Дело № 3а-767/2021 ~ М-443/2021, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ставропольский краевой суд (Ставропольский край)
Дата поступления 19.07.2021
Дата решения 06.09.2021
Категория дела Оспаривание нормативных правовых актов иных органов государственной власти субъекта РФ
Судья Ситькова Ольга Николаевна
Результат ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Судебное решение Есть
ID a2cec6f5-f789-3a7f-a54d-68092454f031
Стороны по делу
Истец
******* ***** *********
Ответчик
************ ************* ********* *************** ****
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

дело а-767/2021

УИД 26 ОS0000-04-2021-000445-09

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

06 сентября 2021 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе:

председательствующего судьи Ситьковой О.Н.,

при секретаре судебного заседания Калиниченко Я.К.

с участием представителя административного истца ФИО1ФИО10, представителя административного ответчика ФИО3, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокураторы <адрес> ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании нормативных правовых актов недействующими в части,

установил:

Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год.

Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год.

Приказом Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год.

Названные приказы опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации <адрес> www.pravo.stavregion.ru ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

В пункты 3333, 3334, 3335, 3336, 3337, 3338 Перечня на 2018 год, в пункты 1649, 1651, 1652, 1653, 1654, 1655 Перечня на 2019 года и в пункты 1485, 5498, 5499, 5500, 5501, 5502 Перечня на 2020 год (далее Перечни на 2018-2020 годы) включены: объект капитального строительства с кадастровым номером :333, расположенный по адресу: <адрес>, а также находящиеся в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами :379, :380, :381, :389, 26:12:010206:390.

ФИО1 обратилась с административным иском к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании недействующими с момента принятия вышеназванные пункты Перечней оспариваемых нормативных правовых актов, указав, что до ДД.ММ.ГГГГ являлась собственником нежилого здания с кадастровым номером 26:12:010206:333, условно поделенного на пять нежилых помещений. Объект расположен на арендуемом земельном участке с кадастровым номером 26:12:010507:200 по адресу: <адрес> г.

ДД.ММ.ГГГГ на основании решения собственника от ДД.ММ.ГГГГ об образовании помещений право собственности на здание с кадастровым номером :333 прекращено и за истцом зарегистрировано право собственности на пять расположенных в здании нежилых помещений с кадастровыми номерами 26

Как считает истец, на момент утверждения Перечней на 2019 и 2020 годы нежилые помещения не существовали как объекты недвижимости и не могли быть включены в оспариваемые нормативные акты, мероприятия по определению вида фактического использования спорного здания и помещений на момент включения в Перечни 2018-2020 года не проводились, следовательно, нарушен порядок их принятия.

Фактически нежилое здание с кадастровым номером и образованные в нем нежилые помещения использовалось в качестве складских помещений, бильярдного клуба, диско-клуба-караоке (без организации питания) и кафе, при этом площадь под общественное питание составляла менее 20% от площади всего здания, а именно 12,4%: зал кафе-96,2 кв.м. и моечная – 3,8 кв.м. на 01 этаже, кухня – 46,2 кв.м. (усл.) и моечная – 16 кв.м. (усл.) в подвале, все остальные помещения являются вспомогательными и не могут быть отнесены к общественному питанию.

Включение принадлежащих истцу нежилого здания, а также пяти нежилых помещений, площадь которых, кроме одно, составляет мене 250 кв.м., необоснованно включено в Перечни, поскольку не обладает предусмотренными статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 1.1. <адрес> -кз «О налоге на имущество организаций» признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Включение объектов в Перечни повлекло для административного истца необоснованное увеличение налогового бремени.

Административный истец, представители заинтересованных лиц администрации <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, ГБУ СК «<адрес>имущество», извещенные о слушании дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили и об отложении слушания дела не ходатайствовали.

В соответствии с частью 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, указанные обстоятельства не являются препятствием для рассмотрения дела в отсутствие лиц, извещенных о слушании дела надлежащим образом.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО10 поддержала заявленные требования.

