] М. Ю. на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Обязать комиссию Главного управления МЧС России по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы из федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения принять [СКРЫТО] М. Ю. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом от дата № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Постановлением Правительства РФ от дата № «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации».
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено дата г.
Судья Ж.А. Пшеничная