Тип дела | Административные |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 25.02.2020 |
Дата решения | 20.05.2020 |
Статьи кодексов | |
Судья | Бостанов Шамиль Аминович |
Результат | Вынесено решение по существу |
Судебное решение | Есть |
ID | 2949d7f0-70aa-3200-b26d-ea2ac07c636f |
судья Апальков А.В. дело № 7-204/2020
Р Е Ш Е Н И Е
город Ставрополь 20 мая 2020 года
Судья Ставропольского краевого суда Бостанов Ш.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «РН-Ставропольнефтегаз» - генерального директора Тавлуя И.В. на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 30 октября 2019 года и решение судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 16 декабря 2019 года,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 30 октября 2019 года юридическое лицо - ООО «РН-Ставропольнефтегаз» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.
Решением судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 16 декабря 2019 года указанное постановление изменено в части назначенного ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административного наказания, размер административного штрафа снижен до 200 000 рублей
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, представитель ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Тавлуй И.В. просит отменить указанные акты, вынесенные в отношении ООО «РН-Ставропольнефтегаз» по настоящему делу об административном правонарушении, приводит доводы об их незаконности.
Изучив материалы дела об административном правонарушении, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав представителей ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Лебеденко С.А. и Тагандурдиева С.Э., просивших удовлетворить жалобу, прихожу к следующему выводу.
Частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
В силу пункта 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.
В силу статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе проведения плановой выездной проверки, согласно приказу Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 17 сентября 2019 года № 549 установлено, что юридическим лицом ООО «РН-Ставропольнефтегаз» нарушены требования части 5 статьи 13 и статьи 42 ЗК РФ, пунктов 3, 6, 8, 26, 30 «Правил проведения рекультивации и консервации земель», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 800, не выполнена обязанность по рекультивации земельного участка с кадастровым номером 26:14:090213:78, который находится в границах муниципального образования села Урожайное Левокумского района Ставропольского края, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
Эксплуатацию напорного нефтепровода УПСВ Подсолнечное - ЦППН-1 осуществляет ООО «РН-Ставропольнефтегаз» в соответствии с договорами аренды от 01 января 2009 года №96, от 01 января 2009 года №0001109/0074Д и изменением №10 к дополнительному соглашению от 01 июля 2017 года №96 к договору аренды от 01 января 2009 года №0001109/0074Д с ПАО «НК «Роснефть».
В ходе проведения плановой выездной проверки представителем юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» Лебеденко С.А., действующим по доверенности №131 от 26 сентября 2019 года представлена информация об отсутствии у юридического лица ООО «РН-Ставропольнефтегаз» проекта рекультивации нарушенных земель и актов рекультивации земель.
Данный факт явился основанием для привлечения ООО «РН -Ставропольнефтегаз» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Факт совершения обществом указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, протоколом отбора проб почвы, экспертным заключением №210, актом обследования участка № 19-549/П/1, а также иными доказательствами.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем, обоснованно привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.7 названного Кодекса.
Судья районного суда пришел к обоснованному выводу о совершении ООО «РН-Ставропольнефтегаз» административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
Деяние квалифицировано в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса, природоохранного и земельного законодательства.
Согласно пункту 6 статьи 13 ЗК РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
Совместным Приказом Минприроды России и Роскомзема от 22 декабря 1995 года N 525/67 утверждены Основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, которыми предусмотрены требования к проведению работ, связанных с нарушением почвенного покрова и рекультивацией земель.
Пунктом 5 Основных положений установлено, что рекультивации подлежат земли, нарушенные при прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геолого-разведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова.
Из указанных норм следует, что обязанности по рекультивации земель возлагаются не только на собственников, владельцев, но и на пользователей земельных участков.
Довод жалобы о несоответствии выводов протокола лабораторных исследований грунта, со ссылкой на Письмо Минприроды России от 27 декабря 1993 года №04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» отклоняется.
Как обоснованно указал суд, в письме Минприроды России от 27 декабря 1993 года №04-25/61-5678 «О порядке определения размеров ущерба от загрязнения земель химическими веществами» ссылки сделаны на не действующие нормативно правовые акты, в связи с чем, данное письмо не может быть применимо. При этом, в актах отбора проб почвы земельного участка представителем ООО «РН-Ставропольнефтегаз» не указывалось на нарушение установленных требований при их отборе.
Иные доводы жалобы не влекут отмену постановления должностного лица и решения судьи районного суда, так как не опровергают вывод о наличии в действиях ООО «РН-Ставропольнефтегаз» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ.
По существу, доводы жалобы повторяют доводы, являвшиеся предметом проверки в суде первой инстанции, отклоненные по убедительны мотивам, приведенным в обжалуемом судебном акте, с которыми нет никаких оснований не согласиться.
Не согласие с оценкой доказательств и заявленных доводов не может служить поводом к отмене состоявшихся по делу постановления должностного лица и решения судьи районного суда.
Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел. Административное наказание назначено с учетом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ,.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу от 30 октября 2019 года и решение судьи Нефтекумского районного суда Ставропольского края от 16 декабря 2019 года, вынесенные в отношении юридического лица - ООО «РН-Ставропольнефтегаз» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья краевого суда Ш.А. Бостанов