Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 16.02.2018 |
Дата решения | 16.04.2018 |
Категория дела | Споры, связанные с землепользованием -> Споры, связанные с самовольной постройкой |
Судья | Ковтун Виктория Олеговна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 33b7fe65-752b-3122-b499-c09f932fa840 |
Дело № 2-2232/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 апреля 2018 года город Ставрополь
Промышленный районный суд города Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Ковтун В.О.,
при секретаре Шнаховой А.М.,
с участием представителя истца Комитета градостроительства администрации <адрес> согласно доверенности Бутовой К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по исковому заявлению Комитета градостроительства администрации <адрес> к [СКРЫТО] И. А. о сносе самовольной постройки,
УСТАНОВИЛ:
Комитет градостроительства администрации <адрес> обратилась в Промышленный районный суд <адрес> с иском к [СКРЫТО] И. А. о сносе самовольной постройки.
Исковые требования, мотивированы тем, что в ходе осмотра территории земельного участка № а по ул. 50 лет ВЛКСМ в городе Ставрополе специалистами комитета градостроительства администрации <адрес> установлено, что на месте входной группы подвала здания по ул. 50 лет ВЛКСМ, 16а, возведена пристройка наружными размерами 1,1 х 4,8 м, которая предположительно расположена за границами отведенного земельного участка.
Как было установлено сотрудниками комитета градостроительства администрации <адрес> указанное строение является пристройкой к помещению литер А1, расположенному по вышеуказанному адресу, с кадастровым (или условным) номером № и находится в собственности [СКРЫТО] И.А. (запись о государственной регистрации от дата №).
Разрешение на строительство данной постройки комитетом градостроительства администрации <адрес> не выдавалось.
Указанный объект комитет градостроительства администрации <адрес> считает самовольным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Таким образом, возведенный ответчиком капитальный объект имеет признаки самовольной постройки, содержащиеся в ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно:
- объект создан без получения на это необходимых разрешений (разрешение на строительство не выдавалось);
- объект возведен с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольным считается строительство объекта недвижимости при наличии любого из вышеперечисленных нарушений. При этом для признания постройки самовольной достаточно наличия одного из указанных нарушений.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу.
Правовым последствием самовольной постройки является то, что лицо не приобретает право собственности на нее. Сама же постройка не считается недвижимостью и не подлежит государственной регистрации. Сделки, направленные на распоряжение самовольной постройкой, ничтожны как противозаконные на основании статей 168, 169 ГК РФ. К ним должны применяться последствия, указанные в статье 169 ГК РФ.
Статьей 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» устанавливаются правовые основы создания архитектурного объекта, на основании которых заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Кроме того, статья 52 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Действующее законодательство также устанавливает правила по использованию земельных участков для граждан и юридических лиц, в чьем использовании на каком-либо праве находится земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Земельный кодекс РФ в статье 42 в качестве обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, закрепляет обязанность по соблюдению при использовании земельного участка требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление через органы местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с п. 26. ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам, разрешаемым органом местного самоуправления относятся также вопросы в области градостроительства, в том числе вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, регулирования планировки и застройки территорий муниципальных образований, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, реконструкцию объектов капитального строительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
В соответствии с Положением о комитете градостроительства администрации <адрес>, утвержденным постановлением главы <адрес> от дата № комитет является структурным подразделением администрации <адрес>, осуществляющим управление, координацию деятельности и контроль в области градостроительства и землепользования на территории <адрес>.
Согласно п. 2.1 указанного Положения основными задачами комитета являются реализация полномочий администрации <адрес> в области градостроительства и землепользования, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес>.
Согласно п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации комитет градостроительства администрации <адрес>, как орган местного самоуправления, обращающийся в суд общей юрисдикции, в защиту государственных и общественных интересов, освобождается от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с ч. 3 ст. 140 ГПК РФ меры по обеспечению иска должны быть соразмерны заявленному требованию.
Согласно ст. 139 ГПК РФ принятие мер по обеспечению иска допускается во всяком положении дела, если непринятие мер по обеспечению иска может затруднить или сделать невозможным исполнение решения суда.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 12, 222, Гражданского кодекса РФ, ст. 62, Земельного кодекса РФ, ст.ст. 51,52, Градостроительного кодекса РФ, ст. 25 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в РФ», ст. 131, 139, 140 ГПК РФ, просит суд признать самовольной реконструкцию помещения литер А1, с кадастровым (или условным) номером № по <адрес> в <адрес>; обязать [СКРЫТО] И. А. за свой счет привести объект, расположенный по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, площадью 55,7 кв. м, с кадастровым (или условным) номером № в прежнее состояние, путем демонтажа пристройки примерными наружными размерами 1,1x4,8 м.
Представитель истца Комитета градостроительства администрации г. Ставрополя согласно доверенности Бутова К.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила требования удовлетворить.
Ответчик [СКРЫТО] И.А., извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился, причина неявки суду не известна.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения представителя истца, суд приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствии не явившихся лиц.
