Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 29.09.2016 |
Дата решения | 22.11.2016 |
Категория дела | прочие об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов военного управления |
Судья | (У)Шеховцова Элеонора Александровна |
Результат | решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения |
Судебное решение | Есть |
ID | 7e2d8920-06dc-3636-a19a-c1684f97449a |
Судья Паков Н.Н. дело № 33аа-974/2016
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ставрополь 22 ноября 2016 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сицинской О.В.,
судей Шеховцовой Э.А., Строчкиной Е.А.,
при секретаре судебного заседания Антонове А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционному представлению старшего помощника прокурора [СКРЫТО] Э.Л.
на решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 01 июля 2016 года по делу по административному исковому заявлению прокурора города Пятигорска в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным постановления администрации города Пятигорска,
заслушав доклад судьи Шеховцовой Э.А.,
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Пятигорска обратился в суд с административным исковым заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Пятигорска, в котором просил признать постановление администрации города Пятигорска от 27 июля 2011 года № 3043 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Позову Г.И. места размещения диагностического здания в районе ГК <…> по улице <…>» незаконным и недействительным.
Решением Пятигорского городского суда Ставропольского края от 01 июля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления прокурора города Пятигорска отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, старший помощник прокурора [СКРЫТО] Э.Л. подала апелляционное представление, в котором просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым удовлетворить заявленные требования. Считает решение суда незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, ссылаясь на доводы в ней изложенные.
Представитель МУ «Управление имущественных отношений администрации города Пятигорска», Позов Г.И., надлежащим образом уведомленные о дате, времени и месте заседания судебной коллегии, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении слушания дела не представили.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отложения дела не имеется в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Ледовскую Н.В., представителя администрации города Пятигорска Прибыткова М.С., судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ, решение должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 6 статьи 15 КАС РФ), когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59-62, 84 КАС РФ), и содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не отвечает.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением администрации г. Пятигорска от 27 июля 2011 № 3043 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Позову Г.И. места размещения диагностического здания в районе ГК <…>по улице <…>», заинтересованному лицу Позову Г.И. утвержден акт выбора и согласовано размещение объекта недвижимости по указанному адресу.
Отказывая прокурору города Пятигорска в удовлетворении требования о признании постановления администрации города Пятигорска от 27 июля 2011 года № 3043 незаконным и недействительным, суд первой инстанции исходил из того, что земельный участок с кадастровым номером <…>расположен в зоне «Ж-4», предназначенной для застройки многоэтажными жилыми домами, административными зданиями, объектами здравоохранения и социального обеспечения, а так же из того, что с административным исковым заявлением прокурор города Пятигорска обратился в суд за пределами срока, установленного частью 1 статьи 219 КАС РФ, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных требований о признании недействительными актов органа местного самоуправления не имелось.
Судебная коллегия не может согласиться с обоснованностью выводов суда первой инстанции, поскольку судом при разрешении спора неправильно применены нормы материального права, что привело к несоответствию выводов суда фактическим обстоятельствам дела и вынесению необоснованного решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ, суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, а так же иное указанное в данной статье.
Земельный кодекс РФ и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, основываются на принципах учета земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которым регулирование общественных отношений по использованию и охране земли, осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве, лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю. Приоритете охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат. Делении земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства.
В соответствии с положениями статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенными использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов, другие категории, предусмотренные статьей 7 Земельного кодекса РФ.
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (статья 83 Земельного кодекса РФ).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам жилым, общественно-деловым, производственным, инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационным, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов, иным территориальным зонам. Границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков. Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, строений, сооружений. Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно статье 40 Земельного кодекса РФ реализация собственником земельного участка своих прав осуществляется в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Информация о видах разрешенного использования земельного участка, предусмотренных градостроительным регламентом, согласно части 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ, содержится в градостроительном плане земельного участка.
Решением Думы города Пятигорска от 12 ноября 2014 года № 35-47 РД, утверждены правила землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска, которые включают в себя карту градостроительного зонирования, градостроительные регламенты, в том числе зоны «Ж-4» и «Р-3» и основные виды разрешенного использования данных территориальных зон.
Вывод суда о нахождении предусмотренного под строительство земельного участка с кадастровым номером <…>на территории исключительно зоны «Ж-4» является несостоятельным, поскольку указанный участок находится в двух территориальных зонах «Ж-4» и зоне «Р-3», что подтверждается представленной прокурором выпиской с официального сайта администрации города Пятигорска, на которой отображена карта градостроительного зонирования правил землепользования и застройки муниципального образования города-курорта Пятигорска.
Кроме того, определением Ставропольского краевого суда от 26 июля 2016 года отменено решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 24 марта 2016 года.
Указанным определением постановление администрации города Пятигорска Ставропольского края от 01.06.2015 № 1972 «О выдаче Позову Г.И. разрешения на строительство медико-оздоровительного центра (поз 1 по генплану) на предоставленном земельном участке в районе ГК <…>по улице <…>» признано противоречащим действующему законодательству и недействительным с момента принятия правового акта, а также признано противоречащим действующему законодательству и недействительным с момента принятия правового акта постановление администрации города Пятигорска Ставропольского края от 23.03.2015 № 1151 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка по ул. <…>, в районе ГК <…>.
В соответствии с правилами землепользования и застройки муниципального образования города Пятигорска зона "Р-3" - зона городских лесов. Зоны городских лесов выделены для обеспечения правовых условий сохранения и использования обширной озелененной территории (лесов, лесопарков, садов, природных заповедников, участков, покрытых кустарником, лужаек и т.д.) в целях кратковременного массового организованного и самодеятельного отдыха населения при соблюдении нижеследующих видов и параметров разрешенного использования объектов недвижимого имущества.
К основным видам разрешенного использования вышеуказанной зоны отнесены «Земельные участки, занятые городскими лесами»; «организация лесопарков». Градостроительным регламентом территориальной зоны «Р-3» не предусмотрено размещение в ее границах объектов капитального строительства, в том числе медицинских учреждений.
Таким образом, постановление администрации города Пятигорска от 27 июля 2011 № 3043 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Позову Г.И. места размещения диагностического здания в районе ГК <…>по улице <…>», которым Позову Г.И. утвержден акт выбора и согласовано размещение объекта недвижимости по указанному адресу, противоречит требованиям градостроительного регламента зоны «Р-3», в границах которой находится земельный участок с кадастровым номером <…>.
Судебная коллегия так же не может согласиться с выводом суда первой инстанции о пропуске прокурором срока для обращения в суд, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что указанные выше нарушения выявлены в рамках проверки доводов обращения Лазаренко Е.В., следовательно, прокурору города Пятигорска стало известно о допущенных нарушениях требований федерального законодательства только после поступления 14 марта 2016 года обращения Лазаренко Е.В.
Таким образом, срок обращения в суд с данным административным заявлением прокурором не пропущен.
Согласно части 2 статьи 310 КАС РФ, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
При таких обстоятельствах, решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 01 июля 2016 года подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 307-310 КАС РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Пятигорского городского суда Ставропольского края от 01 июля 2016 года – отменить.
Вынести по делу новое решение, которым административное исковое заявление прокурора города Пятигорска Ставропольского края, поданное в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации города Пятигорска Ставропольского края – удовлетворить.
Признать постановление администрации города Пятигорска от 27 июля 2011 года № 3043 «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории и согласовании Позову Г.И. места размещения диагностического здания в районе ГК <…>по улице <…>» незаконным, противоречащим действующему законодательству и недействительным с момента принятия правового акта.
Председательствующий:
Судьи: