Дело № 7a-129/2020, апелляция

Тип дела Административные
Инстанция апелляция
Суд Ставропольский краевой суд (Ставропольский край)
Дата поступления 25.02.2020
Дата решения 18.03.2020
Статьи кодексов
Судья Загорская Ольга Викторовна
Результат Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Судебное решение Есть
ID 12731644-2c9f-316a-b1c2-1602433746d8
Стороны по делу
Ответчик
***. ********* *. ********** *** *.*.
*** "***-**"
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Судья Полупан Г.Ю. Дело № 7а-129/2020

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

18 марта 2020 года

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора города Пятигорска Куц С.А. на постановление судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 31.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ВИК-СК»,

установил:

Постановлением судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 31.01.2020 «дело об административном правонарушении», предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «ВИК-СК», прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (далее – постановление судьи от 31.01.2020).

В протесте, поданном в Ставропольский краевой суд, заместитель прокурора города Пятигорска Куц С.А. считает постановление судьи от 31.01.2020 незаконным и необоснованным и приводит доводы, аналогичные изложенным в постановлении прокурора города Пятигорска от 19.12.2019 о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении ООО «ВИК-СК». Указывает, что судьёй городского суда вывод об отсутствии в действиях указанного юридического лица состава административного правонарушения сделан без исследования внешнего облика памятника («Елизаветинская (Академическая) галерея,
1849 г., арх. С.И. Уптон). Просит постановление судьи от 31.01.2020 отменить, направить дело на новое судебное разбирательство в ином составе судей.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав прокурора Колячкину И.В., поддержавшую и просившую удовлетворить протест, в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещённых надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Закон № 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Пункт 2 ст. 1 Закона № 73-ФЗ определяет объекты культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особый вид недвижимого имущества.

Частью 1 статьи 7 Закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации в соответствии с данным Федеральным законом.

В соответствии с п. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В силу ч. 1 ст. 40 Закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Согласно ч. 1 ст. 45 Закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания по проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

В соответствии со ст. 47.3 Закона № 73-Ф3 при содержании и использовании объекта культурного наследия, включённого в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 данного Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, в том числе обязаны не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включённого в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определён; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Согласно материалам дела, 19.12.2019 прокуратурой города Пятигорска по результатам проведённой совместно со специалистом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия проверкой установлено следующее.

«Елизаветинская (Академическая) галерея, 1849 г., арх. С.И. Уптон», расположенная по адресу: г. Пятигорск, Красноармейский спуск, является объектом культурного наследия федерального значения.

Памятник включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации и постановлен на государственную охрану на основании постановления Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 г. № 624 «О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР».

Объект зарегистрирован в едином государственном реестре прав объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации под номером 261710844420006.

Объект находится в собственности Российской Федерации, полномочия собственника в его отношении осуществляет ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры».

26.11.2018 приказом Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия № 355 утверждено новое охранное обязательство собственника или иного законного владельца в отношении объекта культурного наследия «Елизаветинская (Академическая) галерея», 1849 г. (предыдущее - приказ от 10.03.2016 № 88).

Разделом 2 Охранных обязательств установлено, что состав (перечень) и сроки (периодичность) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, в отношении которого утверждено охранное обязательство, определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия на основании акта технического состояния объекта культурного наследия, составленного в порядке, установленном п. 2 ст. 47.2 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон № 73-Ф3).

Из раздела 3 Охранных обязательств следует, что при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Закона 73-Ф3, в том числе обязаны:

осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;

не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

В соответствии с договоров аренды от 29.05.2017 № 09-1/17-02, заключённым между ФГБУК «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» и ООО «ВИК-СК», последним принято во временное владение и пользование здание, являющееся объектом культурного наследия - «Елизаветинская (Академическая) галерея, 1849 г.», расположенное по адресу: Ставропольский край, г. Пятигорск, спуск Красноармейский.

В соответствии с пунктами 7.9.3-7.12 Договора арендатор обязуется выполнить мероприятия по сохранению объекта в сроки, порядке и на условиях, установленных Договором.

Организовать проведение работ по сохранению Объекта в соответствии с порядком, предусмотренным федеральным законодательством, и обеспечить их выполнение в предусмотренные Договором сроки.

Выполнение работ по сохранению объекта проводится с соблюдением стандартов в области реставрации, строительства, архитектуры и градостроительства.

В случае подготовки проектной документации на выполнение работ по сохранению объекта арендатором (по заказу арендатора) она подлежит обязательному согласованию с органом охраны. До получения такого согласования (включая проектно-сметную документацию) ее использованию для проведения работ по сохранению Объекта на основании проектной документации, несогласованной с органом охраны, не допускается.

Проектная документация подлежит обязательному согласованию с органом охраны, внесение в неё изменений без письменного согласования с органом охраны не допускается.

Проведённым 15.11.2019 прокуратурой города совместно со старшим государственным инспектором Управления Ставропольского края по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия осмотром установлено, что в среднем объёме Памятника, на лоджии, на аркаде из пяти равных полукруглых арок, опирающихся на квадратные столбы, проведены работы по монтажу металлических конструкций, для установки защитных элементов, на полукруглых арках, выполненных из современных композитных материалов, с целью функционирования объекта в зимний период. Данный вид работ не предусмотрен согласованной с Управлением научно-технической документацией и разрешения на их выполнение управлением не выдавалось.

