Дело № 3а-293/2017 (3а-693/2016;) ~ 3-835/2016, первая инстанция

Тип дела Гражданские
Инстанция первая инстанция
Суд Ставропольский краевой суд (Ставропольский край)
Дата поступления 16.12.2016
Дата решения 29.11.2017
Категория дела об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости
Судья Мекерова Светлана Рашидовна
Результат Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Судебное решение Есть
ID 7f27d753-0f82-3d98-9036-02d906b77041
Стороны по делу
Истец
********* ******** *********
Ответчик
****** **** "*** **********" ** **
************ ************* ********* **
Информация скрыта редакцией сетевого издания "Актофакт"

 

Дело- 3а-293/2017

СТАВРОПОЛЬСКИЙ КРАЕВОЙ СУД Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации

29 ноября 2017 года г. Ставрополь

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Мекеровой С.Р.,

при секретаре судебного заседания Краснослободцевой Ю.С.,

с участием:

представителя административного истца главы крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. Смоляковой С.А.,

представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Синещековой А.Е.,

эксперта ***,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,

установил:

глава крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. обратился с административным иском к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

В обоснование иска глава крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. указал, что является арендатором земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:

***, площадью 268 592 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: Ставропольский край, район Андроповский, примерно в 7 км по направлению на юго-восток от ориентира «жилой дом», адрес ориентира: ***;

***, площадью 3498 631 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ***. Участок находится примерно в 11,9 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, ***;

***, площадью 571 030 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Нижний Янкуль. Участок находится примерно в 14,2 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, ***;

***, площадью 8753 295 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Нижний Янкуль. Участок находится примерно в 13,7 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район;

***, площадью 4130 580 кв.м, разрешенное использование: земли сельскохозяйственного производства, адрес: Ставропольский край, Андроповский район, ***, примерно 13,4 км по направлению на северо-восток от ориентира – дом.

Кадастровая стоимость данных земельных участков по результатам государственной кадастровой оценки по состоянию на 01 января 2015 года определена:

с кадастровым номером *** в размере 1818502,14 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 23687481,19 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 3866158,62 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 59264183,80 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 27966091,89 рублей.

Административный истец, полагая оспариваемую кадастровую стоимость земельных участков значительно превышающей их рыночную стоимость, что нарушает его права и законные интересы арендатора, поскольку влечет увеличение размера арендной платы за пользование земельными участками, исчисляемой исходя из их кадастровой стоимости, просит установить кадастровую стоимость этих объектов недвижимости, равной их рыночной по состоянию на 01 января 2015 года, определенной оценщиком ООО «Деловой Партнер» в отчете об оценке № 01176 от 21 ноября 2016 года по состоянию на 01 января 2015 года:

с кадастровым номером *** в размере 265906,08 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 3531 950 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 606210 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 8616 060 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 3966 490 рублей.

В связи с возникшим в ходе рассмотрения дела вопросом о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, требующим специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца по делу проведена судебная оценочная экспертиза.

Согласно заключению судебной оценочной экспертизы № 010-17-ОК от 16 октября 2017 года, выполненной экспертом ООО Оценочной компанией «Эксперт», рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:

с кадастровым номером *** в размере 670 000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 7971 000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 1372 000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 19944 000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 9411 000 рублей.

В судебное заседание административный истец, представители административных ответчиков: Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Росреестра» в лице филиала по Ставропольскому краю, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, представители заинтересованных лиц Министерства финансов Ставропольского края, администрации Андроповского муниципального района Ставропольского края, извещенные надлежащим образом о слушании дела, не явились.

В отзыве на административное исковое заявление администрация Андроповского муниципального района Ставропольского края, ходатайствовала о рассмотрении заявленного иска в соответствии с действующим законодательством в отсутствие её представителя.

В соответствии с требованиями части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации указанные обстоятельства не препятствуют рассмотрению дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащих образом.

В судебном заседании представитель административного истца Смолякова С.А. поддержала исковые требования, с учетом выводов судебного экспертного заключения уточнила исковые требования и просила установить кадастровую стоимость земельных участков, равной их рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере определенной судебной оценочной экспертизой.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Ставропольского края Синещекова А.Е. просила в удовлетворении требований отказать, поскольку уменьшение кадастровой стоимости земельных участков повлечет снижение поступлений денежных средств от арендных платежей за пользование земельными участками в бюджет. С результатами проведенной судебной оценочной экспертизы не согласилась, определенная рыночная стоимость земельных участков, по её мнению, занижена.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив эксперта ***, суд пришел к выводу об удовлетворении административного иска об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости.

Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным и одной из форм платы за использование земли в Российской Федерации является арендная плата, для определения которой за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может применяться кадастровая стоимость земельного участка.

Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.

Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) регламентированы правовые основы регулирования деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам.

Для определения кадастровой стоимости отдельных объектов недвижимости на основании решения исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления проводится государственная кадастровая оценка, результаты которой вносятся в государственный кадастр недвижимости (статья 24.12 Федерального закона N 135-ФЗ).

Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую утверждена его кадастровая стоимость.

Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Согласно разъяснениям, изложенным в абзаце 6 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости.

В соответствии с пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации в случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства (статья 3 Федерального закона N 135-ФЗ).

Как следует из материалов дела, главе крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. на праве аренды принадлежат земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами:

***, площадью 268 592 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: Ставропольский край, район Андроповский, примерно в 7 км по направлению на юго-восток от ориентира «жилой дом», адрес ориентира: ***, что подтверждается договором аренды № 13 от 06 февраля 2014 года, заключенным между администрацией Андроповского муниципального района и КФХ [СКРЫТО] В.Ф. Срок действия договора аренды с 06 февраля 2014 года по 05 февраля 2024 года;

***, площадью 3498 631 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ***. Участок находится примерно в 11,9 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, ***, что подтверждается договором аренды № 73-17 от 13 сентября 2013 года, заключенным между министерством имущественных отношений Ставропольского края и КФХ [СКРЫТО] В.Ф. Срок действия договора аренды с 13 сентября 2013 года по 12 сентября 2023 года;

***, площадью 571 030 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Нижний Янкуль. Участок находится примерно в 14,2 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, ***, что подтверждается договором аренды № 74-17 от 25 ноября 2013 года, заключенным между министерством имущественных отношений Ставропольского края и КФХ [СКРЫТО] В.Ф. Срок действия договора аренды с 25 ноября 2013 года по 24 ноября 2023 года;

***, площадью 8753 295 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Нижний Янкуль. Участок находится примерно в 13,7 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, что подтверждается договором аренды № 74-17 от 25 ноября 2013 года, заключенным между министерством имущественных отношений Ставропольского края и КФХ [СКРЫТО] В.Ф. Срок действия договора аренды с 25 ноября 2013 года по 24 ноября 2023 года;

***, площадью 4130 580 кв.м, разрешенное использование: земли сельскохозяйственного производства, адрес: Ставропольский край, Андроповский район, ***, примерно 13,4 км по направлению на северо-восток от ориентира – дом, что подтверждается договором аренды № 21 от 16 декабря 2015 года, срок действия аренды с 16 декабря 2015 года по 15 декабря 2064 года, что подтверждается договором аренды № 74-17 от 25 ноября 2013 года, заключенным между министерством имущественных отношений Ставропольского края и КФХ [СКРЫТО] В.Ф. Срок действия договора аренды с 25 ноября 2013 года по 24 ноября 2023 года.

Согласно приложениям к договорам аренды, расчет арендной платы за использование вышеназванных земельных участков произведен на основании постановления Правительства Ставропольского от 16 апреля 2008 года № 64-П «Об утверждении Порядка определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы и предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты арендных платежей в пределах текущего финансового года за использование земельных участков, находящихся в собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена» (утратило силу 31 марта 2016 года), в процентах от кадастровой стоимости земельных участков.

Действующим в настоящее время постановлением Правительства Ставропольского края от 29 марта 2016 года N 112-п, вступившим в силу с 01 апреля 2016 года, предусмотрен аналогичный порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной собственности Ставропольского края, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Таким образом, в силу вышеизложенных законоположений [СКРЫТО] В.Ф., являясь плательщиком арендной платы, размер которой зависит от кадастровой стоимости арендованных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся в распоряжении органа местного самоуправления, вправе оспорить в установленном законом порядке результаты государственной кадастровой оценки данных участков.

Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 ноября 2015 года N 1381 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае» утверждены результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения в Ставропольском крае.

Согласно представленным в деле кадастровым справкам от 24 и от 25 ноября 2016 года, выданным филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ставропольскому краю, определена следующая кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года:

с кадастровым номером *** в размере 1818502,14 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 23687481,19 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 3866158,62 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 59264183,80 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 27966091,89 рублей.

Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил составленный оценщиком ООО «Деловой Партнер» отчет об оценке № 01176 от 21 ноября 2016 года, согласно которому рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:

с кадастровым номером *** в размере 265906,08 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 3531 950 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 606210 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 8616 060 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 3966 490 рублей.

