Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 02.02.2018 |
Дата решения | 31.05.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Пшеничная Жанна Алексеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 7226cc7b-5461-3088-a449-5020e8d9a935 |
Дело № 2-1929/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2018 г. город Ставрополь
Промышленный районный суд города Ставрополя в составе
председательствующего судьи Пшеничной Ж.А.,
при секретаре Одинцовой К.А.,
с участием помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Ендовицкой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советника юстиции Калмыкова М.Н. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советник юстиции Калмыков М.Н., действуя в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Промышленный районный суд города Ставрополя с заявлением, в котором просит признать информацию об оказании услуг по вывозу (транспортированию) отходов, распространенную на Интернет – странице:
https://www.avito.ru/stavrqpol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_gazelyu_operativno_914521635, размещенной с нарушением требований ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», распространение которой на территории Российской Федерации запрещено, поскольку на приведенной Интернет - странице отсутствует какая-либо информация, указывающая на законность осуществления деятельности по транспортированию отходов, в том числе информация о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ.
Помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Ендовицкая Ю.Н. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.
В судебное заседание представитель Управления [СКРЫТО] по Северо-Кавказскому федеральному округу не явился, в материалы дела в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ представлено заключение, согласно которому в ходе анализа доводов, изложенных в заявлении прокурора, Управлением установлено, что интернет страница https://www.avito.ru/stavrqpol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_gazelyu_operativno_914521635 в «Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-коммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» отсутствует, доступ к указанному сетевому адресу установлен. Внесение в Единый реестр информации, признанной судом запрещенной для распространения на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с п.9 Постановления Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101 в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, запрещенной. Управление также ходатайствует о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие представителя [СКРЫТО].
Суд, выслушав пояснения помощника прокурора, исследовав письменные материалы дела, заключение Управления [СКРЫТО] по Северо-Кавказскому федеральному округу, полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в части размещения информации об оказании услуг по вывозу отходов, в ходе которой установлен факт размещения на Интернет – странице: https://www.avito.ru/stavrqpol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_gazelyu_operativno_914521635 информации об оказании услуг по вывозу (транспортированию) отходов без какой-либо информации, указывающей на законность осуществления деятельности по транспортированию отходов, в том числе информации о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов.
Указанное подтверждается выкопировкой (скриншотом) Интернет-страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Из сообщения на запрос суда следует, что ООО «КЕХ еКоммерц» («Авито») не имеет технической возможности предоставить сведения о лице (пользователе), разместившем на вышеуказанной Интернет – странице объявление об оказании услуг по вывозу (транспортированию) отходов.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ) отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.
Согласно ст. 4.1 Закона № 89-ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
При этом, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242, несортированные отходы, содержащие черные и цветные металлы, древесину, пластмассы, бумагу, картон, отходы жилищ, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отнесены, в основном, к 3, либо 4 классам опасности.
Статьями 15 и 16 Закона № 89-ФЗ установлены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части обязательного наличия документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности, а также требования к транспортированию отходов, в том числе: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Статьей 9 Закона № 89-ФЗ установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности».
Частью 1 ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 171 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
В соответствии с п.п. 4, 14 ст.2 Федерального закона от
27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Страница сайта в сети «Интернет» (далее – Интернет - страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Согласно ч. 1 ст.10Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с ч. 6 ст.10Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Материалами дела подтверждается, что посетителям Интернет – страницы: https://www.avito.ru/stavrqpol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_gazelyu_operativno_914521635 предоставляется возможность воспользоваться услугой по вывозу (транспортированию) отходов.
Посещение указанной Интернет-страницы свободно для всех без исключения лиц, не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу.
Вместе с тем, какая-либо информация, указывающая на законность осуществления деятельности по транспортированию отходов, в том числе информация о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Закона № 89-ФЗ, на приведенной Интернет-странице отсутствует.
Указанная на Интернет – странице информация, находящаяся в свободном доступе, побуждает граждан и иных лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная ответственность (статьи 8.2, 14.1 КоАП РФ), может способствовать их совершению, что подтверждается выкопировкой (скриншотом) Интернет – страницы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к совершению действий по приобретению услуги, подлежащей лицензированию, в отсутствие сведений о лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Закона № 89-ФЗ, за осуществление которых законодателем предусмотрена административная ответственность, является распространением запрещенной информации.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Частью 5 ст.15Закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Поскольку распространение информации по приобретению услуги, подлежащей лицензированию, в отсутствие сведений о лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных
ст.ст. 15 и 16 Закона № 89-ФЗ, противоречит требованиями ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»,
ст.10Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы, в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Как следует из материалов дела, заявление подано заместителем Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в пределах полномочий, установленных п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ. При этом заявление подано прокурором в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, так как определить точный и исчерпывающий круг лиц, чьи права и интересы могут быть нарушены в связи с размещением и использованием информации, побуждающей к совершению действий по приобретению услуги, подлежащей лицензированию, в отсутствие сведений о лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Закона № 89-ФЗ, и привлечь их в процесс в качестве истцов не представляется возможным.
Таким образом, суд считает заявленные требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора советника юстиции Калмыкова М.Н. в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, распространяемой в сети Интернет, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, – удовлетворить.
Признать информацию, распространенную на Интернет – странице: https://www.avito.ru/stavrqpol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_gazelyu_operativno_914521635, размещенной с нарушением требований ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.10Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Копия вступившего в законную силу решения по данному делу подлежит направлению в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Северо-Кавказскому Федеральному округу (г. Ставрополь, ул. Тухачевского, д. 8) для внесения указанной Интернет-страницы в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня принятия решения.
Судья <данные изъяты> Ж.А. Пшеничная
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>