Представитель административного ответчика ФИО5 просила отказать в удовлетворении административного иска по доводам возражений, пояснив, что спорные объекты недвижимости, в которых общая площадь помещений под торговлю и общепит составляет более 20%, включены в Перечни в соответствии с требованиями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации с учетом наименования объектов и вида разрешенного использования земельного участка. Считает, что оснований для применения к нежилым помещениям истца площадью менее 250 кв.м. статьи 1.1. <адрес> -кз не имеется.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора ФИО4 об отказе в удовлетворении требований, суд пришел к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью либо в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Согласно пунктам 2 и 3 части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Исходя из положений статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ), к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ, подпункт 2 статьи 15, часть 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, в которой перечислены объекты налогообложения, в том числе здание, строение, сооружение, помещение.

Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до 01 января 2021 года, установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения (пункт 3).

Абзацем третьим пункта 1 названной статьи на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) возложена обязанность установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «Об установлении единой даты начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения», установлена единая дата начала применения на территории Ставропольского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2016 года.

В отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, ставка налога на имущество физических лиц установлена в повышенном размере, в размере 2 процентов от кадастровой стоимости объекта налогообложения (п.п.2 п.3).

Согласно подпунктам 1 и 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Ставропольского края, утвержденным постановлением Губернатора Ставропольского края от 06 марта 2012 года 137 (далее - Положение), с последующими изменениями и дополнениями, Министерство имущественных отношений Ставропольского края является органом исполнительной власти Ставропольского края, осуществляющим государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере имущественных и земельных отношений, за исключением отношений, связанных с планированием, рациональным использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения, а также в сфере финансового оздоровления и банкротства в пределах своей компетенции.

К полномочиям Министерства имущественных отношений Ставропольского края относится определение в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; направление указанного перечня в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и его размещение на официальном сайте министерства и информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (подпункт 9.5 раздела 3.3 Положения).

Следовательно, Министерство имущественных отношений Ставропольского края, как орган исполнительной власти, является уполномоченным органом для определения Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество физических лиц за налоговый период 2018-2020 годы определяется как их кадастровая стоимость.

Закон Ставропольского края от 18 июня 2012 года № 56-кз «О порядке официального опубликования и вступления в силу правовых актов Ставропольского края» в статье 1 установил, что официальным опубликованием правового акта Ставропольского края является размещение полного текста в газете «Ставропольская правда» с пометкой «Официальное опубликование», и (или) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru), и (или) «Официальном интернет-портале правовой информации Ставропольского края» (www.pravo.stavregion.ru).

Проверяя соблюдение приведенных нормативных положений при принятии Министерством имущественных отношений <адрес> оспариваемых приказов, судом установлено следующее.

Приказы Министерства имущественных отношений <адрес>:

«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» от ДД.ММ.ГГГГ , в который под пунктами 3333, 3334, 3335, 3336, 3337, 3338 включены объект капитального строительства с кадастровым номером 26:12:010206:333, расположенный по адресу: <адрес> г, а также находящиеся в нем нежилые помещения с кадастровыми номерами

«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» от ДД.ММ.ГГГГ , в который под пунктами 1649, 1651, 1652, 1653, 1654, 1655 включены те же объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес> г;

«Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» от ДД.ММ.ГГГГ , в который под пунктами 1485, 5498, 5499, 5500, 5501, 5502 включены объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами , расположенные по адресу: <адрес> г;

опубликованы в сетевом издании «Официальный интернет портал правовой информации <адрес>» - www/pravo.stavregion.ru ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Состав сведений, включенный в Перечни объектов недвижимого имущества, соответствует требованиям, определенным приказом Федеральной Налоговой Службы России от ДД.ММ.ГГГГ № ММВ-7-11/604@ «Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме».

На основании изложенного суд приходит к выводу о соблюдении административным ответчиком порядка принятия оспариваемых нормативных правовых актов, в том числе требований, устанавливающих полномочия органа на принятие каждого нормативного правового акта, к форме и процедуре его принятия, правилам введения в действие, порядка опубликования и вступления в силу.

Устанавливая налог на имущество физических лиц в главе 32 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель предусмотрел различные налоговые ставки, размер которых определяется, в том числе видом объекта налогообложения. Для целей применения повышенной ставки налога на имущество физических лиц для отдельных нежилых объектов федеральный законодатель делает отсылку к нежилым объектам, определяемым в соответствии со статьей 378.2 главы 30 «Налог на имущество организаций».

Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 1 названной статьи, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

Пунктом 4 названной статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

В соответствии с пунктом 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Закон Ставропольского края от 26 ноября 2003 года № 44-кз «О налоге на имущество организаций» в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации вводит налог на имущество организаций на территории Ставропольского края, устанавливает ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества, а также налоговые льготы.

