Дело № 3а-32/2017 (3а-346/2016;) ~ 3-344/2016, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ставропольский краевой суд (Ставропольский край)
Дата поступления 08.08.2016
Дата решения 22.11.2017
Категория дела об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости
Судья Мекерова Светлана Рашидовна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID d7dc928d-a3b9-36b1-b6dd-ba01ac61250a
Стороны по делу
Истец
******** ****** *********
Ответчик
************ ************* ********* **
********** *********** ****** *************** ***********
******** * *********** ** **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело- 3а-32/17

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

22 ноября 2017 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мекеровой С.Р.,

при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.,

с участием:

представителя административного истца [СКРЫТО] С.С. Тесля А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] С.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

[СКРЫТО] С.С. обратился с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В обоснование иска [СКРЫТО] С.С. указал, что является собственником земельных участков с кадастровыми номерами:

***, площадью 10 000 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для продолжения строительства складских помещений, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр.***.

***, площадью 1 356 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для продолжения строительства производственно-складских помещений, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. ***.

Кадастровая стоимость указанных земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года определена:

с кадастровым номером *** в размере 21405600 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 2911128,60 рублей.

Административный истец [СКРЫТО] С.С., полагая результаты государственной кадастровой оценки принадлежащих ему земельных участков недостоверными, существенно превышающими рыночную стоимость этих участков, что нарушает его права как плательщика земельного налога на указанное имущество, поскольку ведёт к неправомерному увеличению земельного налога, просит установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года, определенной оценщиком Турсуновым З.М. в отчете об оценке № 3-06 от 25 июля 2016 года:

с кадастровым номером *** в размере 6419000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 888000 рублей.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом проведена повторная судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению повторной судебной оценочной экспертизы № 749/8-4 от 18 октября 2017 года, выполненной экспертом Федерального бюджетного учреждения «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 01 января 2015 года составила:

с кадастровым номером *** в размере 9140000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 1580 757 рублей.

В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] С.С., представители административных ответчиков: Министерства имущественных отношений Ставропольского края, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю, представитель заинтересованного лица: администрации г. Ставрополя, извещенные надлежащим образом о слушании дела, не явились.

Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю в письменных возражениях ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя и вынесении решения в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащих образом.

Представитель административного истца [СКРЫТО] С.С. Тесля А.А. в судебном заседании поддержал административный иск, согласившись с выводами повторной судебной оценочной экспертизы, уточнил административные исковые требования, просил установить кадастровую стоимость земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в соответствии с проведенной повторной судебной оценочной экспертизой.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснение представителя административного истца Тесля А.А., суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является земельный налог (пункт 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).

Статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 данного Кодекса, на праве собственности.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (пункт 1 статьи 389 названного Кодекса).

Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Налоговым периодом признается календарный год (статья 390, пункт 1 статьи 393 этого же Кодекса).

Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

В силу статьи 3 Федерального закона N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

В силу статьи 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости.

Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если затрагивают права и обязанности этих лиц.

Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] С.С. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами:

***, площадью 10 000 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для продолжения строительства складских помещений, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр.***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 июля 2016 года, № 26 АК718892;

***, площадью 1 356 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для продолжения строительства производственно-складских помещений, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 08 июля 2016 года, № 26 АК718706.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждены результаты определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае по состоянию на 01 января 2015 года.

Согласно представленным в деле кадастровым справкам, выданным 13 мая 2016 года филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, кадастровая стоимость объектов недвижимости определена по состоянию на 01 января 2015 года:

с кадастровым номером: *** в размере 21405600 рублей;

с кадастровым номером: *** в размере 2911128,60 рублей.

В силу вышеизложенных законоположений, установление кадастровой стоимости в отношении данных земельных участков затрагивает права и обязанности их собственника [СКРЫТО] С.С. как плательщика земельного налога, исчисляемого из кадастровой стоимости объектов недвижимости, и дает последнему право на пересмотр результатов определения кадастровой стоимости этих участков.

Оспаривая достоверность кадастровой стоимости вышеназванных земельных участков, административный истец в подтверждение величины их рыночной стоимости представил составленный оценщиком ИП Турсуновым З.М. отчет об оценке № 3-06 от 25 июля 2016 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:

с кадастровым номером *** в размере 6419000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 888000 рублей.

На указанный отчет об оценке экспертом Саморегулируемой организации оценщиков Ассоциации «Межрегиональный союз оценщиков», членом которой является оценщик, составивший отчет, дано положительное экспертное заключение от 01 августа 2016 года № 834/08-16.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости земельных участков, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца, проведена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № 67Г/16 от 02 декабря 2016 года, выполненной экспертом Государственного унитарного предприятия Ставропольского края «Бюро Экспертиз», рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:

с кадастровым номером *** в размере 6699200 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 943900 рублей.

Ввиду возникших сомнений в обоснованности данного экспертного исследования и его выводов, в связи с некорректным подбором объектов-аналогов, значительно отличающихся по площади с оцениваемыми земельными участками, использованием недостоверных сведений относительно характеристик объектов-аналогов, сказавшихся на определении величины рыночной стоимости земельных участков, по делу назначена повторная судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизы № 749/8-4 от 18 октября 2017 года, выполненной экспертом Федерального бюджетного учреждения «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации», рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:

с кадастровым номером *** в размере 9140000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 1580 757 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения повторной судебной оценочной экспертизы в качестве доказательства, подтверждающего достоверную рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки. При определении рыночной стоимости земельных участков эксперт применил сравнительный подход, обосновав отказ от использования доходного и затратного подходов.

В рамках сравнительного подхода экспертом использовался метод сравнения продаж, проведен анализ рынка в тех его сегментах, к которым относится фактическое использование оцениваемых объектов, по результатам анализа отобраны объекты – аналоги, сопоставимые по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки, определены ценообразующие факторы, используемые при определении рыночной стоимости объектов оценки.

Содержащиеся в экспертном заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Для оцениваемого земельного участка с кадастровым номером *** (земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для продолжения строительства складских зданий) экспертом подобрано 4 объекта - аналога, расположенные в г. Ставрополе: аналог № 1 и № 3 по ул. Коломийцева, аналог № 2 по пр. Кулакова, 2-я линия, аналог № 4 по ул. 1-я Промышленной.

Для оцениваемого земельного участка с кадастровым номером *** (земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для продолжения строительства производственно-складских помещений) экспертом подобрано 4 объекта - аналога, расположенные в г. Ставрополе: аналог № 1, № 2 и № 3 по ул. Коломийцева, аналог № 4 по ул. 1-я Промышленной.

Подобранные экспертом объекты-аналоги сопоставимы по основным экономическим, материальным, техническим и другим характеристикам с объектами оценки.

Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения, где проанализирован каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, выявленные отличия объектов - аналогов от объектов оценки откорректированы с обоснованием поправок и расчетом их значений.

Объекты, отобранные в качестве аналогов, предложены к продаже в наиболее приближенный период до даты оценки, срок экспозиции на рынке: июнь, июль, сентябрь, октябрь 2014 года, и с момента публикации предложений по продаже актуальны на дату оценки.

Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов экспертом получена из объявлений о продаже имущества на общедоступном Интернет-сайте https://www.avito.ru, размещенных по адресу: https://ruads.org/, что подтверждается представленными в заключении скрин-шотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, содержащими сведения о дате публикации этих объявлений, а также необходимую информацию о местоположении, категории, размере, стоимости объекта и иных характеристиках.

В заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве соответствующей информации и дате ее подготовки, приложены скриншоты интернет - страниц с объявлениями о продаже объектов-аналогов.

Основания сомневаться в правильности выводов эксперта у суда отсутствуют, поскольку они мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Экспертное исследование проведено с соблюдением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и положений Федеральных стандартов оценки.

Каких-либо замечаний, относительно представленной повторной судебной оценочной экспертизы, лица, участвующие в деле не привели. Доказательств о недостоверности выводов экспертного заключения, иной рыночной стоимости земельного участка не представили, заключение экспертизы в ходе рассмотрения дела, лицами, участвующими в рассмотрении дела, не оспаривалось.

При установленных обстоятельствах, суд не усмотрел правовых оснований и для определения оспариваемой кадастровой стоимости в размере рыночной в соответствии с отчетом об оценке оценщика Турсунова З.М. в отчете об оценке № 3-06 от 25 июля 2016 года:

с кадастровым номером *** в размере 6419000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 888000 рублей.

Значительное же отличие от кадастровой стоимости земельных участков величины рыночной стоимости этих участков, определенной в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

На основании изложенного, административный иск [СКРЫТО] С.С. об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года подлежит удовлетворению, рыночная стоимость земельных участков определяется судом в соответствии с заключением повторной судебной оценочной экспертизой.

Вместе с тем, иск [СКРЫТО] С.С., предъявленный к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной на дату их государственной кадастровой оценки удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

С 01 января 2017 года вступил в действие Федеральный закон №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1статьи 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции по государственной кадастровой оценке возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР).

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом РОСРЕЕСТРА от 28 октября 2009 года №325, на территории Ставропольского края функции по государственной кадастровой оценке осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Росреестра по Ставропольскому краю).

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В Приказе Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» приведены общие полномочия органа регистрации прав, не связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, из содержания приведенных приказов Росреестра следует, что права Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости ограничены, она наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В соответствии с Уставом ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденным Приказом Росреестра от 13 декабря 2016года № П/0595, его филиалы наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; формированию и предоставлению перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и др.

В рамках настоящего дела оспаривается кадастровая стоимость объекта недвижимости, установленная на 01 января 2015 года, то есть на дату составления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Согласно части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной являются: государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

Перечень объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки 2015 года был сформирован и предоставлен (предоставлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края) Управлением Росреестра по Ставропольскому краю.

При таких обстоятельствах, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отказе административному истцу в иске к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, как предъявленному к ненадлежащему ответчику.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

По настоящему делу административное исковое заявление [СКРЫТО] С.С. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка поступило в суд 08 августа 2016 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

Согласно положениям статей 103, 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся, в том числе суммы, подлежащие выплате экспертам.

В силу предписаний части 3 статьи 108 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации эксперты получают вознаграждение за выполненную работу, если эта работа не входит в круг их служебных обязанностей в качестве работников государственного учреждения.

В соответствии с требованием статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания оснований указанных в статье 248 настоящего кодекса (обязанность доказывать обоснованность размера рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой), лежит на административном истце.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзацах 2 и 3 пункта 31 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.

Административные ответчики право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере рыночной на дату их государственной кадастровой оценки, как и выводы повторной судебной оценочной экспертизы о рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, каких-либо доказательств относительно величины рыночной стоимости принадлежащих административному истцу объектов недвижимости, не представляли.

Следовательно, административный истец, обратившись в суд с настоящими исковыми требованиями, реализовал свое право на установление кадастровой стоимости объектов недвижимости, равной их рыночной стоимости, по состоянию на дату, на которую установлена их кадастровая стоимость.

Принятое по настоящему делу решение суда не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих противоположных с заявителем юридических интересов.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу о возложении на административного истца расходов по оплате повторной судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом Федерального бюджетного учреждения «Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации». В соответствии с представленной калькуляцией, стоимость услуг по производству судебной оценочной экспертизы составила 49 280 рублей.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск [СКРЫТО] С.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 10 000 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для продолжения строительства складских помещений, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр.***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 9140 000 (девять миллионов сто сорок тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером ***, площадью 1 356 кв.м, назначение: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для продолжения строительства производственно-складских помещений, расположенного по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, пр. ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1580 757 (один миллион пятьсот восемьдесят тысяч семьсот пятьдесят семь) рублей.

Административное исковое заявление [СКРЫТО] С.С. о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков поступило в суд 08 августа 2016 года.

В иске [СКРЫТО] С.С. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной, отказать.

Взыскать с [СКРЫТО] С.С. в пользу Федерального бюджетного учреждения Северо-Кавказский региональный центр судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 49280 (сорок девять тысяч двести восемьдесят) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья Мекерова С.Р.

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) на 08.08.2016:
Дело № 4Г-1482/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-7246/2016, апелляция
  • Дата решения: 20.09.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Киселев Герман Вадимович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7247/2016, апелляция
  • Дата решения: 31.08.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Меньшов Сергей Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7248/2016, апелляция
  • Дата решения: 13.09.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Берко Александр Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7239/2016, апелляция
  • Дата решения: 07.09.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Меньшов Сергей Викторович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7213/2016, апелляция
  • Дата решения: 28.09.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Каледина Елена Григорьевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7241/2016, апелляция
  • Дата решения: 06.09.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фоминов Роман Юрьевич
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33-7251/2016, апелляция
  • Дата решения: 07.09.2016
  • Решение: снято с рассмотрения - прочие основания
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Бостанов Шамиль Аминович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4Г-1480/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 33-7240/2016, апелляция
  • Дата решения: 13.09.2016
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Чернышова Наталья Ивановна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-1038/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Корнушенко Ольга Риваловна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7-1030/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Вынесено решение по существу
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-1024/2016, апелляция
  • Дата решения: 31.08.2016
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-1023/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-1022/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-1021/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-1020/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-1028/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-1027/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 7a-1026/2016, апелляция
  • Дата решения: 24.08.2016
  • Решение: Оставлено без изменения
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Товчигречко Максим Михайлович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-1215/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1212/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1218/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1213/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1211/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1227/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1225/2016 [44У-218/2016], кассация
  • Дата решения: 21.09.2016
  • Решение: ВЫНЕСЕНО РЕШЕНИЕ ПО СУЩЕСТВУ ДЕЛА
  • Инстанция: кассация
  • Судья: (У)Ваничкина Зинаида Васильевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-1223/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1222/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1219/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