На указанный отчет об оценке Некоммерческим партнерством Саморегулируемой организацией «Деловой Союз Оценщиков» дано положительное экспертное заключение от 30 ноября 2016 года № 6774.

В связи с возникшими в ходе рассмотрения дела вопросами о величине рыночной стоимости объектов недвижимости, требующими специальных познаний в области оценочной деятельности, судом по ходатайству стороны административного истца назначена судебная оценочная экспертиза.

В соответствии с заключением судебной оценочной экспертизы № 010-17-ОК от 16 октября 2017 года, выполненной экспертом ООО Оценочной компанией «Эксперт», рыночная стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года составила:

с кадастровым номером *** в размере 670 000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 7971 000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 1372 000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 19944 000 рублей;

с кадастровым номером *** в размере 9411 000 рублей.

Оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу о принятии заключения судебной оценочной экспертизы в качестве доказательства, подтверждающего рыночную стоимость объектов недвижимости, определенная по состоянию на дату их кадастровой оценки.

Указанное экспертное заключение подготовлено лицом, обладающим правом на проведение подобного рода исследования, предупрежденным об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения, соответствует требованиям Закона об оценочной деятельности.

Итоговое суждение о рыночной стоимости оцениваемых объектов недвижимости не является произвольным, эксперт в полной мере придерживался принципов федеральных стандартов оценки; определение рыночной стоимости в рамках использованных экспертом сравнительного и доходного подходов мотивировано; в экспертном заключении присутствуют ссылки на источники используемой информации, позволяющие делать выводы об авторстве и дате ее подготовки, приложены копии необходимых материалов и распечатки; заключение не допускает неоднозначного толкования.

Экспертом проведен анализ рынка предложений по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения на дату определения кадастровой стоимости земельных участков и в рамках сравнительного подхода отобран ряд аналогов, расположенных в административных районах Ставропольского края: аналог № 1 в Кочубеевском районе, в 3-х км от села Водораздел в сторону г. Невинномысска, аналог № 2 в Изобильненском районе, аналог № 3 в Кочубеевском районе, х. Стародворцовский, сопоставимых с оцениваемыми земельными участками. При отборе объектов-аналогов эксперт исходил из классификации земель по балл бонитету, пригодности почв для использования в сельском хозяйстве в Ставропольском крае и зерновому эквиваленту, сопоставимости этих показателей с районом расположения оцениваемых земельных участков. Различие объектов-аналогов по местоположению скорректировано соотношением данных о среднем балл бонитете административного района расположения оцениваемых земельных участков и в районах расположения отобранных для исследования объектов-аналогов. Андроповский и Кочубеевский входят в районы, где средний балл бонитет от 51 до 58, а Изобильненский входит в районы, где средний балл бонитет от 61 до 75.

Отобранные объекты-аналоги сходные по своим основным экономическим, материальным, техническим, другим характеристикам с объектами оценки.

Содержащиеся в экспертном заключении сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных экспертом при расчете итоговой величины рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Характеристики объектов-аналогов представлены в таблице сравнения.

Эксперт проанализировал каждый сравниваемый объект-аналог на основании всех характеристик, выявленные отличия объектов - аналогов от объектов оценки откорректированы с обоснованием поправок и расчетом их значений.

При исследовании эксперт руководствовался в том числе, справочником Лейфера Л.А.

Экспертом в рамках сравнительного подхода применена скидка на торг в размере среднего значения для неактивного рынка 20 % для земельных участков сельскохозяйственного назначения.

В отношении выявленных отличий объектов - аналогов от объектов оценки применены соответствующие корректировки на местоположение, на физические характеристики.

Вся необходимая информация о характеристиках объектов-аналогов экспертом получена из объявлений о продаже имущества, размещенных в архиве объявлений на общедоступном Интернет-сайте (https://ruads.org/), что подтверждается представленными в заключении скрин-шотами интернет страниц о продаже объектов-аналогов, содержащими сведения о местоположении, категории, размере, стоимости объектов и иных характеристиках.

Объекты, отобранные в качестве аналогов в рамках сравнительного подхода, предложены к продаже в наиболее приближенный период до даты оценки: июнь, август 2014 года (пастбища), с момента публикации предложений по продаже актуальны на дату оценки.

В рамках доходного подхода эксперт использовал метод капитализации земельной ренты.

Приведенные в заключении оценочной судебной экспертизы выводы эксперта не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение эксперта относительно рыночной стоимости объектов оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами.

