Тип дела | Гражданские |
Инстанция | первая инстанция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 08.04.2019 |
Дата решения | 20.05.2019 |
Категория дела | О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок по делам, подсудным областным и равным им судам, окружным (флотским) военным судам |
Судья | Задорнева Наталья Петровна |
Результат | ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы) |
Судебное решение | Есть |
ID | be47b9d5-d0ba-3359-a7b8-fe2bb6410ecb |
Дело № 3а-208/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Ставрополь 20 мая 2019 года
Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Пика А.И.,
с участием представителей : административного истца [СКРЫТО] К.А. – Критинина А.А., административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – Синещековой А.Е., административного ответчика - министерства финансов Ставропольского края - Никитиной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к министерству имущественных отношений Ставропольского края, министерству финансов Ставропольского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,
установил :
4 апреля 2019 года в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя поступило административное исковое заявление [СКРЫТО] К.А. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, министерству финансов Ставропольского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок и взыскании в ее пользу 500000 рублей такой компенсации, госпошлины в размере 300 рублей и расходов на оплату услуг представителя в сумме 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований [СКРЫТО] К.А. сослалась на то, что Ленинский районный суд города Ставрополя решением от 21 марта 2017 года обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения. Во исполнение указанного решения 30 сентября 2017 года возбуждено исполнительное производство. Однако, до настоящего времени судебное решение не исполнено, что ставит истца в тяжелое материальное положение, так как, не имея жилья, ей приходится арендовать жилое помещение и нести дополнительные расходы. Общая продолжительность исполнительного производства по исполнению судебного решения составляет - 1 год 6 месяцев 4 дня.
В судебное заседание административный истец [СКРЫТО] К.А. не явилась, представила заявление о рассмотрении административного иска в ее отсутствие.
При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного и не явившегося в судебное заседание лица, в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца [СКРЫТО] К.А. – Критинин А.А. поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – Синещекова А.Е. полагала, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, поддержала представленные возражения на иск. Пояснила, что длительность исполнения судебного акта не содержит признаков нарушения разумного срока исполнения, так как в данном случае речь идет о предоставлении жилья. Этот вопрос занимает гораздо больше времени. В списке детей-сирот, которым государство обязано предоставить благоустроенное жилое помещение, на данный момент в Ставропольском крае состоит более 2000 человек. Министерство имущественных отношений не может обеспечить одним разом все 2000 человек жильем на территории Ставропольского края по не зависящим от него причинам. Мероприятия по обеспечению детей-сирот жильем проводятся непрерывно. С 2016 года по 2018 год благоустроенное жилое помещение получили более 1000 человек, подпадающих под такую категорию нуждающихся в жилых помещениях. Работа ведется ежегодно и непрерывно в рамках Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Данный закон ограничивает возможность заключения напрямую договора купли-продажи, что делает эту процедуру затяжной. В данном случае речь идет не о том, что у министерства имущественных отношений Ставропольского края не хватает финансирования, а в ограничениях, установленных законодательством. Так министерство имущественных отношений края размещает извещение о необходимости приобретении жилого помещения в границах определенного муниципального образования, если на это извещение откликаются собственники жилых помещений, которые соответствуют критериям, которые указаны в извещении, то затем проводится аукцион, а после - торги. Такая же система участия в долевом строительстве, где откликаются непосредственно застройщики. Иного пути предоставления лицам из числа детей - сирот благоустроенного жилого помещения на данный момент действующее законодательство не предусматривает. Министерство имущественных отношений Ставропольского края за 2019 год предоставило 60 благоустроенных жилых помещений детям-сиротам.
Представитель административного ответчика - министерства финансов Ставропольского края - Никитина Ю.В. возражала против удовлетворения требований в полном объеме, поддержала представленные в суд возражения на иск.
Заслушав объяснения сторон спора, исследовав письменные доказательства, представленные в настоящее административное дело, материалы гражданского дела № 2-1870/17 Ленинского районного суда города Ставрополя, суд находит административные исковые требования [СКРЫТО] К.А. не подлежащими удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (ред. от 19.12.2016 г.) (Далее Закон о компенсации) установлено, что истец вправе обратиться с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования неимущественного характера.
Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.
В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.
Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».
Согласно пункту 55 указанного Пленума Верховного Суда Российской Федерации при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.
Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств : правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта.
Согласно пункта 36 постановление Пленума № 11, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 5 статьи 253 понимаются - по искам к публично-правовому образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), о присуждении компенсации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункты 1, 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 9 статьи 3 Закона о компенсации).
Согласно статье 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.
Как следует из материалов настоящего административного дела, гражданского дела Ленинского районного суда города Ставрополя № 2-1870/17 решением указанного суда от 21 марта 2017 года удовлетворен иск заместителя прокурора Советского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО], которая относится к лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд в решении обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить [СКРЫТО] К.А. 27 июля 1996 года рождения, благоустроенное жилое помещение из специализированного жилищного фонда Ставропольского края по договору найма специализированного жилого помещения.
