Тип дела | Гражданские |
Инстанция | апелляция |
Суд | Ставропольский краевой суд (Ставропольский край) |
Дата поступления | 13.07.2017 |
Дата решения | 24.08.2017 |
Категория дела | об установлении рыночной стоимости земельных участков и отдельных объектов недвижимости |
Судья | Товчигречко Максим Михайлович |
Результат | РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ |
Судебное решение | Есть |
ID | aa45858d-f1e9-35db-a660-7ab4b67c5eb6 |
Судья Задорнева Н.П. дело № 33аа-854/2017
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Ставрополь 24 августа 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:
председательствующего Брянского В.Ю.,
судей Товчигречко М.М., Болотовой Л.А.,
при секретаре Мазикиной А.Б.,
с участием представителя административного истца Тараловой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда 24 августа 2017 года
дело по апелляционной жалобе представителя администрации г.Ессентуки Красковского Д.В.,
на решение Ставропольского краевого суда от 12 мая 2017 года
по административному иску [СКРЫТО] А.С. к Министерству имущественных отношений Ставропольского края, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю об установлении кадастровой стоимости земельных участков равной их рыночной стоимости,
заслушав доклад судьи Товчигречко М.М.,
У С Т А Н О В И Л А:
[СКРЫТО] А.С. обратился в Ставропольский краевой суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами:
*, площадью * кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование : под строительство складских помещений сельскохозяйственного назначения, адрес (описание местоположение) : *, в размере его рыночной стоимости – 6546000 руб. по состоянию на 01.01.2015;
*, площадью * кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование : под строительство складских помещений сельскохозяйственного назначения, адрес (описание местоположение) : Ставропольский край, город Ессентуки, район въезда в г. Ессентуки со стороны г. Пятигорска, в размере его рыночной стоимости – 1799000 руб. по состоянию на 01.01.2015.
Решением Ставропольского краевого суда от 12 мая 2017 года административные исковые требования [СКРЫТО] А.С. удовлетворены.
Судом постановлено:
Установить кадастровую стоимость земельных участков по состоянию на 01 января 2015 года :
- с кадастровым номером *, площадью * кв.м. категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство складских помещений сельскохозяйственного назначения, адрес (описание местоположение) : Ставропольский край, город Ессентуки, район въезда в г. Ессентуки со стороны г. Пятигорска в размере 14888 000 рублей;
- с кадастровым номером *, площадью * кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование - под строительство складских помещений сельскохозяйственного назначения, адрес (описание местоположение) : Ставропольский край, город Ессентуки, район въезда в г. Ессентуки со стороны г. Пятигорска, в размере - 4426 000 рублей.
Настоящее решение суда является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами * и *.
В апелляционной жалобе представитель администрации г.Ессентуки Красковский Д.В. просит отменить это решение суда и принять по делу новое об отказе в удовлетворении заявления.
Представители ответчиков и заинтересованных лиц в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в установленном законом порядке, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя административного истца Таралову И.В., просившую отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам считает решение суда правильным и оснований для его отмены не находит.
Использование земли в Российской Федерации является платным, и одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Кадастровая стоимость земельного участка также может применяться для определения арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности. (пункты 1 и 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В случае определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости (пункт 3 статьи 66 ЗК РФ).
В силу статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.
В соответствии с частью 1 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии. Для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в силу абзаца 3 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В силу частей 1 и 2 статьи 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ в случае внесения в государственный кадастр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объекта недвижимости, влекущем за собой изменение его кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
В таком случае датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ.
Как следует из материалов дела, [СКРЫТО] А.С. на основании договора аренды земельного участка от 25.10.2011 № 563-з, дополнительного соглашения к нему от 17.11.2014; договора аренды земельного участка от 25.10.2011 № 562-з и дополнительного соглашения к нему от 17.11.2016 является арендатором указанных земельных участков. Арендная плата за земельные участки исчисляется исходя из кадастровой стоимости.
Приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27.11.2015 № 1380 «Об утверждении результатов определения государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов в Ставропольском крае» утверждена кадастровая стоимость спорных земельных участков, которая в соответствии с кадастровыми справками от 07.11.2016 года составила:
- земельного участка с кадастровым номером * – 28138797, 84 руб. (т. 1 л.д. 15);
- земельного участка с кадастровым номером * – 7823047, 68 руб. (т. 1 л.д. 16).
Согласно отчета об оценке № 0060 от 16.11.2016, составленного Автономной некоммерческой организацией «Экспертно-консультационное бюро» об определении рыночной стоимости объекта оценки - земельных участков, рыночная стоимость земельных участков составила :
- с кадастровым номером *, площадью : * кв.м. категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование под строительство складских помещений сельскохозяйственного назначения, адрес (описание местоположение): Ставропольский край, город Ессентуки, район въезда в г. Ессентуки со стороны г. Пятигорска, по состоянию на 01.01.2015 - 6546000 руб.;
- с кадастровым номером *, площадью : * кв.м., категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование под строительство складских помещений сельскохозяйственного назначения, адрес (описание местоположение): Ставропольский край, город Ессентуки, район въезда в г. Ессентуки со стороны г. Пятигорска, по состоянию на 01.01.2015 - 1799000 руб. (т. 1 л.д. 18-111).
По ходатайству представителя административного истца – Тараловой И.В. проведена судебная оценочная экспертиза. По заключению судебной экспертизы № 6/2017-Э от 27.02.2017, выполненной экспертом ООО «ТАИС», рыночная стоимость земельных участков на дату оценки – 01.01.2015 составила :
- с кадастровым номером * - 14888 000 рублей;
- с кадастровым номером * - 4426 000 рублей (т. 1 л.д. 209-252).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В целях упорядочения организации работ по государственной кадастровой оценке земель на территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 года №316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель.
В соответствии с пунктами 2, 4, 10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения, государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования, а ее результаты по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости (пункт 5 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель).
По смыслу приведенных положений действующего законодательства, кадастровая стоимость, по своей природе, является рыночной стоимостью. Однако особенности ее определения при проведении государственной кадастровой оценки с помощью метода массовой оценки не обеспечивают ее точное соответствие реальной рыночной стоимости.
В связи с этим, пунктом 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Положениями статьи 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 года №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", предусмотрена возможность оспаривания правообладателем или иными заинтересованными лицами результатов кадастровой оценки соответствующего земельного участка. Результаты определения кадастровой стоимости земельного участка могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости путем подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости. Основанием для подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости могут быть недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость.
В настоящее время определение кадастровой стоимости образуемых земельных участков осуществляется в соответствии с Методическими указаниями по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденными приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 года №222.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, как в прежней, так и в действующей редакции допускает не только определение кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном нормативно-правовыми актами, но и установление рыночной стоимости земельного участка, а также возможность определения кадастровой стоимости земельного участка исходя из его рыночной стоимости.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что законодательство не содержит запрета на возможность определения кадастровой стоимости земельного участка, внесенной в государственный кадастр недвижимости, посредством указания его рыночной стоимости, причем сами по себе достоверность кадастровой стоимости земельного участка и законность нормативного акта о ее утверждении предметом оспаривания в этом случае не являются. Права заявителя, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
Исследовав и оценив представленные доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд первой инстанции правильно установил, что экспертное заключение об определении рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства, в том числе Федеральному закону N 135-ФЗ и федеральным стандартам оценки, и обоснованно признал его относимым и допустимым доказательством размера рыночной стоимости земельного участка.
У суда не имелось оснований не доверять заключению эксперта, в судебном заседании стороны не воспользовались правом заявить ходатайство о назначении повторной экспертизы. В представленном экспертном заключении даны полные, конкретные и достаточно ясные ответы на поставленные вопросы, не допускающие неоднозначного толкования. Эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ, процессуальные права участников судебного разбирательства при проведении экспертизы не нарушены, экспертиза проведена компетентным экспертом, в связи с чем, оснований сомневаться в объективности данного заключения у суда также не имелось.
Экспертом исследован рынок земельных участков коммерческого назначения в соответствующей ретроспективе, приведено обоснование применяемых подходов к оценке и методов оценки земельных участков, проведен подбор и описание объектов-аналогов, определены ценообразующие факторы, соответствующие требованиям Методических рекомендаций по определению рыночной стоимости земельных участков, утвержденных распоряжением Минимущества России от 06.03.2002 года № 568-р, произведен выбор подходов к оценке и обоснование примененных стандартов; обоснован выбор аналогов и примененных корректировок.
В рамках сравнительного подхода экспертом выбран метод сравнения продаж, как наиболее полно отвечающий заявленным требования и предполагаемому использованию результатов исследования. Для анализа и расчета рыночной стоимости взято необходимое количество объектов-аналогов, отвечающих требованиям пункта 22 ФСО № 7, сопоставимых по характеристикам с оцениваемым объектом недвижимости. Как следует из сравнительной таблицы, все объекты-аналоги расположены в одном регионе КМВ, с соответствующим разрешенным использованием, учтен объем передаваемых имущественных прав, физические характеристики объектов. Применены соответствующие корректировки.
Поскольку доказательств, опровергающих изложенные в заключении судебной оценочной экспертизы № 6/2017-Э от 27.02.2017, выполненной экспертом ООО «ТАИС» выводы, а также содержащих сведения об иной рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, заинтересованными лицами не представлено, суд правомерно признал заявленные требования подлежащими удовлетворению.
Иные доводы апелляционной жалобы также не могут быть положены в основу пересмотра решения суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств.
Судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства и применены нормы материального и процессуального права, подлежащие применению к спорному правоотношению, в связи с чем, решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ставропольского краевого суда от 12 мая 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: