Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Промышленный районный суд г. Ставрополя (Ставропольский край) |
Дата поступления | 11.12.2014 |
Дата решения | 12.12.2014 |
Категория дела | должностных лиц, государственных и муниципальных служащих |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 75a2a9a0-264c-3911-87b9-d6eee4a917c9 |
Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 октября 2014 года <адрес>
Промышленный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Воробьева В.А.,
при секретаре Ливинской Н.С.,
с участием: представителя заявителя [СКРЫТО] В.И. по доверенности Морозова П.В., представителя заинтересованного лица администрации <адрес> по доверенности Якимова А.А., представителя заинтересованного лица комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности Кузьминовой К.И.,
рассмотрев в открытом заседании в помещении Промышленного районного суда <адрес> гражданское дело по заявлению [СКРЫТО] В. И. об оспаривании решения администрации <адрес> по изменению вида разрешенного использования земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
[СКРЫТО] В.И. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать незаконным отказ администрации <адрес> [СКРЫТО] В.И. по изменению одного вида разрешенного использования земельного участка кадастровый № на другой вид такого использования и обязать администрацию <адрес> изменить вид разрешенного использования земельного участка кадастровый № площадью 1543 кв.м. расположенный по адресу <адрес> в квартале 536 с «для строительства офисного здания» на «блокированные жилые дома».
Заявление мотивировано тем, что постановлением администрации <адрес> от дата № [СКРЫТО] В.И. был предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером 26:12:012502:2081 площадью 1543 кв.м. расположенный по адресу <адрес> в квартале 536 с целью строительства офисного здания.
Впоследствии [СКРЫТО] В.И. обратился в администрацию <адрес> с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с «для строительства офисного здания» на «блокированные жилые дома».
Администрация <адрес> письмом от 16.09.2014г. № отказа заявителю [СКРЫТО] В.И. в изменении вида разрешенного использования земельного участка, ссылаясь на то что земельный участок кадастровый № был предоставлен [СКРЫТО] В.И. для строительства офисного здания без проведения аукциона, для предоставления данного земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой установленной ст. 30.1 Земельного кодекса РФ.
Установление положений об изменении видов разрешенного использования земельных участков и их применение относятся к компетенции представительных органов местного самоуправления.
Решением Ставропольской городской Думы от дата N 97 «Об утверждении Правил землепользования и застройки <адрес>» был утверждены Правила землепользования и застройки <адрес>, в том числе карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты.
Участок кадастровый № находиться в зоне Ж-3 «Зона блокированной и усадебной застройки».
Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне Ж-3 согласно п. 2 ст. 42 Правил землепользования и застройки <адрес> является «усадебные и блокированные жилые дома, в том числе со встроенно-пристроенными помещениями обслуживания и приквартирными земельными участками».
Таким образом согласно градостроительного регламента <адрес> для участка кадастровый № является допустимым использование основного вида разрешенного использования земельного участка как «блокированный жилой дом».
Заявление об изменении основного вида разрешенного использования земельного участка было подано в установленном порядке [СКРЫТО] В.И. Администрация <адрес> отказала в изменении основного вида разрешенного использования земельного участка кадастровый №, при том, что согласно градостроительного регламента <адрес> в данной зоне является допустимым использование земельного участка как блокированный жилой дом, а самими регламентом установлен заявительный порядок изменения основного вида разрешенного использования земельного участка. Считаю, что Администрация <адрес> отказом в изменении основного вида разрешенного использования земельного участка кадастровый № нарушила права [СКРЫТО] В.И. как правообладателя земельного участка. В том числе право установленное п. 2 ст. 40 Земельного кодекса РФ на возведение жилых, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов.
Заявитель [СКРЫТО] В.И. в судебное заседание не явился, извещенный надлежащим образом о времени и месте, просил рассмотреть гражданское дело в его отсутствие.
В судебном заседании представитель [СКРЫТО] В.И. по доверенности Морозов П.В. просил заявление удовлетворить по доводам, изложенным в нем.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица администрации <адрес> по доверенности Якимов А.А. возражал против удовлетворения заявленных требований
В судебном заседании представитель заинтересованного лица комитета градостроительства администрации <адрес> по доверенности Кузьминова К.И. возражала против удовлетворения заявления
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы, оценив собранные по делу доказательства и в их совокупности, приходит к следующему.
Согласно ст. 46 Конституции РФ, каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
На основании ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
В силу ст. 254 ГПК РФ, гражданин вправе оспорить в суде решения, действия, бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации <адрес> [СКРЫТО] В.И. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером 26:12:012502:2081 площадью 1543 кв.м. для строительства офисного здания по <адрес> в квартале 536, категория земель – земли населенных пунктов.
В соответствии с указанным постановлением, дата между КУМИ <адрес> и [СКРЫТО] В.И, заключен договор № аренды земельного участка в границах земель муниципального образования <адрес>.
По условиям указанного договора аренды, [СКРЫТО] В.И. предоставлен в аренду на 3 года земельный участок с кадастровым номером 26:12:012502:2081 площадью 1543 кв.м., имеющий целевое назначение - для строительства офисного здания, по <адрес> в квартале 536, категория земель – земли населенных пунктов.
