Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 02.02.2018 |
Дата решения | 06.03.2018 |
Категория дела | Прочие исковые дела |
Судья | Лысенко Наталья Сергеевна |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 2b96b14e-95d0-37cc-bbaf-d22afc43e21c |
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
06 марта 2018 года г. Ставрополь
Промышленный районный суд г. Ставрополя Ставропольского края
в составе:
председательствующего судьи Лысенко Н.С.,
с участием помощника Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора - Ендовицкой Ю.Н.,
при секретаре Айсановой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению заместителя Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратуры в защиту прав неопределенного круга лиц и законных интересов РФ о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной на территории Российской Федерации,
У С Т А Н О В И Л:
Заместитель Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора, действующий в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в Промышленный районный суд г. Ставрополя с заявлением о признании интернет-сайтов запрещенными на территории Российской Федерации.
В обоснование заявления указано, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления, в части размещения информации об оказании услуг по вывозу отходов.
25.01.2018 года Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения вышеназванного законодательства в служебном кабинете № 310 по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации об оказании услуг по вывозу (транспортированию) отходов на Интернет – странице: https://www.avito.ru/stavropol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_stroitelnogo_staroy_mebeli_i_dr_1152679676.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления (далее - отходы) - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом. Обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах;
Согласно ст. 4.1 Закон № 89 – ФЗ, отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности: I класс - чрезвычайно опасные отходы; II класс - высокоопасные отходы; III класс - умеренно опасные отходы; IV класс - малоопасные отходы; V класс - практически неопасные отходы.
При этом, в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 несортированные отходы, содержащие черные и цветные металлы, древесину, пластмассы, бумагу, картон, отходы жилищ, мусор от офисных и бытовых помещений несортированный, отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ, отнесены, в основном, к 3, либо 4 классам опасности.
Статьями 15 и 16 Закона № 89 – ФЗ установлены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части обязательного наличия документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности, а также требования к транспортированию отходов, в том числе: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Статьей 9 Закона № 89 – ФЗ установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ
«О лицензировании отдельных видов деятельности».
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство.
В соответствии с п.п. 4, 14 ст.2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Закон № 149 – ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники. Страница сайта в сети «Интернет» (далее – Интернет - страница) - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».
Согласно части 1 статьи10Закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.
В соответствии с частью 6 статьи10Закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Посетителям Интернет – страницы:
https://www.avito.ru/stavropol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_stroitelnogo_staroy_mebeli_i_dr_1152679676 предоставляется возможность воспользоваться услугой по вывозу (транспортированию) отходов. Посещение указанной интернет-страницы свободно для всех без исключения лиц, не содержит ограничений либо предупреждений об ограничениях к их доступу. Вместе с тем, какая-либо информация, указывающая на законность осуществления деятельности по транспортированию отходов, в том числе информация о наличии лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Закона № 89 – ФЗ на приведенной интернет-странице отсутствует.
Указанная на Интернет – странице: https://www.avito.ru/stavropol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_stroitelnogo_staroy_mebeli_i_dr_1152679676 информация, находится в свободном доступе, и побуждает граждан и иных лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная ответственность (статьи 8.2, 14.1 КоАП РФ), может способствовать их совершению, что подтверждается выкопировкой (скриншотом) Интернет – страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к совершению действий по приобретению услуги, подлежащей лицензированию, в отсутствие сведений о лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Закона № 89 – ФЗ, за осуществление которых законодателем предусмотрена административная ответственность, является распространением запрещенной информации.
Частью 5 статьи15Закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно - телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Поскольку распространение информации по приобретению услуги, подлежащей лицензированию, в отсутствие сведений о лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Закона № 89 – ФЗ, противоречит требованиями ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.10Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Просит признать информацию, размешенную на интернет – странице https://www.avito.ru/stavropol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_stroitelnogo_staroy_mebeli_i_dr_1152679676, размещенной с нарушением требований ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.10Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», распространение которой, на территории Российской Федерации запрещено.
В судебном заседании помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Ендовицкая Ю.Н., заявленные требования поддержала в полном объеме, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении, и просила суд их удовлетворить.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, причины неявки суду не известны, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу – заместитель руководителя Жаров А.А., извещенный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело по существу в его отсутствие.
