Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 27.09.2016 |
Дата решения | 29.11.2016 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Товчигречко Максим Михайлович |
Результат | Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН |
Судебное решение | Есть |
ID | 5571bc93-2993-3bc6-be44-957c4c69bf75 |
Дело №а-455/2016
Р Е Ш Е Н И Е
ИФИО1
<адрес> 29 ноября 2016 года
<адрес>вой суд в составе:
председательствующего судьи Товчигречко М.М.
при секретаре: ФИО4,
с участием:
представителя административного истца ФИО5,
представителя филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> ФИО6,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному иску ФИО2 к Министерству имущественных отношений <адрес>, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата управления Росреестра» по <адрес>, заинтересованные лица: администрация МО Ессентукского сельсовета <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48, общей площадью 3676 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «размещение банкетного зала и кафе; хозяйственные корпуса», адрес: <адрес>А равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ,
у с т а н о в и л:
ФИО2 обратился с административным иском к Министерству имущественных отношений <адрес>, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата управления Росреестра» по <адрес>, заинтересованные лица: администрация МО Ессентукского сельсовета <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48, общей площадью 3676 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «размещение банкетного зала и кафе; хозяйственные корпуса», адрес: <адрес>А равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска ФИО2 указал, что на основании договора дарения недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ ему на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:29:110107:48, общей площадью 3676 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «размещение банкетного зала и кафе; хозяйственные корпуса», расположенный по адресу: <адрес>А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов <адрес>», кадастровая стоимость указанного земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48 определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 15111447 рублей 84 копейки.
ФИО2 обратился в ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» для определения рыночной стоимости земельного участка. Согласно отчета №Ю/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48, общей площадью 3676 кв.м., адрес: <адрес>А по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет 4775000 рублей.
В соответствии с экспертным заключением (положительным) № от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным Некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков», Отчет №Ю/2016 от ДД.ММ.ГГГГ соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» №135-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ, требованиям федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности.
Полагая результаты государственной кадастровой оценки принадлежащего ему на праве собственности земельного участка недостоверными и нарушающими его права плательщика налоговых платежей на это имущество, поскольку его кадастровая стоимость существенно превышает рыночную стоимость, ФИО2 просит установить кадастровую стоимость земельного участка, равной его рыночной стоимости.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица администрации Ессентукского сельсовета <адрес> не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Министерство имущественных отношений <адрес> извещенные о времени и месте рассмотрения дела, своих представителей для участия в деле не направили, о причине неявки суд не известили.
В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащих образом.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО5 поддержал административный иск, с учетом судебного экспертного заключения уточнил исковые требования и просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48, общей площадью 3676 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «размещение банкетного зала и кафе; хозяйственные корпуса», адрес: <адрес>А равной рыночной стоимости в размере 4193000 рублей по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель филиала ФГБУ ФКП Росреестра по <адрес> ФИО6 просила вынести законное и обоснованное решение. Замечаний к заключению эксперта не имеет.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленные требования, с учетом уточнений, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393 этого же Кодекса).
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.
В силу статьи 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.
Статьей 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, ФИО2 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 26:29:110107:48, общей площадью 3676 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «размещение банкетного зала и кафе; хозяйственные корпуса», адрес: <адрес>А, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14).
Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № года «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в <адрес>» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно представленной кадастровой справке от ДД.ММ.ГГГГ, выданной филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>, кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48 определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 15111 447 рублей 84 копейки (л.д. 13).
В силу вышеуказанных законоположений, установление кадастровой стоимости в отношении данного земельного участка затрагивает права и обязанности его собственника ФИО2 как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объекта недвижимости, и дает последнему право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости этого участка.
Оспаривая достоверность кадастровой стоимости вышеназванного объекта недвижимости, ФИО2 в подтверждение величины его рыночной стоимости представил составленный ООО «МУП по оценке имущества и кадастру недвижимости Капитал-Сервис» отчет об оценке №Ю/2016 от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48 по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила 4775 00 рублей.
На указанный отчет об оценке Саморегулируемой организацией оценщиков Некоммерческим партнерством «Межрегиональный союз оценщиков», дано положительное экспертное заключение № от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельного участка, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.
В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № Э от ДД.ММ.ГГГГ, выполненной экспертом Федерального государственного образовательного учреждения высшего образования «Северо-Кавказский федеральный университет» Юридического института Научно-образовательного центра судебной экспертизы и экспертных исследований, рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48 составила по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ с учетом округления 4193 000 рублей.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности, содержит подробное описание проведенного исследования.
Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемого объекта недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки.
При определении рыночной стоимости земельного участка эксперт применил сравнительный подход, обосновав отказ от применения затратного и доходного подходов.
В рамках сравнительного подхода экспертом проведен анализ сегмента рынка, к которому принадлежит оцениваемый участок, подобран ряд аналогов, сходных по основным параметрам с объектом оценки.
Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.
Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, выявленные отличия объектов-аналогов от объекта оценки откорректированы с обоснованием этих поправок и их значений.
Использованные экспертом объекты-аналоги также как и объект оценки расположены в <адрес> и сопоставимы с объектом оценки по характеристикам, влияющим на стоимость объекта.
В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены скриншоты интернет-страниц с объявлениями о продаже объектов- аналогов.
Доказательств, опровергающих изложенные в заключении эксперта выводы, не представлено.
Значительное же отличие от кадастровой стоимости земельного участка величины рыночной стоимости этого участка, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.
Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ №-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.
На основании изложенного, административный иск ФИО2 об установлении кадастровой стоимости земельного участка, равной его рыночной стоимости по состоянию на дату его кадастровой оценки, подлежит удовлетворению в размере, определенном заключением судебной экспертизы.
В силу положений абзаца пятого статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано заявление.
Пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указывает о том, что ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой подачи заявления физическим лицом считается дата обращения в суд или Комиссию, если имело место обращение этого лица в Комиссию (абзац пятый статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности).
Пункт 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" указывает о том, что установленная судом кадастровая стоимость используется для исчисления налоговой базы за налоговый период, в котором подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости, и применяется до вступления в силу в порядке, определенном статьей 5 НК РФ, нормативного правового акта, утвердившего результаты очередной кадастровой оценки, при условии внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
В связи с чем, суд считает необходимым указать в резолютивной части решения, что заявление ФИО2 о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости поступило в <адрес>вой суд ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ,
р е ш и л :
административные исковые требования ФИО2 к Министерству имущественных отношений <адрес>, филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата управления Росреестра» по <адрес>, заинтересованные лица: администрация МО Ессентукского сельсовета <адрес> об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48, общей площадью 3676 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «размещение банкетного зала и кафе; хозяйственные корпуса», адрес: <адрес>А равной его рыночной стоимости удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером 26:29:110107:48, общей площадью 3676 кв.м., категория земель: «земли населенных пунктов», разрешенное использование: «размещение банкетного зала и кафе; хозяйственные корпуса», адрес: <адрес>А, равной его рыночной стоимости по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере 4193 000 рублей (четыре миллиона сто девяносто три тысячи рублей).
Дата обращения в <адрес>вой суд ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья
<адрес>вого суда М.М. Товчигречко