Судом установлено, что [СКРЫТО] В.И. обратился в администрацию <адрес> о предоставлении муниципальной услуги по изменению вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:012502:2081 площадью 1543 кв.м. по <адрес> в квартале 536 с «для строительства офисного здания» на «под блокированные жилые дома».
Уведомлением от дата за исходящим номером 06/1-03-4090 [СКРЫТО] В.И. в предоставлении муниципальной услуги было отказано, поскольку земельный участок был предоставлен без проведения аукциона, тогда как при предоставлении земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной ст. 30.1 Земельного кодекса РФ. Таким образом, изменение одного вида использования земельного участка на другой вид разрешенного использования, предусматривающий жилищное строительство, в обход установленной законодательством процедуры, не допустимо.
В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Статьей 7 Земельного кодекса РФ произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 85 Земельного кодекса РФ установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Земельные участки могут использовать в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые подразделяются на основные, условно разрешенные и вспомогательные виды разрешенного использования, что установлено ч. 1 и ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.
Данное положение конкретизировано в п. 4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что без дополнительных разрешений и согласования правообладателями выбираются основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в градостроительных регламентах, которые вместе с положениями об изменении таких видов являются составной частью Правил землепользования и застройки территорий.
Действующим законодательством установлено, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации и п. 5 ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки в составе жилых зон предназначены для застройки жилыми зданиями, а также объектами культурно-бытового назначения, здравоохранения, дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, стоянками автомобильного транспорта, гаражами, объектами, связанными с проживанием граждан и не оказывающими негативного воздействия на окружающую среду.
Исходя из п. 1 ст. 41 Земельного кодекса РФ арендаторы земельных участков вправе осуществлять права собственников земельных участков, установленные ст. 40 Земельного кодекса РФ, в том числе возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; осуществлять другие права на использование земельного участка, предусмотренные законодательством.
Существенным обстоятельством, имеющим значение для данного дела, является то, что Земельным кодексом РФ предусмотрен особый порядок предоставления земельных участков под строительство объектов жилого назначения.
Процедура предоставления земельного участка для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, регламентируется ст. 30.1 Земельного кодекса РФ, согласно которой земельный участок под указанные цели может быть предоставлен только посредством проведения аукциона.
В судебном заседании установлено, что земельный участок был предоставлен [СКРЫТО] В.И. без проведения аукциона для строительства торгово-офисного здания, что соответствует действующему законодательству РФ.
Между тем, при предоставлении земельного участка для жилищного строительства необходимо руководствоваться специальной нормой, установленной ст. 30.1 ЗК Российской Федерации.
Невозможность произвольного изменения землепользователем вида разрешенного использования земельного участка, в том числе, в рамках предусмотренных градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны, в случаях, когда такое изменение не соответствует установленным законом правилам оборота земель, следует из ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85, 42, 30.1 Земельного кодекса РФ.
Из положений норм ст. 40 - 41 Земельного кодекса РФ следует, что если земельный участок закреплен за лицом, то возможность его застройки определяется в зависимости от целевого назначения и разрешенного использования участка. Первоначально разрешенное использование участка определяется в процессе градостроительного зонирования или в процессе предварительного согласования места размещения объекта. Если же правообладатель земельного участка по тем или иным причинам желает застроить его иным образом, то для этого подлежит изменению его целевое назначение и разрешенное использование с получением на это необходимых согласований и с соблюдением процедуры, установленной законом.
Из материалов дела следует, что требования направлены на внесение изменений в гражданско-правовой договор аренды земельного участка.
В силу п. 3 ст. 3 Земельного кодекса РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.
Порядок внесения изменения в гражданско-правовой договор регламентируется гл. 29 ГК Российской Федерации. По общему правилу основанием внесения изменений в действующий договор с учетом принципа свободы договора (ст. 1, 421 ГК Российской Федерации) является взаимное волеизъявление сторон сделки. Нормами поименованной главы ГК Российской Федерации закреплены также основания и условия удовлетворения судом требования о внесении изменений в договор в принудительном порядке.
Пунктом 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В силу ч. 2, 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
Согласно п. 1 ст. 615 ГК Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Нахождение земельного участка, переданного в аренду, в зоне застройки индивидуальными жилыми домами само по себе не означает, что любое лицо, получившее участок в аренду с одним видом разрешенного использования, может по своему усмотрению выбрать другой вид разрешенного использования, изменить его и использовать по своему усмотрению без волеизъявления собственника (решения соответствующего уполномоченного органа).
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования [СКРЫТО] В.И. удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 254 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления [СКРЫТО] В. И. об изменении одного вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 26:12:012502:2081 на другой вид такого использования и обязании администрацию <адрес> изменить вид разрешенного использования земельного участка кадастровый № площадью 1543 кв.м. расположенный по адресу <адрес> в квартале 536 с «для строительства офисного здания» на «блокированные жилые дома» – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья В.А. Воробьев