Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 19.01.2018 |
Дата решения | 25.04.2018 |
Категория дела | Споры, возникающие из жилищного законодательства -> О признании недействительным ненормативного акта,... -> по вопросам предоставления жилого помещения по договору социального найма и найма жилого помещения |
Судья | Лысенко Наталья Сергеевна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 73cd8aec-24ad-38b1-a3b1-e91b2adde386 |
Дело №
РЕШЕНИЯ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года г. Ставрополь
Резолютивная часть решения объявлена 25 апреля 2018 года.
Решение изготовлено в полном объеме 03мая 2018 года.
Промышленный районный суд г. Ставрополя в составе:
председательствующего судьи Лысенко Н.С.
с участие:
истца [СКРЫТО] Т. В.,
представителя истца [СКРЫТО] Т. В. – Запорожцева О.М. по доверенности,
представителя ответчика УФСБ РФ по СК - Чепрова А.Ю. по доверенности,
представителя ответчика командира войсковой части 2432-Ковалева М.В. по доверенности,
ответчика председателя жилищной комиссии войсковой части 2432 в лице Москалец А.И.,
при секретаре Айсановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению [СКРЫТО] Т. В. к командиру войсковой части 2432, председателю жилищной комиссии войсковой части 2432, УФСБ РФ по СК о признании решения жилищной комиссии и действий войсковой части незаконными, обязании заключить договор найма жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] Т. В. обратилась в Промышленный районный суд г. Ставрополя с исковым заявлением, впоследствии уточненным, к командиру войсковой части 2432, председателю жилищной комиссии войсковой части 2432, УФСБ РФ по СК о признании решения жилищной комиссии и действий войсковой части незаконными, обязании заключить договор найма жилого помещения.
В обоснование исковых требований истцом указано, что Решением жилищной комиссии в/ч 2432 (далее ЖК) от дата (протокол ЖК № от дата) истец принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания по г. Ставрополю с дата, и принята на учет в качестве нуждающейся в служебном жилом помещении в г. Ставрополе, с дата.
дата ЖК рассмотрен вопрос правомерности нахождения истца на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания в г. Ставрополе. Решением ЖК от дата (протокол ЖК № от дата), решение вопроса отложено до поступления от соответствующих органов запрошенных дополнительных документов.
Решением ЖК от дата (протокол ЖК № от дата), после Получения ЖК испрашиваемых документов, подтверждено право истца быть признанной в качестве нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания в г. Ставрополе.
Решением ЖК от дата (протокол ЖК № от дата) истцу предоставлена служебная однокомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес> (далее Квартира).
дата истец обратилась к командиру в/ч 2432 с рапортом о заключении с ней договора найма служебного жилого помещения на Квартиру.
Ответом командира в/ч 2432 от дата №рц/6/4917 до истца до ведено, что по вопросу заключения договора найма служебного жилого помещения ей необходимо обращаться к балансодержателю квартиры - УФСБ РФ по Ставропольскому краю. дата истец обратилась с заявлением о заключении договора найма служебного жилого помещения на квартиру в УФСБ РФ по Ставропольскому краю.
Ответом от дата до истца доведен отказ в заключение испрашиваемого договора.
С дата истец уволена с военной службы, а с дата исключена из списков личного состава войсковой части 2432.
Истец уволена по основанию, предусмотренному п.п. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (по окончанию срока контракта о прохождении военной службы).
Выслуга лет в календарном исчислении истца на дату исключения из списков личного состава в/ч 2432 составила 21 год.
Первый контракт о прохождении военной службы истцом заключен дата.
Решением ЖК от дата (протокол ЖК № от дата) снята с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма или в собственность в г. Ставрополе.
дата указанное решение ЖК утверждено командиром в/ч 2432.
С решением ЖК в части касающейся истца, действиями командира войсковой части 2432, связанными с утверждением решения в оспариваемой части, истец не согласна, считает их нарушающими право на жилище по следующим основаниям.