В соответствии со статьей 1.1 названного закона Ставропольского края, налоговая база как кадастровая стоимость имущества определяется в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 250 квадратных метров и помещения в них;

2) нежилые помещения общей площадью свыше 250 квадратных метров, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов либо которые фактически используются для размещения торговых объектов.

Таким образом, на основании приведенных выше взаимосвязанных норм федерального и регионального законодательства на территории Ставропольского края налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении торговых центров (комплексов), нежилых помещений площадью свыше 250 кв.м, предусматривающих размещение торговых объектов в них, либо фактически использующихся для размещения торговых объектов, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:

-здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

-нежилое помещение площадью свыше 250 кв.м. предназначено для размещения торговых объектов или фактически используется для размещения торговых объектов.

В соответствии с пунктом 2 Решения Ставропольской городской Думы от 17 ноября 2014 г. № 567 (ред. от 29 июля 2020 г.) «Об установлении налога на имущество физических лиц и введении его в действие на территории муниципального образования города Ставрополя Ставропольского края» налоговая ставка по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения в следующих размерах устанавливается в размере 2% в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса российской Федерации.

С учетом изложенного административный истец, владеющая на праве собственности вышеуказанными объектами недвижимого имущества, является плательщиком налога на такие объекты по ставкам, установленным нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, а по объектам недвижимости, включенным в Перечень уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в размере 2 % от кадастровой стоимости такого объекта.

Проверяя соответствие пунктов Перечней 2018-2020 годов, утвержденных оспариваемыми приказами в части включения в них объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами расположенных по адресу: <адрес> г, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для нежилого здания с кадастровым номером 26:12:010206:33ДД.ММ.ГГГГ и 2019 годы, для остальных нежилых помещений на 2020 год, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.

Из дела видно, что ФИО1 согласно выписки из ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ № ИЭ9965-21- 130393058 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет 27 видов дополнительной экономической деятельности, в том числе торговля оптовая, розничная. Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания (л.д.205-211 том1).

Согласно сообщению Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ сведения о нежилом здании «Кафе,магазин» с кадастровым номером 26:12:010206:333 площадью 1225 кв.м. по адресу <адрес>, пр-кт Кулакова, 17г внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ в рамках государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГг. Д на выполнение работ по теме: Обеспечение условий перехода к государственному кадастровому учету зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства к 2013 году (I этап)» на основании электронных копии Технического паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, инвентарный , исполнителем которого является ГУП СК Крайтехинвентаризация" Ставропольский филиал.

В ЕГРН содержатся сведения о следующих помещениях расположенных в пределах здания:

- нежилом помещении с кадастровым номером :390, площадью 159,8 кв.м., расположенном в пределах 1-го этажа здания. Сведения о помещении внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО7, внесены сведения о части здания с номером /1 площадью 12 кв.м. для передачи данной части в аренду на основании Договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ;

- нежилом помещении с кадастровым номером :389, площадью 244,8 кв.м., расположенном в пределах мансарды здания. Сведения о помещении внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО6;

-нежилом помещении с кадастровым номером :381, площадью 246,2 кв.м., расположенном в пределах 3-го этажа здания. Сведения о помещении внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО6;

-нежилом помещении с кадастровым :380, площадью 243,1 кв.м., расположенном в пределах 2-го этажа здания. Сведения о помещении внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО6;

-нежилом помещении с кадастровым номером 379, площадью 231,1 кв.м., расположенном в подвале здания. Сведения о помещении внесены в ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления о постановке на государственный учет от ДД.ММ.ГГГГ и технического плана от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленного кадастровым инженером ФИО6

С момента постановки на государственный кадастровый учет вышеуказанных объектов недвижимости и по настоящее время сведения кадастра недвижимости об объектах не изменялись (л.д.73-74 том 2).

Согласно сведениям из ЕГРН нежилое здание с кадастровым номером 26:12:010206:333, площадью 1225 кв.м., наименование: «Кафе,магазин», количество этажей 4, в том числе 1 подземный, расположено на арендуемом ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ земельном участке площадью 745 кв.м. с кадастровым номером 26:12:010507:200 по адресу: <адрес> в квартале 520, категория земель - земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - «под магазином розничной торговли, предприятием общественного питания» (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-101589788, от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-9739212) (л.д.227-238 том 1).

Из сведений ЕГРН и представленных Управлением Росреестра по <адрес> копий правоустанавливающих документов (л.д.226-260 том 1, л.д. 54-72 том 2) следует, что ДД.ММ.ГГГГ право собственности ФИО1 на нежилое здание с кадастровым номером 26:12:010206:333 прекращено. ДД.ММ.ГГГГ за ФИО1 на основании решения об образовании нежилых помещений в нежилом здании от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности на нежилые помещения с кадастровыми (выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2001-99608554, от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-002/2021-101094445, № КУВИ-002/2021-101095291, № КУВИ-002/2021-101095622, № КУВИ-002/2021-101095379, № КУВИ-002/2021-101095513).

Согласно позиции 38 Национального стандарта Российской Федерации ФИО11 51303-2013 «Торговля. Термины и определения», устанавливающего термины и определения основных понятий в области торговли, магазин представляет собой один из типов предприятий розничной торговли, стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеется торговый зал или торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения. Исходя из позиции 20 этого же национального стандарта, торговое предприятие (предприятие торговли) составляет имущественный комплекс, расположенный в торговом объекте и вне торгового объекта, используемый торговыми организациями или индивидуальными предпринимателями для осуществления продажи товаров и/или оказания услуг торговли.

Из позиции 38 названного национального стандарта следует, что магазин может включать в себя различные помещения, в том числе торговые залы и складские помещения.

Согласно пункту 3.1 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ 30389-2013 «Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования» под предприятием как объектом общественного питания подразумевается имущественный комплекс, используемый юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем для оказания услуг общественного питания, в том числе изготовления продукции общественного питания, создания условий для потребления и реализации продукции общественного питания и покупных товаров как на месте изготовления, так и вне его по заказам, а также для оказания разнообразных дополнительных услуг.

В соответствии с Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» земельные участки на которых предусмотрено размещение торговых объектов, объектов общественного питания, имеют нижеуказанные виды разрешенного использования с ко<адрес>.4. «Магазины» и 4.6. «Общественное питание» «Размещение объектов капитального строительства в целях устройства мест общественного питания (рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары).

Изложенное свидетельствует о том, что все принадлежащие административному истцу нежилые помещения с кадастровыми номерами 26:12:010206:379, 26:12:010206:380, 26:12:010206:381, 26:12:010206:389, 26:12:010206:390 как до, так и после преобразования их в объекты недвижимости находятся в нежилом здании с кадастровым номером 26:12:010206:333 «Кафе,магазин».

При этом, земельный участок имеет два вида разрешенного использования, которые предполагают размещение на нем торговых объектов и объектов общественного питания.

В самом нежилом здании, разделенном на нежилые помещения, согласно представленной в дело фотографии от ДД.ММ.ГГГГ располагаются: Бильярдный клуб «Шаровня» и ресторан.

Из вышеприведенных выписок из ЕГРН следует, что в основание регистрации права собственности на нежилые помещения также положены:

технические паспорта от ДД.ММ.ГГГГ, составленные на нежилые помещения общественного питания:

с кадастровым номером :379 (помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 231,1 кв.м., в том числе основные площадью 155 кв.м.: – зал 91,4 кв.м., -барная стойка 4,9 кв.м., – кабинет 6,8 кв.м, – кухня 46,2 кв.м., – моечная 5,7 кв.м.);

с кадастровым номером :390 (помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 259,8 кв.м., в том числе основные площадью 177,6 кв.м.: -зал 70,7 кв.м., -зал 6,9 кв.м., -зал-кафе 96,2 кв.м., моечная 3,8 кв.м.);

технический паспорт на нежилое помещение с кадастровым номером :380 (помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общей площадью 243,1 кв.м., в том числе основные общей площадью 200,6 кв.м.: –зал 69,7 кв.м., – зал 130,9 кв.м.);

технический паспорт на торговое помещение с кадастровым номером :381 (помещения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, общей площадью 246,2 кв.м., в том числе основные общей площадью 203,7 кв.м.: -торговое 71,1 кв.м., – торговое 132,6 кв.м.);

технический паспорт от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на административное помещение с кадастровым :389 (помещения площадью 244,8 кв.м., в том числе 200 кв.м. - кабинеты, приемная (л.д. 165-200 том 2).

Из указанного перечня нежилое помещение с кадастровым номером :390 находится в долгосрочной аренде (сроком на 15 лет) на основании зарегистрированного ДД.ММ.ГГГГ договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. Арендатором является ООО «Новый горизонт», одним из видов деятельности которого согласно выписки из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ № ЮЭ является производство готовых пищевых продуктов (10.85 ОКВЭД), торговля оптовая алкогольными напитками, пивом, табачными изделиями и т.д. (46.34.21,46.34.23, 46.35 ОКВЭД) (л.д.212-225 том1).

Кроме того, содержанием административного иска и приложенных к нему договоров аренды также подтверждается, что имеющиеся в здании нежилые помещения использовались и используются в качестве объектов аренды для размещения общественного питания (помещения , арендатор ФИО8, ООО «Новый горизонт»), под кафе и магазин, предпринимательской деятельности ООО «Новый горизонт» (помещения ).

Довод о том, что помещения общественного питания, торговые помещения, административное помещение используются арендаторами под склады, не принимается судом во внимание в качестве основания для удовлетворения требований как противоречащий материалам дела - техническо-учетной и правоустанавливающей документации, отражающей наименование здания, наименование помещений и вид разрешенного использования земельного участка.

Таким образом, установленные по делу обстоятельства позволяют прийти к выводу о том, что здание в целом, а с ДД.ММ.ГГГГ объекты недвижимости - нежилые помещения в том же здании предназначены для использования под имущественный комплекс для оказания услуг общественного питания или как торговый объект в соответствии с видом разрешенного использования земельного участка.

При данном факте оснований для применения положений пункта 2 ст.1.1. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -кз «О налоге на имущество организаций» суд не усматривает.

Приведенные сведения документов технического учета свидетельствуют о том, что площадь залов в нежилых помещениях суммарно составляет более 20% как от общей площади всего здания, так и от общей площади нежилого помещения.

Допустимых доказательств, опровергающих данное утверждение, в материалах дела не содержится, следовательно, включение нежилого здания и нежилых помещений, принадлежащих административному истцу на праве собственности, в Перечни на 2018-2020 годы не противоречит положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.

Включение в Перечень на 2018 год одновременно нежилого здания и нежилых помещений не нарушает прав истца, поскольку по факту объектом налогообложения является нежилое здание с кадастровым номером 26:12:010206:333 независимо от наличия либо отсутствия в Перечнях нежилых помещений здания, следовательно, не влечет признание недействительными соответствующих данному периоду оспариваемых нормативных правовых актов.

Доводов о двойном налогообложении стороной административного истца не приведено и таких обстоятельств по материалам дела судом не установлено.

Ранее приведенные в административном иске доводы о недействительности Перечней на 2018-2019 годы по основанию включения нежилых помещений, не являющихся объектами недвижимости, не были поддержаны представителем административного истца при разбирательстве дела по существу.

Суд также принимает во внимание неоспариваемое стороной административного истца обстоятельство, что на дату издания каждого из приказов Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ в Министерстве имущественных отношений <адрес> имелись сведения ЕГРН, подтверждающие существование нежилого здания с кадастровым :333.

Сам по себе факт прекращения права собственности на здание и возникновения у административного истца права собственности на пять нежилых помещений ДД.ММ.ГГГГ, то есть в день издания приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , не имеет правового значения при оспаривании данного нормативного правового акта, поскольку не отвечает признакам его недействительности с момента принятия.

Представитель административного истца не отрицала тот факт, что сведения о переходе права собственности на момент издания данного нормативного акта в Министерстве отсутствовали.

Внесение сведений в ЕГРН о прекращении права собственности на здание и возникновении права собственности на нежилые помещения как обстоятельство могло повлечь внесение изменений в оспариваемый приказ при наличии к тому правовых оснований.

В связи с изложенным, включение спорых нежилого здания и нежилых помещений в нем в Перечни на 2018-2020 годы полностью согласуется с положениями действующего налогового законодательства.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В связи с изложенным объект недвижимости с кадастровым номером 26:12:010206:333 с назначением «Кафе,магазин», а также нежилые помещения как объекты недвижимости с кадастровыми номерами расположенные в том же здании, обоснованно включены в пункты Перечней недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость на 2018-2020 годы, как по виду разрешенного использования земельного участка, на котором эти объекты недвижимости расположены, то есть по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так и с учетом учетно-технической документации по критерию, предусмотренному подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 данного кодекса, в связи с чем оснований к признанию оспариваемых приказов Министерства имущественных отношений <адрес> недействующими в части не имеется.

С учетом изложенного суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административным истцом исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь статьями 175 - 180, 208, 215, 217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ФИО1 к Министерству имущественных отношений <адрес> о признании недействующими со дня принятия:

приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в части включения пунктов 3333, 3334, 3335, 3336, 3337, 3338 в перечень недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год;

приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в части включения пунктов 1649, 1651, 1652, 1653, 1654, 1655 в перечень недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год;

приказа Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в части включения пунктов 1485, 5498, 5499, 5500, 5501, 5502 в перечень недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через <адрес>вой суд.

Дата изготовления мотивированного решения суда - 16 сентября 2021 года.

Судья Ситькова О.Н.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) на 19.07.2021:
Дело № 33а-1238/2021, апелляция
  • Дата решения: 03.08.2021
  • Решение: другие апелляционные определения с удовлетворением жалоб и представлений
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Полупан Галина Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № М-445/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Задорнева Наталья Петровна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33а-1234/2021, апелляция
  • Дата решения: 30.11.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Полупан Галина Юрьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1230/2021, апелляция
  • Дата решения: 10.08.2021
  • Решение: решение (осн. требов.) отменено полностью с направлением дела на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Строчкина Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1237/2021, апелляция
  • Дата решения: 10.08.2021
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Пшеничная Жанна Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1231/2021, апелляция
  • Дата решения: 17.08.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Болотова Любовь Антоновна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1236/2021, апелляция
  • Дата решения: 10.08.2021
  • Решение: ОПРЕДЕЛЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кострицкий Вячеслав Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33а-1235/2021, апелляция
  • Дата решения: 10.08.2021
  • Решение: определение отменено полностью с разрешением вопроса по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Кострицкий Вячеслав Анатольевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-3-7553/2021, апелляция
  • Дата решения: 25.08.2021
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Киселев Герман Вадимович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 7a-382/2021, апелляция
  • Дата решения: 28.07.2021
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Темрезов Теймураз Бориспиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-571/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.08.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнушенко Ольга Риваловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-572/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.08.2021
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнушенко Ольга Риваловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-384/2021, апелляция
  • Дата решения: 28.07.2021
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнушенко Ольга Риваловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-386/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.08.2021
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнушенко Ольга Риваловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-387/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.08.2021
  • Решение: Отменено с прекращением производства
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Боков Константин Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-388/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.08.2021
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Темрезов Теймураз Бориспиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-385/2021, апелляция
  • Дата решения: 04.08.2021
  • Решение: Возвращено без рассмотрения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Темрезов Теймураз Бориспиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-383/2021, апелляция
  • Дата решения: 28.07.2021
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Темрезов Теймураз Бориспиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-390/2021, апелляция
  • Дата решения: 11.08.2021
  • Решение: Отменено с возвращением на новое рассмотрение
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Темрезов Теймураз Бориспиевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-4207/2021, апелляция
  • Дата решения: 08.09.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гунарис Руслан Григорьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-4157/2021, апелляция
  • Дата решения: 20.07.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Курбатов Игорь Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-4171/2021, апелляция
  • Дата решения: 12.08.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Захаров Владимир Александрович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22-4160/2021, апелляция
  • Дата решения: 17.08.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Гунарис Руслан Григорьевич
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-4152/2021, апелляция
  • Дата решения: 22.07.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Агаркова Наталья Викторовна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-4151/2021, апелляция
  • Дата решения: 20.07.2021
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Будко Ольга Валерьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 22К-4198/2021, апелляция
  • Решение: СНЯТО по ДРУГИМ ОСНОВАНИЯМ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Вершкова Ольга Юрьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-4208/2021, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Краснопеев Сергей Владимирович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22-4159/2021, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Будко Ольга Валерьевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 22К-4149/2021, апелляция
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ (ОПРЕДЕЛЕНИЕ)
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Спиридонова Инна Анатольевна
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 13-46/2021, первая инстанция
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дубинин Алексей Иванович
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 15-5/2021, первая инстанция
  • Дата решения: 21.07.2021
  • Решение: Передано по подсудности
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Дубинин Алексей Иванович
  • Судебное решение: ЕСТЬ