Выслушав мнение представителя истца, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Судом установлено, что согласно акту осмотра объекта капитального строительства от 23.01.2018г., в ходе осмотра территории земельного участка №А по ул. <адрес> в городе Ставрополе специалистами комитета градостроительства администрации города Ставрополя установлено, что на месте входной группы подвала здания по ул. 50 лет ВЛКСМ, 16а, возведена пристройка наружными размерами 1,1 х 4,8 м, которая предположительно расположена за границами отведенного земельного участка.
Как было установлено сотрудниками комитета градостроительства администрации <адрес> указанное строение является пристройкой к помещению литер А1, расположенному по вышеуказанному адресу, с кадастровым (или условным) номером № и находится в собственности [СКРЫТО] И.А. (запись о государственной регистрации от дата №).
Разрешение на строительство данной постройки комитетом градостроительства администрации <адрес> не выдавалось.
Суд считает данное заявление, объект самовольной постройкой, подлежащее удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Согласно ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительство на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой – продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки. Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.
Таким образом, возведенный ответчиком капитальный объект имеет признаки самовольной постройки, содержащиеся в ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации, а именно:
- объект создан без получения на это необходимых разрешений (разрешение на строительство не выдавалось);
- объект возведен с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Самовольным считается строительство объекта недвижимости при наличии любого из вышеперечисленных нарушений. При этом для признания постройки самовольной достаточно наличия одного из указанных нарушений.
Из содержания приведенной правовой нормы следует, что самовольная постройка, по общему правилу, подлежит сносу.
Правовым последствием самовольной постройки является то, что лицо не приобретает право собственности на нее. Сама же постройка не считается недвижимостью и не подлежит государственной регистрации. Сделки, направленные на распоряжение самовольной постройкой, ничтожны как противозаконные на основании статей 168, 169 ГК РФ. К ним должны применяться последствия, указанные в статье 169 ГК РФ.
Статьей 3 Федерального закона от дата № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в РФ» устанавливаются правовые основы создания архитектурного объекта, на основании которых заказчик (застройщик) - гражданин или юридическое лицо, имеющие намерение осуществить строительство, реконструкцию (далее - строительство) архитектурного объекта, для строительства которого требуется разрешение на строительство, - обязан иметь архитектурный проект, выполненный в соответствии с архитектурно-планировочным заданием. Строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения и с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.
Кроме того, статья 52 Градостроительного кодекса РФ предусматривает, что лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия.
Действующее законодательство также устанавливает правила по использованию земельных участков для граждан и юридических лиц, в чьем использовании на каком-либо праве находится земельный участок, находящийся в муниципальной собственности.
Земельный кодекс РФ в статье 42 в качестве обязанностей собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, закрепляет обязанность по соблюдению при использовании земельного участка требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видах порчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии земельных участков или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженных межевых знаков осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Из п. 2 ст. 62 Земельного кодекса РФ следует, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 06.10.2003г. №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» граждане Российской Федерации осуществляют местное самоуправление через органы местного самоуправления.
Кроме того, в соответствии с п. 26. ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам, разрешаемым органом местного самоуправления относятся также вопросы в области градостроительства, в том числе вопросы утверждения генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, регулирования планировки и застройки территорий муниципальных образований, выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию, реконструкцию объектов капитального строительства, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, контроль за использованием земель на территории муниципального образования.
В соответствии с Положением о комитете градостроительства администрации <адрес>, утвержденным постановлением главы <адрес> от дата № комитет является структурным подразделением администрации <адрес>, осуществляющим управление, координацию деятельности и контроль в области градостроительства и землепользования на территории <адрес>.
Согласно п. 2.1 указанного Положения основными задачами комитета являются реализация полномочий администрации <адрес> в области градостроительства и землепользования, определенных законодательством Российской Федерации, законодательством <адрес>, муниципальными правовыми актами <адрес>.
Таким образом, на основании представленных письменных доказательств, суд считает установленным факт того, что ответчик самовольно возвел пристройку в подвале здания по ул. 50 лет ВЛКСМ, 16А.
Поскольку ответчик [СКРЫТО] И.А. в настоящее время нарушает нормы градостроительного кодекса, исковые требования истца суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Так как истец освобожден от уплаты государственной пошлины, на основании ч. 1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального бюджета <адрес>, установленном Налоговым кодексом РФ, то есть в сумме 300 рублей.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Комитета градостроительства администрации <адрес> к [СКРЫТО] И. А. о сносе самовольной постройки – удовлетворить.
Признать самовольной реконструкцию помещения литер А1, с кадастровым (или условным) номером № по ул. <адрес> в <адрес>.
Обязать [СКРЫТО] И. А. за свой счет привести объект, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью 55,7 кв. м, с кадастровым (или условным) номером № в прежнее состояние, путем демонтажа пристройки примерными наружными размерами 1,1x4,8 м.
Взыскать с [СКРЫТО] И. А. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Судья В.О. Ковтун