Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 15.09.2016 |
Дата решения | 16.09.2016 |
Категория дела | Прочие, возникающие из нарушений избирательного законодательства (гл. 24 КАС РФ) |
Судья | Мекерова Светлана Рашидовна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | 79294943-a695-377a-b9e9-ce9168ef5b86 |
Дело № 3а-424/2016
СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2016 года г.Ставрополь
Ставропольский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Мекеровой С.Р.,
при секретаре Баевой Д. В.,
с участием прокурора Ставропольской краевой прокуратуры Левушкиной Е.В.,
административного истца [СКРЫТО] А.А.,
представителя административного ответчика территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Ставрополя Бирюковой Н.В.,
представителей административного ответчика [СКРЫТО] В.Н.
Аладина Е.Н., Зикеева В.А.,
представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Ставропольского края Петрова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Ставрополя, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] об отмене регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12
у с т а н о в и л:
постановлением Думы Ставропольского края от 16 июня 2016 года № 2676-V ДСК на 18 сентября 2016 года назначены выборы депутатов Думы Ставропольского края шестого созыва.
Постановлением Избирательной комиссии Ставропольского края от 20 мая 2016 года № 189/1885-5 полномочия окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 12 по выборам депутатов Думы Ставропольского края шестого созыва возложены на территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Ставрополя.
Постановлением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Ставрополя от 26 июля 2016 года № 14/80 «О регистрации [СКРЫТО] В.Н. кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12» кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края по одномандатному избирательному округу № 12 зарегистрирована [СКРЫТО] В.Н.
[СКРЫТО] А.А., зарегистрированный кандидат в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, обратился с административным иском об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Ставрополя от 26 июля 2016 года № 14/80 «О регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12».
В ходе рассмотрения дела административный истец изменил предмет административного иска и просил отменить регистрацию [СКРЫТО] В.Н. кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, ссылаясь на неоднократное использование кандидатом своего должностного, служебного положения, выразившегося в проведении агитационных мероприятий в учебных заведениях и размещении агитационных материалов на входных дверях зданий учебных заведений г. Ставрополя, где располагаются избирательные комиссии.
В обоснование иска указал, что 05 сентября 2016 года в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении г. Ставрополя лицей № 10, под предлогом родительского собрания, директор лицея <данные изъяты> Н.И. собрала родителей учеников для прямой агитации кандидатов в депутаты от партии «Единая Россия» в Ставропольском крае [СКРЫТО] В.Н. и А.Н., представив их родителям как будущих депутатов по Ленинскому району. Сообщила родителям, что собрание по поводу проблем лицея, связанных как с началом учебного года, так и с успешным его окончанием, после чего передала слово приглашенным гостям. Кандидаты в депутаты раздавали свои агитационные материалы, а директор лицея просила поддержать кандидатов на выборах, что подтверждает видеозаписью этого собрания.
Также 07 сентября 2016 года в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе № 43 г. Ставрополя под предлогом родительского собрания директор школы собрала родителей, на котором [СКРЫТО] В.Н. проводила агитационные мероприятия, связанные с её участием на предстоящих выборах в Думу Ставропольского края.
Письмом территориальной избирательной комиссией Ленинского района г. Ставрополя от 02 сентября 2016 года № 01/175 [СКРЫТО] В.Н. была уведомлена о необходимости соблюдения требований законодательства при распространении агитационных мероприятий, выразившихся в нарушении пункта 10 статьи 54 Федерального закона № 67-ФЗ от 12 июня 2002 года «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» а именно, размещение агитационных материалов на входных дверях в зданиях, где располагаются избирательные комиссии, которые являются учебными заведениями г. Ставрополя. Руководители государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждений были предупреждены о недопущении нарушений вышеназванного Закона.
По мнению административного истца, [СКРЫТО] В.Н. в период 2008-2014 года, занимая пост ректора Ставропольского государственного медицинского университета, а с 2014 года по настоящее время заведующая кафедрой общественного здоровья, организации здравоохранения и медицинской информатики Ставропольского государственного медицинского университета и, являясь заместителем председателя общественной палаты Ставропольского края, членом общественного совета при администрации г. Ставрополя, использовала обширные связи и уважение к своей личности, как в Министерстве образования Ставропольского края, так и в администрации г.Ставрополя, при агитации и размещении агитационных материалов в учебных заведениях города Ставрополя.
Названные действия [СКРЫТО] В.Н. нарушают его права, как кандидата в депутаты, поскольку в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности.
В судебном заседании административный истец поддержал уточненные исковые требования и доводы, приведенные им в обоснование иска.
В судебное заседание не явились административный ответчик [СКРЫТО] В.Н., представитель заинтересованного лица Ставропольского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», выдвинувшего [СКРЫТО] В.Н. кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу №12, представили заявления о рассмотрении дела без их участия.
В силу части 3 статьи 243 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации их неявка не является препятствием для рассмотрения и разрешения административного дела.
Представитель административного ответчика территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Ставрополя Бирюкова Н.В. с иском [СКРЫТО] А.А. не согласилась, ссылаясь на отсутствие оснований для отмены регистрации [СКРЫТО] В.Н.
Представители административного ответчика [СКРЫТО] В.Н. Аладдин Е.Н., Зикеева В.А. с иском [СКРЫТО] А.А. не согласились, не отрицая проведение агитационных мероприятий 05 сентября 2016 года и 07 сентября 2016 года кандидатом [СКРЫТО] В.Н. на родительских собраниях организованных в учебных заведениях, в общеобразовательной школе в МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя, в МБОУ г. Ставрополя лицея № 10, сопровождающиеся распространением агитационных материалов среди присутствующих, вместе с тем считают, что оснований для отмены ее регистрации по заявленному административным истцом основанию, не имеется, поскольку ее участие в проведении в этих агитационных мероприятиях не связано с использованием ее преимуществ должностного или служебного положения.
Представитель заинтересованного лица избирательной комиссии Ставропольского края Петров В.А. с иском [СКРЫТО] А.А. не согласился в связи с отсутствием правовых оснований для его удовлетворения по заявленному истцом основанию.
Выслушав объяснения административного истца [СКРЫТО] А.А., объяснения представителей административных ответчиков Бирюковой Н.В., Аладина Е.Н., Зикеева В.А. и представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Ставропольского края Петрова В.А., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Левушкиной Е.В., полагавшей в иске [СКРЫТО] А.А. отказать, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении иска по следующим основаниям.
Пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон N 67-ФЗ) предусмотрены основания для отмены регистрации кандидата.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения.
В силу пункта 5 статьи 40 Федерального закона N 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения в настоящем Федеральном законе понимается: а) привлечение лиц, находящихся в подчинении или в иной служебной зависимости, государственных и муниципальных служащих к осуществлению в служебное (рабочее) время деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума; б) использование помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, организациями независимо от формы собственности, за исключением помещений, занимаемых политическими партиями, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума не будет гарантировано предоставление указанных помещений на таких же условиях; в) использование телефонной, факсимильной и иных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, организаций независимо от формы собственности, за исключением указанных видов связи, оргтехники и информационных услуг, обеспечивающих функционирование политических партий, для проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если их использование не оплачено из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума; г) использование на безвозмездной основе или на льготных условиях транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственности организаций, за исключением транспортных средств, находящихся в собственности политических партий, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению кандидатов, списков кандидатов и (или) избранию кандидатов, выдвижению и поддержке инициативы проведения референдума, получению того или иного ответа на вопрос референдума. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанными транспортными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной охране; д) сбор подписей избирателей, участников референдума, ведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, замещающими государственные или выборные муниципальные должности, либо находящимися на государственной или муниципальной службе, либо являющимися главами местных администраций, либо являющимися членами органов управления организаций независимо от формы собственности (в организациях, высшим органом управления которых является собрание, - членами органов, осуществляющих руководство деятельностью этих организаций), за исключением политических партий, в ходе служебных (оплачиваемых за счет средств соответствующего бюджета, средств соответствующей организации) командировок; е) доступ (обеспечение доступа) к государственным и муниципальным средствам массовой информации в целях сбора подписей избирателей, участников референдума, ведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, если иным кандидатам, избирательным объединениям, группам участников референдума для этих целей не будет гарантирован такой же доступ в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом; ж) агитационное выступление в период избирательной кампании, кампании референдума при проведении публичного мероприятия, организуемого государственными и (или) муниципальными органами, организациями независимо от формы собственности, за исключением политических партий; з) обнародование в период избирательной кампании, кампании референдума в средствах массовой информации, в агитационных печатных материалах отчетов о проделанной работе, распространение от имени гражданина, являющегося кандидатом, поздравлений и иных материалов, не оплаченных из средств соответствующего избирательного фонда.
По смыслу требований Федерального закона № 67-ФЗ под использованием преимуществ должностного или служебного положения подпадают не любые действия кандидата в депутаты, а только перечисленные в пункте 5 статьи 40 данного Федерального закона.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», при решении вопроса о том, является ли использование служебного или должностного положения достаточным основанием для применения судом предусмотренных Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ неблагоприятных последствий для кандидата необходимо, в частности, выяснять кратность, характер, содержание, цель совершения этих действий. При этом следует учитывать, что основанием для отмены регистрации кандидата может служить только неоднократное (не менее двух раз) использование преимуществ должностного или служебного положения.
В качестве оснований, подтверждающих использование [СКРЫТО] В.Н. преимуществ должностного положения в процессе избирательной кампании, административный истец указал на проведение ею агитационных мероприятий в ходе родительских собраний, организованных в учебных учреждениях, и размещение агитационных материалов кандидата [СКРЫТО] В.Н. на входных дверях в зданиях, где располагаются избирательные комиссии.
Как следует из материалов дела, постановлением территориальной избирательной комиссии Ленинского района города Ставрополя от 26 июля 2016 года № 14/80 «О регистрации [СКРЫТО] В.Н. кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12» [СКРЫТО] В.Н. зарегистрирована кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.
Согласно представленным в территориальную избирательную комиссию Ленинского района города Ставрополя при выдвижении в качестве кандидата в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва сведениям о трудовой деятельности, [СКРЫТО] В.Н. работает в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации в должности заведующей кафедрой общественного здоровья, организации здравоохранения и медицинской информатики.
Является членом Регионального штаба регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию», членом Совета Общественной палаты Ставропольского края и общественного Совета при администрации г. Ставрополя.
В судебном заседании установлено, что [СКРЫТО] В.Н. не является лицом, занимающим государственную или выборную муниципальную должность, не находится на государственной или муниципальной службе, не является членом органов управления никаких организаций, должностным лицом, журналистом, иным работником средств массовой информации.
Судом установлено и не оспаривалось представителями [СКРЫТО] В.Н., что 05 сентября 2016 года и 07 сентября 2016 года кандидатом [СКРЫТО] В.Н. на родительских собраниях, организованных в общеобразовательных учреждениях в МБОУ г. Ставрополя лицея № 10 и МБОУ СОШ № 43 г. Ставрополя, проводились агитационные мероприятия, сопровождающиеся распространением агитационных материалов среди присутствующих.
Вместе с тем, проведение кандидатом [СКРЫТО] В.Н. агитационных мероприятий в названных образовательных учреждениях само по себе не свидетельствует об использовании последней должностного положения путем привлечения к агитационной деятельности муниципальных служащих, так как между [СКРЫТО] В.Н. и работниками образовательных учреждений, в которых проводились встречи с избирателями, отсутствует какая-либо служебная зависимость, названные лица не находятся в ее подчинении.
Таким образом, в указанных действиях [СКРЫТО] В.Н. отсутствует признак использования каких-либо преимуществ должностного или служебного положения.
Иных доказательств совершения кандидатом [СКРЫТО] В.Н. действий, отнесенных избирательным законодательством к использованию преимуществ своего должностного или служебного положения суду не представлено.
Доводы административного истца об организации [СКРЫТО] В.Н. в нарушение части 12 статьи 27 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в государственных и муниципальных образовательных организациях деятельности политический партии со ссылкой на вышеприведенные обстоятельства не состоятельны, поскольку в данном случае проведение вышеназванных агитационных мероприятий на территории образовательных учреждений не являются действиями по созданию и осуществлению деятельности политической партии.
В соответствии с пунктом 10 статьи 54 Федерального закона N 67-ФЗ запрещается размещать агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность. Запрещается размещать агитационные материалы в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.
Размещение агитационных материалов кандидата [СКРЫТО] В.Н. на входных дверях в зданиях, где располагаются участковые избирательные комиссии, которые являются учебными заведениями г. Ставрополя, подтверждается ответом территориальной избирательной комиссии Ленинского района г. Ставрополя от 02 сентября 2016 года № 01/175 и никем не опровергнуто.
Однако каких-либо достоверных доказательств того, что названные материалы размещались в здании учебных заведений, где размещены участковые избирательные комиссии по поручению или с ведома [СКРЫТО] В.Н. административным истцом суду не представлено.
Более того, данное нарушение не является обстоятельством, влекущим отмену регистрации кандидата в силу пункта 7 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ.
Исходя из изложенного, предусмотренных пунктом 7 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ оснований для отмены регистрации [СКРЫТО] В.Н. кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 не имеется.
Руководствуясь статьями 175-180, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в иске [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к территориальной избирательной комиссии Ленинского района г.Ставрополя, [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] об отмене регистрации [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] кандидатом в депутаты Думы Ставропольского края шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня его принятия путем подачи апелляционной жалобы, представления через Ставропольский краевой суд.
Мотивированное решение изготовлено 17 сентября 2016 года.
Судья Мекерова С.Р.