Однако ранее представитель заинтересованного лица направил в суд заключение по делу, согласно которому указано, что в ходе проверки Управлением установлено, что интернет-страница: https://www.avito.ru/stavropol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_stroitelnogo_staroy_mebeli_i_dr_1152679676 в Едином реестре отсутствуют, доступ к указанному сетевому адресу установлен.
Суд, выслушав пояснения представителя заявителя, исследовав письменные материалы дела, полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствие со ст. 55 ГПК доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.
Согласно ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов муниципального образования.
Как усматривается из материалов дела Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой в ходе проверки исполнения вышеназванного законодательства в служебном кабинете № 310 по адресу: г. Ставрополь, ул. Ленина, 384, выявлен факт размещения для свободного доступа неограниченного круга лиц информации об оказании услуг по вывозу (транспортированию) отходов на Интернет – странице: https://www.avito.ru/stavropol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_stroitelnogo_staroy_mebeli_i_dr_1152679676 на которой содержится информация, распространение которой на территории РФ запрещено.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Как следует из пункта 4 ст. 2 Закона № 149-ФЗ информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно ч. 5 ст. 15 Закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьями 15 и 16 Закона № 89 – ФЗ установлены требования к лицам, которые допущены к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, в части обязательного наличия документов о квалификации, выданных по результатам прохождения профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования, необходимых для работы с отходами I - IV классов опасности, а также требования к транспортированию отходов, в том числе: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Статьей 9 Закона № 89 – ФЗ установлено, что деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию, осуществляемому в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.
Поскольку распространение информации по приобретению услуги, подлежащей лицензированию, в отсутствие сведений о лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Закона № 89 – ФЗ, противоречит требованиями ст. 9 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», ст. 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.10Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, а доступ к сайтам, где размещены вышеуказанные информационные материалы в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (п. 5 ст. 15 N 149-ФЗ).
Пункт 6 ст. 10 Закона № 149-ФЗ устанавливает запрет на распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Размещённая на ресурсе
https://www.avito.ru/stavropol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_stroitelnogo_staroy_mebeli_i_dr_1152679676 запрещённая информация свидетельствует о совершении уголовно-наказуемого деяния, а также побуждает определенный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена как административная, так и уголовная ответственность.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сайтам, где размещена информация по приобретению услуги, подлежащей лицензированию, в отсутствие сведений о лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов.
Управление Роскомнадзора по Ставропольскому краю является организацией, осуществляющей деятельность по оказанию телематических услуг, имеет техническую возможность ограничить доступ к указанным материалам. Ограничение доступа возможно путем фильтрации трафика и полного блокирования доступа к IP адресу Интернет-сайта на пограничных маршрутизаторах, либо иным техническим способом.
Размещенная на указанном сайте информация находится в свободном доступе, допуск к ней имеет неопределенный круг лиц, в том числе несовершеннолетние граждане, проживающие на территории г. Ставрополя. Свободный доступ к указанной странице Интернет - ресурса сети общего пользования Интернет и побуждает граждан и иных лиц к совершению действий, за которые предусмотрена административная ответственность (статьи 8.2, 14.1 КоАП РФ), может способствовать их совершению, что подтверждается выкопировкой (скриншотом) Интернет – страницы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Таким образом, предоставление возможности доступа с помощью информационно-телекоммуникационной сети Интернет к информации, побуждающей к совершению действий по приобретению услуги, подлежащей лицензированию, в отсутствие сведений о лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, о соблюдении требований к транспортированию отходов, установленных ст.ст. 15 и 16 Закона № 89 – ФЗ, за осуществление которых законодателем предусмотрена административная ответственность, является распространением запрещенной информации.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
При таких обстоятельствах исковые требования заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц и законных интересов РФ о признании интернет-сайтов запрещенными на территории Российской Федерации, подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление заместителя Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав неопределенного круга лиц и законных интересов РФ о признании информации, размещенной на интернет-сайте, запрещенной на территории Российской Федерации – удовлетворить.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на интернет-странице с адресом:
https://www.avito.ru/stavropol/predlozheniya_uslug/vyvoz_musora_stroitelnogo_staroy_mebeli_i_dr_1152679676 информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Настоящее решение является основанием для Управления Роскомнадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу для включения данных интернет-страниц в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд через Промышленный районный суд г. Ставрополя путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца с момента оглашения.
Судья Н.С. Лысенко