Тип дела | Административные |
Инстанция | надзор |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 29.05.2017 |
Дата решения | 19.07.2017 |
Статьи кодексов | КоАП: ст. 8.2 |
Результат | оставлены без изменения постановление и/или все решения по делу |
Судебное решение | Есть |
ID | b407881d-109b-381c-a9f1-e5959cf8634f |
дело № 4а-726/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Ставрополь 10 июля 2017 года
Заместитель председателя Ставропольского краевого суда Козлов О.А., рассмотрев жалобу государственного инспектора Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому округу Секацкой Г.С. на вступившее в законную силу решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Секацкой Г.С. №16-180/16-20/АР/027/13 от 06 мая 2016 года юридическое лицо - администрация муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края привлечено к административной ответственности за административное правонарушение, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 августа 2016 года указанное постановление отменено, производство по делу об административном правонарушении прекращено.
В жалобе государственный инспектор Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу Секацкая Г.С. просит отменить решение районного судьи и вернуть дело на новое рассмотрение. Считает, что оно вынесено с нарушением требований закона о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела.
Возражений на жалобу не поступило.
Ознакомившись с доводами жалобы, изучив материалы дела, прихожу к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 06 мая 2016 года в 15 часов 00 минут установлено, что 24 марта 2016 года в 11 часов 00 минут в результате проведенного административного расследования, возбужденного в рамках рейдовой проверки, проводимой на основании приказа Департамента «О проведении планового (рейдового) осмотра земельных участков в границах муниципального образования село Кочубеевское, расположенных приблизительно на расстоянии 700-800 метров от ориентира - завода строительных смесей «Хенкель» от 05 февраля 2016 года №365 обнаружено, что юридическим лицом - администрацией муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края допущено несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: в границах муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края на западной окраине приблизительно в 700-800 метров от ориентира - завода строительных смесей «Хенкель» на земельном участке с кадастровым номером № обнаружена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов площадью 1,228 га (длина участка 178м, ширина 69м). Отходы (пластиковые бутылки, строительный мусор, картон, текстиль, стекло и другое) размещены на участке навалом высотой 0,5-2,0 метра.
По результатам рассмотрения данного дела, должностным лицом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу вынесено постановление о признании юридического лица администрации муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края виновным в совершении правонарушения, предусмотренным статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде штрафа.
Прекращая производство по делу, судья районного суда исходил из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле, которым дана соответствующая правовая оценка. При рассмотрении дела судья руководствовался нормами законодательства, регулирующего данные правоотношения.
Согласно статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
При этом установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны деяния.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ) (далее - Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления - это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; обращением с отходами признается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов; размещение отходов - хранение и захоронение отходов; хранением отходов является складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; под захоронением отходов понимается изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду; утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду; сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов; транспортирование отходов - перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах; накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.
В силу пункта 3 статьи 8 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ), пункта 3 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (в редакции Федерального закона от 31 декабря 2005 года № 199-ФЗ) и пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до изменений, внесенных Федеральным законом от 29 декабря 2014 года №458-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Пунктом 2 статьи 13 Федерального закона об отходах производства и потребления (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ) предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из системного толкования приведенных выше положений закона следует, что органы местного самоуправления могут выступать, с одной стороны, как юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с отходами, а, с другой стороны, являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.
В материалах дела об административном правонарушении не имеется доказательств тому, что администрация муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края осуществляет хозяйственную деятельность в области обращения с отходами.
Такие виды деятельности как сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к уставной деятельности администрации.
При этом полномочия администрации муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края по организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов на территории муниципального образования являются властно-распорядительной функцией данного органа, неисполнение которых не охватывается диспозицией статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следовательно, администрация муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Данный вывод согласуется с позицией Верховного суда РФ, изложенной в постановлении от 02 марта 2016 года №20-АД16-2.
С учетом указанных обстоятельств, судья районного суда пришел к верному выводу о том, что в материалах дела не имеется каких-либо достоверных доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях администрации муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судьей районного суда норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного акта, при производстве по делу не допущено.
Руководствуясь статьями 30.12-30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
постановил:
жалобу государственного инспектора Ставропольского территориального отдела Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому округу Секацкой Г.С. оставить без удовлетворения.
Решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 12 августа 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования села Кочубеевское Кочубеевского района Ставропольского края оставить без изменения.
Заместитель председателя О.А. Козлов