Считает, что при принятии оспариваемого решения и его утверждения ответчиками не учтено следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 49 ЖК РФ, военнослужащие-граждане, граждане, уволенные с военной службы, относятся к отдельной категории граждан, которым предоставляются жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации по договорам социального найма по основаниям, определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до дата, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее -жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы.
Порядок предоставления жилищной субсидии и жилого помещения гражданам, указанным в абзацах третьем и двенадцатом настоящего пункта, устанавливается федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В ФСБ РФ такой порядок установлен приказом ФСБ России от дата N 590 "Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями" (далее Правила).
В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие-граждане признаются федеральным органом исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 13 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Как указано в оспариваемом решении ЖК, при принятии решения ЖК руководствовалась «п.2, п. 6 ст. 56 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п.п. «б», п.п. «д» п. 29 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ России от 24.10.2011 N 590», кроме этого в оспариваемом решении имеется ссылка на нормы п. 14 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих».
Вместе с тем, в соответствии с нормами как ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», так и Приказа ФСБ России от 24.10.2011 N 590, порядок снятия военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, соответствует порядку снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, установленный ст. 56 ЖК РФ.
В свою очередь, в соответствии с п.1 ст. 56 ЖК РФ, граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в частности: в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ; п.п. «б» п. 29 Правил); в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет (п.п. 6 п. 1 ст. 56 ЖК РФ; п.п. «д» п. 29 Правил).
В соответствии с п. 2 ст. 56 ЖК РФ, решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи.
В нарушении требований п. 2 ст. 56 ЖК РФ, обжалуемое решение не содержит обязательной ссылкой на обстоятельства, подтверждающие и объясняющие в чем заключается утрата истцом оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.п. 2 п. 1 ст. 56 ЖК РФ; п.п. «б» п. 29 Правил).
С момента принятия истца на жилищный учет, у истца не произошло абсолютно никаких изменений, касающейся её жилищного обеспечения. Ссылка ответчиков на то, что истец в сентябре 2010 г. произвела отчуждение принадлежащей ей доли в приватизированной квартире безосновательно, поскольку указанный факт никогда истцом не скрывался, был ею указан рапорте о постановке на жилищный учет от дата, что отражено и в решении ЖК от дата о принятии истца на жилищный учет.
Все сведения, которые представляла истец в ЖК при решении вопроса о принятии её на учет были известны ЖК как минимум с дата и с этого времени никаких новых обстоятельств в жилищном деле истца не появилось.
При таких обстоятельствах принятие ЖК решения о снятии истца с жилищного учета дата является нарушением установленного п. 2 ст. 56 ЖК РФ трехмесячного срока и на основании чего так же не может быть признанным законным и обоснованным.
Таким образом, считает, что истец, относящаяся к отдельной категории граждан, не обеспечивавшаяся жилым помещением от федерального органа исполнительной власти в котором проходила военную службу; не имеющая жилого помещения ни в собственности, ни по договору социального найма; не являющаяся членом семьи собственника жилого помещения или нанимателя жилого помещения по договору социального найма, имеет право состоять на жилищном учете по последнему перед увольнением месту службы.
Кроме этого, имеющаяся в оспариваемом решении ссылка на п. 14 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», как дополнительное основание снятия истца с жилищного учета так же без основательна, поскольку указанная норма гласит:
«Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства».
То есть указанная норма распространяется на военнослужащих-граждан, отвечающим одновременно следующим критериям: имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более; увольняемым с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями; при увольнении меняющих место жительства.
Истец не увольнялась с военной службы по указанным основаниям, не меняла при увольнении место жительства, т. е не соответствует указанным критериям и как следствие, указанная норма закона не имеет к ней отношения.
В соответствии с абз. 14 п. 1 ст. 15 ФЗ РФ «О статусе военнослужащих», военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения такого договора определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок заключения жилищного договора между военнослужащими и Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, установлен Постановлением Правительства РФ от 04.05.1999 N 487 (далее Порядок).