13 сентября 2017 года за исх. № 51470 в адрес межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых поручений УФССП РФ по Ставропольскому краю судьей Ленинского районного суда города Ставрополя направлен исполнительный лист серии ФС № 012173958 на основании указанного вступившего в законную силу решения.
Постановлением судебного пристава-исполнителя межрайонного ОСП по исполнению особых исполнительных производства от 30 сентября 2017 года возбуждено исполнительное производство в отношении министерства имущественных отношений Ставропольского края.
18 октября 2017 года в суд от Государственного казенного учреждения Ставропольского края «Имущественный Фонд Ставропольского края» поступило заявление об отсрочке исполнения судебного решения на один год.
Вступившим в законную силу определением Ленинского районного суда от 16 ноября 2017 года исполнение указанного судебного решения отсрочено на один год - до 16 ноября 2018 года. В обоснование предоставления отсрочки районный суд указал, что в соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», являясь государственным заказчиком, министерство не вправе осуществлять приобретение товаров по прямым договорам купли-продажи. Государственные закупки осуществляются только в соответствии с названным законом на основании проведенных аукционов с учетом сроков, установленных названным законом. По итогам проведения аукциона в электронной форме между министерством имущественных от ношений Ставропольского края и ООО «Базис-Строй» заключены государственные контракты на участие в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в городе Зеленокумске (35 жилых помещений). Срок ввода дома в эксплуатацию – 2 квартал 2017 года. Кроме того, после подписания акта приема-передачи жилых помещений необходимо произвести действия по регистрации права собственности Ставропольского края на жилье, включить их в реестр госсобственности края и специализированный жилой фонд, передать квартиры на баланс государственного казенного учреждения Ставропольского края «Имущественный фонд Ставропольского края», направить предложение [СКРЫТО] К.А. и заключить с нею договор найма специализированного жилого помещения, что свидетельствует о наличии объективной невозможности исполнения обязательства в натуре в установленный срок.
До настоящего времени исполнительное производство по исполнению судебного решения не окончено.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 55 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от взыскателя исполнительного листа в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.
Из положений статьи 8 Федерального закона № 68-ФЗ следует, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации исполнить требования неимущественного характера, но не ранее, чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.
По общему правилу, установленному в статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Таким образом, изложенные нормы закона и обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта со дня возбуждения исполнительного производства и до дня обращения в суд составила – 1 год 4 месяца 4 дня (с учетом предоставленной отсрочки на 1 год).
Оценка вышеизложенных обстоятельств по административному делу свидетельствуют о том, что правовых оснований к удовлетворению заявленных требований о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется. Министерство имущественных отношений, являясь в силу закона государственным заказчиком и организатором мероприятий, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» по приобретению незаселенных специализированных жилых помещений общей площадью соответствующей норме социального найма в соответствии с законом Ставропольского края, для лиц, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действовал достаточно эффективно и предпринимал все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда.
Судом также принимается во внимание, что разумный срок исполнения судебного акта включает в себя период времени, в течение которого судебный акт исполняется (претворяется в жизнь) соответствующим субъектом в рамках полномочий с учетом обстоятельств объективной реальности и рамочных сроков, предусмотренных законодательством для осуществления подобных действий. Период времени, в течение которого исполняется решение Ленинского районного суда города Ставрополя, является разумным сроком исполнения судебного акта, поскольку административным ответчиком проводятся постоянные и непрерывные мероприятия по исполнению указанного решения с соблюдением требований действующего федерального законодательства и законодательства субъекта.
С учетом изложенного, критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и принимая во внимание достаточность и своевременность действий административного ответчика, производимых в целях своевременного исполнения судебного акта, а также общую продолжительность исполнения судебного решения по делу, такой срок судом не может быть признать неразумным.
Кроме того, при разрешении данного иска судом учитываются положения пункта 2 статьи 1 ФЗ № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в соответствии с которым нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушение права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок. Отсюда следует, что не подлежит удовлетворению требование заявителя о взыскании в его пользу компенсации в случаях, если разумный срок исполнения судебного акта был нарушен в связи с осуществлением действий на стадиях исполнительного производства (назначение должнику срока для добровольного исполнения судебного акта, предоставление отсрочки исполнения решения).
На основании изложенного, а также с учетом обстоятельств и причин приостановления исполнительного производства по исполнению судебного решения Ленинского районного суда города Ставрополя на срок 1 год, по мнению суда, в удовлетворении заявленных исковых требований [СКРЫТО] К.А. надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил :
в удовлетворении административных исковых требований [СКРЫТО] [СКРЫТО] [СКРЫТО] к министерству имущественных отношений Ставропольского края, министерству финансов Ставропольского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в сумме 500000 рублей и взыскании понесенных судебных расходов в виде уплаты госпошлины в размере 300 рублей и расходов на оплату услуг представителя в размере 10000 рублей - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Ставропольского краевого суда путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья Задорнева Н.П.