Итоговое суждение о величине рыночной стоимости оцениваемых земельных участков основано экспертом на исчерпывающем анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости с использованием сравнительного и доходного подходов, согласования их результатов, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки.

Допрошенный в судебном заседании эксперт *** составивший вышеуказанное экспертное заключение, подтвердил его выводы.

Основания сомневаться в правильности выводов эксперта у суда отсутствуют, поскольку они мотивированы, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержат противоречий. Заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.

Доказательства о недостоверности выводов и результатов экспертного заключения, иной рыночной стоимости земельных участков, по делу не представлены.

Значительное отличие от кадастровой стоимости земельных участков величины рыночной стоимости этих участков, определенных в заключении эксперта, не свидетельствует о недостоверности последней.

Доводы представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края о том, что снижение кадастровой стоимости земельных участков приведет к уменьшению размера арендных платежей, поступающих в бюджет, в рассматриваемой ситуации не имеют правового значения, поскольку административный истец, реализуя свои права, гарантированные земельным законодательством и законодательством об оценочной деятельности, правомерно обратился с административным иском об установлении кадастровой стоимости арендуемых им земельных участков в размере их рыночной стоимости.

Исходя из положений статей 3 и 24.18 Закона об оценочной деятельности, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 3 июля 2014 года N 1555-О, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки земельного участка с учетом его уникальных характеристик, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлены, прежде всего, на уточнение результатов массовой оценки и в соответствии с действующим в настоящее время правовым регулированием является законным способом уточнения одной из основных экономических характеристик указанного объекта недвижимости - кадастровой стоимости.

На основании изложенного, административный иск главы крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, подлежит удовлетворению в размере, определенной заключением судебной экспертизы.

Вместе с тем, иск административного истца, предъявленный к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на дату их государственной кадастровой оценки удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

С 01 января 2017 года вступил в действие Федеральный закон №218-ФЗ от 13 июля 2015 года «О государственной регистрации недвижимости».

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (часть 1статьи 1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 июня 2009 года № 457 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» функции по государственной кадастровой оценке возложены на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (РОСРЕЕСТР).

Согласно Положению об Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, утвержденного Приказом РОСРЕЕСТРА от 28 октября 2009 года №325, на территории Ставропольского края функции по государственной кадастровой оценке осуществляет Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (Управление Росреестра по Ставропольскому краю).

Приказом Росреестра от 12 мая 2015 года № П/210 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Кадастровая палата наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В Приказе Росреестра от 18 октября 2016 года № П/0515 «О наделении федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» приведены общие полномочия органа регистрации прав, не связанные с определением кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Таким образом, из содержания приведенных приказов Росреестра следует, что права Кадастровой палаты по определению кадастровой стоимости ограничены, она наделена полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик.

В соответствии с Уставом ФГБУ «ФКП Росреестра», утвержденным Приказом Росреестра от 13 декабря 2016года № П/0595, его филиалы наделены полномочиями по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик; формированию и предоставлению перечней объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке и др.

В рамках настоящего дела оспаривается кадастровая стоимость объектов недвижимости, установленная на 01 января 2015 года, то есть на дату составления перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.

Согласно части 4 статьи 38 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и пункту 7 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года №28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» административными ответчиками по делам об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной являются: государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.

Статьей 24.13 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке, формируется и предоставляется заказчику работ по его запросу органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке.

Перечень объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки 2015 года был сформирован и предоставлен (предоставлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края) Управлением Росреестра по Ставропольскому краю.

При таких обстоятельствах, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» является ненадлежащим ответчиком по данному делу.

На основании изложенного, суд пришел к выводу об отказе административному истцу в иске к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, как предъявленному к ненадлежащему ответчику.

Согласно положениям абзаца 5 статьи 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установленная судом кадастровая стоимость подлежит применению с 1 января года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

По настоящему делу заявление административного истца о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков поступило в суд 16 декабря 2016 года.

Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости в соответствии с пунктом 11 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

В силу части 1 статьи 103 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.

Согласно пункту 1 статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в абзацах 2 и 3 пункта 31 Постановления от 30 июня 2015 года N 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» разъяснил, что при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости.

В случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, поскольку решение суда по делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, не имеющего противоположных с заявителем юридических интересов.

Административные ответчики право административного истца на установление кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной на дату их государственной кадастровой оценки, как и выводы судебной оценочной экспертизы о рыночной стоимости земельных участков не оспаривали, каких-либо доказательств относительно величины рыночной стоимости принадлежащих административному истцу земельных участков, не представляли.