В соответствии с п. 5 Порядка, жилищный договор расторгается в случаях: досрочного увольнения военнослужащих, кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также уволенных по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно - штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более; обеспечения военнослужащих и (или) совместно проживающих с ними членов их семей жилыми помещениями для постоянного проживания по месту прохождения военной службы по нормам, установленным законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации; в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Поскольку истец не попадает под основания, указанные в п. 5 Порядка, то отказ УФСБ РФ по СК в заключении с ней жилищного договора не законен.
Просит суд решение жилищной комиссии войсковой части 2432 от дата (оформленное протоколом № от дата) в части, касающейся прапорщика запаса [СКРЫТО] Т. В., признать незаконным и отменить.
Действия командира войсковой части 2432, связанные с утверждением решения жилищной комиссии войсковой части 2432 от дата (оформленное протоколом № от дата) в части, касающейся прапорщика запаса [СКРЫТО] Т. В., признать незаконным.
Отказ УФСБ России по Ставропольскому краю об отказе в заключение жилищного договора с [СКРЫТО] Т. В. на квартиру, расположенную по адресу <адрес>, признать незаконным.
Обязать УФСБ России по Ставропольскому краю заключить жилищный договор с [СКРЫТО] Т. В. на квартиру, расположенную по адресу <адрес>.
В судебном заседании истец [СКРЫТО] Т.В. – поддержала доводы, изложенные в уточненном исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца [СКРЫТО] Т.В. - Запорожцев О.М. по доверенности, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, просила суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
В судебном заседании представитель ответчика командира войсковой части 2432 – Ковалёв М.В. по доверенности, возражал против удовлетворения исковых требований считая их незаконными и не обоснованными, поддержал доводы
По мнению истца, с момента принятия её на жилищный учёт, не произошло изменений касающихся её жилищного обеспечения. Однако, ответчик не согласен с таким утверждением по следующим основаниям:
- на момент вынесения решения (протокол ЖК № от 31.08.2016г.) жилищной комиссией войсковой части 2432 о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении для постоянного проживания военнослужащего, документов дающих право усомниться в законности признания истца не было.
- из материалов дела (документы поступившие из Администрации г. Ставрополя от дата Вх.№), решением Исполнительного комитета Совета народных депутатов Ленинского района от дата «О предоставлении жилой площади в 72 квартирном жилом доме издательства «Ставропольская правда» по адресу <адрес>.» согласно п. 1.101 <адрес> распределена [СКРЫТО] В. Н. на состав семьи 3 человека в том числе дочь [СКРЫТО] Т. В. 1976 г.р.
Однако данный документ так же не давал полного ответа жилищной комиссии войсковой части 2432 на вопрос: «являлась ли выделенная отцу истца квартира по адресу <адрес>. согласно п. 1.101 <адрес>, как предоставленная за счёт государства».
Понимая сложность возникшего вопроса, командование войсковой части 2432 в проводимой с истцом беседе перед увольнением, предлагало продлить контракт прохождения военной службы сроком на 1 год, для разрешения возникшего вопроса. Данный факт подтверждается «Протоколом беседы» от дата истец отказался. Более того, истец своими рапортами от дата № р-5850К и № р-5860К требует от командования войсковой части 2432 реализовать поданный ей ранее от дата рапорт на увольнение без изменений. Продление контракта сроком на 1 год не являлось противозаконным и не ухудшило бы социальное положение истца.
Дата исключения истца из списков войсковой части 2432 -дата.
Документ, который дал ответ на ранее поставленный вопрос: «...являлась ли выделенная отцу Истца квартира по адресу <адрес>, как предоставленная за счёт государства...», поступил в адрес войсковой части 2432, дата вх. №. Поступивший документ является копией Решения Исполнительного комитета Ставропольского городского Совета народных депутатов от 10.10.1980 года №587 «О предоставлении издательству «Ставропольская правда» земельного участка в квартале 81, по <адрес> №».
Оба Решения от дата и дата на выделение земли и на распределение жилых помещений в жилом доме осуществлялись Исполнительным комитетом Ставропольского городского Совета народных депутатов.
Исходя из вышесказанного, и поступивших документов становится ясно, что принятие нового и верного решения жилищной комиссией войсковой части 2432 по вопросу правомерности нахождения истца в очереди на обеспечение жилым помещением по найму за счёт средств из федерального бюджета, стало возможным только лишь после поступления в распоряжение полного объёма документальных сведений (14.12.2017г.).
Истцом, была направлена жалоба на имя Президента Российской Федерации от 27.12.2017 года № А26-16-124113911. В данной жалобе истец утверждает, как и в иске, о нарушении её прав связанных со снятием с учёта в качестве нуждающихся в жилом помещении.
В письменном ответе из Управления делами Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций, направленном в адрес истца было разъяснено, что в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до дата - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда, гражданин считается обеспеченным жильём за счёт государства.
На основании изложенного командование части не признает заявленные требования истца в полном объеме и просит суд отказать [СКРЫТО] Т.В. в заявленных требованиях.
В судебном заседании представитель ответчика УФСБ РФ по СК – Чепров А.Ю. возражал против удовлетворения исковых требований считая их незаконными и не обоснованными, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым указано следующее.
В ходе изучения материалов учетного дела очередника [СКРЫТО] Т.В. выяснилось, что [СКРЫТО] Т.В. с дата по дата была постоянно зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем её матери [СКРЫТО] В.А.
По запросам войсковой части 2432 в отношении жилого помещения, в котором была зарегистрирована [СКРЫТО] Т.В. получены документы от дата №, из которых установлено, что данное жилое помещение было выделено в соответствии с решением исполнительного комитета Ленинского района Совета народных депутатов г. Ставрополя от дата № [СКРЫТО] В.Н. - отцу [СКРЫТО] Т.В. на состав семьи три человека, в том числе на [СКРЫТО] Т.В.
Данное жилое помещение в 2002 году на основании Договора о передаче жилья в собственность от дата № и в соответствии с Постановлением Главы администрации г. Ставрополя «О приватизации жилого фонда» было приватизировано [СКРЫТО] В.А. и [СКРЫТО] Т.В. в общую долевую собственность, по 1/2 доли каждой.
Присутствующая на заседании комиссии [СКРЫТО] Т.В. на вопросы заданные председателем комиссии пояснила, что добровольно дала согласие на приватизацию, являясь на тот момент военнослужащей войсковой части 2464.
В сентябре 2010 года [СКРЫТО] Т.В. на основании договора дарения недвижимости от дата (дата регистрации договора дата номер регистрации №) добровольно передала часть своей доли квартиры в пользу матери [СКРЫТО] В.А.
дата на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя по делу № [СКРЫТО] Т.В. была снята с регистрационного учета по указанному адресу. В судебном заседании исковые требования своей матери [СКРЫТО] В.А. о снятии с регистрационного учета [СКРЫТО] Т.В. признала в полном объеме. Решение суда не обжаловала.
Получение [СКРЫТО] Т.В. жилого помещения в составе семьи [СКРЫТО] В.Н. на основании Решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Ставрополя от дата № и дальнейшая ее приватизация в 2002 году указывает на ее обеспеченность жильем за счет государства.
Таким образом, установлено, что [СКРЫТО] Т.В. обеспеченная в качестве члена семьи за счет государства жилым помещением, приватизировавшая его и добровольно передавшая часть своей доли квартиры в пользу матери [СКРЫТО] В.А. фактически поставила вопрос об улучшении жилищных условий с предоставлением ей ещё одного жилого помещения, что не основано на законе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь действующим законодательством Российской Федерации, считает исковое заявление [СКРЫТО] Т.В., необоснованным, в связи с чем просит суд отказать в его удовлетворении.
В судебном заседании ответчик председатель жилищной комиссии войсковой части 2432 Москалец А.И. возражал против удовлетворения исковых требований считая их незаконными и не обоснованными, поддержал доводы письменных возражений, согласно которым указано следующее.
С дата [СКРЫТО] Т.В. принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма или в собственность в г. Ставрополе.
[СКРЫТО] Т.В. с дата по датада была постоянно зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.
В соответствии с решением исполнительного комитета Ленинского района Совета народных депутатов г. Ставрополя от дата № [СКРЫТО] В.Н. - отцу [СКРЫТО] Т.В. на состав семьи три человека, в том числе на [СКРЫТО] Т.В. было выделено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (общая площадь - 53,1 кв.м., жилая площадь - 30,2 кв.м.).
Данное жилое помещение в 2002 г. на основании Договора о передаче жилья в собственность от дата № и в соответствии с Постановлением Главы администрации г. Ставрополя «О приватизации жилого фонда» была приватизировано [СКРЫТО] В.А. и [СКРЫТО] Т.В. в общую долевую собственность, по 1/2 доли каждой.
В сентябре 2010 года [СКРЫТО] Т.В. на основании договора дарения недвижимости простая письменная форма от дата дата регистрации договора дата номер регистрации № добровольно передала часть своей доли квартиры в пользу матери [СКРЫТО] В.А.
дата на основании решения Ленинского районного суда г. Ставрополя дело № [СКРЫТО] Т.В. была снята с регистрационного учета по указанному адресу и утратила право пользования жилым помещением. В судебном заседании исковые требования своей матери [СКРЫТО] В.А. о снятии с регистрационного учета и утрате право пользования жилым помещением [СКРЫТО] Т.В. признала в полном объеме. Решение суда не обжаловала. С указанного времени, т.е. с дата, у [СКРЫТО] Т.В. формально возникли основания для признания ее нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, предусмотренные п. 1. ч. 1 ст.51 Жилищного кодекса Российской Федерации от дата № 188-ФЗ (далее - Жилищный кодекс РФ), п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
[СКРЫТО] Т.В. с дата по дата была временно зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес> (войсковая часть 2432).
Получение [СКРЫТО] Т.В. жилого помещения в составе семьи [СКРЫТО] В.Н. на основании Решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов г. Ставрополя от дата № и дальнейшая ее приватизация в 2002 г. указывает на ее обеспеченность жильем за счет государства.
Считает, что жилищная комиссия войсковой части 2432 в соответствии с поступившим письмом из УМТО 7 Службы ФСБ России (№ 23/ЖК-263 от 14.11.2017) и руководствуясь п. 10 приказа ФСБ России от 1 марта 2012 года №96 «Об утверждении Положения о жилищных комиссиях в органах федеральной службы безопасности» при повторном рассмотрении правомерности нахождения на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма или в собственность в г. Ставрополе, прапорщика запаса [СКРЫТО] Т.В. изучив поступившие документы в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> руководствуясь п. 2, п. 6 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», п.п. «б», п.п. «д» п. 29 Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями, утвержденных приказом ФСБ РФ от 24 октября 2011 г. № 590, (далее - Правила) приняла законное решение о снятии с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма или в собственность в г. Ставрополе прапорщика запаса [СКРЫТО] Т.В.
На основании изложенного председатель жилищной комиссии войсковой части 2432 Москалец А.И. не признает заявленные требования истца, просит суд отказать [СКРЫТО] в заявленных требованиях.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства по отдельности и в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст. 40 и п. 1 ст. 45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления права на жилище, которое признается международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах) и которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3).
По смыслу ст. 59 и п. «т» ст. 71 Конституции РФ военная служба представляет собой особый вид федеральной государственной службы, что обуславливает и правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в особом порядке реализации их конституционного права на жилище, которое осуществляется на основе как общего, так и специального законодательства.
Судом установлено, что истец [СКРЫТО] Т.В. проходила воинскую службу в с 1996 года, с дата уволена с военной службы по основанию, предусмотренному п.п. «б» п. 1 ст. 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», с дата исключена из списков личного состава войсковой части 2432.
Выслуга лет в календарном исчислении истца на дату исключения из списков личного состава в/ч 2432 составила 21 год.
Из материалов дела следует, что дата [СКРЫТО] Т.В. обратилась к председателю жилищной комиссии войсковой части 2432 с рапортом о принятии на учет в качестве нуждающейся в служебном жилом помещении в городе Ставрополе к председателю социально-бытовой (жилищной) комиссии войсковой части 2432 подполковнику Москалец А.И.
Решением жилищной комиссии в/ч 2432 от дата (протокол № от дата) истец принята на учет в качестве нуждающейся в служебном жилом помещении в г. Ставрополе с дата.
дата истец обратилась к председателю жилищной комиссии войсковой части 2432 с рапортом об обеспечении жилым помещением по договору со статусом социального найма или по договору специализированного найма с последующим его оформлением найма и приватизацией.
дата на заседании жилищной комиссии войсковой части 2432 отложено рассмотрение вопроса правомерности нахождения истца на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания в г. Ставрополе до поступления запросов из архивов.
Решением жилищной комиссии от дата (протокол № от дата), истец признана нуждающейся в получении жилого помещения для постоянного проживания в г. Ставрополе.
Решением жилищной комиссии от дата (протокол № от дата) истцу предоставлена служебная однокомнатная квартира, расположенная по адресу <адрес>.
дата письмом исх. № УФСБ РФ по Ставропольскому краю, врио командира войсковой части 2432, возращено учетное дело очередника прапорщика [СКРЫТО] Т.В. и сообщено, что обеспечение жилым помещением военнослужащих, осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз.
дата письмом исх. № УФСБ РФ по Ставропольскому краю, врио командира войсковой части 2432, сообщено, что при изучении материалов учетного дела, установлено, что [СКРЫТО] Т.В. была зарегистрирована по месту жительства и являлась собственником 1/2 доли в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м. по адресу: <адрес>. В 2010 году [СКРЫТО] T.B. подарила матери - [СКРЫТО] В.А. принадлежащую ей долю. В 2016 году [СКРЫТО] В.А. обратилась в суд с требованием о признании [СКРЫТО] Т.А. утратившей право пользования жилым помещением по вышеуказанному адресу. В суде [СКРЫТО] Т.В. исковые требования добровольно признала в полном объеме. Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от дата судом принято признание иска [СКРЫТО] Т.В., исковые требования [СКРЫТО] В.А. о признании [СКРЫТО] Т.А. утратившей право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> удовлетворены. Таким образом, [СКРЫТО] Т.В. добровольно признав в суде исковые требования матери намеренно ухудшила свои жилищные условия. Основания для заключения договора найма служебного жилого помещения с [СКРЫТО] Т.В. отсутствуют.
дата Управлением материально-технического обеспечения ФСБ России направлено письмо начальнику 5 РЦМТО ФСБ России, в котором разъяснено, что основания для признания прапорщика [СКРЫТО] Т. В. нуждающейся в жилом помещении для постоянного проживания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года № 188-ФЗ, пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статуте военнослужащих», и в соответствии со статьей 53 Кодекса формально возникают у [СКРЫТО] Т.В. с дата, в связи с чем сообщают о необходимости пересмотреть решение о принятии прапорщика [СКРЫТО] Т.В. на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.
Решением жилищной комиссии от дата (протокол № от дата) истец снята с учета нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма или в собственность в г. Ставрополе.
дата Решением жилищной комиссии от дата утверждено командиром войсковой части 2432.
Не согласившись с решением жилищной комиссии войсковой части 2432 от дата, в части касающейся истца, действиями командира войсковой части 2432, связанными с утверждением решения жилищной комиссии войсковой части 2432 от дата, отказом УФСБ РФ по СК в заключении жилищного договора истец обратилась с исковыми требованиями в суд.
В соответствии со п. 14 ст. 15 Закона Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Указанный Федеральный закон закрепляет условия для предоставления дополнительных гарантий в жилищной сфере для военнослужащих, и в то же время указывает на однократное обеспечение их жильем в рамках данных гарантий, в связи с чем существует необходимость при постановке на жилищный учет предоставления военнослужащими документов об освобождении жилого помещения, полученного ранее от органов исполнительной власти.
При этом необходимо отметить, что данное требование направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, предусмотренных Федеральным законом, и основано на конституционном принципе социальной справедливости.
