Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 25.02.2020 |
Дата решения | 18.03.2020 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 20.1 ч.2 |
Судья | Корнушенко Ольга Риваловна |
Результат | Возвращено без рассмотрения |
Судебное решение | Есть |
ID | 701d2e2a-af2c-39ce-9f42-710e21843c4d |
Судья Шевлякова И.Б. Дело №а-128/2020
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Судья <адрес>вого суда ФИО5, при подготовке к рассмотрению жалобы защитника ФИО2 по доверенности ФИО3 на постановление судьи Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением судьи Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного ареста сроком на 5 (пять) суток.
В жалобе, поданной в <адрес>вой суд, защитник ФИО2 по доверенности ФИО3 просит указанное постановление отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующему.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи и право пользоваться помощью защитника. Названное право служит гарантией осуществления других закрепленных в Конституции Российской Федерации прав: на получение квалифицированной юридической помощи (часть 2 статьи 48 Конституции Российской Федерации), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (часть 2 статьи 45 Конституции Российской Федерации), на судебную защиту (статья 46 Конституции Российской Федерации), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (часть 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации) - и находится во взаимосвязи с ними.
Анализ статей 55, 71 и 76 Конституции Российской Федерации свидетельствует о том, что законодатель вправе конкретизировать содержание права на получение квалифицированной юридической помощи и права пользоваться помощью защитника и устанавливать правовые механизмы его осуществления, условия и порядок реализации, не допуская при этом искажения существа данного права, самой его сути, и введения таких его ограничений, которые не согласовывались бы с конституционно значимыми целями.
Судебный порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях, установленный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, подразумевает обязательное создание судом условий, необходимых для осуществления права на защиту лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Из системного толкования части 1 статьи 25.1 и частей 1, 2 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что в целях реализации гарантий права указанного лица на получение юридической помощи в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, в качестве которого допускается адвокат или иное лицо.
При этом если лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, изъявит желание иметь для оказания юридической помощи защитника, то адвокат или иное лицо, приглашенное им для осуществления защиты при рассмотрении дела, должны быть допущены к участию в деле при условии соблюдения требований, перечисленных в части 3 статьи 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которой полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью, оформленной в соответствии с законом.
Поскольку Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не регулирует вопрос о том, каким образом должны быть оформлены полномочия защитника на участие в деле об административном правонарушении, данный вопрос может быть решен применительно к положениям частей 2 и 3 статьи 53 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которых закреплен порядок оформления полномочий представителя.
Право представителя, в частности, на подписание и подачу жалоб на постановление по делу об административном правонарушении, на решение по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении должно быть специально оговорено в доверенности.
Соответствующие разъяснения содержит пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №).
Данные положения направлены на создание надлежащего процессуального механизма защиты прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Такого вывода придерживается и Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О.
Как следует из материалов дела, жалоба на постановление судьи Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ подписана и подана в <адрес>вой суд защитником ФИО2 по доверенности ФИО3 (л.д. 34-37).
В подтверждение полномочий указанного лица приложена копия доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес>8 (л.д. 30).
Вместе с тем, объем полномочий, которыми ФИО3 наделена упомянутой доверенностью, не предоставляет ей право на подписание и подачу жалоб на постановление и решение по делу об административном правонарушении, в указанной доверенности такое право специально не оговорено; общая формулировка в тексте доверенности о возможности указанным лицом пользоваться всеми правами, предоставленными действующим законодательством Российской Федерации сторонам и участникам судебного процесса, не может подменить предъявляемые к доверенности требования.
Поскольку представленная в деле доверенность не предусматривает правомочие заявителя на подписание и подачу жалоб, в частности, на постановление по делу об административном правонарушении, жалоба ФИО3 подлежит оставлению без рассмотрения.
Оставление жалобы без рассмотрения по существу не является препятствием для обращения за судебной защитой. Постановление судьи Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ может быть самостоятельно обжаловано в порядке статей 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как вступившее в законную силу в Пятый кассационный суд общей юрисдикции.
Ходатайство лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2 об отложении судебного заседания, назначенного к рассмотрению в <адрес>вом суде на ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без рассмотрения, по указанным выше основаниям.
Аналогичный правовой подход нашел свое отражение в решении судьи Верховного суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ААД19-4, от ДД.ММ.ГГГГ №-ААД18-1 и др.
Руководствуясь статьями 30.1, 30.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
определил:
жалобу защитника ФИО2 по доверенности ФИО3 на постановление судьи Пятигорского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без рассмотрения по существу.
Материалы дела возвратить в Пятигорский городской суд <адрес>.
Судья краевого суда ФИО5