Судебная оценочная экспертиза назначена судом по ходатайству представителя административного истца, гарантировавшего его оплату, в целях установления юридически значимого обстоятельства по делу, величины действительной рыночной стоимости земельных участков. Определением суда от 16 января 2017 года о назначении судебной оценочной экспертизы оплата за проведение судебной оценочной экспертизы возложена на административного истца.

По итогам экспертизы подтвержден факт недостоверности определенной в отчете об оценки рыночной стоимости земельных участков, в связи с чем, изначально заявленные исковые требования представителем административного истца были уточнены в соответствии с выводами судебной оценочной экспертизы о величине рыночной стоимости земельных участков.

Следовательно, административный истец, обратившись в суд с настоящими исковыми требованиями, реализовал свое право на установление кадастровой стоимости земельных участков, равной их рыночной стоимости, по состоянию на дату их государственной кадастровой оценки.

Принятое по настоящему делу решение суда не может расцениваться как принятое против административных ответчиков, не имеющих противоположных с заявителем юридических интересов.

До настоящего времени оплата судебной оценочной экспертизы административным истцом не произведена.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о возложении на административного истца расходов по оплате судебной оценочной экспертизы.

Руководствуясь статьями 175-180, статьей 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административный иск главы крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 268 592 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: Ставропольский край, Андроповский район, примерно в 7 км по направлению на юго-восток от ориентира «жилой дом», адрес ориентира: ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 570 000 (шестьсот семьдесят тысяч) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 3498 631 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир ***. Участок находится примерно в 11,9 км от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 5963 000 (семь миллионов девятьсот семьдесят одна тысяча) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 571 030 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Нижний Янкуль. Участок находится примерно в 14,2 км от ориентира по направлению на северо-запад. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, ***, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 1372 000 (один миллион триста семьдесят две тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 8753 295 кв.м, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства, адрес: местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир с. Нижний Янкуль. Участок находится примерно в 13,7 км от ориентира по направлению на север. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, Андроповский район, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 19944 000 (девятнадцать миллионов девятьсот сорок четыре тысячи) рублей.

Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером ***, площадью 4130 580 кв.м, разрешенное использование: земли сельскохозяйственного производства, адрес: Ставропольский край, Андроповский район, ***, примерно 13,4 км по направлению на северо-восток от ориентира – дом, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01 января 2015 года в размере 9411 000 (девять миллионов четыреста одиннадцать тысяч) рублей.

Административное исковое заявление главы крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости поступило в суд 16 декабря 2016 года.

В иске главы крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости, отказать.

Взыскать с главы крестьянского (фермерского) хозяйства [СКРЫТО] В.Ф. в пользу ООО Оценочной компании «Эксперт» судебные расходы по проведению судебной оценочной экспертизы в размере 80 000 (восемьдесят тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья С.Р. Мекерова

Дата публикации: 15.03.2023
Другие поступившие дела в Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) на 16.12.2016:
Дело № 3а-471/2017 (3а-737/2016;) ~ 3-840/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 13.09.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Сицинская Ольга Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-331/2017 (3а-731/2016;) ~ 3-827/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 30.11.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Задорнева Наталья Петровна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-314/2017 (3а-714/2016;) ~ 3-833/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 13.07.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: (У)Фомин Михаил Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-311/2017 (3а-711/2016;) ~ 3-831/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 01.09.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: (У)Фомин Михаил Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-291/2017 (3а-691/2016;) ~ 3-845/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 16.06.2017
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: (У)Гедыгушев Мурат Ильясович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 3а-8/2018 (3а-345/2017;) ~ М-829/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 11.01.2018
  • Решение: Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Строчкина Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9а-3/2017 ~ 3-826/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 13.01.2017
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Строчкина Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33aа-89/2017 (33aа-1210/2016;), апелляция
  • Дата решения: 24.01.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Сицинская Ольга Викторовна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 33aа-92/2017 (33aа-1213/2016;), апелляция
  • Дата решения: 24.01.2017
  • Решение: РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
  • Инстанция: апелляция
  • Судья: Фомин Михаил Владимирович
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 9а-5/2017 ~ 3-824/2016, первая инстанция
  • Дата решения: 13.01.2017
  • Решение: Заявление ВОЗВРАЩЕНО заявителю
  • Инстанция: первая инстанция
  • Судья: Строчкина Елена Алексеевна
  • Судебное решение: ЕСТЬ
Дело № 4У-1901/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1908/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1907/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1905/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1909/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ
Дело № 4У-1906/2016, кассация
  • Инстанция: кассация
  • Судебное решение: НЕТ