Из абзаца 13 п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» военнослужащие признаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным ст. 51 Жилищного кодекса РФ, в порядке утвержденном, Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 19 ЖК РФ в зависимости от формы собственности, жилищный фонд подразделяется на частный, государственный и муниципальный жилищные фонды. При этом непосредственно государственный жилищный фонд есть совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации).
В соответствии со ст. 6 ЖК РСФСР, действовавшего до дата, государственный жилищный фонд находился в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонт местных Советов) и введении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).
По этой причине в случае получения жилого помещения из государственного жилищного фонда, а до дата - из фонда местных Советов народных депутатов и ведомственного жилищного фонда гражданин считается обеспеченным жильем за счет государства.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что [СКРЫТО] Т.В. с 1992 года по 2016 год была зарегистрирована по адресу; <адрес>.
В соответствии с решением исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов от дата №, квартира по <адрес> была выделена отцу истца [СКРЫТО] Т.В. – [СКРЫТО] В.Н. на состав 3 человека: [СКРЫТО] В.Н., жене [СКРЫТО] В.А., дочери [СКРЫТО] Т.В.
На основании договора о передаче жилья в собственность № от дата и Постановления Главы администрации города Ставрополя Ставропольского края о приватизации жилого фонда от дата №, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, была приватизирована [СКРЫТО] В.А. и [СКРЫТО] Т.В. по 1/2 доли каждому. За [СКРЫТО] Т.В. было зарегистрировано право собственности на 1/2 долю, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество от дата серии <адрес>4.
На основании договора дарения от дата 1/2 доли [СКРЫТО] Т.В. перешла в собственность [СКРЫТО] В.А.
Решением Ленинского районного суда города Ставрополя от дата исковые требования [СКРЫТО] В.А. к [СКРЫТО] Т.В. о признании утратившим право пользования жилым помещением и снятии регистрационного учета, удовлетворены в связи с признаем исковых требований [СКРЫТО] Т.В.
Таким образом, получение истцом [СКРЫТО] Т.В. жилого помещения в составе семьи [СКРЫТО] В.Н. на основании решения исполнительного комитета Ленинского районного Совета народных депутатов г. Ставрополя от 07.071986 года № и дальнейшая ее приватизация в 2002 году свидетельствует, о том, что она была обеспечена жильем за счет государства.
В соответствии с п. 6. ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
С учетом вышеизложенного суд, считает, что решение жилищной комиссии от дата о снятии [СКРЫТО] Т.В. с учета в качестве нуждающейся в служебном жилом помещении в г. Ставрополе, утвержденное командиром войсковой части 2432 дата, а также отказ УФСБ России по Ставропольскому краю в заключение жилищного договора с [СКРЫТО] Т.В., являются законными.
В связи с тем, что судом признано законным решение жилищной комиссии войсковой части 2432 от дата, а также действия командира войсковой части 2432, связанных с утверждением решения жилищной комиссии войсковой части 2432 от дата и отказ УФСБ России по Ставропольскому краю в заключение жилищного договора с [СКРЫТО] Т.В., не подлежат удовлетворению и требования истца об обязании УФСБ России по Ставропольскому краю заключить жилищный договор с Т.В. [СКРЫТО].
На основании изложенного суд, приходит к выводу, что исковые требования о признании решения жилищной комиссии войсковой части 2432 от дата в части касающейся [СКРЫТО] Т.В., действий командира войсковой части 2432, связанных с утверждением решения жилищной комиссии войсковой части 2432 от дата, отказа УФСБ России по Ставропольскому краю в заключение жилищного договора с [СКРЫТО] Т.В. на квартиру незаконными, а также об обязании УФСБ России по Ставропольскому краю заключить жилищный договор с [СКРЫТО] Т.В. являются незаконными и необоснованными в связи с чем не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований [СКРЫТО] Т. В. к командиру войсковой части 2432, председателю жилищной комиссии войсковой части 2432, УФСБ РФ по СК о признании решения жилищной комиссии и действий войсковой части незаконными, обязании заключить договор найма жилого помещения, – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Лысенко Н.С.