Обжалуемым постановлением судьи от 31.01.2020 прекращено «дело об административном правонарушении» в отношении ООО «ВИК-СК», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Судья пришёл к выводу, что каких-либо дисгармоничных, диссонирующих по отношению к общему цветовому и архитектурному решению фасада объекта культурного значения изменений ООО «ВИК-СК» не внесено, временные защитные конструкции совпадают по цветовому решению с оконными рамами здания, не нарушая его облик, и установлены на осенне-зимний период для проведения ремонтно-реставрационных работ.

Нахожу постановление судьи от 31.01.2020 незаконным, необоснованным, подлежащим отмене по нижеследующим основаниям.

В силу ч. 1.1 ст. 29.9 КоАП РФ постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае: наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса; объявления устного замечания в соответствии со статьей 2.9 настоящего Кодекса; прекращения производства по делу и передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в случае, если в действиях (бездействии) содержатся признаки преступления; освобождения лица от административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные ст. 6.8, 6.9, 14.32, ч. 2 ст. 16.2, ч. 3 ст. 20.20 настоящего Кодекса, в соответствии с примечаниями к указанным статьям.

Статьей 24.5 КоАП РФ предусмотрен исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, при наличии которых производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Квалификация административного правонарушения предполагает наличие состава правонарушения.

В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения.

При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.

Принимая решение о прекращении «дела об административном правонарушении» судья городского суда сослался на позицию представителя юридического лица, согласно которой установленные в арках конструкции на металлическом каркасе выполняют роль ограждения территории для проведения реставрационных работ и преграды для проникновения в галерею посторонних лиц.

Вместе с тем, судом не дана оценка тому факту, что в период проведения проверки работы не проводились, из представленных фотоматериалов следует, что помещение лоджии, защищённое установленными в арках конструкциям; изменяющими облик здания, использовалось для обслуживания клиентов в осенне-зимний период кафе «Мцыри», а не в целях сохранения объекта и препятствия для проникновения граждан в ходе проведения ремонтно-реставрационных работ.

Кроме того, судьёй городского суда вывод об отсутствии в действиях указанного юридического лица состава административного правонарушения сделан без исследования внешнего облика памятника.

Таким образом, судом первой инстанции имеющимся в деле доказательствам не была дана надлежащая правовая оценка, а обстоятельства по делу не установлены полно и всесторонне, что является нарушением
ст. 24.1 КоАП РФ.

Соответственно, выводы судьи районного суда о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении ООО «ВИК-СК» следует признать преждевременными.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а дело возвращению на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Учитывая что, при рассмотрении дела допущены процессуальные нарушения, но срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5. КоАП РФ, не истёк (по ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ он составляет 1 год), суд считает необходимым постановление судьи от 31.01.2020 отменить, а дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Пятигорский городской суд Ставропольского края.

Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, судья

решил:

Протест заместителя прокурора города Пятигорска Куц С.А. – удовлетворить.

Постановление судьи Пятигорского городского суда Ставропольского края от 31.01.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «ВИК-СК» – отменить.

Материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в Пятигорский городской суд Ставропольского края в ином составе судей.

Судья Ставропольского краевого суда О.В. Загорская

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) на 25.02.2020:
Дело № 33-3-2399/2020, апелляция
  • Дата решения: 21.05.2020
  • Решение: производство по жалобе/представлению прекращено - отказ от жалобы; отзыв представления
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Быстров Олег Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2414/2020, апелляция
  • Дата решения: 08.09.2020
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Берко Александр Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2492/2020, апелляция
  • Дата решения: 27.02.2020
  • Решение: в связи с нарушением порядка подачи апелляционных жалобы, представления
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Минаев Евгений Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2433/2020, апелляция
  • Дата решения: 17.03.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Турлаев Василий Николаевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2506/2020, апелляция
  • Дата решения: 12.03.2020
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Берко Александр Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2449/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Свечникова Нина Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2421/2020, апелляция
  • Дата решения: 20.05.2020
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Лунева Светлана Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2374/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.05.2020
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Осипова Инна Геннадьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2469/2020, апелляция
  • Дата решения: 18.03.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Мирошниченко Дмитрий Спиридонович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-2442/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.05.2020
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Калоева Зарина Ацамазовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-205/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнушенко Ольга Риваловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-239/2020, апелляция
  • Дата решения: 18.03.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бостанов Шамиль Аминович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-206/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Загорская Ольга Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-207/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Загорская Ольга Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-208/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бостанов Шамиль Аминович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-209/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнушенко Ольга Риваловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-210/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бостанов Шамиль Аминович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-211/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бостанов Шамиль Аминович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-212/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бостанов Шамиль Аминович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-213/2020, апелляция
  • Дата решения: 11.03.2020
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнушенко Ольга Риваловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1285/2020, апелляция
  • Дата решения: 26.05.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Каблов Андрей Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1341/2020, апелляция
  • Дата решения: 17.03.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Каблов Андрей Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-1321/2020, апелляция
  • Дата решения: 17.03.2020
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Каблов Андрей Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3/2-2-18/2020, первая инстанция
  • Решение: Удовлетворено
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Чернова И.И
  • Судебное решение: НЕТ